Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы". Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение.

Содержание работы

1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее звеньев
2. Характеристика, формирование и принципы
функционирования основных звеньев финансово-
кредитной системы
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ
2.1.2. Государственный кредит
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы
3. Финансы предприятий различных форм
собственности

Файлы: 1 файл

фин-кредит. система.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Социальное  страхование в современных условиях развития ры-ночной экономики и функционирования предприятий, основан-ных на различных  формах собственности, как самостоятельная  форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное со-циальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй - поощряется.

Вторая форма  страхования - собственно страхование, связан-ное с непредвиденными чрезвычайными событиями.

В русском языке  понятие «страхование» всегда ассоциирова-лось с деятельностью по предохранению  от чего-нибудь неприят-ного, нежелательного Ожегов СМ., Шведова Н.Ю. Толковый сло-варь русского языка. М., 1998. С. 772.. Например, В. Даль так объясняет значение слова «страховать»: отдавать кому-либо «на страх, на ответ, руча-тельство, т.е. платить посрочно, за обезпеченье целости чего, с ответом на условную сумму» Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4. С.337..

В современном  русском языке основной смысл  понятия «стра-хование» сохранился. Страховать - означает «предотвращать ма-териальные потери путем выплаты  взносов учреждению, которое берет на себя обязательство возместить возможный ущерб, поне-сенный в специально оговариваемых случаях»2.

В экономическом  аспекте страхование представляет собой сис-тему экономических отношений  по поводу образования централи-зованных и децентрализованных резервов денежных и материаль-ных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

С материальной точки зрения в ходе страхования  создаются денежные (материальные) фонды специализированных учрежде-ний - страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.

Страхование предоставляет  гарантии восстановления нарушен-ных  имущественных интересов в случае непредвиденных природ-ных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влия-ние на укрепление финансов государства. Оно не только освобож-дает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Это определяет стратегическую позицию страхования  в странах с развитой рыночной экономикой.

Для современной  России ускоренное развитие страхования  как механизма защиты имущественных  интересов лиц становится осо-бенно значимым. Так, в результате широкомасштабной привати-зации значительная часть основных фондов перешла в собствен-ность физических лиц и негосударственных структур. Это настоятельно требует создания системы финансовых гарантий, обеспечи-вающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, ава-рий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики.

Характерными  чертами страхования являются:

1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступ-ления страхового случая (определенного события, с которым свя-зано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретного страхова-теля, интересы которого будут подлежать защите в тот или иной момент времени.

2. Возвратность средств. Страховые платежи после объедине-ния их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, напри-мер, от размера страховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти - десяти лет после их внесения. Поэтому невыплата средств какому-либо конкретному страховате-лю из-за краткосрочности договора лишь подтверждает вероят-ностный характер отношений при страховании, но не свидетельст-вует об отсутствии этой характерной черты страхования. Ведь при страховании выплата средств предназначается не какому-либо конкретному страхователю, а как бы всем им в совокупности.

3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспредели-тельных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхова-ния - юридические и физические лица - аккумулируют в специ-ализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счет которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц. При этом риск раскладывается на всех страхователей, что особенно важно и максимально эффектив-но при нестабильных экономических условиях хозяйствования.

Таким образом, перераспределительные отношения  при страхова-нии основываются на том, что общее количество страхователей, участвующих своими взносами в формировании страхового фонда, как правило, превышает число страхователей, получающих право на возмещение потерь, связанных с наступлением страхового слу-чая (что в конечном итоге и делает возможным перераспределе-ние). И поскольку этот фонд используется исключительно для воз-мещения потерь страхователям, размер страховых взносов будет зависеть от количества лиц, участвующих в этих отношениях: чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении ущерба. Поэтому возможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносов появля-ется лишь тогда, когда количество страховщиков будет макси-мальным. В этом одно из преимуществ государственного обяза-тельного страхования.

Страховой деятельностью в Российской Федерации могут зани-маться как государственные, так и негосударственные организа-ции и компании. Деятельность страховых компаний носит пред-принимательский характер.

Содержание  взаимоотношений государства и  страховых ком-паний после перехода России к рыночным отношениям карди-нально изменилось. Государственное управление заменено на го-сударственное регулирование и контроль (надзор). Системы орга-нов государственного страхования как самостоятельной системы органов государственного управления на современном этапе не существует.

Основным органом, уполномоченным государством осущест-влять  надзор за страховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, а  точнее - его Департамент страхового надзора. Ранее страховой надзор был возложен на Росстрахнадзор - Феде-ральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в России с апреля 1993 г. по ноябрь 1996 г. На Депар-тамент страхового надзора Минфина России (как правопреемника) возложены функции по анализу документов, которые страховщи-ки представляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по

ним (документам) заключения, регистрации страховых  компаний, а также функции по ведению  единого реестра страховщиков, уста-новлению правил формирования и размещения страховых резе-рвов, обобщению практики страховой деятельности, осуществле-нию контроля за обеспечением платежеспособности страховщи-ков. В случае обнаружения неоднократных нарушений законода-тельных актов РФ Департамент вправе предъявлять в арбитраж-ный суд иски об их ликвидации.

Сложный характер взаимоотношений при страховании, учас-тие в этих отношениях государственных  органов предопределили изменения  в этой области, регулируемой несколькими  отраслями права, в частности  гражданским и финансовым правом. Граждан-ское право регулирует договорные отношения в этой области (гл. 48 ГК РФ), финансовое право - отношения, основанные на государственно-властных велениях. Нормы финансового права оп-ределяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятель-ности, обеспечение финансовой устойчивости организаций-стра-ховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.

Государственный надзор, возложенный на федеральные  органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защи-ты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинте-ресованных лиц и государства.

Отношения в  области страхования, регулируемые нормами фи-нансового права, в  зависимости от участвующих в  них субъектов можно классифицировать на следующие виды:

1) отношения  между государством в лице  Правительства РФ и федеральными  органами, исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Департаментом Минфина России) по по-воду утверждения основных положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельнос-тью в Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Закона РФ «Об организа-ции страхового дела в Российской Федерации»);

2) отношения  между федеральными исполнительными  органа-ми власти по надзору  за страховой деятельностью и  организация-ми-страховщиками по  поводу выдачи лицензий, установления  правил формирования и размещения страховых резервов, показа-телей и форм отчетности страховых организаций, а также по пово-ду выполнения предписаний Департамента страхового надзора об устранении нарушений Закона РФ «Об Организации страхового дела в Российской Федерации», в связи с приостановлением или ограничением действия, а также отзывом лицензий страховщиков и т.д. (п. 3, 4 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; п. 31 п. 7 Положения о Министерстве финансов РФ от 6 марта 1998 г.);

3) отношения  между государством в лице  федерального антимо-нопольного  органа (Министерства РФ по антимонопольной  поли-тике и поддержке предпринимательства)  и организациями-стра-ховщиками  по поводу предупреждения, ограничения  и пресече-ния монополистической деятельности и недобросовестной конку-ренции на страховом рынке (ст. 31 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

4) отношения  по обязательному государственному  страхова-нию, где государство  как обязательный субъект всех  финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществен-ных и личных интересов отдельных категорий граждан и выраба-тывает меры по обеспечению имущественных интересов страхова-телей. Так, еще Росстрахнадзором 14 марта 1995 г. были утверж-дены Правила размещения страховых резервов Экономика и жизнь. 1995. № 19.. Страховые резе-рвы, образуемые из полученных от страхователей страховых взно-сов для предстоящих страховых выплат, в соответствии с п. 1.2 этих Правил инвестируются страховыми организациями в целях обеспечения их финансовой устойчивости и гарантий страховых выплат на принципах диверсификации, возвратности, прибыль-ности и ликвидности.

В целях обеспечения  финансовой устойчивости всех страхов-щиков  принято решение о повышении  до 1 января 1999 г. мини-мального размера уставного капитала до 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тыс. МРОТ - при про-ведении страхования жизни и иных видов страхования и не менее 50 тыс. МРОТ - при проведении исключительно перестрахования (ч. 2 ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Россий-ской Федерации»).

5) отношения  между Федеральной комиссией  по рынку ценных бумаг. Министерством  РФ по налогам и сборам со  страховщиками по осуществлению контрольных функций за страховой деятель-ностью.

Поскольку в  условиях рыночных отношений государство  и предприятия становятся равноправными  хозяйствующими субъ-ектами, каждый из которых отвечает только по своим  долгам, осо-бенно остро ощущается необходимость использования страхова-ния. Таким образом, сами рыночные условия хозяйствования объ-ективно предопределяют необходимость защиты имущественных и личных интересов юридических и физических лиц путем созда-ния страховых фондов.

3. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Финансы организаций  и предприятий как часть финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования  ВВП в стоимостном выраже-нии. Они функционируют в сфере  материального производства, где  в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.

В ходе финансово-хозяйственной  деятельности коммерчес-ких организаций  и предприятий возникают определенные фи-нансовые отношения, связанные с  организацией производства, реализацией  продукции, формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.

Финансы организаций и предприятий представ-ляют собой экономические отношения, возникающие в про-цессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансо-вых ресурсов, привлечения внешних источников финансирова-ния, их распределения и использования Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С. 122..

Такие экономические  отношения часто называют денеж-ными, или финансовыми, хотя финансовые отношения  явля-ются частью денежных отношений, возникают лишь при дви-жении  денежных средств и сопровождаются формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

* По своему  экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений предприятий можно систематизиро-вать по следующим направлениям:

ь связанные  с формированием уставного капитала хозяйст-вующего субъекта. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйст-вования. Уставный капитал является основным источником формирования производственных фондов, приобретения нема-териальных активов любой коммерческой организации и пред-приятия;

ь связанные  с производством и реализацией  продукции, воз-никновением вновь  созданной стоимости. К ним относятся  де-нежные отношения между поставщиком  и покупателем, транс-портом и клиентурой, заказчиком и подрядчиком и т. д.;

Информация о работе Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования