Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:41, диссертация

Описание работы

Целью диссертационного исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала:
- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на роль и проблемы использования финансов в общественном воспроизводстве;
- теоретического осмысления сущности и содержания финансового регулирования социально-экономических процессов;
- систематизации опыта финансового регулирования в индустриально развитых странах, определения возможностей его использования в России;
- выявления специфики функционирования отечественного механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу;
- аналитического обобщения факторов, определяющих динамику финансовых ресурсов, выявления причин неадекватности финансового потенциала и финансовой обеспеченности территориального развития;
- поиска направлений оптимизации процесса и повышения эффективности механизма финансового регулирования в Российской Федерации;
обоснования концептуальных подходов к разработке государственной финансовой стратегии.

Файлы: 1 файл

финансовое регулирование соц-эк процессов.docx

— 66.49 Кб (Скачать файл)

 

Приближение к осознанию  сущности и выявлению закономерностей  любого явления обеспечивается посредством  структурирования его содержания, то есть системного представления элементной совокупности взаимосвязей, обеспечивающих целостность и самотождественность  конкретного явления. Результатом  реализации идеи системности в исследовании предмета диссертационной работы выступила  функциональная упорядо-

 

18

 

ченность элементов и  интегративных связей финансового  регулирования социально-экономических  процессов. Предложенная автором структура  системы ФРСЭП отражает совокупность сущностных параметров данной области  общественного воспроизводства, а  именно целей, объектов, принципов, задач, субъектов, инструментария и мероприятий. Она инвариант по отношению к  изменению внутренней и внешней  среды. Мотивационный механизм финансового  риулирования, его диапазон, характер и способы практического осуществления, напротив, определяются условиями исторического  развития, типом государственного устройства, сложившейся социально-экономической  структурой общее tea, соотношением политических сил и иными специфическими для  каждой страны факторами. Поэтому "наполняемость" структуры реальными компонентами, то есть конкрешое содержание параметров системы ФРСЭП довольно динамично  и развивается в зависимости  от конкретных условий.

 

Использование финансовых отношений  в целях упорядочения воспроизводственной  динамики предполагает определенное взаимодействие отдельных сторон данного общественного  явления. Организацию названного взаимодействия характеризует механизм финансового  регулирования социально-экономических  процессов. В понимании диссертанта, он объединяет в себе элементы, посредством  которых осуществляется передача и  преобразование регулирующего импульса, то есть представляет совокупность средств  и способов организации регулирования. Его устройство предопределено взаимосвязанностью, глубокой взаимообусловленностью параметров системы ФРСЭП и структурно представлено в работе.

 

Конкретные виды государственных  доходов и иных источников формирования общегосударственных денежных фондов, а также государственных расходов, методы их мобилизации и предоставления, наряду с процедурными моментами  отражают приемы' финансового регулирования, а конкретные принципы взимания средств  и предоставления финансирования определяют характер этого влияния. Оказывается  воздействие на основе соответствующим  образом устроенной системы финансов, тогда как конкретные масштабы и  направления регулирования определяются по ходу разработки, утверждения и  реализации государственных финансовых программ. Наконец, финансовое законодательство и уполномоченные органы власти обеспечивают организационные возможности для  проведения исследуемого регулирования.

 

В диссертации обосновано, что преобразование посредством  финансов реальной социально-экономической  ситуации в том или ином направлении  может осуществляться только в ходе конкретного процесса ре(улирования Речь идет об организованной государством последовательности конкретных мероприятий  по целенаправленному воздействию  на отдельные сегменты воспроизводства. Именно процесс, отражая конкретную "устроенность" деятельности, конкретный порядок ее осуществления, свидетельствует  о самом факте перераспределения  стоимости через раишоб

 

19

 

разные финансовые формы  и методы ее отчуждения и использования. Именно он позволяет оценивать всю  полноту, весь спектр финансового регулирования  как явления общественной жизни  в конкретном пространстве и времени.

 

Продвигаясь в исследовании интересующих отношений от прагматически  конкретных сторон проявления через  обобщение частных свойств до философски абстрактных способов выражения  их сущности, автор пришел к установлению логичной, с его точки зрения, взаимосвязи между такими понятиями, как явление общественной жизни, система, механизм и процесс его  организации. Применительно к финансовому  регулированию это выглядит следующим  образом. В качестве явления оно  представляет собой организуемую государством деятельность по использованию финансовых отношений в целях корректировки  параметров воспроизводства. Система  ФРСЭП отражает функциональную упорядоченность  элементов и связей внутри данного  явления, тогда как способ взаимосвязи  различных сторон его содержания характеризует механизм ФРСЭП. Функционирование этого механизма, вызывающее последовательную смену состояний системы ФРСЭП, обеспечивается в процессе реализации конкретных регулирующих мероприятий.

 

Выявленное взаимопереплетение граней общественных явлений позволило  диссертанту конкретизировать взаимосвязь  отдельных сторон воспроизводства, государственного и финансового  регулирования социально-экономических  процессов и заключить, что факт присутствия финансов в обществе обусловлен ни политикой, ни любой другой областью государственной деятельности. Он связан с развитием материального  производства, самого человека и социально-экономических  отношений, систематически воспроизводящих  необходимость их регулирования.

 

ОБЪЕМ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ КАК  ОБЪЕКТИВНЫЙ

 

ОГРАНИЧИТЕЛЬ МАСШТАБОВ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ  И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

Организационная заданность и конкретно-функциональная направленность финансового регулирования, эффективность  соответствующего механизма непосредственно  связаны, по мнению соискателя, с конкретной мерой воздействия. Отсюда следует, что основные составляющие моменты  процесса финансового регулирования  экономики и социальной сферы  формируются на базе решения вопросов о масштабах и способах государственного перераспределения стоимости. Центральное  место среди них занимает поиск  оптимальных пропорций деления  вновь созданного дохода между общегосударственными фондами денежных средств, отдельными предприятиями, организациями и  населением. Названные пропорции -это  важный фактор, определяющий результаты функционирования экономики, равнонаправленно влияющий как на меру хозяйственной  самостоя-

 

20

 

гельности субъектов воспроизводства, так и на степень устойчивости материальной базы государства. Высокий  уровень изъятия доходов у  предприятий и населения ведет  к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что способствует падению произведенного ВНП, а впоследствии и потенциальных  доходов самого государства. Установление же низкого уровня изъятий одномоментно сокращает государственные доходы и. естественно, сужает масштабы возможного государственного регулирования. Поэтому  проблема определения разумных границ финансового перераспределения  применительно к конкретным условиям, несомненно, относится к разряду  прагматически- перманентных.

 

Показатель "финансовые ресурсы" как макроэкономический параметр регулирования  экономики позволяет согласовывать  материально-вещественный и финансово-стоимостной  аспекты воспроизводства и на этой основе регулировать пропорции  социально-экономического развития страны. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов -свидетельство  того, что формируемая государством часть платежеспособного спроса обеспечена материальным покрытием  в виде общественного продукта. За исходную посылку при проведении представленного в работе анализа  исследуемых проблем принято  рассмотрение финансовых ресурсов в  качестве совокупности денежных средств, которые используются органами государственной  власти для решения стоящих перед  ними задач. Раскрывая специфику  обозначенного объекта исследования, диссертант отмечает следующее:

 

- потребность в наличии  финансовых ресурсов связана  с производством совокупных общественных  благ;

 

- опосредуя процесс перераспределения  общественного продукта и национального  дохода, эти ресурсы обеспечивают  создание государственных фондов  денежных средств аккумуляционного  характера;

 

- в конечном итоге они  представляют собой денежные  средства конкретного национально-государственного  или административно-территориального  образования, используются для  выполнения возложенных на органы  власти функций и отражают" итоговые результаты деятельности  государственного хозяйства страны.

 

Будучи материальными  носителями финансовых отношений, рассматриваемые  ресурсы, в понимании автора, представляют собой находящиеся в руках  государства и имеющие фондовую форму денежные средства целевого назначения. Их объем выступает важной характеристикой  экономического и социального развития страны, а рациональное использование  во многом определяет темпы общественного  прогресса. На практике они овеществляются в различных финансовых фондах государства (централизованных: бюджетных и внебюджетных, а также децентрализованных: фондах денежных средств государственных  предприятий и организаций н  специальных (внебюджетных) отраслевых фондах).

 

21

 

Говоря о сознательном использовании финансов для регулирования  воспроизводственного процесса, автор  акцентирует внимание на наличии  двух тенденций, накладывающих отпечаток  на уровень финансовой централизации, систематизирует факторы, которые  влияют на его повышение и сокращение. В диссертации обосновывается, что  при определении уровня централизации  ресурсов в общегосударственных  фондах денежных средств обязательным является предвидение негативных последствий  как от чрезмерного расширения, так  и от экономически необоснованного  сужения сферы финансового перераспределения  стоимости. Рассматриваемые пропорции  отчуждения созданного продукта имеют  объективные границы, обусловленные  необходимостью удовлетворения общегосударственных  потребностей. Часть этих расходов является социально определенной величиной, формирующей минимальный уровень  централизации. Оптимальный же их размер образуется под воздействием многих факторов, но главным образом, упирается  в решение проблемы обоснованного  определения объемов государственных  функций, в том числе в региональном разрезе.

 

Общую направленность изменений  темпов роста общегосударственных  денежных фондов обусловливает динамика важнейших макроэкономических показателей (ВВП, ВНП, НД и др.). Однако, несмотря иа тесную связь финансов с общественным продуктом и национальным доходом  страны, между ними не существует линейной зависимости, иными словами, отсутствует  стабильное соотношение между объемом финансовых ресурсов и стоимостью созданного продукта. Степень централизации определенной доли денежных средств зависит от конкретных условий и способов хозяйствования, от достигнутого уровня развития экономического потенциала и степени зрелости экономических отношений, от масштабности патернализма, значимости и приоритетности намеченных к решению на данном историческом этапе экономических и социальных задач, и соответственно, от объема и структуры принятых к удовлетворению на совместной основе общественных потребностей. На величину общегосударственных денежных фондов оказывает непосредственное влияние не только внутренняя, но и международная экономическая и политическая обстановка. Сочетание этих факторов, их взаимное влияние друг на друга и предопределяют конкретный объем денежных средств, находящихся в руках государства. Поскольку недостаточное или избыточное государственной вмешательство является тормозом социально-экономического развития, необходимость приближения к оптимальной норме финансовой централизации бесспорна также, как и отнесение последней к одной из важнейших характеристик макроэкономического равновесия.

 

22

 

СПЕЦИФИКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА  ФРСЭП,

 

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ЕГО

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

Нарастающая дефицитность финансовых ресурсов, распространившаяся на систему  финансов (включая бюджет и внебюджетные фонды) неплатежеспособность, чрезмерная зависимость бюджета от рынка  заемных ресурсов, неурегулированность  межбюджетных отношений, проблематичность самофинансирования государственных  предприятий - эти, подробно рассмотренные  в работе, характеристики состояния  финансов современной России свидетельствуют  об усиливающейся неустойчивости функционирования механизма ФРСЭП.

 

Первопричиной кризиса отечественной  модели воспроизводства является многолетняя, порожденная идеологическими и  политическими приоритетами социалистической системы деформированность народнохозяйственных пропорций, не имеющая аналогов в  мировой практике. В диссертации  автор выделяет и анализирует  сохраняющиеся на протяжении нескольких лет негативные тенденции, которые  провоцируют дальнейшее снижение реальных объемов финансовых ресурсов и осложняют  проведение стабилизационных мероприятий. Соискатель доказывает, что именно воспроизводственные, а не конъюнктурные  факторы порождают подавляющую  часть потерь доходов государства. Поэтому сводить причины современного финансового кризиса лишь к текущим, пусть и крайне неблагоприятным  моментам (отсутствию опыта уплаты и взимания большого количества налогов  с достаточно часто меняющимся порядком их расчета, росту числа неплательщиков, ситуации на мировых финансовых рынках и т.п.) - это значит менять местами  причину и следствие, но самое  главное - неоправданно сужать диапазон и расширять временной лаг  для выработки мер, которые необходимо осуществить для преодоления  сложившейся ситуации.

 

В ходе исследования чрезвычайно  сложного комплекса проблем, связанных  с развитием налоговой системы  выявлено, что темпы роста объемов  поступлений налогов отстают  от темпов роста денежных поступлений  во внебюджетные фонды. Катастрофическое падение собираемости государственных  доходов объясняется невозможностью платить их одними и умении не платить  их другими участниками социально-экономической  системы. Немаловажную роль в существовании  последнего из названных факторов играют изменения в системе государственного управления, влекущие за собой снижение уровня административной дисциплины.

 

Сократившись в реальном выражении с 1992 года более чем  в три раза, государственные расходы  сегодня, считает соискатель, обладают жесткими, слабо эластичными границами  дальнейшего уменьшения. Весомое  место в них занимают затраты, непосредственно не связанные с  текущим состоянием производства и  налоговой базы: социальные выплаты.

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов