Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:41, диссертация
Целью диссертационного исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала:
- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на роль и проблемы использования финансов в общественном воспроизводстве;
- теоретического осмысления сущности и содержания финансового регулирования социально-экономических процессов;
- систематизации опыта финансового регулирования в индустриально развитых странах, определения возможностей его использования в России;
- выявления специфики функционирования отечественного механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу;
- аналитического обобщения факторов, определяющих динамику финансовых ресурсов, выявления причин неадекватности финансового потенциала и финансовой обеспеченности территориального развития;
- поиска направлений оптимизации процесса и повышения эффективности механизма финансового регулирования в Российской Федерации;
обоснования концептуальных подходов к разработке государственной финансовой стратегии.
Приближение к осознанию 
сущности и выявлению закономерностей 
любого явления обеспечивается посредством 
структурирования его содержания, то 
есть системного представления элементной 
совокупности взаимосвязей, обеспечивающих 
целостность и 
18
ченность элементов и 
интегративных связей финансового 
регулирования социально-
Использование финансовых отношений 
в целях упорядочения воспроизводственной 
динамики предполагает определенное взаимодействие 
отдельных сторон данного общественного 
явления. Организацию названного взаимодействия 
характеризует механизм финансового 
регулирования социально-
Конкретные виды государственных 
доходов и иных источников формирования 
общегосударственных денежных фондов, 
а также государственных 
В диссертации обосновано, 
что преобразование посредством 
финансов реальной социально-экономической 
ситуации в том или ином направлении 
может осуществляться только в ходе 
конкретного процесса ре(улирования 
Речь идет об организованной государством 
последовательности конкретных мероприятий 
по целенаправленному воздействию 
на отдельные сегменты воспроизводства. 
Именно процесс, отражая конкретную 
"устроенность" деятельности, конкретный 
порядок ее осуществления, свидетельствует 
о самом факте 
19
разные финансовые формы и методы ее отчуждения и использования. Именно он позволяет оценивать всю полноту, весь спектр финансового регулирования как явления общественной жизни в конкретном пространстве и времени.
Продвигаясь в исследовании 
интересующих отношений от прагматически 
конкретных сторон проявления через 
обобщение частных свойств до 
философски абстрактных способов выражения 
их сущности, автор пришел к установлению 
логичной, с его точки зрения, 
взаимосвязи между такими понятиями, 
как явление общественной жизни, 
система, механизм и процесс его 
организации. Применительно к финансовому 
регулированию это выглядит следующим 
образом. В качестве явления оно 
представляет собой организуемую государством 
деятельность по использованию финансовых 
отношений в целях 
Выявленное взаимопереплетение 
граней общественных явлений позволило 
диссертанту конкретизировать взаимосвязь 
отдельных сторон воспроизводства, 
государственного и финансового 
регулирования социально-
ОБЪЕМ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ КАК ОБЪЕКТИВНЫЙ
ОГРАНИЧИТЕЛЬ МАСШТАБОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Организационная заданность и конкретно-функциональная направленность финансового регулирования, эффективность соответствующего механизма непосредственно связаны, по мнению соискателя, с конкретной мерой воздействия. Отсюда следует, что основные составляющие моменты процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы формируются на базе решения вопросов о масштабах и способах государственного перераспределения стоимости. Центральное место среди них занимает поиск оптимальных пропорций деления вновь созданного дохода между общегосударственными фондами денежных средств, отдельными предприятиями, организациями и населением. Названные пропорции -это важный фактор, определяющий результаты функционирования экономики, равнонаправленно влияющий как на меру хозяйственной самостоя-
20
гельности субъектов воспроизводства, 
так и на степень устойчивости 
материальной базы государства. Высокий 
уровень изъятия доходов у 
предприятий и населения ведет 
к падению хозяйственной 
Показатель "финансовые ресурсы" 
как макроэкономический параметр регулирования 
экономики позволяет 
- потребность в наличии 
финансовых ресурсов связана 
с производством совокупных 
- опосредуя процесс 
- в конечном итоге они 
представляют собой денежные 
средства конкретного 
Будучи материальными носителями финансовых отношений, рассматриваемые ресурсы, в понимании автора, представляют собой находящиеся в руках государства и имеющие фондовую форму денежные средства целевого назначения. Их объем выступает важной характеристикой экономического и социального развития страны, а рациональное использование во многом определяет темпы общественного прогресса. На практике они овеществляются в различных финансовых фондах государства (централизованных: бюджетных и внебюджетных, а также децентрализованных: фондах денежных средств государственных предприятий и организаций н специальных (внебюджетных) отраслевых фондах).
21
Говоря о сознательном 
использовании финансов для регулирования 
воспроизводственного процесса, автор 
акцентирует внимание на наличии 
двух тенденций, накладывающих отпечаток 
на уровень финансовой централизации, 
систематизирует факторы, которые 
влияют на его повышение и сокращение. 
В диссертации обосновывается, что 
при определении уровня централизации 
ресурсов в общегосударственных 
фондах денежных средств обязательным 
является предвидение негативных последствий 
как от чрезмерного расширения, так 
и от экономически необоснованного 
сужения сферы финансового 
Общую направленность изменений темпов роста общегосударственных денежных фондов обусловливает динамика важнейших макроэкономических показателей (ВВП, ВНП, НД и др.). Однако, несмотря иа тесную связь финансов с общественным продуктом и национальным доходом страны, между ними не существует линейной зависимости, иными словами, отсутствует стабильное соотношение между объемом финансовых ресурсов и стоимостью созданного продукта. Степень централизации определенной доли денежных средств зависит от конкретных условий и способов хозяйствования, от достигнутого уровня развития экономического потенциала и степени зрелости экономических отношений, от масштабности патернализма, значимости и приоритетности намеченных к решению на данном историческом этапе экономических и социальных задач, и соответственно, от объема и структуры принятых к удовлетворению на совместной основе общественных потребностей. На величину общегосударственных денежных фондов оказывает непосредственное влияние не только внутренняя, но и международная экономическая и политическая обстановка. Сочетание этих факторов, их взаимное влияние друг на друга и предопределяют конкретный объем денежных средств, находящихся в руках государства. Поскольку недостаточное или избыточное государственной вмешательство является тормозом социально-экономического развития, необходимость приближения к оптимальной норме финансовой централизации бесспорна также, как и отнесение последней к одной из важнейших характеристик макроэкономического равновесия.
22
СПЕЦИФИКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ФРСЭП,
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Нарастающая дефицитность финансовых ресурсов, распространившаяся на систему финансов (включая бюджет и внебюджетные фонды) неплатежеспособность, чрезмерная зависимость бюджета от рынка заемных ресурсов, неурегулированность межбюджетных отношений, проблематичность самофинансирования государственных предприятий - эти, подробно рассмотренные в работе, характеристики состояния финансов современной России свидетельствуют об усиливающейся неустойчивости функционирования механизма ФРСЭП.
Первопричиной кризиса отечественной 
модели воспроизводства является многолетняя, 
порожденная идеологическими и 
политическими приоритетами социалистической 
системы деформированность 
В ходе исследования чрезвычайно 
сложного комплекса проблем, связанных 
с развитием налоговой системы 
выявлено, что темпы роста объемов 
поступлений налогов отстают 
от темпов роста денежных поступлений 
во внебюджетные фонды. Катастрофическое 
падение собираемости государственных 
доходов объясняется 
Сократившись в реальном выражении с 1992 года более чем в три раза, государственные расходы сегодня, считает соискатель, обладают жесткими, слабо эластичными границами дальнейшего уменьшения. Весомое место в них занимают затраты, непосредственно не связанные с текущим состоянием производства и налоговой базы: социальные выплаты.
Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов