Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:43, реферат
Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы". Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение.
1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее звеньев
2. Характеристика, формирование и принципы
функционирования основных звеньев финансово-
кредитной системы
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ
2.1.2. Государственный кредит
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы
3. Финансы предприятий различных форм
собственности
ь между коммерческими организациями и предприятиями, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, с взаим-ным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий;
ь между хозяйствующим
субъектом и его
ь между коммерческими
организациями и предприятиями
и от-дельными работниками, возникающие
при распределении и ис-
ь между хозяйствующими субъектами и финансовой системой государства при уплате налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, получении ассигнова-ний из бюджета, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций;
ь между хозяйствующими субъектами и банковской системой в процессе хранения денег в банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за кредит, оказания банковских услуг;
ь между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий ра-ботников, предпринимательского и коммерческого рисков.
Очевидно, что финансовые отношения, являясь частью де-нежных отношении, возникают лишь при реальном движении денежных средств и сопровождаются созданием или изменени-ем величины денежных фондов.
* Финансам коммерческих
организаций и предприятий при-
Посредством распределительной функции происходят форми-рование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание основных пропорций в распре-делении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается опти-мальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом.
Объективная основа контрольной функции - стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции (выпол-нение работ и оказание услуг) и формирование доходов и де-нежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводствен-ный процесс (распределительная функция) и тем самым связы-вают воедино все фазы воспроизводственного процесса: произ-водство, обмен и потребление. Однако распределить и исполь-зовать доходов больше, чем создано в процессе производства и получено после реализации продукции, (выполнения работ и оказания услуг), невозможно. Размер получаемых хозяйствую-щим субъектом доходов определяет возможности его дальней-шего развития. От эффективности производства, снижения за-трат, рационального использования финансовых ресурсов зави-сят конкурентоспособность предприятия, его финансовая ус-тойчивость.
При нарушении нормального кругооборота средств, увели-чении затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом, что свидетельствует о нарушении в произ-водственном процессе, недостаточном воздействии распредели-тельных отношений на эффективность производства.
Распределительные
отношения затрагивают интересы
как общества в целом, так и
отдельных хозяйствующих
ь непосредственно
хозяйствующий субъект путем
всестороннего анализа
ь налоговые органы, которые следят за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей;
ь контрольно-ревизионная служба Министерства финансов РФ, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной дея-тельностью предприятий и организаций, использующих бюджет-ные средства;
ь коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд, оказании других банковских услуг;
ь независимые
аудиторские фирмы при
Положительный финансовый результат хозяйственной дея-тельности коммерческих организаций и предприятий свиде-тельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами. И, наоборот, отрицатель-ный результат или отсутствие его говорят о недостатках в уп-равлении финансовыми ресурсами, организации производства и может привести к банкротству хозяйствующего субъекта.
Финансовые отношения коммерческих организаций и пред-приятий строятся на определенных принципах, связанных с ос-новами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоя-тельность, самофинансирование, материальная заинтересован-ность, материальная ответственность, обеспечение финансовы-ми резервами.
* Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты не-зависимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыноч-ных отношений существенно расширило самостоятельность хо-зяйствующих субъектов, появились новые возможности в инвести-ровании денежных средств. Коммерческие организации и пред-приятия с целью получения дополнительной прибыли могут осу-ществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других ком-мерческих организаций, государства, участия в формировании ус-тавного капитала другого хозяйствующего субъекта, хранения де-нежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Од-нако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйст-вующих субъектов в процессе формирования финансовых ресур-сов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, коммерческие организации и предприятия всех форм собст-венности в соответствии с законодательством уплачивают необхо-димые налоги в соответствии с установленными ставками, участ-вуют в формировании внебюджетных фондов. Начисление амор-тизации также происходит по нормам, установленным законода-тельно.
* Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в разви-тие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоя-щее время не все предприятия и организации способны полно-стью реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию, необходимую потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные пред-приятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышлен-ности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают до-полнительные ассигнования из бюджета на разных условиях.
* Принцип материальной заинтересованности - объектив-ная его необходимость диктуется основной целью предпринима-тельской деятельности - получением прибыли. Заинтересован-ность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий и организаций, отдельным ра-ботникам и государству в целом. Реализация этого принципа мо-жет быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной нало-говой политикой государства соблюдением экономически обосно-ванных пропорций в распределении чистой прибыли на потребле-ние и накопление.
* Принцип материальной ответственности - означает на-личие определенной системы ответственности за результаты фи-нансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реали-зации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников. В целом для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обя-зательств (сроки, качество продукции), несвоевременности возвра-та краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения векселей, на-рушении налогового законодательства, а также в случае неэффек-тивной деятельности путем применения к данному хозяйствую-щему субъекту процедуры банкротства. Для руководителей ком-мерческих организаций и предприятий принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях на-рушения хозяйствующим субъектом налогового законодательства.
К отдельным работникам предприятий и организаций при-меняется система штрафов, лишения премий, увольнение с ра-боты в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.
* Принцип обеспечения финансовых резервов - необходи-мость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений по-следствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реа-лизует разработанную им программу. В экономической борьбе за покупателя хозяйствующие субъекты вынуждены продавать свою продукцию в кредит с риском невозврата денег в срок. При нали-чии временно свободных денежных средств хозяйствующий субъ-ект вправе размещать их в виде депозитных вкладов или ценных бумаг с риском получения недостаточного процента дохода в срав-нении с темпами инфляции или новыми более доходными сфера-ми приложения денежных средств. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной программы.
Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины опла-ченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли, поскольку отчисления в резервный фонд производят-ся до налогообложения прибыли.
Финансовые резервы могут образовывать и хозяйствующие субъекты других организационно-правовых форм собственности по своему усмотрению, но из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Вместе с тем денежные средства, направленные в финансо-вый резерв и другие аналогичные фонды, целесообразно хра-нить на депозитных счетах в банке либо в другой ликвидной форме с тем, чтобы они приносили дополнительную стоимость.
Все принципы организации финансов хозяйствующих субъ-ектов находятся в развитии и для их реализации в каждой кон-кретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производительных сил и производственных отношений.
Финансовая система
1. Введение. Сущность финансовой системы
Финансы представляют
собой довольно сложное общественное
явление. Они охватывают широкую
гамму обменно-
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.
Финансовая
система государства является отображением
форм и методов конкретного
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.
Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
2. Состав финансовой системы
Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре.
Финансовая система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.
Финансовая система – совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками.
Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.
Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений.
Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы (схема 1).
Внутренняя структура финансовой системы показана в схеме 2.
Организационная структура финансовой системы – совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.
В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в какой-либо стране осуществляют органы государственной власти и управления.
3. Финансовая система на современном этапе в Российской Федерации
Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.
Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.
В связи с
этим финансовая система представляет
собой совокупность различных сфер
(звеньев) финансовых отношений, каждая
из которых характеризуется
Информация о работе Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования