Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:41, диссертация

Описание работы

Целью диссертационного исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала:
- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на роль и проблемы использования финансов в общественном воспроизводстве;
- теоретического осмысления сущности и содержания финансового регулирования социально-экономических процессов;
- систематизации опыта финансового регулирования в индустриально развитых странах, определения возможностей его использования в России;
- выявления специфики функционирования отечественного механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу;
- аналитического обобщения факторов, определяющих динамику финансовых ресурсов, выявления причин неадекватности финансового потенциала и финансовой обеспеченности территориального развития;
- поиска направлений оптимизации процесса и повышения эффективности механизма финансового регулирования в Российской Федерации;
обоснования концептуальных подходов к разработке государственной финансовой стратегии.

Файлы: 1 файл

финансовое регулирование соц-эк процессов.docx

— 66.49 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

Позднякова Тамара Алексеевна

 

Финансовое регулирование  социально-экономических процессов

 

Специальность 08.00.10 -Финансы, денежное обращение и кредит

 

АВТОРЕФЕРАТ

 

диссертации на соискание  ученой степени доктора экономических  наук

 

Санкт-Петербург 1999

 

3 I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования. Одной из ключевых проблем общественного  развития является вопрос об определении  места и роли государства в  системе воспроизводства. Особую значимость его решение приобретает в  период трансформационного реформирования сложившейся социально-экономической  модели. Именно такие радикальные  преобразования проводятся в современной  России.

 

Становление рыночных отношений  в нашей стране происходит в условиях глубокого системного кризиса отечественной  модели воспроизводства. Существенные дисбалансы, имеющиеся в национальном хозяйстве, продолжение спада и  катастрофическое снижение эффективности  произ-водства, неконкурентоспособность  большей части выпускаемой продукции, резкое падение инвестиций в реальный сектор экономики, сохраняющаяся опасность  мощных инфляционных процессов, беспрецедентное  для мирного времени сокращение потребления и обнищание основной массы населения, опасная степень  поляризации российского общества, минимизация ресурсных возможностей для реализации государственных  функций, масштабный рост внутреннего  и внешнего долга Российской Федерации -все это обусловливает настоятельную  необходимость пересмотра методов  осуществления реформ и совершенствования  организационных форм управления экономикой, актуализирует наличие критериев  конструктивности действий законодательных  и исполнительных органов власти. Новый механизм государственного регулирования  социально-экономических процессов  должен быть нацелен на корректировку  рыночного равновесия в случаях, когда последнее не соответствует  общественному благополучию, он должен обеспечить возможность производства общественных товаров и услуг, необходимых  для поступательного развития страны.

 

Реализация объективно существующей потребности в централизованном воздействии на экономику и социальную сферу во многом зависит от ресурсного обеспечения проводимых мероприятий, вследствие чего необходимым условием решения основных задач государственного регулирования выступает процесс  формирования и использования общегосударственных  денежных фондов. Их предназначение - способствовать удовлетворению совокупных воспроизводственных  потребностей, реализацию которых конкурентный механизм не в состоянии обеспечить в принципе либо должным образом. Названные фонды формируют материальную базу для выполнения возложенных  на государство функций, их размер является объективным ограничителем масштабов  соответствующего регулирующего воздействия. Одной из важнейших предпосылок  повышения эффективности централизованного  управления сегодня становится обязательный учет при разработке государственных  программ зависимости между типом  рынка и способами воздействия  на него, с одной стороны, и уровнем  развития производительных сил, зрелостью  организационных структур и тен-

 

денциями изменения производственных отношений, с другой. Это требует  систематического совершенствования  форм организации финансов, кою-рые, обеспечивая возможность формирования и использования ооикч осу-дарственных  фондов денежных средств, опосредуют значительную часть экономических взаимосвязей и оказывают существенное воздействие  на ход воспроизводства.

 

Изучение финансовых проблем, связанных с регулярным ведением i осу-дарствешюй деятельности, с воздействием финансов на развитие страны, отдельных  отраслей или групп населения  прослеживается с эпохи возникновения  раннеклассовых обществ. При этом подходы  зарубежных ученых к анализу финансовых аспектов государственною регулирования  отличаются ярко выраженной эмпирической направленностью. Среди наиболее известных  современников правомерно выделить Э.Аткинсона, Р.Бодвея, С.Брауна, Дж.Бъюкенсна, И.Ванниски, П.Джексона, Дж.Кемпа, Дж.Каллиса, Р. Клауэра, А.Лаффера, Р.Махлупа, Л.Миллера. X.Минского, Р.Мюсгрейва, Ф.Неймарка, А.Оукена, Ф.Перру, А.Пикока, Дж.Робинсона. Х.Розена, П.Самуэльсона, Д.Стаффа, Дж.Стиглица, Я.Тинбергена, Ф.Флеминга, А.Хансена, Р.Харрода, С.Харриса, Д.Хикса, Д.Хьюмана, Г.Ш >у. В нашей  стране направления развития исследований в этой области в современных  условиях во многом определяются трудами  таких авторов, как А.М.Александров, Б.Г.Болдырев, А.М.Бирман, Э.А.Вознесенский, Н.В.Гаретовский, А.П.Гокиели, Л.А.Дробозина, В.П.Дьяченко, А.Г.Звсрев, В.П.Иваницкий, А.С.Игудин, В.П.Колесников, Е.В.Коломин, В.В.Лавров, С.И.Лушин, Д.С.Моляков, Л.П.Павлова, К.П.Плотников, Г.Л.Рабинович, В.М.Родионова, М.В.Романовский, Б.М.С'абанти, В.К.Сенчагов, С.А.Ситарян, Н.Г.Сычев, Г.М.Точильников, В.Г.Чантладзе, М.К.Шермепев, М.И.Ходорович  и др.

 

Функционирование отдельных  элементов механизма финансового  регулирования экономики и социальной сферы, организация одноименного процесса в конкретных государствах, безусловно, являются предметом изучения достаточно большого круга экономистов. Отдавая  должное значимости таких исследований для развития финансовой науки и  практики государственного управления, следует отметить, что количество публикаций, посвященных комплексному анализу названных вопросов, продолжает оставаться незначительным, а сами исследования, как правило, отличаются недостаточной степенью теоретической  разработки проблем. Несмотря на многовековую историю использования финансов в общественном воспроизводстве, системное  обоснование сущности и содержания финансового регулирования не получило еще должного отражения в экономической  литературе, не выработано общепризнанного  научного определения данного явления  объективной действительности, отсутствует  четкость в подходах к структурному построению системы и механизма  финансового регулирования социально-экономических  процессов. Фрагментарность восприятия накопленного опыта негативно сказывается  на форми-

 

роиапии финансовой стратегии  российского государства, на выработке  подходов к преодолению сложнейших экономических, социальных и территориальных  диспропорций в развитии страны. Между  тем, необходимость комплексной  разработки данной тематики очевидна.

 

Специфика российских реалий обусловливает особую важность переосмысления положений финансовой науки, и прежде всего тех вопросов, которые связаны  с пониманием роли финансов в жизнедеятельности  общественной системы в целом, с  выявлением возможностей их использования  для решения насущных воспроизводственных  проблем, с разработкой методологических подходов к организации процесса финансового регулирования экономики  и социальной сферы в условиях недостаточности информационного  обеспечения и нестабильности параметров развития. Исследование вышеназванных  проблем представляется актуальным как в теоретическом, так и  в практическом плане, предопределяет важность темы и содержательные компоненты работы.

 

Цель ч задачи исследования. Целью диссертационного исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования  социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и  способов организации финансового  регулирования в современных  условиях.

 

Реализация поставленной цели потребовала:

 

- конструктивного, в историческом  ракурсе, изучения взглядов российских  и зарубежных экономистов на  роль и проблемы использования  финансов в общественном воспроизводстве;

 

- теоретического осмысления  сущности и содержания финансового  регулирования социально-экономических  процессов;

 

- систематизации опыта  финансового регулирования в  индустриально развитых странах,  определения возможностей его  использования в России;

 

- выявления специфики  функционирования отечественного  механизма финансового воздействия  на экономику и социальную  сферу;

 

- аналитического обобщения  факторов, определяющих динамику  финансовых ресурсов, выявления  причин неадекватности финансового  потенциала и финансовой обеспеченности  территориального развития;

 

- поиска направлений оптимизации  процесса и повышения эффективности  механизма финансового регулирования  в Российской Федерации;

 

обоснования концептуальных подходов к разработке госуда|к iвенной финансовой стратегии.

 

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступила система  финансового регулирования социально-экономических  процессов в Российской Федерации  и за рубежом.

 

Предметом исследования явились: финансовые отношения; финансовая поли гика государства; правовое и методическое обеспечение процесса управления финансами.

 

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили: диалектический способ познания; системный подход; принципы формальной логики; методы экономического анализа и синтеза; приемы индуктивного и дедуктивного изучения.

 

Теоретическая база исследования. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных  и зарубежных ученых и практиков  в области экономики и финансов; законодательные акты Российской Федерации, решения органов представительной и исполнительной власти национально-государственных  образований и местного самоуправления по вопросам экономического регулирования  и управления финансами; нормативно-методические и инструктивные материалы центральных  и местных экономических органов; документы комитетов и комиссий при представительных и исполнительных органах власти различных уровней  по финансовым вопросам.

 

Информационная база исследования. В качестве информационной базы использованы данные Госкомстата России и Северо-Осетинского  республиканского статистического  управления; Министерства экономики  Российской Федерации и Министерства экономики и внешнеэкономических  связей Республики Северная Осетия-Алания(РСО-А); Министерства финансов РФ и Министерства финансов РСО-А; финансовых, налоговых и статистических органов других регионов; данные архивов и периодических изданий, научно-исследовательских институтов, экспертно-аннлитических центров, научно-практических конференций и семинаров. Научная поемна исследования заключается в следующем:

 

- впервые в отечественной  экономической литературе раскрыта  сущность финансового регулирования  социально-экономических процессов,  дана его терминологическая трактовка;

 

на основании ретроспективной  систематизации взглядов отечественных  и зарубежных ученых обоснованы определения  и структурное построение системы, механизма и процесса финансового  регулирования экономики и социальной сферы;

 

- предложена новая интерпретация  понятий системы общественною  воспроизводства; воспроизводственного  процесса на макроуровне; государственного  регулирования воспроизводственного  процесса; финансов; государственных  доходов и расходов; финансового  потенциала; финансовых ресурсов; доходов  бюджета;

 

- конкретизировано системное  соотношение воспроизводства, рынка,  государственного регулирования  воспроизводства и финансового  регулирования социально-экономических  процессов;

 

- сформулирован основополагающий  критерий классификации общественных  товаров и услуг, представлена  развернутая шкала их группировки: - обобщены классификационные признаки  государственных расходов и факторы,  влияющие на их динамику;

 

- разработан комплекс  научно-практических рекомендаций  правового, методологического и  организационного характера, направленный  на повышение эффективности механизма  и совершенствование процесса  финансового регулирования экономики  и социальной сферы:

 

- предложены новые методические  подходы к составлению баланса  финансовых ресурсов на уровне  Российской Федерации и ее  отдельных территориальных образований;

 

- теоретически обоснована  и практически доказана объективная  необходимость оптимизации межбюджетных  потоков; определены возможности  совершенствования системы межбюджетных  отношений в РФ.

 

В работе содержатся и более  частные" результаты исследования, отличающиеся научной новизной.

 

Теоретическая значимость работы состоит в развитии нового научного направления финансовой теории - теории финансового регулирования социально-экономических  процессов; в обогащении финансовой науки системным изучением вопросов использования финансов для корректировки  параметров общественного воспроизводства; в расширении методологического  аппарата финансовых исследований. Диссертационная  работа вносит определенный вклад в  решение одной из крупнейших научных  проблем - проблемы оптимального сочетания  государственного регулирования экономики  и социальной сферы (в части его  финансовой составляющей) с эффективно функционирующим механизмом рынка.

 

Практическую значимость диссертации определяет доведение  целого ряда теоретических положений  и выводов до выработки конкретных практических рекомендаций, а именно:

 

- предложения соискателя  используются при составлении  балансов финансовых ресурсов, республиканского  и местных бюджетов РСО-А (начиная  с 1990 года);

 

- аналитические обобщения  и выводы диссертанта по совершенствованию  практики государственного управления  в Северной Осетии учтены при  составлении концепции перевода  республики на принципы правовой  и хозяйственной самостоятельности;  при подготовке целевых программ: федеральной - "Социально-экономическое  развитие Республики Северная  Осетия-Алания до 2000 года" и республиканской  - "Развитие и размещение производительных  сил Северной Осетии на период  до 2005 года" (в процессе работы  соискателя руководителем финансового  сектора научно-исследовательской  группы по формированию указанных  программ);

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов