Финансовая среда предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении теоретических и практических аспектов финансовой среды предприятия и выработки направлений ее совершенствования. При этом ставятся следующие задачи:

- изучение понятия финансовой среды;

- исследование факторов, обусловливающих финансовую среду предприятия;

- определение роли и значения влияния факторов внутренней и внешней финансовой среды на результаты деятельности предприятия;

- оценка финансовой устойчивости предприятия в современных условиях;

- определения направлений совершенствования внутренней и внешней финансовой среды предприятия.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 69.69 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 Любое предприятие  находится и функционирует в  среде. Каждое действие всех  без исключения организаций возможно  только в том случае, если среда  допускает его осуществление.  Внутренняя среда организации  является источником ее жизненной  силы. Она заключает в себе  тот потенциал, который дает  возможность организации функционировать,  а, следовательно, существовать  и выживать в определенном  промежутке времени. Но внутренняя  среда может также быть и  источником проблем и даже  гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого  функционирования организации. Внешняя  среда является источником, питающим  организацию ресурсами, необходимыми  для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне.

 

 Организация находится  в состоянии постоянного обмена  с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность  выживания. Но ресурсы внешней  среды небезграничны. И на них  претендуют многие другие организации,  находящиеся в этой же среде.  Поэтому всегда существует возможность  того, что организация не сможет  получить нужные ресурсы из  внешней среды. Это может ослабить  ее потенциал и привести ко  многим негативным для организации  последствиям.

 

 Задача стратегического  управления состоит в обеспечении  такого взаимодействия организации  со средой, которое позволяло  бы ей поддерживать ее потенциал  на уровне, необходимом для достижения  ее целей, и тем самым давало  бы ей возможность выживать  в долгосрочной перспективе.

 

 В современных экономических  условиях деятельность каждого  хозяйственного субъекта является  предметом внимания обширного  круга участников рыночных отношений,  заинтересованных в результатах  его функционирования.

 

 Чтобы обеспечивать  выживаемость предприятия в современных  условиях, управленческому персоналу  необходимо, прежде всего, уметь  реально оценивать финансовые  состояния, как своего предприятия,  так и существующих потенциальных  конкурентов. Финансовое состояние  - важнейшая характеристика экономической  деятельности предприятия Она  определяет конкурентоспособность,  потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени  гарантированы экономические интересы  самого предприятия и его партнёров  в финансовом и производственном  отношении. Однако одного умения  реально оценивать финансовое  состояние недостаточно для успешного  функционирования предприятия и  достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию  может обеспечить только правильное  управление движением финансовых  ресурсов и капитала, находящихся  на распоряжении.

 

 Финансовая среда предпринимательства  - это комплекс взаимных многосторонних  деловых связей предприятия с  субъектами и объектами финансовых  отношений. Система финансовых  взаимоотношений хозяйствующего  субъекта включает в себя отношения  в сфере образования, формирования, распоряжения и использования  финансовых ресурсов. Эти отношения  могут быть как в рамках  хозяйственной горизонтали, так  и вертикали. В настоящее время  отношения с вышестоящими организациями  развиты на предприятиях с  федеральной и муниципальной  собственностью и на государственных  предприятиях. Подобные отношения  возродили на новой основе  и внутри финансовых холдингов.  Это отношения дочерних и зависимых  предприятий с головной компанией  - держателем их контрольного  пакета акций (паев). В рыночных  условиях отношения финансовой  горизонтали имеют превалирующее  значение. Каждый хозяйствующий  субъект является, с одной стороны,  поставщиком продукции (работ,  услуг), а с другой - их покупателем. 

 

Именно поэтому мною была выбрана именно эта тема для написания  курсовой работы.

 

 Цель данной работы  заключается в рассмотрении теоретических  и практических аспектов финансовой  среды предприятия и выработки  направлений ее совершенствования.  При этом ставятся следующие  задачи:

 

- изучение понятия финансовой  среды; 

 

- исследование факторов, обусловливающих финансовую среду  предприятия; 

 

- определение роли и  значения влияния факторов внутренней  и внешней финансовой среды  на результаты деятельности предприятия;

 

- оценка финансовой устойчивости  предприятия в современных условиях;

 

- определения направлений  совершенствования внутренней и  внешней финансовой среды предприятия.

 

 Предметом исследования  курсовой работы является финансовая  среда предпритяия.

 

 Объектом исследования  является ОАО «Алиководорстрой».

 

 В первой главе курсовой  работы рассматривается понятие,  финансовой среди и факторов, оказывающих воздействие на ее  формирования. Изучаются методы  оценки финансовой среды предприятия. 

 

 Во второй главе  работы проводится экономический  анализ деятельности ОАО «Алиководорстрой»,  анализ факторов внутренней и  внешней финансовой среды анализируемого  предпритяия, оценка влияния финансовой  среды на финансовую устойчивости  ОАО «Алиководорстро».

 

 В третьей главе  курсовой работы предлагаются  мероприятия по финансовому планированию  в целях повышения устойчивости  внутренней финансовой среды,  а также оптимизация кредитной  политики ОАО «Алиководорстрой».

 

1. Теоретические основы  исследования финансовой среды  предприятия

 

Понятие и виды финансовой среды предприятия

 

 Финансовая среда представляет  собой совокупность неподдающихся  контролю сил, с учетом которых  фирмы должны разрабатывать свои  программы. Среду любой организации  принято рассматривать, как состоящую  из двух сфер: внутреннюю и  внешнюю. Внешняя среда, в свою  очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное  окружение, или среду косвенного  воздействия) и макросреду (или  общую, или непосредственное деловое  окружение, или среду прямого  воздействия) (8, С. 181).

 

 Под внутренней средой  понимается хозяйственный организм  фирмы, включающий управленческий  механизм, направленный на оптимизацию  научно-технической и производственно-сбытовой  деятельности фирмы. Когда речь  идет о внутренней среде фирмы,  имеется в виду глобальная  структура фирмы, охватывающая  все производственные предприятия  фирмы, финансовые, страховые, транспортные  и другие подразделения, входящие  в фирму, независимо от их  местоположения и сферы деятельности.

 

 Под внешней средой  понимают все условия и факторы,  возникающие в окружающей среде,  независимо от деятельности конкретной  фирмы, но оказывающие или могущие  оказать воздействие на ее  функционирование и поэтому требующие  принятия управленческих решений  (7, С. 124).

 

 Финансовая среда складывается  из микросреды и макросреды.

 

 Микросреда представляется  силами, имеющими непосредственное  отношение к самой фирме и  ее возможностям по обслуживанию  клиентуры.

 

 Макросреда представляется  силами более широкого социального  плана, которые оказывают влияние  на микросреду.

 

 Изучение рабочей среды  предполагает анализ тех составляющих  внешнего окружения, с которыми  организация находится в непосредственном  взаимодействии, это: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры.  Анализ внутренней среды направлен  на определение потенциала организации  и, как правило, проводится  по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР,  финансы, персонал, структура управления.

 

 Внутрифирменное управление  и управление фирмой как субъектом  рынка — две ступени в иерархии  управления жестко связаны между  собой диалектическим единством  внешней и внутренней среды  фирмы. Внешняя среда фирмы  выступает как нечто заданное, внутренняя среда фирмы является  по существу реакцией на внешнюю  среду. Основные цели, которые  ставит перед собой фирма, сводятся  к одной обобщенной характеристике  — прибыли. При этом, естественно,  должны учитываться и внутренняя  среда фирмы, и внешняя. 

 

 В качестве внутренней  среды предприятия принято рассматривать  все внутрифирменные составляющие, формирующие ее в единую систему  и поддающиеся некоторому определенному  управляющему воздействию со  стороны сотрудников фирмы (руководителей  и исполнителей).

 

 Внутренние переменные  – это ситуационные факторы  внутри организации.

 

 Приложение 5 и 6 наглядно  демонстрирует, что предприятие  - это открытая система, которая  может существовать лишь при  условии активного взаимодействия  с окружающей (внешней) средой.

 

 Внешняя среда - это  совокупность активных хозяйствующих  субъектов, экономических, общественных  и природных условий, национальных  и межгосударственных институционных  структур и других внешних  условий и факторов, действующих  в окружении предприятия и  влияющих на различные сферы  его деятельности.

 

 Внешнюю среду подразделяют  на:

 

- микросреду - среду прямого  влияния на предприятие, которую  создают поставщики материально-технических  ресурсов, потребители продукции  (услуг) предприятия, торговые  и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные  учреждения, страховые компании  и др. контактные аудитории. 

 

- макросреду, влияющую на  предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую,  научно-техническую, экономическую,  экологическую, политическую и  международную среду. 

 

 Предприятие должно  ограничивать негативные воздействия  внешних факторов, наиболее существенно  влияющих на результаты его  деятельности или, наоборот более  полно использовать благоприятные  возможности (13, С. 243).

 

 Любая фирма, как  показано в приложении 6, действует  в окружении контактных аудиторий  7 типов:

 

1. Финансовые круги - оказывают  влияние на способность фирмы  обеспечивать себя капиталом  (банки, инвестиционные компании, фондовые биржи и другие). Фирма  добивается благорасположения этих  аудиторий, публикует годовые  отчеты, дает ответы на вопросы  и предоставляет прочие доказательства  своей финансовой устойчивости.

 

2. Контактная аудитория  средств информации. Фирма заинтересована, чтобы СМИ больше и лучше  освещали ее деятельность посредством  статей о качестве продукции,  ее потребительских свойствах,  совершенствах технологий, благотворительной  деятельности и прочее.

 

3. Контактная аудитория  государственных учреждений.

 

4. Гражданские группы. Маркетинговые  решения, принятые фирмой могут  вызвать вопросы со стороны  организаций-потребителей, групп защитников  окружающей среды и других.

 

5. Местная контактная  аудитория - окрестные зрители.

 

6. Широкая публика. Задача  фирмы состоит в том, чтобы  создать благоприятное мнение  о фирме у широкой публики.

 

7. Внутренняя контактная  аудитория (работники, служащие, добровольные помощники, управляющие,  члены совета директоров).

 

 По определению P. Яблyкoвa  «Финансовая среда предпринимательства  - это комплекс взаимных многосторонних  деловых связей предприятия с  субъектами и объектами финансовых  отношений. Система финансовых  взаимоотношений хозяйствующего  субъекта включает в себя отношения  в сфере образования, формирования, распоряжения и использования  финансовых ресурсов. Эти отношения  могут быть как в рамках  хозяйственной горизонтали, так  и вертикали. В настоящее время  отношения с вышестоящими организациями  развиты на предприятиях с  федеральной и муниципальной  собственностью и на государственных  предприятиях. Подобные отношения  возродили на новой основе  и внутри финансовых холдингов.  Это отношения дочерних и зависимых  предприятий с головной компанией  - держателем их контрольного  пакета акций (паев). В рыночных  условиях отношения финансовой  горизонтали имеют превалирующее  значение. Каждый хозяйствующий  субъект является, с одной стороны,  поставщиком продукции (работ,  услуг), а с другой - их покупателем» (44, С. 126).

 

 Финансовый мир - обобщенное  название всего того, что связано  с финансовой деятельностью. Финансовый  мир может включать в себя  управляющие органы финансов, банки  и корпорации, саму финансовую  деятельность, представителей финансовых  кругов и их деятельность, экономические,  географические и политические  понятия, связанные с финансами  и т.д.

 

 Внешние денежные отношения  предприятия возможны:

 

 с финансовой системой  государства (бюджетно-налоговые,  фондовые, страховые, социальные  платежи и трансферты);

 

 с кредитной системой (ссудные, депозитные, платные услуги  и др.);

Информация о работе Финансовая среда предприятия