Финансовое регулирование социально-экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 18:41, диссертация

Описание работы

Целью диссертационного исследования стало развитие основополагающих вопросов теории финансового регулирования социально-экономических процессов, выявление проблем практической реализации регулирующих возможностей финансов, разработка рекомендаций по совершенствованию средств и способов организации финансового регулирования в современных условиях.
Реализация поставленной цели потребовала:
- конструктивного, в историческом ракурсе, изучения взглядов российских и зарубежных экономистов на роль и проблемы использования финансов в общественном воспроизводстве;
- теоретического осмысления сущности и содержания финансового регулирования социально-экономических процессов;
- систематизации опыта финансового регулирования в индустриально развитых странах, определения возможностей его использования в России;
- выявления специфики функционирования отечественного механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу;
- аналитического обобщения факторов, определяющих динамику финансовых ресурсов, выявления причин неадекватности финансового потенциала и финансовой обеспеченности территориального развития;
- поиска направлений оптимизации процесса и повышения эффективности механизма финансового регулирования в Российской Федерации;
обоснования концептуальных подходов к разработке государственной финансовой стратегии.

Файлы: 1 файл

финансовое регулирование соц-эк процессов.docx

— 66.49 Кб (Скачать файл)

 

28

 

онно-аналитического механизма  регулирования. Причастные к этим мероприятиям государственные структуры России сталкиваются сегодня, по крайней мере, с тремя типами проблем, которые, по мнению соискателя, требуют безотлагательного  решения: ограниченностью информационно-методического  обеспечения управленческой деятельности; отсуктвием комплексного концептуального  обоснования возможностей использования  финансов в системе государственного регулирования; неподготовленностью финансового аппарата к осуществлению целенаправленного воздействия на отдельные сегменты воспроизводства.

 

Показатели, характеризующие  важнейшие пропорции формирования и использования финансовых ресурсов, свое системное отражение находят  в сводных финансовых балансах страны и ее отдельных национально-государственных  образований. Их данные позволяют определить факт и количественную оценку несбалансированности государственных доходов и затрат, выявить основные причины возникновения  указанного несоответствия, наметить направления корректировки не только финансовой, но и всей социально-экономической  политики государства.

 

Автор считает, что система  отчетных данных названного документа  должна служить основой для выявления  тенденций в динамике финансовых ресурсов и затрат, анализа пропорций  распределения средств между  бюджетными, целевыми внебюджетными  фондами и средствами предприятий  и организаций, в связи с чем  требуется составление соответствующего справочного аналитического приложения к балансу финансовых ресурсов. Это  необходимо для оценки значимости различных  каналов мобилизации государственных  доходов в формировании их общей  величины, а также целесообразности расходования и обоснованности направлений  межуровнево-го перераспределения  средств.

 

Еще в одном справочном аналитическом приложении соискатель рекомендует подразделять источники  формирования финансовых ресурсов на доходы, используемые строго на определенные цели (амортизационные отчисления, средства внебюджетных и целевых  внутрибюджетных фондов, ресурсы, передаваемые вышестоящим уровням финансовой системы) и на доходы универсального характера, которые, в принципе, могут  быть направлены на финансирование разнообразных  мероприятий. Экономическая целесообразность такой группировки заключается  в том, что она дает общее представление  о реальном диапазоне возможных  изменений органами власти пропорций  перераспределения имеющихся финансовых ресурсов, а соответственно, о масштабах  их непосредственного регулируюше! о воздействия. Чем меньше удельный вес целевых средств, тем естественно, шире функциональные возможности управленческих структур.

 

Составление прогноза по кварталам  позволит точнее согласовывать между  собой годовой прогноз и конъюнктурные  изменения, а рабочая таб-

 

29

 

лица потребностей и возможностей финансирования - уточнять степень  сбалансированности финансовой системы  в различных временных горизонтах.

 

Сводные финансовые балансы  требуется составлять не только в  целом по Российской Федерации и  ее отдельным субъектам, но и на уровне местных администраций. Определяемая на их основе величина одноименных  ресурсов в абсолютных и относительных  показателях (на одного жителя) будет  наглядно иллюстрировать потенциальные  возможности воздействия муниципалитетов  на развитие подведомственной территории, характеризовать степень их "финансового  расслоения" по внутренней вертикали  национал ьяо-государственного образования. Кроме того, они позволят анализировать  вклад конкретной административно-территориальной  единицы в формировании финансовых ресурсов как отдельного субъекта федерации, так и всей России. В этой связи  актуализируются методологические проблемы разработки рассматриваемых  документов.

 

К направлениям совершенствования  финансового прогнозирования автор  относит также дополнение финансового  баланса на всех уровнях информацией, содержащейся для каждого конкретного  периода времени данные, во-первых, о потенциальном объеме финансовых ресурсов соответственно федерации, национально-государственного или административно-территориального образования в разрезе их отдельных источников, и, во-вторых, сведения о той части финансовых ресурсов, которая действительно задействована в хозяйственном обороте. Иными словами, речь идет об имеющемся финансовом потенциале той или иной территории и его фактическом использовании. Причем последний из названных показателей следует характеризовать как в прогнозном (оценочном) варианте, так и исходя из фактически достигнутых параметров. Для разработки методики оценки потенциального объема финансовых ресурсов требуется активизировать усилия научных коллективов, ученых и практиков по проведению соответствующих исследований. Кроме того в составе Правительства Российской Федерации целесообразно создать специальное прогнозно-методологическое бюро.

 

Глобальную задачу финансовой стратегии автор усматривает  в оптимизации объемов и структуры  общественных благ, ресурсного обеспечения  их производства и распределения  бремени финансирования, а критерием  оптимальности финансовой политики считает соответствие достигаемых  посредством финансовых регуляторов  результатов поставленным целям  развития общества.

 

В работе обосновывается, что  для построения эффективной системы  государственного регулирования и  рационального применения макроэкономических регуляторов (включая финансовые) целесообразно  создание и постоянное обновление определенного  набора базовых показателей

 

30

 

(индексов), позволяющих адекватно  оценивать и своевременно воздействовать  на состояние экономики России.

 

Современный этап развития страны требует совершенствования ценового регулирования, комбинированного проведения жесткой финансовой и более свободной  экспансионистской денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий  подъем экономики. Это предполагает активное использование государственного программирования - одного из наиболее прогрессивных, судя по мировому опыту, методов централизованного управления. Основной целью программирования должна быть координация государственных  мероприятий, направленных на регулирование  инвестиций, распределение кредитов, определение приоритетов бюджета, управление денежным рынком посредством  изменений процентной ставки и правил кредитования и т.д. Программирование, позволяющее комплексно использовать необходимые средства государственного регулирования экономики, избегать несогласованности и противоречивости в проведении регулирующих мероприятий, в диссертации рассматривается  как один из способов рационализации направлений использования финансовых ресурсов и повышения действенности  их влияния на воспроизводственный  процесс.

 

Основную цель процесса составления  рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов соискатель видит в умении качественно управлять бюджетными расходами при изменении одноименных  доходов и, отталкиваясь от данной позиции, выдвигает комплекс предложений  по совершенствованию этого процесса.

 

Определение величины расходов централизованных фондов государства, наиболее приемлемой с позиций обеспечения  поступательного развития страны, обоснование  структурных пропорций бюджетных  и внебюджетных фондов (а соответственно, распределение имеющихся средств  между потребностями настоящего и будущего), дифференцированное сокращение или увеличение отдельных доходов  и затрат в зависимости от складывающейся динамики движения финансовых ресурсов - все эти процедуры, относимые  автором к разряду наиболее важных функций финансового аппарата, могут  осуществляться только на баз* использования  определенных критериев и данных мощной аналитической базы, адекватно отражающей ход воспроизводства. Проведение соответствующих оценок на основе мониторинга индикаторов развития и разработка самих критериев эффективности государственных регулирующих мероприятий - как основы для формулировки требований к содержанию и диапазону способов централизованного воздействия - должны входить в число доминирующих функций Министерства экономики Российской Федерации. В связи с этим именно данная структура призвана стать основным координатором процесса взаимодействия государственных экономических ведомств.

 

31

 

В диссертации обосновывается, что эффективность процесса финансового  регулирован"* экономики и социальной сферы зависит от способности  государственных структур комплексно осуществлять следующие мероприятия:

 

- систематически совершенствовать  формы организации финансовых  отношений в целях усиления  их регулирующего воздействия  на воспроизводство;

 

- своевременно аккумулировать  денежные средства, необходимые  для удовлетворения совокупных  воспроизводственных потребностей;

 

- определять направления  наиболее рационального расходования  финансовых ресурсов и оценивать  социально-экономическую эффективность  их освоения;

 

- выявлять причины и  принимать меры для устранения  отклонений фактически складывающихся  пропорций формирования и использования  средств общегосударственных денежных  фондов от требуемых для нормального  развития социально-экономических  процессов;

 

- проводить действенный  контроль за ходом финансового  перераспределения стоимости.

 

Отечественной системе финансового  регулирования экономики и социальной сферы предстоит пройти многие этапы  становления, но несомненно одно - подходы  к решению стоящих перед ней  задач, к оценке ее влияния на воспроизводство, поиску направлений повышения эффективности  одноименного механизма и совершенствование  соответствующего процесса должны базироваться на подлинно научной теории финансового  воздействия и объективном анализе  конкретной исторической обстановки.

 

III. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ  ПУБЛИКАЦИЯХ:

 

Монографии, учебно-методические издания

 

\. Финансы в системе  государственного регулирования  социально-экономических процессов:  Монография. - Владикавказ: Изд-во  СОГУ. 1998.- 10,93 п.л.

 

2. Рыночный портрет Республики  Северная Осетия-Алания: Монография. -Владикавказ, Изд-во СОГУ, 1999. - 16,28 п.л. (в соавторстве; автора - 2 п.л,).

 

3. Финансовое регулирование  социально-экономических процессов:  Монография. - Владикавказ: Изд-во  СОГУ, 1999. - 15,15 п.л.

 

4. Планирование расходов  бюджета на социально-культурные  мероприятия состояние, анализ, перспектива:  Учебное пособие. - Л.: Изд-во Л  ФЭ И. 1990 - 5.0 п л. (в соавторстве;  автора - 1,5 п.л.).

 

32

 

5. Программа изучения курса  "Финансы" для студентов  специальности 06.04 "Финансы и  кредит". - Владикавказ: Изд-во  СОГУ, 1997. - 1,63 п.л.

 

6. Планы лекций и семинарских  занятий по курсу "Финансы"  для студентов специальности  06.04 "Финансы и кредит". - Владикавказ:  Изд-во СОГУ, 1997.- 3,49 п.л.

 

7. Контрольные работы по  бюджетному учету: Учебно-методическое  пособие. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. - 1,4 п.л.

 

8. Управление государственным  бюджетом: Курс 4 "Исполнение бюджета": Учебное пособие: Руководство  для преподавателя. - М., Национальный  фонд подготовки кадров (проект  № 4100), 1998. - 5,2 п.л. (в соавторстве;  авюра - 1,0 п.л.).

 

9. Финансы: Учебник / Под  ред. М.В.Романовского, Б.М.Сабанти,  О.В.Врублевской. - М.: Юрайт, 1999. - 35,0 п.л. (в соавторстве; автора -2,5 п.л.).

 

Статьи в журналах, сборниках  научных трудов, тезисы научных сообщений

 

1. Финансово-бюджетный аспект  экономического регулирования / Человек в системе рыночных  отношений: Всероссийская научно-практическая  конференция: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. - 0,1 п.л.

 

2. Местные бюджеты в  системе финансового регулирования  экономики. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. - 1,0 п.л.

 

3. Финансовый аспект государственного  регулирования интеграционных процессов  / Интеграция экономики в систему  мирохозяйственных связей: Международная  конференция: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1996. - 0,2 п.л.

 

4. Бюджетная основа местного  самоуправления / Реконструкция экономических  и социальных систем Северной  и Южной Осетии. Конференция: Тезисы  докладов. Вып. 2. - Владикавказ: Изд-во  СОГУ, 1996. - 0,1 п.л.

 

5. Реформирование бюджетных  взаимоотношений в Российской  Федерации: Тезисы докладов / Конференция  по итогам НИР за 1995 год. - Владикавказ:  Изд-во СОГУ, 1997. - 0,2 п.л. (в соавторстве;  автора - 0,1 п.л.).

 

6. Бюджет как субъект  и объект государственного управления: Доклад / Конференция по итогам  НИР за 1995 год. - Владикавказ: Изд-во  СОГУ, 1997.-0,5 п.л.

 

7. Тенденции и противоречия  развития региональных и местных  бюджетов: Тезисы доклада / Конференция  по итогам НИР за 1996 год. - Владикавказ:  Изд-во СОГУ, 1997. - 0,2 п.л.

 

8. Воспроизводственный механизм  финансового регулирования рынка:  Доклад / Конференция по итогам  НИР за 1996 год. - Владикавказ: Изд-во  СОГУ, 1997. - 0,6 п.л.

 

9. Социальная справедливость  и межрегиональные отношения  / Будущее России - социально-экономический  и экологический аспекты: Междуна-

 

33

 

родная научно-практическая конференция: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. - 0,1 п.л.

 

10.Взаимоотношения бюджетов  Российской Федерации в области  формирования доходов: Доклад / Конференция  экономического факультета СОГУ  по итогам НИР за 1997 год. - Владикавказ:  Изд-во СОГУ, 1998. -0,5 п.л.

 

11. Сводные балансы финансовых  ресурсов - информационная основа  формирования финансовой стратегии  органов власти: Тезисы доклада  / Конференция экономического факультета  СОГУ по итогам НИР за 1997 год. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998. - 0,1 п.л.

Информация о работе Финансовое регулирование социально-экономических процессов