Финансовая система страны: сущность, структура, роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является углубленный анализ теоретических основ финансовой системы страны, изучение сущности, строения и структуры финансовой системы.
Для достижения данных целей необходимо выделить следующие задачи:
1. Изучить историю понятия финансы
2. Понять сущность, структуры финансовой системы страны
3. Определить роль финансовой системы в экономике

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы финансовой системы страны
1.1. Понятие финансы
1.2. Понятие финансовая система
1.3. Звенья финансовой системы РФ
2. Структура финансовой системы страны
2.1. Характеристика кредитно-банковской системы страны
2.2. Роль государственных органов в финансовой системе РФ
3. Финансовая система на современном этапе.
3.1. Проблемы и перспективы развития финансовой системы страны
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 107.45 Кб (Скачать файл)

На Федеральную  налоговую службу возложено осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, проверка полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. Налоговые органы в течение года проверяют каждого третьего налогоплательщика. В результате проверок доначисляются значительные суммы, причитающиеся бюджету. В налоговой службе страны занято свыше 100 тыс. человек.

Для осуществления  контрольных функций Федеральное  Собрание Российской Федерации образовало Счетную палату. Счетная палата действует  на основании Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации*’. Она не зависит  от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями, подчинена только Федеральному I Собранию РФ и Президенту РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3. Финансовая система на современном этапе.

3.1. Проблемы и перспективы развития  финансовой системы страны

 

Финансовая  система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом СССР. До 1991 г. она включала финансы: общегосударственные (госбюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный  кредит); финансы материального производства; финансы непроизводственной сферы. Госбюджет СССР объединял союзный  бюджет, госбюджеты союзных республик, госбюджет социального страхования. Союзный бюджет составлял более 50% общего объема ресурсов госбюджета, в распоряжении бюджетов республик  находилось около 35%, менее 15% – в  местных бюджетах.

Современная финансовая системы РФ состоит в  целом из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных  финансов; финансов хозяйствующих субъектов. В РФ действуют более двух десятков внебюджетных социальных и экономических  фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного  медицинского страхования населения, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости  населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), Федеральный  и территориальные дорожные фонды  и др.

История развития отечественной финансовой системы, как и экономики 

 в целом,  показывает, что критерии её эффективности  зачастую были 

 не удачными, вследствие неверной постановки задач, что не могло не привести к системному кризису 1998 года. Например, в начале 90-х гг. ставилась задача поиска оптимальных источников финансирования дефицита бюджета, а к ним относили выпуск государственных ценных бумаг в отличие от займов Минфина РФ в Центробанке в предыдущие годы. Бумаги стали выпускать, начиная с 1993г., но при этом никто не компенсировал отвлечение средств из реального сектора экономики. Напротив, расходы федерального бюджета

 на финансирование  народного хозяйства снижались  все годы, в течение которых  осуществлялся выпуск государственных ценных бумаг (ГКО).

В результате, в такой важной (основной) сфере  финансовой системы,

 как «Финансы  хозяйствующих субъектов» наблюдался  рост числа убыточных организаций,  снижение объёмов производства, рост недоимки по платежам в бюджет. Отвлечение ресурсов из реального сектора экономики не было компенсировано ни увеличением объёмов государственного финансирования, ни льготным налогообложением, ни созданием возможностей для более широкого использования банковских кредитов.

Восстановление  российских финансовых рынков после  системного кризиса в августе 1998г. произошло лишь в 2002г. – основные рыночные показатели именно тогда достигли предкризисных уровней. Состояние  национальной экономики, в первую очередь  реального сектора, выдвинуло уже  новые, более высокие требования к российской банковской системе 

 и финансовым  рынкам – с точки зрения  формирования сбережений основных  экономических агентов, возможностей  банковской системы предоставлять  кредиты (средне- и долгосрочные) предприятиям реального сектора,  эффективности функционирования  финансовых рынков, в том числе 

 и с  позиции регулирования процентных  ставок в экономике.

Следствием  стабилизации экономики стал увеличивающийся  сальдированный финансовый результат  организаций. При этом доля чистой прибыли, являющейся сегодня одним из двух основных источников финансирования инвестиций, в ВВП в среднем за 2000-е гг. составляла всего немногим более 10%, тогда как доходы федерального бюджета составляли более 20% ВВП. Темпы роста доли доходов в ВВП такого базового звена финансовой системы, как финансы предприятий, должны быть хотя бы такими же, как у государственных финансов. Плачевное состояние основных фондов  во многих отраслях (физический износ около 50%, а в некоторых отраслях более 70%) требует 7-10 трлн. руб. ежегодных инвестиций в основной капитал. Прибыль и амортизационные отчисления предприятий не дают таких сумм, а эффективность трансформационного механизма финансовой системы для перелива сбережений в инвестиции крайне низка, что не позволяло развиваться звеньям основной сферы финансовой системы на должном уровне.

Развитие  современной российской экономики  после общемирового финансового  кризиса характеризуется устойчивыми  темпами роста основных показателей (в связи с ростом цен мирового рынка на нефть и прочие сырьевые ресурсы), а также девальвацией национальной валюты и сравнительно низкими ценами на продукцию естественных монополий. В результате были достигнуты положительные  темпы роста произведенного ВВП  и выпуска промышленной продукции, объема капитальных инвестиций, роста  реальных доходов населения и  улучшение прочих экономических  показателей.

Это связано (взаимосвязано) с общим улучшением финансового состояния российской финансовой системы. Так, в качестве основных тенденций в российской банковской системе в пост-кризисный  период можно выделить следующие:

  • банковская система самостоятельно восстановилась и по большинству параметров достигла предкризисного состояния;
  • выход банковской системы на предкризисный уровень не означает ликвидацию банковского кризиса, поскольку потребности в поддержании положительных темпов роста реального сектора предъявляют к банковскому сектору новые требования;
  • прослеживается тенденция к укрупнению банковской системы как за счет усиления роли государства, так и посредством привлечения внешних инвесторов.

 

Финансовые  рынки являются ключевым компонентом  национальной экономики: несмотря на незначительность его вклада в объем произведенного ВВП – 0.5-1.5% ВВП, именно финансовые посредники обеспечивают привлечение средств  в реальных сектор и их распределение  между различными секторами экономики  и отдельными предприятиями. Поэтому доля доходов финансового сектора в ВВП является принципиальным показателем, характеризующим эффективность финансовой системы.

Развитие  финансовой системы невозможно без  адекватной оценки её состояния и  формирования действенных рекомендаций по целенаправленному развитию всех её звеньев. 

Сегодня финансовая система России недостаточно развита, чтобы обеспечить значительный экономический рост финансовыми  ресурсами.

  В совместном проекте Ассоциации региональных банков «Россия»

 и рейтингового  агентства «Эксперт РА» при  поддержке Общественной палаты  РФ «О концепции развития финансовой  системы России: мощь, открытость, суверенитет»  был проведён анализ российской  финансовой системы. 

  К основным недостаткам финансовой системы были отнесены её зависимость от внешних рынков, несоразмерность масштабам экономики, ложные финансовые цели, нерациональная аллокация финансовых ресурсов, дефицит долгосрочных финансовых ресурсов. Действительно, совокупные активы финансового сектора составляют немногим более 60% ВВП, что недостаточно для эффективного обслуживания экономики даже по меркам развивающихся стран. В большинстве развитых стран этот показатель превышает 300% ВВП. При этом более 90% активов финансовых институтов составляют активы банковского сектора, но и этот сектор по уровню развития отстаёт от развитых стран. По-прежнему недостаточно развиты долгосрочное кредитование, ипотека, страхование и другие финансово-кредитные услуги.

Даже  при высоких темпах роста производства отдельных отраслей, банковской сферы, рынка ценных бумаг, инвестиций финансовая система страны растет медленно, поскольку  на нее действуют другие факторы. К числу главных из них следует  отнести высокий уровень инфляции и размеры «теневой экономики». При  этом если инфляция «съедает» ежегодно как минимум 10% увеличения ВВП, то «теневая экономика», которая «растет» вместе с официальной экономикой или  даже опережая ее, уменьшает его  еще 

на 10-30%.

К числу  других факторов, негативно влияющих на формирование финансовой системы  страны, можно отнести:

  • «утечка» денежного капитала за рубеж; «уход» от уплаты налогов, таможенных пошлин, акцизов и т.п.;
  • «отмывание» средств, полученных незаконным путем, через банки;
  • хищение и нецелевое использование бюджетных средств;
  • недооценка стоимости национального богатства;
  • экспансия «дешевых» кредитных средств
  • из-за рубежа;
  • поглощение российских компаний и целых отраслей иностранными корпорациями;
  • нерациональное использование золотовалютных резервов, средств общегосударственных финансовых фондов.

 

Развитие  финансовых рынков в среднесрочной  перспективе будет происходить  также под воздействием внешних  и внутренних факторов. Внешние факторы в настоящий момент в значительной степени определяют развитие национальной экономики и финансовой системы – их воздействие является экзогенным и в настоящий момент правительство РФ не в состоянии ему противодействовать (именно из-за слабости национальной

банковской  системы и финансовых рынков). Реализация же внутренней экономической и финансовой политики может улучшить состояние  национальной экономики – но при  проведении интенсивных реформ банковской системы и финансовых рынков. Перспективы  сохранения экономического роста в  значительной степени зависят от возможностей финансовой системы России содействовать дальнейшему поступательному  развитию экономики, а также противостоять  воздействиям внешних факторов.

В силу перечисленных  выше причин разработка среднесрочных  сценариев развития российских финансовых рынков сопряжена со следующими принципиальными  проблемами:

  • неопределенностью состояния мировой экономики, темпы развития которой диктуют, в частности, спрос на энергоресурсы на мировом рынке – последний показатель превышает 50% от общего российского экспорта. Кроме того, уровень процентных ставок в развитых экономиках определяет объем потенциальных прямых и процентных инвестиций в развивающиеся экономики, в том числе и в российскую;
  • состоянием развитых финансовых рынков. Данный показатель напрямую воздействует на развивающиеся рынки – посредством политики международных инвестиционных фондов;
  • развитием внутренней политической обстановки. Так, например, результаты выборов оказывают воздействие на приток внешних инвестиций, уровень процентных ставок и цены на акции российских компаний.

 

Развитие  национальных финансовых рынков в среднесрочной  перспективе будет достаточно противоречивым. Так, если ситуация на фондовом рынке (рынке  акций российских производственных компаний) будет напрямую зависеть от состояния российской экономики  и благоприятных внешних факторов (высоких цен на нефть, кредитных  рейтингов и прочих), то связь  рынка российских долговых обязательств (федеральных, муниципальных и корпоративных облигаций) с состоянием национальной экономики будет противоположной. Это означает, что наибольшее развитие рынок долговых обязательств получит при реализации пессимистичного сценария.

Действительно, при ухудшении внешних условий (падении цен на нефть, сохранении низких темпов роста производства в  развитых экономиках

 и стагнации  на развитых финансовых рынках) состояние государственного бюджета  и предприятий реального сектора  России ухудшится – следовательно,  возрастет и спрос на заемные  ресурсы. При этом наибольшее  развитие получит рынок федеральных  облигаций, тогда как объем  рынка муниципальных облигаций  сократится – в силу меньшей  конкурентоспособности последних по сравнению с федеральными облигациями и больших рисков. Потенциально более высокие риски снизят также темпы роста объемов рынка корпоративных облигаций, но рост последнего сегмента будет все же значительным. Рынок внешних долговых облигаций (государственных и частных) также расширится, но и доходность данных облигаций (или стоимость заимствований для федерального правительства и частных предприятий) на мировом рынке капитала существенно возрастет.

В конечном итоге именно при инерционном  сценарии состояние российских финансов представляется наиболее устойчивым, но и наименее благоприятным. В рамках данного сценария экономика России будет 

 по-прежнему  существенно зависеть от внешних  условий, темпы экономического  роста будут позитивными, но  низкими, а финансовая сфера  развиваться лишь за счет внутренних  ресурсов при минимальном участии  государства и внешнего капитала. Пограничные сценарии (оптимистичный

 и пессимистичный) окажут неоднозначное воздействие на экономику и

финансы России, но будут представлять собой некий  вызов для внутреннего развития, в результате чего национальная банковская система, состояние 

 и структура  национальных финансовых рынков, уровень инвестиционной активности  могут кардинально измениться  – в сторону содействия экономическому  росту. При этом оптимистичный  сценарий предоставляет финансовые  ресурсы для проведения структурных  преобразований, тогда как пессимистичный  – вынуждает их проводить.  В обоих случаях преобразования в национальной финансовой сфере будут принципиальным образом зависеть от политики властей, участие которых в расширении российских финансовых рынков, росте капитализации банковской системы, а также снижении различного рода рисков видится в качестве первоочередной задачи.

Информация о работе Финансовая система страны: сущность, структура, роль в экономике