Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:41, диссертация

Описание работы

Целью диссертационного исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала:
- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на роль и проблемы использования финансов в общественном воспроизводстве;
- теоретического осмысления сущности и содержания финансового регулирования социально-экономических процессов;
- систематизации опыта финансового регулирования в индустриально развитых странах, определения возможностей его использования в России;
- выявления специфики функционирования отечественного механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу;
- аналитического обобщения факторов, определяющих динамику финансовых ресурсов, выявления причин неадекватности финансового потенциала и финансовой обеспеченности территориального развития;
- поиска направлений оптимизации процесса и повышения эффективности механизма финансового регулирования в Российской Федерации;
обоснования концептуальных подходов к разработке государственной финансовой стратегии.

Файлы: 1 файл

финансовое регулирование соц-эк процессов.docx

— 66.49 Кб (Скачать файл)

 

- разработки и материала  автора применяются в учебном  процессе на кафедре финансов  Санкт-Петербургского государственного  университета экономики и финансов; на кафедре финансов и кредита  Северо-Осетинского государственного  университета; на кафедрах менеджмента,  организации производства и экономики  промышленности Северо-Кавказского  технологического университета; в  Северо-Осетинском институте повышения  квалификации работников образования;  при переподго-

 

8

 

товке работников финансовой системы РФ (в рамках проекта Национального  фонда переподготовки кадров 4100 по управлению бюджетом, курс -"Исполнение бюджета").

 

Научная и практическая значимость предложений и выводов днссершита подтверждается соответствующими документами.

 

Рекомендации соискателя по решению поднятых в диссертационном  исследовании вопросов могут использоваться при разработке документом законодательного, нормативного, прогнозного и программного характера, определяющих направления  реформирования государственного регулирования  социально-экономических процессов; в работе экономических opia-нов; при  подготовке учебных программ, пособий, текстов лекций по курсам "Финансы", "Финансово-кредитная политика", "Бюджетная система" и др.; могут  представлять интерес для научно-исследовательских  организаций, специализирующихся на анализе  закономерностей развития системы  общественного воспроизводства.

 

Апробации результатов исследовании. Итоги диссертационного исследования были апробированы и получили одобрение  на международных ("Интеграция экономики  в систему мирохозяйственных  связей", "Будущее России - социально-экономический  и экологический аспекты" - г. Санкт-Петербург, 1996, 1998 гг.) и Всероссийской ("Человек  в системе рыночных отношений" - г. Санкт-Петербург, 1992 г.) научно-практических конференциях, на международном семинаре ("Управление государственным бюджетом"- г. Москва, 1998 г.); научно-практических конференциях Министерства финансов РСО-А и Северо-Осетинского  государственного университета (г. Владикавказ, ежегодно с 1993 г.).

 

Основные положения диссертации  отражены в 23 публикациях общим объемом 44 п.л.

 

Структура диссертационной  работы обусловлена поставленной целью  и задачами исследования. Диссертация  состоит из введения, трех i лап, ta-ключения, списка литературы; содержит 20 таблиц, 19 рисунков, 33 приложения.

 

Во введении дается обоснование  актуальности темы, определяется научная  новизна и практическая значимость работы.

 

В первой главе исследуются  основополагающие моменты государственного регулирования социально-экономических  процессов и ею финансовой составляющей. В частности, обосновывается их объективная  необходимость, предпосылки целенаправленного  использования для упорядочения воспроизводственных параметров, анализируются  компоненты практической реализации регулирующих свойств финансовых отношений. Рассматриваются  взгляды зарубежных ученых на роль финансов в процессе государственного управления и вклад в развитие теории финансового регулирования  российских экономистов.

 

Во второй главе анализируются  проблемы повышения эффективности  финансового воздействия на экономику, социальную сферу и территориальное  развитие.

 

В третьей главе методологически  обосновываются основные направления  развитая процесса финансового регулирования  в Российской Федерации, связанные  с укреплением информационной основы формирования финансовой стратегии, оптимизацией денежно-кредитного, финансового и  ценового регулирования, совершенствования  системы управления финансами.

 

В заключении приводятся основные выводы и предложения, полученные в  ходе проведенной работы.

 

И. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

 

НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА

 

Проведенный в диссертационной  работе анализ ключевых проблем общественного  развития, обобщение выводов, содержащихся в фундаментальных трудах отечественных  и зарубежных экономистов по данным ьч>-просам, системное исследование воспроизводства, рынка и государственного регулирования воспроизводственного процесса позволили дополнительно  обосновать следующие теоретические  положения экономической науки.

 

Систему общественного воспроизводства, по мнению соискателя, образует функциональная совокупность отдельных элементов  и процессов социальной действительности. Воспроизводственный процесс на макроуровне. с точки зрения автора, - суть непрерывное развитие натурально-вещественных и стоимостных форм движения экономических  ресурсов, суть их постоянный кругооборот  и предпосылка обеспечения целостного функционирования всей социальной системы. В последней существует вполне определенное экономическое пространство, а именно, сегмент непривлекательных для  частного бизнеса товаров и услуг, в котором рыночный механизм не срабатывает  ввиду отсутствия или искажения  ценовых сигналов. Это, безусловно, накладывает целый ряд ограничений  п., ход воспроизводственного процесса, порождает объективную потребность  в производстве общественных товаров  и услуг - благ, которые потребляются всеми субъектами общественной системы, но оплата которых индивидуально  каждым пользователем на основе соотношения  спроса и предложения невозможна либо нерациональна с позиций  совокупных интересов. Изучение присущих товарам и услугам свойств  исключаемое(tm) и неисклю-чаемости. конкурентности и неконкурентности позволило диссертанту представить  развернутую шкалу группировки  социально-экономических

 

10

 

благ. При этом основополагающим критерием классификации стала  степень проявления общественно-обязательного  подхода к соответствующему производству.

 

Неоспоримый факт наличия  в хозяйственном механизме, помимо собственно рынка, еще одного звена, осуществляющего функции, которые  рыночная организация производства в принципе не может реализовать либо выполняет с меньшим для общества эффектом, доказывает, по мнению соискателя, что целесообразность централизованного вмешательства в социально-экономические процессы общественной системой осознана, что способность воспринять его корректирующее влияние реальна. Централизованное вмешательство требуется для:

 

- обеспечения общих условий  жизнедеятельности и правовой  реализации экономических решений  (безопасности существования соответствующей  национально-территориальной общности, установления и поддержания правового  режима, направленного не защиту  прав собственности и свободное  развитие личности, на поддержание  и развитие эффективной конкуренции);

 

- проведения стабилизационных  мероприятий (регулирования темпов  экономического роста, уровня  инфляции и занятости, поощрения  прогрессивных сдвигов в отраслевой  и региональной структуре экономики,  поддержания внешнеэкономического  равновесия и курса национальной  валюты);

 

- осуществления социально-ориентированного  перераспределения ресурсов (организации  производства нужных обществу  благ, которыми не занимается  частный сектор, гарантирования  минимального уровня заработной  платы, пенсий, пособий, помощи  социально незащищенным гражданам,  осуществления индексации фиксированных  доходов).

 

Целенаправленное макроэкономическое регулирование реализуется посредством  функционирования специального общественного  института, коим является государство. Государственное регулирование  воспроизводственного процесса автор  трактует как совокупность действий властных структур, корректирующих функционирование системы общественного воспроизводства  в целях обеспечения ее стабильного  развития. Возможность осуществления  централизованного воздействия  на экономику и социальную сферу  во многом зависит от ресурсного обеспечения  проводимых мероприятий. Поскольку  в условиях товарного производства удовлетворению подавляющей массы  личных, коллективных и общественных потребностей предшествует движение денег, ресурсные возможности для производства и предоставления общественных товаров  и услуг появляются у государства  лишь при наличии специально предназначенных  для этого денежных фондов. Это  дало основание констатировать, что  необходимым условием решения основных задач системы государственного регулирования выступает опосредуемый финансами процесс создания и  использования общегосударственных  фондов денежных средств. Они формирую! мн-

 

11

 

термальную базу для выполнения возложенных на государство функций, их размер выступает объективным  ограничителем масштабов соответствующего воздействия.

 

ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ ФИНАНСОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ

 

Бесспорно, что эволюция теории финансового регулирования социально-экономических  процессов невозможна вне изучения истории как самих этих процессов, так и истории возникновения, развития и смены систем экономических  взглядов. Поэтому в работе представлен  обзор наиболее ценных, с точки  зрения соискателя, концептуальных подходов зарубежных и отечественных ученых к использованию финансов в процессе государственного управления. Усиленный  интерес, который проявлен автором  к зарождению соответствующих воззрений, объясняется тем, что в накопленном  экономическом наследии этот вопрос остается наименее изученным.

 

Проведенное исследование позволило  заключить, что подходы к поиску наиболее эффективных способов финансового  регулирования социально-экономических  процессов зависят прежде всего  от позиции их авторов на соотношение в хозяйственном механизме самонастраивающегося рынка и государства. Именно данный критерий, объясняя различие мнений о причинно-следственных связях внутри экономической системы и масштабах централизованно осуществляемой деятельности, лежит в основе типологии рассмотренных научных воззрений.

 

Возникновение финансовых концепций  является ответной реакцией на требования макро- и микроэкономики конкретной страны или выполнением заказа правящей элиты. Разумеется, созданию оригинальных работ, появлению новых теорий предшествует накопление эмпирического материала, проведение исследований и обобщений  в отдельных, сравнительно узких  областях финансовой науки и практики. Новые концепции, как правило, систематизируют  и упорядочивают накопленное  теоретическое богатство. Устоявшиеся  постулаты отвергаются или модернизируются  не просто под влияние фактов, а  только при наличии более прогрессивных  теоретических наработок. Развитие финансовой науки в современных  условиях характеризуется постепенным  сближением идей, конвергенцией вс 'щих позиций. Поскольку проведение экспериментов в финансовой области, даже весьма хорошо обоснованных, с  точки зрения теории, довольно затруднительно и не всегда безопасно для прогрессивного развития общественной системы, практические рекомендации ученых имеют весьма вероятностный  характер.

 

В сформировавшейся к настоящему времени зарубежной теории государственных  финансов выделяются общая и прикладная составляющие. Во второй, более емкой  ее части, финансы рассматриваются  как находящееся

 

12

 

в руках государства средство регулирования экономики, средство достижения "всеобщего благоденствия". Подходы зарубежных ученых к проблемам  финансового регулирования социально-экономических  процессов отличает эволюционный, динамичный характер и ярко выраженная практическая направленность, которые автор относит  к безусловным ориентирам развития финансовой науки России.

 

Неоднозначность трактовки  тех или иных понятий - характерная  особенность современного этапа  формирования отечественной теории финансового регулирования социально-экономических  процессов. Единства взглядов сегодня  не наблюдается в подходах и к  определению данного регулирования, и к выделению его структурных  элементов. Причем, судя по доступным  соискателю источникам, попытки эти, увы, немногочисленны. На фоне повышенного  внимания к проблемам государственного регулирования в целом и к  рассмотрению различных аспектов его  финансовой составляющей это выглядит достаточно парадоксально.

 

Ретроспективная систематизация взглядов отечественных и зарубежных ученых, проведенная диссертантом, свидетельствует о том, что проблема комплексного изучения финансового  регулирования экономики и социальной сферы в экономической науке  пока не нашла должного отражения, а  целостное теоретическое учение об этом явлении общественной жизни, о механизме его организации  и процессе осуществления только начинает складываться. Сегодня акцент в большей степени смещен в  сферу познания сути более конкретных вопросов (главным образом, связанных  с налоговым и межбюджетным регулированием) и разработкой практических рекомендаций по совершенствованию отдельных  элементов финансового механизма. В диссертации доказывается, что  финансовая наука приблизилась к  фазе четкого обоснования проблематики финансового регулирования и, соответственно, базовых положений финансовой теории, перечень которых представлен в  работе. Практическую значимость таких  исследований определяет непосредственная связь финансового регулирования  с работой органов государственной  власти, в особенности финансовых. Системный анализ практических задач, определение конкретного содержания, объема работы и функций соответствующих  государственных структур может проводиться только после комплексного осмысления сущност-ных моментов функционирования финансов. От плодотворности соответствующих научных разработок во многом зависит и эффективность управления непосредственно финансовыми отношениями, и действенность всего механизма государственного регулирования воспроизводства. При этом обращение к финансовому наследию, изучение многовековой финансовой практики, обобщение их позитивных моментов облегчает процедуры исследования современной действительности и всегда актуального прогнозирования будущего состояния финансов.

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов