Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:41, диссертация
Целью диссертационного исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала:
- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на роль и проблемы использования финансов в общественном воспроизводстве;
- теоретического осмысления сущности и содержания финансового регулирования социально-экономических процессов;
- систематизации опыта финансового регулирования в индустриально развитых странах, определения возможностей его использования в России;
- выявления специфики функционирования отечественного механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу;
- аналитического обобщения факторов, определяющих динамику финансовых ресурсов, выявления причин неадекватности финансового потенциала и финансовой обеспеченности территориального развития;
- поиска направлений оптимизации процесса и повышения эффективности механизма финансового регулирования в Российской Федерации;
обоснования концептуальных подходов к разработке государственной финансовой стратегии.
13
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
Учитывая недостаточную
четкость имеющихся в финансовой
науке общетеоретических
Общей тенденцией современности,
подчеркивается в работе, является
повышение роли финансов в механизме
государственного регулирования воспроизводства.
Это связано с существованием
целого ряда причин, и прежде всего,
с ростом расходов на экологические
и научно-технические
В работе доказывается, что
объективные предпосылки
14
ждающихся в этом граждан, повышает в конечном счете совокупное потребление общества. Последнее, в свою очередь, является фактором повышения эффективности производства. С помощью финансов как связующего звена между распределением и производительным потреблением может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, ограничиваться деятельность монополий, смягчаться потери от просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на формирование макроэкономических пропорций, на темпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение непрерывности воспроизводства. Кроме того, финансы являются важнейшим средством общественного контроля за производством и распределением создаваемого продукта. Посредством них общество, в лице государства, располагает сведениями не только о движении средств общегосударственных денежных фондов. Оно получает доступ к информационной базе о составных элементах стоимости, о ходе и состоянии непосредственно процесса производства, а следовательно, обеспечивается данными, без которых просто невозможно осуществление централизованного воздействия на хозяйственную систему.
Степень и направления
реализации рассмотренных объективных
предпосылок использования
Государственные расходы, уточняет автор, представляют собой затраты на производство и приобретение материальных благ и услуг в целях удовлетворения совокупных потребностей общества. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и использованием по различным направлениям денежных средств государства. Преследуя цель более полного раскрытия роли рассматриваемых затрат в воспроизводственном процессе, соискатель классифицирует их по целому ряду признаков (по воздействию на структуру и динамику воспроизводственных параметров - трансформационные и трансфертные; текущие и капитальные; по обслуживанию людей и обслуживанию капитала; по функциональному, ведомственному и территориальному принципам; исходя из процедурных мероприятий - обязательные и секвестируемые; переходящие и дискреционные), f
На основе проведенной систематизации делается следующее заключение. Государственные расходы, представляющие собой положительную компоненту формирования совокупного спроса, непосредственно присоединятся к затратам на потребление и инвестициям и олицетворяют в конечном итоге ту долю национального продукта, которая поступает в со-
15
вместное пользование
всех субъектов воспроизводства. С
экономической точки зрения финансовое
регулирование, осуществляемое в процессе
расходования средств общегосударственных
денежных фондов, базируется на реальной
способности финансов изменять размеры
и приоритеты совокупного спроса,
влиять на величину накоплений и структуру
совокупного предложения, корректировать
распределение суммарного дохода между
его членами. Посредством обозначенного
вмешательства в производство и
потребление общественного
Государственные доходы, по мнению диссертанта, - это экономические отношения по поводу безвозмездного и безвозвратного изъятия в распоряжение государства части стоимости общественного продукта и национального богатства. Возможность регулировать общевоспроизводственные показатели посредством манипулирования объемом и составом указанных доходов объясняется следующей объективной предпосылкой. Огосударствление доли ресурсов, которыми располагают физические и юридические лица и которые используются ими для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень доходности названных субъектов общественной системы, сокращает масштабы и изменяет структуру их потребления. Это позволяет корректировать степень социальной дифференциации и ограничивать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства.
В совокупности государственных
доходов выделяются изъятия, воздействующие
на ценообразование, издержки производства,
величину накоплений, занятость. Разнообразие
видов рассматриваемых доходов
и механизмов их взимания предоставляет
государству возможность
Наличие возможности осуществлять
мобилизацию финансовых ресурсов в
общегосударственные фонды
16
вуют о том, что государственные
доходы воздействуют на решения всех
участников общественной системы, играют
важную роль в регулировании
Суть финансового
Исследование показало, что
порожденное естественной эволюцией
социума осуществление данной деятельности
постепенно стало неотъемлемым условием
нормального функционирования экономики
и социальной сферы (в особенности
современных, с их чрезмерно усложненной
структурой и многообразием различного
рода взаимосвязей). ФРСЭП, базируясь
на использовании конкретных форм и
методов мобилизации финансовых
ресурсов и конкретных форм и методов
осуществления государственных
расходов, олицетворяет централизованное
влияние государственных
Специфика исследуемой области
воспроизводства вытекает как из
перманентной изменчивости экономики
и социальной сферы, так и из противоречивой
природы государственных
- во-первых, финансовое регулирование
выступает одним из
- во-вторых, это лишь попытка
воздействия и уже затем - при
достаточно благоприятных
- в-третьих, направленность
регулирующих импульсов не
Основная задача, решаемая
в ходе финансового регулирования,
связана с установлением
17
Финансовыми регуляторами рыночного
хозяйствования, по мнению диссертанта,
являются: налоги и неналоговые платежи
в бюджет; финансовые льготы и санкции;
эксплуатационные расходы бюджетных
учреждений; общие и целевые субсидии
(включая предназначенные для
оплаты государственных заказов); доходы
и расходы внебюджетных фондов; доходы
и расходы государственных
Как неотъемлемой составной
части общей системы
Диссертант считает, что
применяемые в финансовом регулировании
методы нельзя оценивать однозначно.
По своей сути одноименные ре^лято-ры
относятся к экономическим
Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов