Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:41, диссертация
Целью диссертационного исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала:
- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на роль и проблемы использования финансов в общественном воспроизводстве;
- теоретического осмысления сущности и содержания финансового регулирования социально-экономических процессов;
- систематизации опыта финансового регулирования в индустриально развитых странах, определения возможностей его использования в России;
- выявления специфики функционирования отечественного механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу;
- аналитического обобщения факторов, определяющих динамику финансовых ресурсов, выявления причин неадекватности финансового потенциала и финансовой обеспеченности территориального развития;
- поиска направлений оптимизации процесса и повышения эффективности механизма финансового регулирования в Российской Федерации;
обоснования концептуальных подходов к разработке государственной финансовой стратегии.
Приближение к осознанию
сущности и выявлению закономерностей
любого явления обеспечивается посредством
структурирования его содержания, то
есть системного представления элементной
совокупности взаимосвязей, обеспечивающих
целостность и
18
ченность элементов и
интегративных связей финансового
регулирования социально-
Использование финансовых отношений
в целях упорядочения воспроизводственной
динамики предполагает определенное взаимодействие
отдельных сторон данного общественного
явления. Организацию названного взаимодействия
характеризует механизм финансового
регулирования социально-
Конкретные виды государственных
доходов и иных источников формирования
общегосударственных денежных фондов,
а также государственных
В диссертации обосновано,
что преобразование посредством
финансов реальной социально-экономической
ситуации в том или ином направлении
может осуществляться только в ходе
конкретного процесса ре(улирования
Речь идет об организованной государством
последовательности конкретных мероприятий
по целенаправленному воздействию
на отдельные сегменты воспроизводства.
Именно процесс, отражая конкретную
"устроенность" деятельности, конкретный
порядок ее осуществления, свидетельствует
о самом факте
19
разные финансовые формы и методы ее отчуждения и использования. Именно он позволяет оценивать всю полноту, весь спектр финансового регулирования как явления общественной жизни в конкретном пространстве и времени.
Продвигаясь в исследовании
интересующих отношений от прагматически
конкретных сторон проявления через
обобщение частных свойств до
философски абстрактных способов выражения
их сущности, автор пришел к установлению
логичной, с его точки зрения,
взаимосвязи между такими понятиями,
как явление общественной жизни,
система, механизм и процесс его
организации. Применительно к финансовому
регулированию это выглядит следующим
образом. В качестве явления оно
представляет собой организуемую государством
деятельность по использованию финансовых
отношений в целях
Выявленное взаимопереплетение
граней общественных явлений позволило
диссертанту конкретизировать взаимосвязь
отдельных сторон воспроизводства,
государственного и финансового
регулирования социально-
ОБЪЕМ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ
ОГРАНИЧИТЕЛЬ МАСШТАБОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Организационная заданность и конкретно-функциональная направленность финансового регулирования, эффективность соответствующего механизма непосредственно связаны, по мнению соискателя, с конкретной мерой воздействия. Отсюда следует, что основные составляющие моменты процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы формируются на базе решения вопросов о масштабах и способах государственного перераспределения стоимости. Центральное место среди них занимает поиск оптимальных пропорций деления вновь созданного дохода между общегосударственными фондами денежных средств, отдельными предприятиями, организациями и населением. Названные пропорции -это важный фактор, определяющий результаты функционирования экономики, равнонаправленно влияющий как на меру хозяйственной самостоя-
20
гельности субъектов воспроизводства,
так и на степень устойчивости
материальной базы государства. Высокий
уровень изъятия доходов у
предприятий и населения ведет
к падению хозяйственной
Показатель "финансовые ресурсы"
как макроэкономический параметр регулирования
экономики позволяет
- потребность в наличии
финансовых ресурсов связана
с производством совокупных
- опосредуя процесс
- в конечном итоге они
представляют собой денежные
средства конкретного
Будучи материальными носителями финансовых отношений, рассматриваемые ресурсы, в понимании автора, представляют собой находящиеся в руках государства и имеющие фондовую форму денежные средства целевого назначения. Их объем выступает важной характеристикой экономического и социального развития страны, а рациональное использование во многом определяет темпы общественного прогресса. На практике они овеществляются в различных финансовых фондах государства (централизованных: бюджетных и внебюджетных, а также децентрализованных: фондах денежных средств государственных предприятий и организаций н специальных (внебюджетных) отраслевых фондах).
21
Говоря о сознательном
использовании финансов для регулирования
воспроизводственного процесса, автор
акцентирует внимание на наличии
двух тенденций, накладывающих отпечаток
на уровень финансовой централизации,
систематизирует факторы, которые
влияют на его повышение и сокращение.
В диссертации обосновывается, что
при определении уровня централизации
ресурсов в общегосударственных
фондах денежных средств обязательным
является предвидение негативных последствий
как от чрезмерного расширения, так
и от экономически необоснованного
сужения сферы финансового
Общую направленность изменений темпов роста общегосударственных денежных фондов обусловливает динамика важнейших макроэкономических показателей (ВВП, ВНП, НД и др.). Однако, несмотря иа тесную связь финансов с общественным продуктом и национальным доходом страны, между ними не существует линейной зависимости, иными словами, отсутствует стабильное соотношение между объемом финансовых ресурсов и стоимостью созданного продукта. Степень централизации определенной доли денежных средств зависит от конкретных условий и способов хозяйствования, от достигнутого уровня развития экономического потенциала и степени зрелости экономических отношений, от масштабности патернализма, значимости и приоритетности намеченных к решению на данном историческом этапе экономических и социальных задач, и соответственно, от объема и структуры принятых к удовлетворению на совместной основе общественных потребностей. На величину общегосударственных денежных фондов оказывает непосредственное влияние не только внутренняя, но и международная экономическая и политическая обстановка. Сочетание этих факторов, их взаимное влияние друг на друга и предопределяют конкретный объем денежных средств, находящихся в руках государства. Поскольку недостаточное или избыточное государственной вмешательство является тормозом социально-экономического развития, необходимость приближения к оптимальной норме финансовой централизации бесспорна также, как и отнесение последней к одной из важнейших характеристик макроэкономического равновесия.
22
СПЕЦИФИКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ФРСЭП,
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Нарастающая дефицитность финансовых ресурсов, распространившаяся на систему финансов (включая бюджет и внебюджетные фонды) неплатежеспособность, чрезмерная зависимость бюджета от рынка заемных ресурсов, неурегулированность межбюджетных отношений, проблематичность самофинансирования государственных предприятий - эти, подробно рассмотренные в работе, характеристики состояния финансов современной России свидетельствуют об усиливающейся неустойчивости функционирования механизма ФРСЭП.
Первопричиной кризиса отечественной
модели воспроизводства является многолетняя,
порожденная идеологическими и
политическими приоритетами социалистической
системы деформированность
В ходе исследования чрезвычайно
сложного комплекса проблем, связанных
с развитием налоговой системы
выявлено, что темпы роста объемов
поступлений налогов отстают
от темпов роста денежных поступлений
во внебюджетные фонды. Катастрофическое
падение собираемости государственных
доходов объясняется
Сократившись в реальном выражении с 1992 года более чем в три раза, государственные расходы сегодня, считает соискатель, обладают жесткими, слабо эластичными границами дальнейшего уменьшения. Весомое место в них занимают затраты, непосредственно не связанные с текущим состоянием производства и налоговой базы: социальные выплаты.
Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов