Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 00:53, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение финансового планирования предприятия, рассмотрение процесса разработки бизнес-плана, методов финансового планирования, видов финансовых планов и их роль в управлении предприятием.
Введение ………………………………………………………………….…3
Глава I. Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………...4
1.1 Сущность и содержание финансового планирования………………...4
1.2 Роль финансового плана в бизнес-плане………………………………6
1.3 Финансовое планирование на примере ОАО «Лукойл»……………...9
Глава II. Методы финансового планирования…………………………...13
2.1 Назначение методов финансового планирования……………………13
2.2 Виды и характеристика методов финансового планирования……...15
Глава III. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием…………………………………………………………………….18
3.1 Перспективный финансовый план……………………………………19
3.2 Текущий финансовый план……………………………………………21
3.3 Оперативный финансовый план………………………………………22
Расчетная часть…………………………………………………...………..26
Заключение………………………………………………………...……….47
Список литературы………………………………………………...………48
Всероссийский
заочный финансово-
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Финансы организации»
на тему №7 (вариант 1.1.)
«Финансовое планирование на предприятии»
Специальность: финансы и кредит
Пенза 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
Глава I. Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………...4
1.1 Сущность и содержание финансового планирования………………...4
1.2 Роль финансового плана в бизнес-плане………………………………6
1.3 Финансовое планирование
на примере ОАО «Лукойл»……………..
Глава II. Методы финансового планирования…………………………...13
2.1 Назначение методов финансового планирования……………………13
2.2 Виды и характеристика методов финансового планирования……...15
Глава III. Виды финансовых планов и их роль в
управлении предприятием………………………………………………
3.1 Перспективный финансовый план……………………………………19
3.2 Текущий финансовый план……………………………………………21
3.3 Оперативный финансовый план………………………………………22
Расчетная часть…………………………………………………...………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Знать эту тему важно для того, чтобы решать такие задачи, как разработка проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами, определять потребности в собственном оборотном капитале.
В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Цель данной курсовой работы - изучение финансового планирования предприятия, рассмотрение процесса разработки бизнес-плана, методов финансового планирования, видов финансовых планов и их роль в управлении предприятием.
Последовательно рассматривается сущность финансового плана. Дается анализ финансово плана ОАО «Лукойл», прогнозы отчетов предприятия. Поэтому её могут использовать независимые эксперты, обычные граждане, для повышения финансовой грамотности, представители органов власти, также работу в качестве пособия могут использовать студенты, обучающиеся на ФК и изучающие дисциплину «Финансы».
ГЛАВА I. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН КАК СОСТАВНАЯ ЧЕСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА
1.1. Сущность и содержание финансового планирования
Лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта возможно эффективное управление финансами организации.
Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходов денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:
Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:
Процесс финансового планирования включает несколько этапов:
1) Анализируются финансовые
показатели за предыдущий
2) Составляют основные
прогнозные документы, такие
3) Уточняются и конкретизируются
показатели прогнозных
4) Осуществляется оперативное финансовое планирование.
5) Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.
Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его работы и финансовом положении. Поэтому план по прибыли и финансовый план являются центральными элементами внутрифирменного планирования.
Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.
Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.
1.2. Роль финансового плана в бизнес-плане
Бизнес-план – это комплексный документ, отражающий основные цели и содержание стратегического планирования развития организации и обеспечивающим максимальную эффективность принимаемых решений.
Составление бизнес-плана преследует две основные цели. Он предназначен, во-первых, для внутрифирменного планирования, во-вторых, для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т. е получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта. С одной стороны, бизнес-план это серьезный аналитический документ, а с другой – средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу.
Состав и структура бизнес-плана зависят от целей и задач, поставленных перед ним. Оптимальная структура бизнес-плана, наиболее широко используемая в РФ, следующая:
1. резюме
2. план маркетинга
3. план производства
4. организационный план
5. план страхования
6. правовое обоснование
7. план управления инвестициями
8. финансовый план
Объем резюме обычно составляет не более трех страниц. Именно резюме должно привлечь внимание читателя. Резюмировать нужно «что, как, почему, где и т.д.». К составлению резюме приступают после того, как бизнес-план разработан.
В организационном плане предоставляются резюме всех ключевых руководителей предприятия, приводится информация об оплате труда каждого работника.
Большое значение для решения способов привлечения капитала имеет раздел правового обоснования, который определяет и обосновывает организационно-правовую форму будущего хозяйствующего субъекта.
В плане по страхованию приводится оценка рисков будущего проекта с использованием большого набора специальных методик по оценке рисков, а также экспертных оценок специалистов. Т.о., проводится профилактика рисков и разрабатывается программа их страхования.
Финансовый план – это важнейшая часть бизнес-плана, в которой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.
Финансовый план бизнес-плана включает следующие разрабатываемые документы:
доходы от реализации продукции (услуг), себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации, общехозяйственные расходы, прибыль до уплаты налога, налоги. Разработка этого документа дает возможность выявить такие моменты в деятельности предприятия, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли, прибыль после уплаты налогов.
Необходим прогноз бухгалтерского баланса, т.к. на его основе выполняются расчеты всех показателей финансового состояния организации и дается финансовая оценка результатов запланированных в бизнес-плане действий. Балансовый план подводит итог экономической и финансовой деятельности компании и позволяет проверить прогноз прибылей (убытков) и движения наличных средств.
1.3. Финансовое планирование на примере ОАО «Лукойл»
С учетом последних планов компании, а также на основе итогов 2006 года, скорректированы прогнозы оценки финансовых и производственных показателей Лукойла.
Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период. С его помощью определяют размер получаемой фирмой прибыль за конкретный период времени. Цель составления отчета о прибыли в обобщенной форме представить результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности. Этот материал составляется обычно из следующих разделов: выручка реализованной продукции, себестоимость реализованной продукции или услуг, операционные затраты, получение прибыли (или убытки до уплаты налогов). Во многих случаях в плане показаны, какая прибыль будет после вычета налога (таблица № 1).
Таблица 1
Прогноз отчета о прибылях и убытках
При изучении распределения (использование) выручки следует учесть, что основная ее часть направляется на возмещение затрат, включенных в полную себестоимость (издержки) реализованных товаров, продукции, работ, услуг. Другая часть направляется на уплату налогов, сборов и отчислений, которые не включены в себестоимость, но обязательны к уплате из выручки в бюджеты различных уровней (НДС, акциз и др.) Третья часть выручки представляет собой прибыль предприятия, которая после уплаты налогов находится в полном распоряжении собственника предприятия и направляется на цели, определенные исходя из стратегии развития предприятия.
Баланс представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники капитала (пассив) и средства его размещения (актив). Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы оценить, в какие виды активов направляется денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов. В активе баланса можно выделить наиболее активную часть средств: текущие активы (счета в банке, касса и т.д.), запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемные средства предприятия, их структура и прогнозы их изменения средств на планируемый трехлетний период. В отличие о прогнозе отчета о прибыли и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия.