Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:41, диссертация

Описание работы

Целью диссертационного исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала:
- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на роль и проблемы использования финансов в общественном воспроизводстве;
- теоретического осмысления сущности и содержания финансового регулирования социально-экономических процессов;
- систематизации опыта финансового регулирования в индустриально развитых странах, определения возможностей его использования в России;
- выявления специфики функционирования отечественного механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу;
- аналитического обобщения факторов, определяющих динамику финансовых ресурсов, выявления причин неадекватности финансового потенциала и финансовой обеспеченности территориального развития;
- поиска направлений оптимизации процесса и повышения эффективности механизма финансового регулирования в Российской Федерации;
обоснования концептуальных подходов к разработке государственной финансовой стратегии.

Файлы: 1 файл

финансовое регулирование соц-эк процессов.docx

— 66.49 Кб (Скачать файл)

 

13

 

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ

 

Учитывая недостаточную  четкость имеющихся в финансовой науке общетеоретических разработок и обилие зачастую противоположных  мнений по ее основополагающим вопросам, соискатель прежде всего счел целесообразным представить свое видение сущности и содержания финансов, конкретизировать взаимосвязь между ними. Первопричину, порождающую финансовую форму движения стоимости, автор усматривает в  наличии объективных потребностей социума в общественных товарах  и услугах, а основное предназначение финансовых отношений - в создании материальной базы для постоянного удовлетворения потребностей в наиболее значимых на данном историческом этапе благах общественного  сектора экономики и в обеспечении  на этой основе непрерывности производства. Соответственно, диссертант полагает, что финансы выражают систему  опосредованных государством денежных отношений между субъектами воспроизводства, которая связана с перераспределением стоимости общественного продукта в целях удовлетворения потребностей в товарах и услугах общественного  сектора экономики. '

 

Общей тенденцией современности, подчеркивается в работе, является повышение роли финансов в механизме  государственного регулирования воспроизводства. Это связано с существованием целого ряда причин, и прежде всего, с ростом расходов на экологические  и научно-технические программы, программы по социальному обеспечению, здравоохранению, по поддержанию уровня доходов. Государственное, вмешательство  ограничивается, главным образом, областью перераспределения и потребления, что повышает значимость для общества финансовых отношений. Наконец, учет требований конкурентного рынка расширяет  сферу применения косвенных форм регулирования экономики, в которой  существенную нагрузку несут финансовые регуляторы.

 

В работе доказывается, что  объективные предпосылки целенаправленного  регулирования воспроизводственных  параметров предопределены экономической  природой данных отношений и проявляются  в функциях исследуемой категории. Так, в процессе создания и использования  общегосударственных фондов денежных средств стоимость перераспределяется в отраслевом и территориальном  масштабе, а также между отделимыми группами населения. В результате в  социально-экономической системе  создается материальная база для  удовлетворения основной части коллективных потребностей в образовании, науке, здравоохранении, инфраструктуре. Кроме  того, в обществе появляется возможность  устранить такой недостаток рынка, как "дефект распределения доходов", который воспроизводит существенное социальное неравенство. Централизация  денежных ресурсов, позволяющая поддерживать определенный жизненный уровень  пенсионеров, нетрудоспособных, многодетных, безработных и других ну-

 

14

 

ждающихся в этом граждан, повышает в конечном счете совокупное потребление общества. Последнее, в  свою очередь, является фактором повышения  эффективности производства. С помощью  финансов как связующего звена между  распределением и производительным потреблением может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, ограничиваться деятельность монополий, смягчаться потери от просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на формирование макроэкономических пропорций, на темпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение непрерывности воспроизводства. Кроме того, финансы являются важнейшим средством общественного контроля за производством и распределением создаваемого продукта. Посредством них общество, в лице государства, располагает сведениями не только о движении средств общегосударственных денежных фондов. Оно получает доступ к информационной базе о составных элементах стоимости, о ходе и состоянии непосредственно процесса производства, а следовательно, обеспечивается данными, без которых просто невозможно осуществление централизованного воздействия на хозяйственную систему.

 

Степень и направления  реализации рассмотренных объективных  предпосылок использования финансовых отношений для регулирования  социально-экономических процессов  зависят от того, в каких организационно-правовых формах материализуется их содержание, ибо на происходящие в экономике  и социальной сфере процессы оказывают  влияние конкретные виды доходов  и расходов государства или их отдельные компоненты.

 

Государственные расходы, уточняет автор, представляют собой затраты  на производство и приобретение материальных благ и услуг в целях удовлетворения совокупных потребностей общества. Они  выражают экономические отношения, связанные с распределением и  использованием по различным направлениям денежных средств государства. Преследуя  цель более полного раскрытия  роли рассматриваемых затрат в воспроизводственном  процессе, соискатель классифицирует их по целому ряду признаков (по воздействию  на структуру и динамику воспроизводственных  параметров - трансформационные и  трансфертные; текущие и капитальные; по обслуживанию людей и обслуживанию капитала; по функциональному, ведомственному и территориальному принципам; исходя из процедурных мероприятий - обязательные и секвестируемые; переходящие и  дискреционные), f

 

На основе проведенной  систематизации делается следующее  заключение. Государственные расходы, представляющие собой положительную  компоненту формирования совокупного  спроса, непосредственно присоединятся  к затратам на потребление и инвестициям  и олицетворяют в конечном итоге  ту долю национального продукта, которая  поступает в со-

 

15

 

вместное пользование  всех субъектов воспроизводства. С  экономической точки зрения финансовое регулирование, осуществляемое в процессе расходования средств общегосударственных  денежных фондов, базируется на реальной способности финансов изменять размеры  и приоритеты совокупного спроса, влиять на величину накоплений и структуру  совокупного предложения, корректировать распределение суммарного дохода между  его членами. Посредством обозначенного  вмешательства в производство и  потребление общественного продукта оказывается прямое воздействие  на динамику воспроизводственных параметров, на формирование соотношения между  совокупным спросом и совокупным предложением, сферой производства и  природным комплексом, экономическим  потенциалом государства и степенью обеспечения его внешней безопасности, развитием экономики и социальной сферы в целом в стране и  в разрезе ее отдельных территорий.

 

Государственные доходы, по мнению диссертанта, - это экономические  отношения по поводу безвозмездного и безвозвратного изъятия в распоряжение государства части стоимости  общественного продукта и национального  богатства. Возможность регулировать общевоспроизводственные показатели посредством манипулирования объемом и составом указанных доходов объясняется следующей объективной предпосылкой. Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические лица и которые используются ими для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень доходности названных субъектов общественной системы, сокращает масштабы и изменяет структуру их потребления. Это позволяет корректировать степень социальной дифференциации и ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства.

 

В совокупности государственных  доходов выделяются изъятия, воздействующие на ценообразование, издержки производства, величину накоплений, занятость. Разнообразие видов рассматриваемых доходов  и механизмов их взимания предоставляет  государству возможность целенаправленно  регулировать спрос на определенные товары и услуги, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские изыскания, внешнеэкономические связи, загрязнение  окружающей среды и многие другие процессы. Основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством  налогов, В диссертации затрагиваются  вопросы их воздействия на объемы выпускаемой продукции и техническое  оснащение проич"оаст-ва, на состояние  цен, на отраслевое и территориальное  размещение инвестиций.

 

Наличие возможности осуществлять мобилизацию финансовых ресурсов в  общегосударственные фонды денежных средств, влиять на структуру совокупного  потребления, смягчать амплитуду циклических  колебаний экономики, изменять отраслевую и региональную структуру хозяйства, корректировать темпы социально-экономического развития свидетельст-

 

16

 

вуют о том, что государственные  доходы воздействуют на решения всех участников общественной системы, играют важную роль в регулировании воспроизводственных  парамегров.

 

Суть финансового регулирования  как явления общественной жизни  спи-дится, по мнению автора, к реализации имеющихся у финансов корректирующих свойств. Данная посылка позволила  предложить следующую терминологическую  трактовку исследуемого явления. Финансовое регулирование социально-экономических  процессов (ФРСЭП) представляе-i собой  организуемую государством деятельность по использованию финансовых отношений  в целях корректировки параметров воспроизводства.

 

Исследование показало, что  порожденное естественной эволюцией  социума осуществление данной деятельности постепенно стало неотъемлемым условием нормального функционирования экономики  и социальной сферы (в особенности  современных, с их чрезмерно усложненной  структурой и многообразием различного рода взаимосвязей). ФРСЭП, базируясь  на использовании конкретных форм и  методов мобилизации финансовых ресурсов и конкретных форм и методов  осуществления государственных  расходов, олицетворяет централизованное влияние государственных структур, являющихся непосредственными субъектами регулирования, на жизнедеятельность  участников общественной системы, на их доходы и расходы, которые выступают  непосредственными объектами регулирования.

 

Специфика исследуемой области  воспроизводства вытекает как из перманентной изменчивости экономики  и социальной сферы, так и из противоречивой природы государственных организационных  акций. Соискателю она видится в  следующем:

 

- во-первых, финансовое регулирование  выступает одним из ориентирующих  начал социально-экономических процессов,  но не может рассматриваться  как собственно управление воспроизводством;

 

- во-вторых, это лишь попытка  воздействия и уже затем - при  достаточно благоприятных обстоятельствах  - действительное упорядочение общественного  развития;

 

- в-третьих, направленность  регулирующих импульсов не сопровождается  обязательным совпадением достигнутых  параметров с поставленной не-лью.  Она относительна - результат только  в определенной степени соответствует,  а иногда может быть прямо  противоположен целевым установкам.

 

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций  распределения накоплений, обеспечивающих максимально возможное на данном этапе удовлетворение потребностей общества как на микро-, так и на макроуровне. Это предполагает наиболее разумное сочетание личных, коллективных и общественных интересов, установок  и ценностей и отражает финансовый аспект проблемы соединения системы  государственного воздействия с  эффективно работающим механизмом рынка.

 

17

 

Финансовыми регуляторами рыночного  хозяйствования, по мнению диссертанта, являются: налоги и неналоговые платежи  в бюджет; финансовые льготы и санкции; эксплуатационные расходы бюджетных  учреждений; общие и целевые субсидии (включая предназначенные для  оплаты государственных заказов); доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий  и организаций.

 

Как неотъемлемой составной  части общей системы государственного управления, и полагает автор, по аналогии с ней, финансовому воздействию  присущи прямые, косвенные и смешанные  формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние на ход рыночных процессов оказывается с помощью  взимания прямых общегосударственных  налогов; в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета  развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и  платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении  размеров нормативов государственных  расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов  воспроизводства, и рыночную конъюнктуру. К опосредованным (косвенным) формам регулирования, способствующим тому, чтобы  распределение в обществе было более  справедливым, и в то же время  не оказывающим резкого воздействия  на развитие рынка, отнесены косвенное  общегосударственное налогообложение  и осуществление текущих государственных  расходов. Среди смешанных форм финансового  воздействия выделены местные налоги, система неналоговых платежей в  бюджет, льготное налогообложение и  льготное финансирование отдельных  сфер деятельности и мероприятий, нормативы  образования и использования  децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий  и организаций.

 

Диссертант считает, что  применяемые в финансовом регулировании  методы нельзя оценивать однозначно. По своей сути одноименные ре^лято-ры относятся к экономическим способам государственного воздействия, поэтому  им, естественно, присущи такие свойства, как совместимость с другими  методами управления, действенность, относительная  гибкость и экономичность. Однако такие  черты, как директивность и санкциониро-ванность, позволяют выделить в них принудительно-распределительные  и командные черты, присущие административным методам воздействия. Учет требований диалектического подхода к использованию  финансовых регуляторов говорит  о необходимости взаимосвязанного развития >чних и экономических, и  административных свойств.

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов