Финансовые ресурсы коммерческих банков на примере ОАО «Промсвязьбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование содержания и организации финансовых ресурсов банка и его деятельности по формированию и использованию сформированной таким образом ресурсной базы, а также разработка конкретных практических рекомендаций по усовершенствованию методов и направлений формирования и использования коммерческими банками своей ресурсной базы.
Основные направления формирования и использования ресурсной базы рассмотрены на примере открытого акционерного общества «Промсвязьбанк». Год основания банка: 1995.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 164.69 Кб (Скачать файл)

 

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы

28051508

42627819

45733766

Балансовый  финансовый результат

2500

5200

8200

Ресурсы

10542002838

10572773131

10671946


 

Доход банка на 01.01.2012год вырос на 17682258 тыс. руб. или на  61%  по сравнению  с 2010 годом и на 9,2% (3105947 тыс. руб.) по сравнению с 2011 годом.

В 2010г. Промсвязьбанк получил балансовую прибыль в размере 2,5 млрд рублей. Этот уровень был достигнут за счет восстановления маржинальных кредитных продуктов, роста их объема, а также сокращения отчислений в резервы в связи с постепенным сокращением уровня необслуживаемых кредитов.

В 2011 г. ОАО «Промсвязьбанк» получил 5,2 млрд рублей, более чем в два  раза превысив аналогичный показатель 2010 г. Данный уровень был достигнут  главным образом за счет увеличения объема кредитования и чистого процентного  дохода, а также увеличения комиссионных доходов в связи с более  широким использованием банковских операций клиентами.

В 2012 году балансовая прибыль ОАО «Промсвязьбанк»  составила 8,2 млрд руб., увеличившись на 56 % по сравнению с 2011 годом. Увеличение прибыли произошло благодаря  динамичным темпам роста объемов  кредитования в высокомаржинальных сегментах, а также благодаря снижению стоимости рисков.

 

Таблица 2.

Результат деятельности ОАО  «Промсвязьбанк», г. Барнаул

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

Всего доходы, в т.ч.

28051508

42627819

45733766

Процентные

43754131

49343607

59986043

Резерв на возможные потери по ссудам РВПС

-2320091

3282068

1259830

Аренда

0

0

0

Ценные бумаги

3792126

3407658

3454057

Другие

5322346

5174143

4809826


 

Процентные доходы с 2010г  по 2012 г существенно увеличились. РВПС стало положительным, но в 2012 году уменьшилось на  3156085 тыс. руб., по сравнению с 2011 годом. Доходы по ценным бумагам снизились.

Доходы от кредитных операций - основной источник доходов банка.

 

2010 год

2011 год

2012 год

Объем кредитного портфеля, в т.ч.

28900

39600

46200


 

Качество кредитного портфеля по итогам 2010 г. Существенно улучшилось. Доля обслуживаемых кредитов в портфеле сократилась до 9,2%. Сокращение доли необслуживаемых кредитов произошло по всем направлениям бизнеса банка, как за счет абсолютного сокращения величины кредитов ( за счет списаний и продаж), так и за счет роста портфеля. Признаком улучшения кредитного портфеля также явилось почти двукратное сокращение за год доли кредитов с пересмотренными условиями ( с 26,0% до 13,5%) и уменьшение разницы между начисленными и полученными доходами (процентными и комиссионными) с 17% до 4%.

В 2011 году кредитный портфель продемонстрировал существенный рост по всем направлениям бизнеса банка при одновременном снижении доли необслуживаемых кредитов. Увеличение валового кредитного портфеля на 22% существенно превысило 15% рост, прогнозировавшийся в начале 2011года. Качество кредитного портфеля продолжает улучшаться в результате неукоснительного применения более эффективных критериев риска.

Чистый кредитный портфель банка за 2012 год продемонстрировал  умеренный рост на 17 %, при этом банк продолжил политику увеличения роста  объемов высокомаржинальных продуктов. Качество кредитного портфеля банка продолжает улучшаться. Доля необслуживаемых кредитов в процентах от кредитного портфеля снизилась на 4,1% по итогам 2012г.

 

Анализ расходов

 

При проведении анализа совокупных расходов, как и доходов банка, необходимо исходить из деления их на процентные и непроцентные. Процентные расходы составляют большую часть  расходов. Они включают в свой состав затраты по привлечению средств  банка депозитов, средств клиентов в займы и депозиты; выпуску  долговых ценных бумаг, а также другие аналогичные расходы.

В ОАО «Промсвязьбанк»  расходы сложились из:

  1. Процентные расходы:
    • Текущие счета и депозиты клиентов 
    • Собственные выпущенные ценные бумаги
    • Счета и депозиты банков и других финансовых институтов
    • Субординированные займы
    • Прочие заемные средства
    • Сделки «РЕПО»
  1. Комиссионные расходы включают в себя:
  • Комиссия за обслуживание пластиковых карт
  • Комиссия по операциям с иностранной валютой
  • Комиссия по документарным операциям
  • Комиссия за осуществление денежных переводов
  • Комиссия за агентские услуги
  • Комиссия за инкассацию
  • Комиссия по банкнотным операциям
  • Комиссия по операциям с ценными бумагами
  • Прочие
  1. Операционные расходы
  1. Общехозяйственные и административные расходы
  • Вознаграждение сотрудников
  • Амортизация
  • Арендная плата
  • Налоги, отличные от налога на прибыль
  • Ремонт, эксплуатация и приобретение офисной техники
  • Информационные и телекоммуникационные услуги
  • Страхование
  • Охрана
  • Ремонт и маркетинг
  • Транспортные расходы
  • Благотворительность и спонсорство
  • Профессиональные услуги
  • Прочие
  1. Расход по налогу на прибыль
  • Налог на прибыль за отчетный год
  • Возникновение и восстановление временных разниц

 

В 2010 году чистые расходы на формирование резервов под обесценение составили 5,3 млрд руб., снизившись более чем на 50% по сравнению с 1-м полугодием 2009 года. Отношение операционных расходов к доходам увеличилось до 53% по сравнению с 39% по итогам 2009 года. Ухудшение соотношения расходов и доходов произошло вследствие сокращения операционного дохода, вызванного общерыночным сокращением чистой процентной маржи относительно высокого уровня кризисного 2009-ого года, а также увеличившимися расходами на персонал. 

В 2011 году непроцентные расходы возросли на 14 %. Эффективные меры по контролю и сокращению издержек позволили компенсировать существенную часть затрат на расширение офисной сети, в том числе расходы на привлечение дополнительного персонала. Чистые расходы на формирование резервов под обесценивание сократились на 97 –до 9,4 млрд. руб., что соответствует 28% операционных доходов. Соотношение операционных расходов к доходам снизилось до 50,6 % по сравнению с 52,6% По итогам 2010г.

В 2012 году чистые расходы  по созданию резервов под обесценивание  кредитов снизились на 12% до 7,8 млрд. руб. Общие административные и хозяйственные расходы вы росли на 18% до 20 млрд. рублей, основным фактором роста стало увеличение отчислений в государственный пенсионный фонд ( на 49%).расходы на оплату труда сотрудников составили 63,5% от общего объема общехозяйственных и административных расходов. Рост это сегмента расходов в 2012 году составил 21%, при этом основной фокус был сделан на сотрудниках отделов продаж, нежели на сотрудниках бэк-офиса.

 

 

 

 

 

Глава 3 Проблемы и перспективы роста

 

3.1 Ресурсов коммерческого банка

 

Важнейшей составляющей всей банковской политики является политика формирования ресурсной базы. Формирование ресурсной базы в процессе осуществления  банком пассивных операций исторически  играет первичную и определяющую роль по отношению к его активным операциям. Ресурсы коммерческого  банка – это его собственный  капитал и привлеченные на возвратной основе денежные средства юридических  и физических лиц. Сегодня от развития  банковской системы напрямую зависят  развитие отечественной экономики, а также позиции России в мировом  сообществе. Поэтому капитализация  банковской системы является сегодня  основной головной болью руководителей  коммерческих банков.

Банковская область в  нашей стране развивается более  динамично, чем другие сектора экономики. Но проблем у банков еще достаточно много. Одна из важнейших – расширение ресурсной базы банковской системы. По-прежнему сохраняется дефицит  долгосрочных и устойчивых пассивов, однако банковская система становится все более диверсифицированной  за счет привлечения средств предприятий  и населения.

Важный источник ресурсов – внешний рынок доступен преимущественно  крупным банкам поэтому весь объем  международных кредитов приходится на  три группы – банки с  иностранным участием, государственные  и крупные частные банки. Но есть  реальная возможность укрепить ресурсную  базу и других более мелких банков. Например, источниками ресурсов могут  стать: рынок капиталов ( в том  числе обеспеченные и ипотечные  ценные бумаги, корпоративные облигации  и секьюритизация), средства населения ( жилищные накопительные и безотзывные  вклады, сберегательные сертификаты, так  называемые «вмененные» сбережения), средства институциональных инвесторов (пенсионные накопления и страховые  резервы) и наконец, долгосрочные ресурсы  государственных фондов. Сегодня  их объем достигает примерно 5 трлн .руб., однако большая часть этих средств размещается за рубежом  под значительно более низкий процент, чем тот по которому наши банки и компании занимают там. Разумнее размещать эти средства в отечественных  институтах, разработав для этой цели эффективный механизм. Например, это  могло бы быть участие государства  в капиталах банков, подобно тому, как это делает ЕБРР или немецкий банк KPF. Хорошо зарекомендовали себя в международной практике  субординированные и целевые займы, долгосрочное рефинансирование, создание гарантийных и страховых фондов для развития кредитования, биржевой инфраструктуры и новых рынков.

Возможным источником укрепления ресурсной базы коммерческих банков может стать привлечение в  банковский сектор зарубежных инвестиций.   Хотя это  направление       вызывает наибольшие споры в среде  банкиров и ученых-экономистов. С  одной стороны, приток иностранного капитала будет одним из основных факторов развития банковского сектора  страны, так как считается, что  иностранный капитал привносит  современные технологии, новые финансовые инструменты, культуру корпоративного управления. Можно предположить, что  при совершении сделок слияния и  поглощения с участием иностранных  банков иностранные инвесторы будут  ориентированы в основном на приобретение акций крупных российских банков. В то же время цифры по капитализации  российских и зарубежных банков в  части размера активов, собственного капитала не сопоставимы. Достаточно дешевый  ресурс иностранного капитала намного  превышает по объему ресурс российской банковской системы. И поэтому, говоря о допуске зарубежного капитала на российский рынок и развитии банковской системы с учетом влияния на нее  нерезидентов, следует исходить из принципа сопоставимости условий, то есть должны быть не только равные, но и сопоставимые условия. В противном случае реальная конкуренция при открытии рынка  вряд ли будет добросовестной, поскольку  цифры по ресурсам в наших и  зарубежных банках отличаются на порядок. 

Ресурсная база, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние  на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, следовательно, и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят  от размеров тех ресурсов, которые  банк приобретает на рынке ссудных  и депозитных ресурсов. Отсюда возникает  конкурентная борьба между банками  за привлечение ресурсов.

Формирование ресурсной  базы, включающее в себя не только привлечение  новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной  частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами  предполагает осуществление грамотной  депозитной политики. Специфика этой области деятельности в том, что  в части пассивных операций выбор  банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой  он привязан намного сильнее, чем  к заемщикам.

При выдаче ссуды банк, а  не клиент, решает вопрос о передаче денег заемщику, то есть имеет значительную возможность маневра денежными  ресурсами. При привлечении денежных средств право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести  нередко жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Безусловно, хорошие заемщики тоже представляют собой большую ценность и формирование их широкого круга – одна из важнейших задач банка. Но первичным все же является привлечение, а не размещение ресурсов.

Информация о работе Финансовые ресурсы коммерческих банков на примере ОАО «Промсвязьбанк»