Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:41, диссертация
Целью диссертационного исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала:
- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на роль и проблемы использования финансов в общественном воспроизводстве;
- теоретического осмысления сущности и содержания финансового регулирования социально-экономических процессов;
- систематизации опыта финансового регулирования в индустриально развитых странах, определения возможностей его использования в России;
- выявления специфики функционирования отечественного механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу;
- аналитического обобщения факторов, определяющих динамику финансовых ресурсов, выявления причин неадекватности финансового потенциала и финансовой обеспеченности территориального развития;
- поиска направлений оптимизации процесса и повышения эффективности механизма финансового регулирования в Российской Федерации;
обоснования концептуальных подходов к разработке государственной финансовой стратегии.
28
онно-аналитического механизма
регулирования. Причастные к этим мероприятиям
государственные структуры
Показатели, характеризующие
важнейшие пропорции
Автор считает, что система
отчетных данных названного документа
должна служить основой для выявления
тенденций в динамике финансовых
ресурсов и затрат, анализа пропорций
распределения средств между
бюджетными, целевыми внебюджетными
фондами и средствами предприятий
и организаций, в связи с чем
требуется составление
Еще в одном справочном
аналитическом приложении соискатель
рекомендует подразделять источники
формирования финансовых ресурсов на
доходы, используемые строго на определенные
цели (амортизационные отчисления,
средства внебюджетных и целевых
внутрибюджетных фондов, ресурсы, передаваемые
вышестоящим уровням финансовой
системы) и на доходы универсального
характера, которые, в принципе, могут
быть направлены на финансирование разнообразных
мероприятий. Экономическая целесообразность
такой группировки заключается
в том, что она дает общее представление
о реальном диапазоне возможных
изменений органами власти пропорций
перераспределения имеющихся
Составление прогноза по кварталам
позволит точнее согласовывать между
собой годовой прогноз и
29
лица потребностей и возможностей
финансирования - уточнять степень
сбалансированности финансовой системы
в различных временных
Сводные финансовые балансы
требуется составлять не только в
целом по Российской Федерации и
ее отдельным субъектам, но и на уровне
местных администраций. Определяемая
на их основе величина одноименных
ресурсов в абсолютных и относительных
показателях (на одного жителя) будет
наглядно иллюстрировать потенциальные
возможности воздействия
К направлениям совершенствования
финансового прогнозирования
Глобальную задачу финансовой
стратегии автор усматривает
в оптимизации объемов и
В работе обосновывается, что для построения эффективной системы государственного регулирования и рационального применения макроэкономических регуляторов (включая финансовые) целесообразно создание и постоянное обновление определенного набора базовых показателей
30
(индексов), позволяющих адекватно
оценивать и своевременно
Современный этап развития страны
требует совершенствования
Основную цель процесса составления
рассмотрения, утверждения и исполнения
бюджетов соискатель видит в умении
качественно управлять
Определение величины расходов
централизованных фондов государства,
наиболее приемлемой с позиций обеспечения
поступательного развития страны, обоснование
структурных пропорций
31
В диссертации обосновывается, что эффективность процесса финансового регулирован"* экономики и социальной сферы зависит от способности государственных структур комплексно осуществлять следующие мероприятия:
- систематически
- своевременно аккумулировать
денежные средства, необходимые
для удовлетворения совокупных
воспроизводственных
- определять направления
наиболее рационального
- выявлять причины и
принимать меры для устранения
отклонений фактически
- проводить действенный контроль за ходом финансового перераспределения стоимости.
Отечественной системе финансового
регулирования экономики и
III. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНЫ В
Монографии, учебно-методические издания
\. Финансы в системе
государственного
2. Рыночный портрет Республики Северная Осетия-Алания: Монография. -Владикавказ, Изд-во СОГУ, 1999. - 16,28 п.л. (в соавторстве; автора - 2 п.л,).
3. Финансовое регулирование
социально-экономических
4. Планирование расходов
бюджета на социально-
32
5. Программа изучения курса "Финансы" для студентов специальности 06.04 "Финансы и кредит". - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. - 1,63 п.л.
6. Планы лекций и семинарских занятий по курсу "Финансы" для студентов специальности 06.04 "Финансы и кредит". - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997.- 3,49 п.л.
7. Контрольные работы по
бюджетному учету: Учебно-
8. Управление государственным бюджетом: Курс 4 "Исполнение бюджета": Учебное пособие: Руководство для преподавателя. - М., Национальный фонд подготовки кадров (проект № 4100), 1998. - 5,2 п.л. (в соавторстве; авюра - 1,0 п.л.).
9. Финансы: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, Б.М.Сабанти, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт, 1999. - 35,0 п.л. (в соавторстве; автора -2,5 п.л.).
Статьи в журналах, сборниках научных трудов, тезисы научных сообщений
1. Финансово-бюджетный аспект
экономического регулирования /
Человек в системе рыночных
отношений: Всероссийская
2. Местные бюджеты в
системе финансового
3. Финансовый аспект
4. Бюджетная основа местного самоуправления / Реконструкция экономических и социальных систем Северной и Южной Осетии. Конференция: Тезисы докладов. Вып. 2. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1996. - 0,1 п.л.
5. Реформирование бюджетных взаимоотношений в Российской Федерации: Тезисы докладов / Конференция по итогам НИР за 1995 год. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1997. - 0,2 п.л. (в соавторстве; автора - 0,1 п.л.).
6. Бюджет как субъект
и объект государственного
7. Тенденции и противоречия
развития региональных и
8. Воспроизводственный механизм
финансового регулирования
9. Социальная справедливость
и межрегиональные отношения
/ Будущее России - социально-экономический
и экологический аспекты:
33
родная научно-практическая конференция: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. - 0,1 п.л.
10.Взаимоотношения бюджетов
Российской Федерации в
11. Сводные балансы финансовых
ресурсов - информационная основа
формирования финансовой
Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов