Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:43, реферат
Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы". Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение.
1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее звеньев
2. Характеристика, формирование и принципы
функционирования основных звеньев финансово-
кредитной системы
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ
2.1.2. Государственный кредит
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы
3. Финансы предприятий различных форм
собственности
Существование в банковской системе нескольких уровней обуслов-лено тем, что в единую систему включены Центральный банк Российской Федерации, являющийся федеральным банком и главным банком Россий-ской Федерации, кредитные организации (банковские и небанковские), создающиеся по законодательству России, а также филиалы и представительст-ва иностранных банков. Банк России, согласно законодательству, является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
Как орган управления
кредитной системы РФ он осуществляет
контроль за законностью и
Каждая кредитная организация имеет устав, который содержит фирменное (полное официальное) наименование, указание на организационно-правовую форму, перечень осуществляемых банковских операций и сделок, сведения о месте нахождения органов управления, в том числе исполни-тельных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях, а также иные сведения, предусмотренные федеральными зако-нами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.
Уставный капитал
кредитной организации
Банк России устанавливает предельный размер неденежной части в уставном капитале кредитных организаций, а также минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций. Норматив минимального размера уставного капитала может устанавливаться в зависи-мости от вида кредитных организаций.
Право осуществления банковских операций кредитная организация получает после государственной регистрации в Банке России с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России.
Кредитным организациям
запрещается осуществлять деятельность
в сфере материального
Банки вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами.
Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональ-ную деятельность на рынке ценных бумаг.
Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотре-но Федеральным Законом.
Кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга. Ст. 5, 6, 9, 10, 11, 12, 14, 28, 30. Федеральный Закон РСФСР №395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР".
Центральное место в банковской системе занимает Банк России, который помимо сходных с кредитными организациями банковских опера-ций выполняет ряд не свойственных им функций, а также наделен государ-ственно-властными полномочиями по организации функционирования сис-темы в целом.
Структурные элементы системы кредитных организаций могут быть классифи-цированы по различным признакам. Так, по признаку наличия государствен-но-властных полномочий могут быть выделены: Центральный банк Россий-ской Федерации как единственный банк, имеющий государственно-властные и нормотворческие полномочия, и кредитные организации, филиалы и пред-ставительства иностранных банков.
Образующие
систему организации могут
По месту регистрации в банковской системе России действуют ор-ганизации, созданные и зарегистрированные в Российской Федерации, а также организации, зарегистрированные по законодательству иностранных государств, расположенные за пределами Российской Федерации, и их пред-ставительства и филиалы, находящиеся в Российской Федерации.Гейвандов Я. А. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации.// Государство и право. 1997. - № 6. - С. 84
В зависимости от целей, стоящих перед кредитными и иными орга-низациями, включенными в банковскую систему России, их можно разде-лить на коммерческие и некоммерческие. К некоммерческим организациям относится Центральный банк Российской Федерации, не имеющий цели по-лучения прибыли. Ст. 3. Федеральный Закон РСФСР №394-1 "О Центральном Банке РСФСР (Банке России)". Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то есть все кредитные организации. При этом, руководствуясь статьей 50 ГК РФ, можно сделать вывод, что представительства и филиалы иностранных бан-ков коммерческими организациями по законодательству России признаны быть не могут, поскольку таковыми являются непосредственно те иностран-ные банки, которые они представляют. Гражданский Кодекс Российской Федерации. (часть первая) (ст. 50) от 30 ноября 1994 г.//СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. Коммерческие банки бывают уни-версальными и специальными, региональными и межрегиональными (не ог-раничивающими свою деятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными под реализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающими свою деятельность определенной отраслью или программой.
Одним из важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующие систему кредитных организаций России, на группы, является форма собственности. По этому признаку могут быть выделены частные, государственные, муниципальные и смешанные кредитные организации. Банк России является государственной организацией, поскольку его уставной капитал и иное имущество являются федеральной собственностью, Ст. 2. Федеральный Закон РСФСР №394-1 "О Центральном Банке РСФСР (Банке России)". а 50 % финансовой прибыли перечисляется в федеральный бюджет.
В целях обеспечения
В последнее время много спорят о месте и роли иностранных бан-ков в России. В действующем законе о Центральном банке России преду-смотрено равенство прав банков резидентов и нерезидентов в России. Од-нако под мощным давлением коммерческих банков и их ассоциаций (Ассо-циация Российских банков - АРБ) эта норма была скорректирована Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1993 года "О деятель-ности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации". Указ Президента РФ № 1924 "О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации" от 17 ноября 1993 г.//САППРФ. 1993. № 47. Ст. 4525. Этот Указ предусматри-вал введение моратория на операции иностранных и совместных банков с резидентами до 1 января 1996 года. Однако Указом от 10 июня 1994 года "О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации" Указ Президента РФ №1184 "О совершенствовании работы банковской системы Российской Феде-рации" от 10 июня 1994 г.//СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 696.
изложенные ограничения были сняты в отношении банков из стран, с которыми у России заключены соглашения о поощрении и защите капита-ловложений.
Нестабильность
Сторонники противоположной позиции считают, что протекционист-ская позиция по отношению к российским коммерческим банкам создает им тепличные условия развития и, в конечном счете, приведет к полной неконкурентноспособности российских банков, в то время как кон-куренция заставит их "крутиться". Важно учитывать и благоприятное влия-ние функционирования иностранных банков на уровень банковской техно-логии и применение приемов, которые наработаны за долгие годы. Наконец, возможность пользоваться привычными банковскими услугами, надежность банковских механизмов снимет одну из причин слабого развития процесса иностранного инвестирования. Усиление протекционистских мер в России неминуемо приведет к ответным мерам со стороны развитых государств. В результате интеграция российских банков в мировой рынок окажется под угрозой. В пример, сторонники данной позиции приводят Чехию, где созда-ние банков с полной иностранной собственностью и совместных банков на национальный рынок не привел к разрушительным результатам: доля во вкладах девяти иностранных банков составляет 13 процентов, а в пяти со-вместных - 18 процентов совокупного банковского капитала.Торкановский Е. Каким быть банковскому законодательству России?//Хозяйство и право. 1994. № 11. - С. 76.
Следует отметить, что никто не ставит вопрос: "Пускать или не пускать иностранные банки в российскую экономику?", а дискуссии разво-рачиваются о мере их допуска, а, следовательно, в законодательстве должно быть решено какие и чьи капиталы и инвестиции нам нужны, в какие от-расли и в каком именно виде они нам желательны, на каких условиях и посредством каких механизмов мы готовы их принимать и многие другие взаимосвязанные вопросы.
Кредитные организации вправе создавать союзы и ассоциации, которые непосредственно не осуществляют банковских операций, и деятельность которых не может преследовать извлечение прибыли. Основными задачами союзов и ассоциаций являются защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности, осуществление межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций для осуществления банковской деятельности и решения иных совместных задач.
2.3. Страховое
звено финансово-кредитной
Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым эле-ментом социально-экономической системы общества.
Страхование является
самостоятельным звеном финансовой
системы Российской Федерации. Оно
выступает в двух обособлен-ных
формах: в форме социального
Информация о работе Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования