Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:43, реферат
Понятие "финансовая система" является развитием более общего понятия "финансы". Финансы, как отмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение.
1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее звеньев
2. Характеристика, формирование и принципы
функционирования основных звеньев финансово-
кредитной системы
2.1. Бюджетное звено финансово-кредитной системы
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ
2.1.2. Государственный кредит
2.2. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы
2.3. Страховое звено финансово-кредитной системы
3. Финансы предприятий различных форм
собственности
Среди них следует
выделить бюджеты административно-терри-
Каждый из бюджетов
служит финансовой базой для деятель-ности
соответствующих органов
С 1991 г. при сохранившихся в основном видах бюджетов бюд-жетное устройство в РФ претерпело существенные изменения. Со-держание организационно-правовых принципов взаимосвязи между бюджетами еще в рамках Союза ССР стало иным после при-нятия бывшими союзными республиками, в том числе и Россий-ской Федерацией, Деклараций о суверенитете. Бюджеты союзных республик обособились от союзного (федерального) бюджета и перестали представлять вместе с ним единый государственный бюджет, утверждаемый высшим органом государственной власти страны. Обособление бюджетов произошло и в Российской Федера-ции, что нашло свое закрепление в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В ре-зультате государственный бюджет Российской Федерации пере-стал утверждаться как ее основной финансовый план формирова-ния и использования единого денежного фонда, в котором сосредо-точивались средства всех бюджетов.
Законодательно закреплены в качестве основы бюджетного уст-ройства принципы единства и самостоятельности бюджетов.
Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюд-жетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществля-ется путем распределения между бюджетами регулирующих до-ходных источников, создания и частичного перераспределения це-левых и региональных фондов.
Законодательство определяет организационно-правовые и эко-номические гарантии единства бюджетной системы. К ним отно-сятся: ее единая правовая база, использование единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и рас-ходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджет-ной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты, согласованные принципы бюджетного процесса; единая денежная система.
Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе налоговой, политики в стране.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 29) указывает и на другие проявления и гарантии единства бюджетной системы - единство форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджет-ного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом само-стоятельного утверждения каждого уровня бюджета соответству-ющими представительными органами власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запреще-нием изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюд-жета доходов, сумм превышения доходов над расходами и эконо-мии по расходам.
Обобщенное
выражение рассмотренные
В соответствии
с законодательством
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюдже-тов - это определение видов и объемов доходов и расходов, подле-жащих включению в каждый из бюджетов.
Законодательство устанавливает единую для всех уровней бюд-жетов классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопо-ставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.
Впервые в России бюджетная классификация утверждена зако-нодательным актом - Федеральным законом «О бюджетной клас-сификации Российской федерации» от 15 августа 1996 г.
Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, кото-рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговре-менной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет.
Для нормального функционирования бюджетов, своевременно-го финансирования намеченных расходов законодательство пред-усматривает утверждение в структуре бюджетов сверх расходов оборотной кассовой наличности в определенной сумме. Оборот-ная кассовая наличность - это утверждаемая в составе бюджетов сумма, образуемая за счет остатков средств по соответствующему бюджету, предназначенная для использования в течение года на покрытие временных кассовых недостач. В том же году она долж-на быть восстановлена до утвержденных на начало года размеров.
2.1.1.
Государственные внебюджетные
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пен-сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государст-венный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного меди-цинского страхования) формируются за счет различных источни-ков, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюдже-та. Однако основным и постоянным источником финансовых ре-сурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные плате-жи, именуемые в действующем законодательстве «страховые пла-тежи» либо «страховые взносы».
Денежные средства государственных социальных внебюджет-ных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гаран-тии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безрабо-тицы (ст. 37,39,41).
Таким образом, именно общегосударственная значимость на-званных социальных внебюджетных фондов позволяет законода-телю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, в том числе и в целях погаше-ния бюджетного дефицита.
Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных слу-чаях - гражданами (застрахованными) либо органами управле-ния (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджет-ные фонды формируются страховым методом, предусматриваю-щим обязанность всех страхователей - работодателей (организа-ций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимаю-щихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязатель-ные страховые платежи (взносы) в фонды.
Страховой метод образования финансовых ресурсов государст-венных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».
В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюд-жетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и полу-чение бесплатной медицинской помощи.
Уплата страховых взносов производится по страховым тари-фам - ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых та-рифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Со-бранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О та-рифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федера-ции, Фонд социального страхования Российской Федерации, Госу-дарственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначаль-ном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объеди-нены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налого-вого кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо «социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включе-ны «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие сохранение действующих в настоя-щее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджет-ных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристъ, 2000. С. 179..
С учетом анализа норм действующего финансового законода-тельства, страховые платежи (взносы) в государственные социаль-ные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и фи-зических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закреплен-ные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспече-ния гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.
Таким образом, страховые взносы в государственные социаль-ные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы).
2.1.2. Государственный кредит
Для привлечения денежных средств в распоряжение государст-ва и решения проблем бюджетного дефицита, помимо других способов, применяется государствен-ный кредит.
Слово «кредит» произошло от латинского creditum - ссуда, долг, credere - верить. В толковом словаре В.И. Даля понятие «кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег или товаров на счет, на срок». В современном рус-ском языке термин «кредит» сохранил свое основное содержание и определяется как «ссуда, предоставление ценностей (денег, то-варов) в долг; коммерческое доверие». Таким образом, в общеп-ринятом смысле, кредит - это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возврат-ности.
Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключе-ния договоров государственного займа регулируются также граж-данско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-право-вым институтом.
Как совокупность финансово-экономических
отношений госу-дарственный
Правовые основы государственного кредита в Российской Фе-дерации закреплены в различных нормативных актах, основным среди которых является Закон РФ «О государственном внутрен-нем долге Российской Федерации». Этот закон впервые был при-нят 13 ноября 1992 г. Ранее специального нормативного акта, за-крепляющего основные положения государственного кредита Рос-сийской Федерации, не было. Не было такого закона и в бывшем Союзе ССР.
Кредитные отношения такого рода складываются, как мы вы-яснили, также на уровне субъектов Федерации и местного самоуп-равления и регулируются правовыми актами соответствующего уровня на основе законодательства Российской Федерации.
Вопросы государственного кредита конкретных субъектов РФ и муниципального кредита регулируются также конституциями и уставами субъектов Федерации, а также уставами конкретных му-ниципальных образований.
Общие же положения, касающиеся правового регулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов со-держатся в Конституции Российской Федерации (ст. 12, 71, 72, 75, 132) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Особое место в системе правовых источников займет Бюджет-ный кодекс РФ, которым комплексно урегулированы правоотно-шения по осуществлению государственных и муниципальных за-имствований, а также правоотношения в области государственно-го и муниципального долга.
2.2. Банковское
(кредитное) звено финансово-
В банковской системе Российской Федерации, условно можно выде-лить несколько уровней, поскольку элементы, ее составляющие, имеют раз-личные в рамках данной системы цели, задачи, функции, полномочия и от-ветственность, то есть имеют различный правовой статус, но при этом дей-ствуют в одной и той же сфере общественных отношений - сфере финансов и денежно-кредитного обращения, имеют единые предмет и метод правово-го регулирования. Гейвандов Я. А. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации//Государство и право. 1997. - № 6. - С. 84
Информация о работе Финансово-кредитная система РФ, принципы ее формирования и функционирования