Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы". Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение.

Содержание работы

1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее звеньев
2. Характеристика, формирование и принципы
функционирования основных звеньев финансово-
кредитной системы
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ
2.1.2. Государственный кредит
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы
3. Финансы предприятий различных форм
собственности

Файлы: 1 файл

фин-кредит. система.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Финансово-кредитная  система РФ, принципы ее формирования и функционирования

План:

1. Понятие и  сущность финансово-кредитной

системы и ее звеньев

2. Характеристика, формирование и принципы

функционирования  основных звеньев финансово-

кредитной системы 

2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы

2.1.1. Государственные  внебюджетные фонды РФ

2.1.2. Государственный  кредит 

2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной

системы

2.3. Страховое  звено финансово-кредитной системы 

3. Финансы  предприятий различных форм

собственности 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  и сущность финансово-кредитной  системы и ее звеньев

Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы". Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявля-ются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено фи-нансов определенным образом влияет на процесс воспроиз-водства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предпри-ятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельны-ми социальными группами населения. Внебюджетные специ-альные фонды имеют строго целевое назначение. Так, круп-нейший социальный Пенсионный фонд Российской Федера-ции мобилизует средства на выплату пенсий гражданам стра-ны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию - выплаты застра-хованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Таким образом, каждое звено финансовой системы  пред-ставляет собой определенную сферу  финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер фи-нансовых отношений, в процессе которых образуются и использу-ются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система - это система  форм и методов образования, распределения  и использования фон-дов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система Российской Федерации включает сле-дующие звенья финансовых отношений:

- государственную  бюджетную систему;

- внебюджетные  специальные фонды;

- государственный  кредит;

- фонды страхования;

- финансы предприятий  различных форм собственности.

Первые три  блока финансовых отношений относятся  к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финан-совые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

* В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претер-пела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюдже-ты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970 - 1990 гг. концентрировались 52 - 50% об-щего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союз-ных республик приходилось 48 - 50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% - в ме-стных бюджетах.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России была коренным образом перестроена и в настоящее время включает три звена:

ь республиканский бюджет Российской Федерации, или фе-деральный бюджет;

ь бюджеты национально-государственных  и административ-но-территориальных  образований, к которым относятся  рес-публиканские бюджеты республик  в составе Российской Феде-рации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных об-ластей, автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджеты субъектов Федерации;

ь местные бюджеты.

Все эти бюджеты  функционируют автономно. Мест-ные  бюджеты своими доходами и расходами  не входят в бюд-жеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Таким образом, структура бюджетной системы  Российской Федерации приближена к  структуре бюджетных систем западных стран.

Если в 1992 г. 70% ресурсов поступили в федеральный бюд-жет и 30% - в бюджеты территорий и местные бюджеты, то в 1995 г. это соотношение соответственно составило 49% и 51%. Однако средств территориям не хватает, поскольку расширены их функции, связанные с расходами, и задача состоит в увели-чении их собственной доходной базы.

Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать раз-витие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополни-тельными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

Важнейший среди социальных фондов - Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов ра-ботодателей и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Так, доходы бюджета Пенсионного фонда РФ на 1996 г. утверждены в сум-ме 163,1 трлн. руб. Из них 137,3 трлн. руб. приходятся на стра-ховые взносы. Основная часть расходов Пенсионного фонда (140,3 трлн. руб., или 88% от общей суммы расходов) направля-ется на выплату трудовых пенсий. К социальным фондам отно-сятся также Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фон-ды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Указом Президента от 22 декабря 1993 г. "О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоот-ношениях с  бюджетами РФ в 1994 г." № 2268 в целях усиления контроля за расходованием государственных финансовых ре-сурсов в республиканском бюджете Российской Федерации должны быть консолидированы все государственные внебюд-жетные фонды, доходы которых формируются за счет обяза-тельных платежей предприятий, учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхо-вания и Фонда обязательного медицинского страхования с со-хранением целевой направленности консолидируемых фондов. Органам государственной власти субъектов Российской Феде-рации рекомендовано консолидировать в бюджетах националь-но-государственных и административно-территориальных обра-зований аналогичные региональные внебюджетные фонды.

* Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и фи-зическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении го-сударственного внутреннего долга определяет федеральное Соб-рание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние го-ды связано с эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилось мощным инфляцион-ным фактором. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, покрывались путем выпуска государственных займов, размещае-мых среди юридических и физических лиц. Государственный внутренний долг Российской Федерации в 1993 г. достиг 16,1 трлн. руб., его предельный размер в 1995 г. установлен в сумме 159,3 трлн. руб. и в 316 трлн. руб. на 1 января 1997 г.

В 1993 г. для покрытия бюджетного дефицита были выпу-щены новые ценные бумаги - государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения три месяца изолотые сертификаты Министерства финансов со сроком обращения один год. В 1994 г. наряду с трехмесячными облигациями эми-тированы шестимесячные государственные облигации, а затем со сроком погашения до одного года. В 1995 г. были выпущены облигации Федерального займа (ОФЗ) и Государственного сбе-регательного займа (ОГСЗ), что привело к развитию рынка го-сударственных ценных бумаг.

В настоящее  время внутренний государственный долг Рос-сии состоит из государственных ценных бумаг, выпущенных

Министерством финансов РФ от имени Правительства  России, а также в виде кредитных  соглашений с Центральным Банком России. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваются проценты.

* В условиях  административно-командной системы  действо-вала государственная монополия  на страховое дело. Страхование осуществлялось на всей территории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных республик находились в двойном под-чинении - Правлению Госстраха и Министерству финансов со-юзной республики. Деятельность страховой системы была подчи-нена интересам государственного бюджета. Государство безвоз-мездно изымало из страховых фондов крупные средства для по-крытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночной экономи-ке созданы объективные условия для активного развития страхо-вания.

В 1990 г. было покончено  с государственной монополией в  страховом деле. Наряду с государственными страховыми орга-низациями страхование  осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций. В настоящее время на страховом рынке действуют около трех тысяч страховых компаний.

По мере развития рыночных отношений имущественное  и личное страхование и страхование  ответственности приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, свя-занного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.

Следует отметить, что четкая специализация среди российс-ких страховщиков по направлениям страховой деятельности на сегодняшний день отсутствует. Большинство страховых компа-ний проводят операции по страхованию жизни, страхованию имущества юридических и физических лиц, страхованию гру-зов, страхованию от несчастных случаев и болезней, страхова-нию ответственности.

Ведущую роль на страховом рынке занимает государствен-ная  страховая компания Росгосстрах, которая  за более чем 70-летний период своего функционирования создала мощный ме-ханизм страховой защиты отдельных сторон общественного производства, жизни, здоровья, трудоспособности членов об-щества. Успешно работают такие акционерные страховые об-щества, как АСКО, Ингосстрах, "Росно", "Энергогарант", "Макс", "Россия" и другие страховые компании.

* Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, аренд-ные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется пре-обладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого  расчета, при кото-ром расходы  предприятия должны покрываться  за счет собствен-ных доходов. Главным  источником производственного и социаль-ного развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия стали  обладать реальной финансовой незави-симостью, самостоятельно распределяют выручку  от реализа-ции продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибы-лью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка.

Предприятия стали  свободны от мелочной опеки со сторо-ны государства, но вместе с тем резко  повысилась их ответ-ственность за экономические и финансовые результаты работы.

В следующей  части работы будут более подробно рассмотрены принципы функционирования основных звеньев финансово-кредитной  системы Российской Федерации.

2. Характеристика, формирование и принципы функционирования основных звеньев финансово-кредитной системы

2.1. Бюджетное  звено финансово-кредитной системы

Все действующие  на территории Российской Федерации  бюд-жеты представляют в совокупности определенную систему, кото-рая называется бюджетной системой. В законодательстве было дано ее определение как основанной на экономических отношени-ях, государственном устройстве и юридических нормах совокуп-ности федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов муниципальных образований.

В бюджетную систему России как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельны-ми частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней:

а) федеральный  бюджет;

б) бюджеты субъектов  Федерации - республиканские бюдже-ты республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербур-га, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов.

Третий уровень - местные бюджеты, к которым относятся  бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, горо-дов и других административно-территориальных единиц, являю-щихся муниципальными образованиями в соответствии с феде-ральным законодательством и законами субъектов Федерации).

Информация о работе Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования