Финансовая система страны: сущность, структура, роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является углубленный анализ теоретических основ финансовой системы страны, изучение сущности, строения и структуры финансовой системы.
Для достижения данных целей необходимо выделить следующие задачи:
1. Изучить историю понятия финансы
2. Понять сущность, структуры финансовой системы страны
3. Определить роль финансовой системы в экономике

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы финансовой системы страны
1.1. Понятие финансы
1.2. Понятие финансовая система
1.3. Звенья финансовой системы РФ
2. Структура финансовой системы страны
2.1. Характеристика кредитно-банковской системы страны
2.2. Роль государственных органов в финансовой системе РФ
3. Финансовая система на современном этапе.
3.1. Проблемы и перспективы развития финансовой системы страны
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 107.45 Кб (Скачать файл)

Банк  России выполняет следующие основные функции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций; осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков; устанавливает правила расчетов и проведения банковских операций.

Он подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В последние  годы предприятия и население все больше высказывали и высказывают недовольство работой коммерческих банков. Среди причин, вызывающих недовольство со стороны предприятий и организаций — клиентов коммерческих банков можно отметить низкий профессионализм руководящего звена коммерческих банков, а в ряде случаев — личную корыстную заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов банков; использование некоторыми банками государственных бюджетных средств в качестве ресурсной базы для ускоренного наращивания размеров своего баланса и операций, что привело к зависимости таких банков от состояния государственного бюджета, а также к нерациональному использованию государственных средств; установление банками непомерно высоких процентных ставок за пользование банковским кредитом; задержка в про-ведении финансовых расчетов между клиентами и др. Все это ведет к резкому снижению уровня доверия к банковской системе и к отдельным коммерческим банкам со стороны клиентов и населения.

Репутация коммерческих банков была подорвана  кризисом банковской системы, который  достиг высшей точки в августе 1998 г. Обострение кризиса в августе 1998 г. имело следующие внутренние проявления. Правительство РФ не смогло продолжать обслуживание и погашение внутреннего долга, что привело к замораживанию выплат по ГКО и ОФЗ, остановке финансовых рынков, к скачку валютного курса. Все это повлекло за собой кризис в банковской сфере России, так как значительная часть банков была ориентирована на предсказуемый валютный курс и устойчивое функционирование рынка ГКО и ОФЗ.

Банковский  кризис, затронувший деятельность более половины коммерческих банков, имел также внешние проявления: Банковский кризис, затронувший деятельность более половины коммерческих банков, имел также внешние проявления:

    • снижение платежеспособности коммерческих банков, неспособность выполнять ими свои обязательства перед ино-странными кредиторами и клиентами;
    • снижение доверия иностранных партнеров к коммерческим банкам;
    • остановку межбанковского денежного рынка;
    • аресты корреспондентских счетов отдельных коммерческих банков за рубежом, в результате чего уменьшился приток экспортной валютной выручки;
    • аресты корреспондентских счетов отдельных коммерче-ских банков за рубежом, в результате чего уменьшился приток экспортной валютной выручки;
    • остановку рядом банков платежей своих клиентов, включая платежи в пользу бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Ситуацию  в банковской системе усугубил отток  средств населения из банков. Только за август 1998 г. вклады населения сократились  на 15,1 млрд руб., или на 10%, в валюте — на 644 млн долл., или на 10,1%. Средства на расчетных и текущих счетах, депозиты предприятий и организаций за август 1998 г. уменьшились на 7,1 млрд руб., или на 15,5%. Банковский капитал сократился на 13,2%, образовались убытки в сумме 8,1 млрд руб,1

В условиях роста числа ненадежных банков особое значение имеет проблема реструктуризации коммерческих банков. Под реструктуризацией  банков понимаются меры, принимаемые  Центральным банком на преодоление  финансовой неустойчиво¬сти и осуществление процедуры ликвидации несостоятельных банков.

Целями реструктуризации банковской системы являются:

    • выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реальной экономики;
    • определение и ликвидация неплатежеспособных банков, не имеющих перспектив дальнейшего существования;
    • сохранение и реформирование крупных неплатежеспособных
    • восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, предприятий и организаций;
    • восстановление способности банковской системы проводить расчеты;
    • создание законодательной базы для быстрого и эффективного проведения реструктуризации;
    • проведение политики в поддержку развития инфра-структуры финансовых рынков: фондовых бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев;
    • обеспечение прозрачности информации о банках и их финансовом состоянии;
    • усиление банковского надзора со стороны Центрального банка РФ за деятельностью коммерческих банков;
    • изменение организационной структуры банков (сокращение филиальной сети, удаление лишних управленческих звеньев и др.)*

Предусмотрено для некоторых банков введение ограничений  на проведение отдельных банковских операций.

В соответствии с Федеральным законом “О федеральном  бюджете на 1999 год” Правительством РФ и Центральным банком РФ был  создан новый Российский банк развития (РосБР) — государственная кредитная организация по кредитованию инвестиционных проектов .

Особая роль в банковской системе отведена полевым  учреждениям, созданным Центральным  банком РФ. Полевые учреждения Банка  России являются государственными специализированными  кредитными учреждениями (банками) по обслуживанию воинских подразделений (воинских частей, учреждений и организаций  Министерства обороны РФ). Они могут  также обслуживать иные государственные  организации и учреждения, находящиеся  на территории военных объектов, воинских частей, когда создание территориальных  учреждений Банка России невозможно. Полевые учреждения имеются во всех военных округах, на флотах, группах  войск в государствах ближнего зарубежья (Армении, Казахстане, Таджикистане, Киргизии).

 

 

 

2.2. Роль государственных органов  в финансовой системе РФ

 

  Финансовая система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев, а также финансовых институтов (организаций, учреждений), непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению1.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

Согласно  Конституции РФ (ст. 94, 95) высшим представительным и законодательным органом власти в стране является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. В республиках представительные (законодательные) органы образуются в соответствии с Конституцией РФ и Конституцией республики.

Представительные  органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик (региональные бюджеты), входящих в состав РФ, принимают законы о бюджете, налогах и сборах и др. в пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ.

Исполнительную  власть в стране осуществляют Правительство РФ и исполнительные органы субъектов Федерации.

Правительство РФ, согласно ст. 114 Конституции РФ, раз-рабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государ-ственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами на соответствующих территориях административных образований.

Кроме указанных  высших органов государственной власти в финансовой деятельности участвуют специальные органы. Их можно подразделить на две группы: 

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций (Министерство финансов РФ, Банк России);

2) государственные органы специальной компетенции (Федеральное казначейство, органы финансового контроля, страховой надзор, коммерческие банки).

Все акты исполнительных органов власти специальной  компетенции могут издаваться не иначе как на основании и во исполнение закона.

В Российской Федерации образованы государственные  органы специальной компетенции, для  которых финансовая деятельность является основной их функцией.

Так, в системе  финансовых государственных органов  гла-венствующее положение отводится Министерству финансов РФ.

В субъектах  Федерации в составе правительств или администраций имеются республиканские министерства финансов или Другие органы финансового управления. 

Основной  объем финансовой деятельности государства  приходится на Министерство финансов РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Министерство  финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора. Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Министерство  финансов РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

Основные  задачи и функции Министерства финансов РФ | изложены в гл. 5 “Управление  финансами”.

В условиях перехода к рынку, усложнения финансовой деятельности государства в ведении  Минфина России, как отмечалось, образован ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности, наделенных определенными функциями. К ним, в частности, относятся: Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба и др.

Федеральное казначейство было образовано в 1993 г. я  состояло (до 2004 г.) из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему  территориальных управлений Федерального казначейств по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт- Петербургу, городам районам. Территориальные органы Федерального казначейства находились в подчинении у своего вышестоящего органа Главное управление казначейства — в подчинении у министра финансов РФ.

В 2000 г. штатная  численность работников Казначейства в России составляла свыше 25 тыс. человек, в том числе в Главном управлении Федерального казначейства — 150 человек.

В 2004 г. в  соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 образовано Федеральное казначейство (с приданием ему статуса федеральной службы), находящееся в ведении Минфина России. Федеральному казначейству переданы правоприменительные функции Минфина России по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Главными полномочиями Казначейства являются:

    • организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам;
    • управление доходами и расходами бюджета на открываемых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;
    • регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
    • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях, о выполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
    • краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;
    • разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений;
    • выполнение иных функций, вытекающих из задач федеральной системы Казначейства.

Территориальные органы этой службы осуществляют на соответствующей  территории аналогичные функции  в пределах их компетенции.

Государственным органом, занимающимся сбором налогов с юридических и физических лиц, являются Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.

Информация о работе Финансовая система страны: сущность, структура, роль в экономике