Финансовая среда предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении теоретических и практических аспектов финансовой среды предприятия и выработки направлений ее совершенствования. При этом ставятся следующие задачи:

- изучение понятия финансовой среды;

- исследование факторов, обусловливающих финансовую среду предприятия;

- определение роли и значения влияния факторов внутренней и внешней финансовой среды на результаты деятельности предприятия;

- оценка финансовой устойчивости предприятия в современных условиях;

- определения направлений совершенствования внутренней и внешней финансовой среды предприятия.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 69.69 Кб (Скачать файл)

 

 с другими предприятиями  (отношения, не связанные с  товарным обменом: штрафы, пени, неустойки,  аренда, коммерческое кредитование, совместное предпринимательство,  объединение и разделение капитала, прямое инвестирование);

 

 с собственниками предприятия  (формирование капитала, распределение  прибыли, реинвестирование дивидендов);

 

 с международными организациями  (кредитование, целевая помощь, благотворительность);

 

 с финансами домохозяйств  и физических лиц (финансовая  помощь, финансовое посредничество  – гарантии, перевод платежей, получение  социальных трансфертов и др.).

 

 Внутренние денежные  отношения предприятия прослеживаются:

 

 со структурными подразделениями  – дочерними, зависимыми компаниями, самостоятельными бизнесами, хозрасчетными  предприятиями при распределении  выручки, затрат, прибыли налоговых  платежей, инвестиций, элиминировании  внутренних оборотов между предприятием  и его структурными единицами);

 

 между центрами финансовой  ответственности (по распределению  маржинального дохода через трансфертное  ценообразование);

 

 с работниками (по  социальным инвестициям, социальным  налогам и выплатам, финансовому  стимулированию из прибыли).

 

 Внешние денежные отношения  предприятия проявляются при  взаимодействии с внешней финансовой  средой предпринимательства, а  внутренние денежные отношения  проявляются во внутренней финансовой  среде предпринимательства. 

 

 Любая классификация  элементов финансовой среды предпринимательства  не позволяет описать всю гамму  реальных факторов, воздействующих  на предпринимательскую структуру.  Например, отношения между предприятием  и аффилированными лицами, отношения  между участниками вертикальной, горизонтальной, диагональной интеграции, не имеющей статуса единого  юридического лица.

 

 Таким образом, необходимо  уточнить содержание внутренней  и внешней финансовой среды  предпринимательства для выявления  факторов, улучшающих уровень развития  предпринимательства и выбора  формы и методов совершенствования  финансовой среды исходя из  целей, стоящих перед экономикой  конкретного муниципального образования. 

 

Факторы, формирования финансовой среды предприятия

 

Вопросы методологии финансового  планирования в условиях рынка обсуждаются  в отечественной экономической  науке с момента перехода России к рынку. Теоретические обобщения  показывают, что в современных  условиях финансовое планирование содержит две основные компоненты – прогнозирование  для выработки решений и принятие решений. При этом, если прогнозирование  реализуется специальными алгоритмами: методами, методиками, регуляторами и  процедурами на вариантной основе, то принятие решений – это волевой  процесс. Однако внутрифирменное планирование в современных условиях в силу специфики российской действительности столкнулось с серьезными трудностями  из-за имеющегося разрыва в иерархии управления, поскольку широкое распространение  получила точка зрения, что в условиях экономической нестабильности планирование не имеет смысла. Тогда как обосновать различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития? Это невозможно без планирования своевременных  решений (принцип управления путем  ранжирования стратегических задач).

 

 Руководство предприятия  обязано знать, какие задания  в области экономической деятельности  оно может запланировать на  следующий период. Заинтересованные  в деятельности фирмы лица  предъявляют определенные требования  к результатам ее работы. При  планировании определенных видов  деятельности необходимо знать,  какие экономические ресурсы  требуются для выполнения поставленных  задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретение кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определение объема инвестиций.

 

 В системе экономического  регулирования деятельности компании  одно из ключевых мест занимает  финансовое планирование, реализуемое  на основе планирования производства  и реализации, а также контроля  за расходованием средств. Вопросы  финансового планирования наиболее  широкое отражение нашли в  отечественной и зарубежной литературе, посвященной планированию экономических  систем на макро- и микроуровнях.

 

 В зависимости от  характера влияния отдельных  условий и факторов, а также  возможностей их контроля со  стороны предприятия в процессе  осуществления финансовой деятельности  в составе общей финансовой  среды его функционирования следует  выделять отдельные виды:

 

 внешнюю финансовую  среду непрямого влияния;

 

 внешнюю финансовую  среду непосредственного влияния;

 

 внутреннюю финансовую  среду.

 

 Внешняя финансовая  среда непрямого влияния характеризует  систему проявляемых на макроуровне  условий и факторов, воздейству­ющих  на организацию, формы и результаты  финансовой деятельности предприятия  в долгосрочном периоде, прямой  контроль над которыми оно  осуществлять не имеет возможности.  Этот вид внешней финансовой  среды не носит характера индивидуальных  особенностей проявления по отношению  к конкретному предприятию. В  формировании условий внешней  финансовой среды непрямого влияния  существенную роль играет государственная  финансовая политика и государственное  регулирование финансовой деятельности  предприятия.

 

 Внешняя финансовая  среда непосредственного влияния,  представленная в приложении 7, характеризует  систему условий и факторов, воздействующих  на организацию, формы и результаты  финансовой деятельности, которые  формируются в процессе финансовых  отношений предприятия с контрагентами  по финансовым операциям и  сделкам и на которые оно  может оказывать влияние в  процессе непосредственных коммуникативных  связей. Осуществление эффективных  финансовых отношений с такими  контрагентами по финансовой  деятельности позволяет предприятию  управлять системой соответствующих  условий и факторов в благоприятном  для него направлении.

 

 Внутренняя финансовая  среда характеризует систему  условий и факторов, определяющих  выбор организации и форм финансовой  деятельности с целью достижения  наилучших ее результатов, которые  находятся под непосредственным  контролем руководителей и специалистов  финансовых служб предприятия.  Она заключает в себе тот  финансовый потенциал, который  позволяет предприятию достигать  поставленных целей и задач  в стратегическом периоде (41, С. 124).

Среду прямого воздействия, представленную в приложении 8, еще  называют непосредственным деловым  окружением организации. Это окружение  формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.

 

 Как известно, государство  в рыночной экономике оказывает  на организации как косвенное  влияние, прежде всего через  налоговую систему, государственную  собственность и бюджет, так и  прямое — через законодательные  акты. Так, например, высокие ставки  налогов существенно ограничивают  активность фирм, их инвестиционные  возможности и толкают к сокрытию  доходов. Наоборот, снижение ставок  налогов способствует привлечению  капитала, приводит к оживлению  предпринимательской деятельности. И таким образом, с помощью  налогов государство может осуществлять  управление развитием нужных  направлений в экономике.

 

 Известный специалист  по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации,  выделял, по его мнению, единственную  подлинную цель бизнеса – создание  потребителя. Под этим понимается  следующее: само выживание и  оправдание существования организации  зависит от ее способности  находить потребителя результатов  ее деятельности и удовлетворять  его запросы. Значение потребителей  для бизнеса очевидно.

 

 Влияние на организацию  такого фактора как конкуренция  невозможно оспаривать. Руководство  каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять  нужды потребителей так же  эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться  на плаву. Во многих случаях  не потребители, а как раз  конкуренты определяют, какого рода  результаты деятельности можно  продать и какую цену можно  запросить. Недооценка конкурентов  и переоценка рынков приводят  даже крупнейшие компании к  значительным потерям и к кризисам. Важно понимать, что потребители  — не единственный объект соперничества организаций. Вместе с тем, нужно отметить, что конкуренция иногда толкает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов от раздела рынка до кооперации между конкурентами.

 

 Факторы среды косвенного  воздействия или общее внешнее  окружение обычно не влияют  на организацию также заметно,  как факторы среды прямого  воздействия. Однако, руководству  необходимо учитывать их.

 

 Среда косвенного воздействия,  представленная в приложении 9, обычно  сложнее, чем среда прямого  воздействия. Поэтому при ее  исследовании обычно опираются  прежде всего на прогнозы. К  основным факторам среды косвенного  воздействия относятся технологические,  экономические, социокультурные  и политические факторы, а также  взаимоотношения с местными сообществами.

 

 Технология является  одновременно внутренней переменной  и внешним фактором большого  значения. В качестве внешнего  фактора она отражает уровень  научно-технического развития, который  воздействует на организацию,  например, в областях автоматизации,  информатизации и др. Технологические  нововведения влияют на эффективность,  с которой продукты можно изготавливать  и продавать, на скорость устаревания  продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода  услуги и новые продукты ожидают  потребители от организации. Чтобы  сохранить конкурентоспособность,  каждая организация вынуждена  использовать достижения научно-технического  прогресса, по крайней мере  те, от которых зависит эффективность  ее деятельности.

 

 Руководство должно  также уметь оценивать, как  скажутся на операциях организации  общие изменения состояния экономики.  Состояние мировой экономики  влияет на стоимость всех вводимых  ресурсов и способность потребителей  покупать определенные товары  и услуги. Если, например, прогнозируется  инфляция, руководство может счесть  желательным увеличение запасов  поставляемых организации ресурсов  и провести с рабочими переговоры  о фиксированной оплате труда  с тем, чтобы сдержать рост  издержек в скором будущем.  Оно может также решить сделать  займ, поскольку при наступлении  сроков платежей деньги будут  стоить дешевле и тем самым  будут частично скомпенсированы  потери от выплаты процентов.  Если же прогнозируется экономический  спад, организация может предпочесть  путь уменьшения запасов готовой  продукции, поскольку могут появиться  трудности ее сбыта, сократить  часть работников или отложить  до лучших времен планы расширения  производства. Важно понимать, что  то или иное конкретное изменение  состояния экономики может оказать  положительное воздействие на  одни и отрицательное на другие  организации (29, С. 64).

 

 Таким образом, под  финансовой средой функционирования  предприятия понимается система  условий и факторов, влияющих  на организацию, формы и результаты  его финансовой деятельности.

1.3. Методы оценки финансовой  среды предприятия

 

 Разработка основных  элементов стратегического набора  в сфере финансовой деятельности  предприятия базируется на результатах  стратегического финансового анализа.  Стратегический финансовый анализ  целесообразно проводить в разрезе  внешней финансовой среды непрямого  и непосредственного влияния,  внутренней финансовой среды.  Конечным продуктом стратегического  финансового анализа является  модель стратегической финансовой  позиции предприятия, которая  всесторонне и комплексно характеризует  предпосылки и возможности его  финансового развития в разрезе  каждой из стратегических доминантных  сфер финансовой деятельности.

 

 Особенностью осуществления  стратегического финансового анализа  является то, что он является  не только ретроспективным, но  и прогнозным, т.е. оценивает перспективное  состояние финансового потенциала  предприятия под воздействием  возможных изменений отдельных  факторов и условий. Это определяет  необходимость использования специальных  методов проведения такого анализа,  которые составляют основу его  методического аппарата. Система  основных методов стратегического  финансового анализа и область  их применения представлены в  приложении 10.

 

SWOT-анализ является одним  из основных методов осуществления  стратегического финансового анализа  на предприятии. Основным содержанием  SWOT-анализа является исследование  характера сильных и слабых  сторон финансовой деятельности  предприятия, а также позитивного  или негативного влияния отдельных  внешних факторов на условия  ее осуществления в предстоящем  периоде.

 

SNW-анализ используется  исключительно при анализе факторов  внутренней среды предприятия.  Аббревиатура SNW отражает характер  позиции предприятия по исследуемому  фактору:

 

S – сильная позиция  (strength position);

 

N – нейтральная позиция  (neutral position);

 

W – слабая позиция (weakness position).

 

 Сильная и слабая  оценка позиции присуща как  методу SWOT-анализ, так и SNW-анализ, но в SNW-анализе система оценки  дополняется нейтральной позицией, которая соответствует, как правило,  среднеотраслевым значениям оценки  того или иного фактора по  аналогичным предприятиям. Такой  подход позволяет рассматривать  нейтральную позицию того или  иного фактора, влияющего на  финансовую деятельность предприятия,  как критерий минимально необходимого  стратегического его соответствия.

Информация о работе Финансовая среда предприятия