Финансовые результаты деятельности организации: формирование и использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Основными проблемами при исследовании данной темы являются:
несовершенство законодательной системы РФ;
сложность налогового законодательства;
многообразие различных инструкций и правил;
сложности, связанные с переходным периодом, становлением рыночной экономики в России;
экономическая нестабильность предприятий в РФ;
сложности, связанные с переходом на новый план счетов некоторых предприятий.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы формирования и использования финансовых результатов 7
1.1 Порядок формирования и использования финансовых результатов 7
Рентабельность организации и методика определения её
показателей 14
2 Организационно-экономическая и финансовая характеристика предприятия 22
Организационно-экономическая характеристика Курского
НИИ АПП 22
Оценка финансового состояния Курского НИИ АПП 30
Формирование финансовых результатов деятельности
организации 46
Формирование финансовых результатов деятельности
Курского НИИ АПП 46
Использование финансовых результатов деятельности
Курского НИИ АПП 52
Влияние инфляции на финансовые результаты деятельности
Курского НИИ АПП 56
4 Пути повышения результативности деятельности организации 60
Выводы и предложения 63
Список использованной литературы 65

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам предприятий.docx

— 128.68 Кб (Скачать файл)

Прибыль балансовая – это  финансовые результаты от реализации продукции (работ, услуг) основных средств  и другого имущества хозяйствующих  субъектов, а также доходы за вычетом  убытков от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции  рассчитывается как разность между  выручкой от ее продажи (за вычетом  налога на добавленную стоимость, акцизов, для экспортной выручки – экспортных тарифов и спец. налога) и затратами  на производство и реализацию, включаемыми  в себестоимость продукции.

Выручка от реализации имущества  продукции (выполнения работ, услуг) определяется: при расчетах наличными деньгами – при их поступлении в кассу, при безналичных расходах – по мере поступления денежных средств  на счета в учреждения банков или  предъявлении заказчику (покупателю) расчетных  документов на оплату.

Объем прибыли от реализации имущества предприятия (организации) включая основные средства, рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, спец. налога) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент  инфляции для основных фондов. Иногда для определения восстановительной  стоимости используются специальные коэффициенты, соответствующие индексу инфляции, публикуемому органами государственной статистики.

Согласно «Методическим рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве» внереализационные доходы включают:

  • дивиденды и доходы по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию (организации);
  • поступления от сдачи имущества в аренду;
  • доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся на территории России и за ее пределами;
  • доходы по операциям в иностранной валюте и положительные разницы курсов по валютным счетам;
  • прибыль, выявленная в отчетном году от операции прошлых лет;
  • пени, штрафы, неустойки и другие виды санкций за нарушение обязательств и условий, присужденные или признанные должникам;
  • прочие доходы, не связанные с производством и реализацией товаров и услуг.

К внереализационным расходам (убыткам) относятся:

  • убытки от содержания законсервированных объектов и мощностей;
  • стоимостный ущерб от уценки готовой продукции и производственных запасов;
  • некомпенсируемые затраты, связанные с ликвидацией последствий от стихийных бедствий или их предотвращением;
  • арбитражные и судебные издержки;
  • экономические санкции, включая санкции за невыполнение обязательств по поставкам;
  • отрицательные курсовые разницы по операциям с иностранной валютой.[9]

Валовая   прибыль в отличие  от   балансовой    прибыли  в  составе

Валовая прибыль в отличие  от балансовой прибыли в составе  внереализационных доходов и  убытков учитывает уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов  и пени, перечисленной в бюджет и внебюджетные фонды). Это связано  с тем, что согласно закону о  налогообложении  предприятии, объектом  налогообложения является  также

и валовая прибыль.

Чистая прибыль - разница  между балансовой прибылью и налогом  на прибыль.

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость  овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и  распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату  работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом  факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В  этом смысле для предпринимателя  она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть  вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется  только в результате продажи продукции, что означает общественное признание  ее полезности.

По Игошину Н.В., на уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. [14]

Когда выручка превышает  себестоимость, финансовый результат  свидетельствует о получении  прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна  себестоимости, то возмещены лишь затраты  на производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

По мнению Добрынина В.А., в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Значение прибыли обусловлено и тем, что она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как является основным источником производственного и социального развития предприятия, а с другой стороны – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как партнера. Но свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.[13]

Однако различных пользователей  бухгалтерской отчетности интересуют определенные показатели финансовых результатов. Например, администрацию предприятия  интересуют масса полученной прибыли  и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину, налоговые инспекции  в получении достоверной информации обо всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальных инвесторов интересует качество прибыли, т.е. устойчивости и надежности получения прибыли  в ближайшей и обозримой перспективе, для выбора и обоснования стратегии  инвестиций, направленной на минимизацию  потерь и финансовых рисков от вложений в активы организации.

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому  показателю за анализируемый период (т.е. «горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей  прибыли и изменений их структуры (что принято называть «вертикальным анализом» показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (т.е. «трендовый анализ» показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка.

Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К  ним относятся показатели рентабельности. Рассчитывается и анализируется  общая рентабельность работы предприятия, рентабельность продукции и ряд  других показателей. Чем выше уровень  рентабельности, тем выше эффективность  хозяйствования предприятий как  самостоятельных товаропроизводителей.

Финансовый результат  – важнейший показатель деятельности хозяйствующего субъекта, отражающий изменение стоимости собственного капитала предприятия за отчетный период в результате производственно-коммерческой деятельности.

Если финансовые результаты в отчетном периоде положительны (прибыль), то происходит приращение собственного капитала, если получен убыток от хозяйственной  деятельности, происходит уменьшение собственного капитала предприятия.

В бухгалтерском учете  результат хозяйственной деятельности выявляет путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков (потерь) за отчетный период.

 

1.2 Рентабельность  организации и методика определения  её показателей

 

 

Экономическое содержание рентабельности тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория  рентабельность отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и  распределении национального дохода.

Как результативный показатель она характеризует эффективность  использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

Как количественный показатель рентабельность представляет собой  разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и  себестоимостью (в сфере обращения - между валовыми доходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь  конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для  его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

По мере развития экономической  теории определение понятия «рентабельность» постоянно уточнялось от самого простого определения -как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой рентабельности. В настоящее время ее характеризуют  с позиций двух уровней: микроэкономического  и макроэкономического. Калькуляция  рентабельности по существующей методике на макро- и микроуровнях различна. На уровне предприятия ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением места рентабельности в доходе страны.

Понятие «рентабельность» имеет  разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях  оно означает выгоду. Если предприятие (промышленное предприятие) работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар  именно в этом магазине (или этого  производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на рентабельность поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

Бирман В.Ф. считает, что  наличие рентабельности позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «рентабельности», которую уплачивает предприятие в виде налога на рентабельность и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли рентабельности, остающейся в его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельность предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.[10]

В гармонично развивающемся  обществе ни один из вышеперечисленных  интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь  нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к  ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности предприятия  в наращивании рентабельности (например, из-за необоснованности налогов и  отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала.

В отечественной экономической  теории долгое время считалось, что  единственным источником рентабельности является труд. Это встречается очень  редко, например, когда торговец покупает товар с целью его немедленной  перепродажи по более высокой  цене. Только в этом случае труд торговца выступает источником получения  рентабельности. Как свидетельствует  опыт стран с развитой экономикой, возможны и другие варианты происхождения  рентабельности. В большинстве случаев  получение рентабельности является результатом реализации (производства) товара (услуги), основанной на привлечении  нескольких факторов и прежде всего  труда и капитала. При этом понятие  рентабельности связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и  с периодом, в течение которого происходит это обесценивание.

С развитием рыночных отношений  все чаще стали говорить и о  других ситуациях ее происхождения: рентабельность, заработанная благодаря  инициативе предпринимателя, рентабельность, полученная при благоприятных обстоятельствах, неожиданная допускаемая и признанная органами государственной власти (соответствующим  законодательством).

Все вышеназванные источники  связаны между собой, и чистое их содержание выделить часто невозможно. Важнейшими факторами, определяющими  рентабельность, являются: внедрение  нововведений, отсутствие страха перед  рисками (риск как источник рентабельности), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов  деятельности (т. е. выбор такого масштаба предприятия, который позволяет  обеспечить оптимальную рентабельность). Доказано, что в плане рентабельности крупные предприятия не всегда самые лучшие). Рентабельность растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будет ниже нормы рентабельности на вложенный капитал; наличие задолженности, таким образом, допустимо, даже во многих случаях ока способствует получению рентабельности (так называемый эффект рычага). Многие мелкие и средние предприятия боятся задолженности, что не всегда оправдано. Однако, используя стратегию добровольной задолженности, надо опасаться низкой рентабельности, ибо она заставит предприятие прибегать к дополнительным займам с целью обновления оборудования (ассортимента). А это может привести к состоянию пониженной платежеспособности и даже к банкротству.

Информация о работе Финансовые результаты деятельности организации: формирование и использование