Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 00:53, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение финансового планирования предприятия, рассмотрение процесса разработки бизнес-плана, методов финансового планирования, видов финансовых планов и их роль в управлении предприятием.
Введение ………………………………………………………………….…3
Глава I. Финансовый план как составная часть бизнес-плана…………...4
1.1 Сущность и содержание финансового планирования………………...4
1.2 Роль финансового плана в бизнес-плане………………………………6
1.3 Финансовое планирование на примере ОАО «Лукойл»……………...9
Глава II. Методы финансового планирования…………………………...13
2.1 Назначение методов финансового планирования……………………13
2.2 Виды и характеристика методов финансового планирования……...15
Глава III. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием…………………………………………………………………….18
3.1 Перспективный финансовый план……………………………………19
3.2 Текущий финансовый план……………………………………………21
3.3 Оперативный финансовый план………………………………………22
Расчетная часть…………………………………………………...………..26
Заключение………………………………………………………...……….47
Список литературы………………………………………………...………48
Все три виды финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Первоначальным этапом финансового планирования является перспективный план, который определяет задачи текущего планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для эффективного оперативного планирования.
3.1. Перспективное финансовое планирование
Перспективный финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темп расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей фирмы.
Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, является составной частью общей стратегии экономического развития фирмы, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития фирмы. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.
Достаточно важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится анализу факторов внешней среды путем изучения экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы, кроме этого, особое внимание отводится учету фактов риска.
Заключительным этапом разработки финансовой стратегии фирмы является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.
Во-первых, оценивается,
насколько разработанная
Во-вторых, оценивается
согласованность финансовой стратегии
фирмы с прогнозируемыми
В-третьих, оценивается
реализуемость разработанной
Базируясь на полных результатах компании ОАО «Лукойл» за 2006 год, а также с учетом прогнозов менеджмента относительно развития новых проектов в добыче можно скорректировать прогноз основных показателей Лукойла в 2007-2009 гг (таблица №5).
Таблица 5
Изменение финансовых прогнозов Лукойла
2007 |
2008 |
2009 | |||||||
старый |
новый |
старый |
новый |
старый |
новый |
||||
Выручка |
64015 |
64410 |
0,6% |
66025 |
66619 |
0,6% |
64 099 |
64 616 |
0,8% |
*EBITDA |
11685 |
11304 |
-3,3% |
12849 |
12470 |
-3,0% |
12431 |
12175 |
-2,1% |
Прибыль |
7669 |
7076 |
-7,7% |
8127 |
7804 |
-4,0% |
7597 |
7448 |
-2,0% |
Маржа |
18,3% |
17,5% |
-0,7 |
19,4% |
18,7% |
-0,7 |
19,4% |
18,8% |
-0,6 |
*EBITDA (Earnings Before Interest, Tax, Depreciation and Amortization) - это доход до уплаты налога на прибыль, процентов и амортизации.
Как видно из приведенной выше таблицы прежние оценки по компании были снижены, прежде всего, с точки зрения рентабельности – ожидается, что укрепление курса рубля и налоговый режим негативно повлияют на маржу «Лукойла», однако частично негативный эффект компании удастся устранить за счет работы по контролю за издержками (операционные расходы, транспорт, коммерческие и административные издержки).
3.2. Текущее финансовое планирование
Составной частью перспективного плана является текущее финансовое планирование, которое представляет конкретизацию его показателей. Для текущего планирования применяются формы: план доходов и расходов по операционной и инвестиционной деятельности, план поступления и расходования денежных средств, балансовый план. Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованием к отчетности. Текущий финансовый план предпринимательской фирмы разрабатывается на основе данных, которые характеризуют:
- финансовую стратегию фирмы,
- результат финансового анализа за предшествующий период,
- планируемые объекты
производства и реализации
- система разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов,
- действующую систему налогообложения и т.д.
Для составления финансового документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно правильно определить объем будущих продаж. Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств.
На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство. С использованием полученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которого определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде, после план движения денежных средств и план баланса.
Заключительным документом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов. Он служит хорошей проверкой плана прибыли и убытков и движения наличных средств. В отличие от бухгалтерского баланса прогноз баланса может быть составлен не только для организации в целом, но и для отдельного вида бизнеса, структурного подразделения (самостоятельного юридического лица или филиала), инвестиционного проекта.
В целом же процесс текущего финансового планирования осуществляется на фирме в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.
3.3. Оперативное финансовое планирование
В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.
В определенном смысле оперативные финансовые решения даются легче, чем перспективные и текущие, однако это не означает, что они менее важны. В рамках оперативного финансового планирования решаются задачи:
1) Конкретизация установленного задания. Это задача проявляется как, уточнение движения финансовых ресурсов в пределах короткого промежутка времени, чтобы сбалансировать доходы и расходы, обеспечит платежеспособность организации, установить персональную ответственность руководителей структурных подразделений за выполнение показателей. Лишь в очень редких случаях прогноз не нуждается в корректировке уже через несколько месяцев после начала года.
2) Контроль (мониторинг) исполнения
бюджета самими центрами
3) Увязка финансовых показателей с движением материальных ценностей и с системой материального стимулирования. Определение оптимального объема товарно-материальных запасов (сырья, материалов) вызвано не только потребностью их финансирования, но и их особым воздействием на финансовую деятельность компании.
4) Эффективное управление оборотными капиталом и кредиторской задолженностью. Оборотные активы нередко в несколько раз превышают основные, поэтому с их управлением связаны большие резервы повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности. к основным направлениям оперативного управления оборотными активами относятся:
- обеспечение ликвидности
- сведения к минимуму расходов на финансирования
- обеспечение соблюдения
- обеспечения сбыта.
Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.
В целях оперативного контроля денежных средств разрабатывается более детальный прогноз – платежный календарь, на предстоящий месяц (квартал) с разбивкой по декадам или дням.
В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:
1) организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;
2) формирование информационной
базы о движении денежных
3) ежедневный учет
изменений в информационной
4) анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;
5) расчет потребности
в краткосрочном кредите в
случаях временной «нестыковки»
6) расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств фирмы;
7) анализ финансового
рынка с позиции наиболее
Информационной базой платежного календаря служат: план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений, выписки по счетам предприятия и приложения к ним, договора, внутренние приказы, график выплаты заработной платы, счета-фактуры, установленные сроки платежей для финансовых обязательств.
Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния.
Если имеется излишек денежных средств . то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли эти денежные средства могут быть инвестированы в краткосрочные ценные бумаги.
Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств. Исходные данные для составления кассового плана: предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств, информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам, сведения о командировочных расходах, сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.
Кассовый план необходим фирме для того, чтобы по возможности более точно представлять размер обязательств перед работниками по заработной плате. Банку также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.
Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет обеспечить целенаправленность финансовой деятельности предпринимательской фирмы и повысить ее эффективность.
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Таблица 1
Смета I затрат на производство продукции общества с ограниченной ответственностью, тыс. руб.
N |
Вариант сметы | ||
строки |
Статья затрат |
Вариант I | |
всего |
в т.ч. на | ||
на год |
IY квартал | ||
1 |
2 |
3 | |
1 |
Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов) |
36540 |
9135 |
2 |
Затраты на оплату труда |
17608 |
4402 |
3 |
Амортизация основных фондов * |
1910 |
478 |
4 |
Прочие расходы - всего* |
6253 |
1563 |
в том числе: |
|||
4.1. |
а) уплата процентов за краткосрочный кредит |
430 |
110 |
4.2. |
б) налоги, включаемые в себестоимость* |
5567 |
1392 |
в том числе: |
|||
4.2.1. |
социальный налог (26%)* |
4578 |
1145 |
4.2.2. |
прочие налоги |
989 |
247 |
4.3. |
в) арендные платежи и другие расходы |
256 |
60 |
5 |
Итого затрат на производство* |
62311 |
15578 |
6 |
Списано на непроизводственные счета |
10238 |
2560 |
7 |
Затраты на валовую продукцию * |
52073 |
13018 |
8 |
Изменение остатков незавершенного производства* |
342 |
86 |
9 |
Изменение остатков по расходам будущих периодов |
-12 |
-3 |
10 |
Производственная |
51743 |
12936 |
11 |
Внепроизводственные (коммерческие расходы) |
5261 |
1315 |
12 |
Полная себестоимость товарной продукции * |
57004 |
14251 |
13 |
Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов) |
85200 |
21550 |
14 |
Прибыль на выпуск товарной продукции* |
28196 |
7049 |
15 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции |
0,67 |
0,66 |