Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:06, курсовая работа
Проблемы юридической ответственности являются актуальными, традиционно находясь в числе дискуссионных проблем теории государства и права. В последнее десятилетие произошла переоценка роли финансовых правоотношений в системе общественных отношений. От эффективного финансового обеспечения зависит реализация прав, свобод человека и гражданина, различных социальных программ. Финансовая ответственность призвана обеспечить своевременное и полное поступление налогов и сборов в соответствующие бюджеты, рациональное расходование бюджетных средств и стабильность финансовой системы РФ, что обусловливает новый аспект актуальности проблем финансовой ответственности.
Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы применения финансовых
санкций ………………………………………………………………….7
§1.1 Понятие и сущность финансовых санкций…………………….7
§1.2 Виды и классификация финансовых санкций…………………13
§1.3 Правовая база применения финансовых санкций……………..18
Глава 2. Анализ применения финансовых санкций…………………..23
§2.1 Характеристика объекта исследования………………………...23
§2.2 Сокрытие доходов и объектов налогообложения…………….. 25
§2.3 Финансовые санкции в сфере уплаты налогов (сборов) и других обязательных платежей……………………………………………….... 26
Глава 3. Совершенствование механизма применения финансовых
санкций ………………………………………………………………......29
§3.1 Повышение эффективности финансовых санкций в РФ……….29
Заключение……………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………42
Специфические признаки позволяют отличить финансово-правовые санкции от административно-правовых:
- применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины;
- они предусмотрены нормами финансового права;
- являются мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;
- имеют имущественно-
- основанием применения является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;
- могут применяться как к физическим лицам, организациям и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);
- в основе применения лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;
- денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;
- правовосстановительный и штрафной характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя;
- имеют специфические виды принуждения;
- для них характерен специальный порядок применения и круг органов, их применяющих.
Финансово-правовые санкции применяются к субъектам финансовых правоотношений, которые являются реальными участниками конкретных правоотношений. В теории финансового права данный круг субъектов разделяется на три основные группы: общественно-территориальные образования, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты.
Субъект финансового права, привлекаемый к финансовой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоятельств совершения правонарушения.
Размеры финансовых санкций предусматриваются специальными статьями нормативных правовых актов отраслевого законодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения.
Нарушение финансового законодательства неминуемо причиняет вред имущественным интересам государства, поэтому задача финансовых санкций состоит в максимальной нейтрализации денежных потерь казны, восстановлении нарушенных прав и наказании правонарушителя.
Значение финансовых санкций можно определить исходя из основных функций, исполняемых ею.
Штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям. Применение штрафных санкций должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности и зависеть от характера и степени общественной опасности с учетом формы вины, мотива, цели, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, что наиболее полно отражено в главе 15 Налогового кодекса РФ.
Превентивная (предупредительная) функция ответственности главной целью имеет недопущение нарушений норм, устанавливающих порядок осуществления финансовой деятельности. Эта функция ответственности проявляется в том, что возможное последующее в случае нарушения норм финансового права общественное осуждение виновного, выражающееся в виде претерпевания правонарушителем лишений имущественного либо организационного характера, является нежелательным последствием для него.
Защитная или правовосстановит
Информационная (сигнализационная) функция финансово-правовой ответственности проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль.
Некоторые авторы, рассматривая финансовые санкции, по способу воздействия подразделяют их на правовосстановительные, штрафные и санкции, которые сочетают в себе все эти элементы. Но, представляется, что именно особенностью финансово-правовых санкций является соединение в них правовосстановительной и штрафной (карательной) функций. Следует согласиться с Н.И. Химичевой, отмечавшей, что, "пожалуй, трудно найти финансово-правовую санкцию, в которой эти элементы существовали бы отдельно, хотя степень их проявления в каждом конкретном случае неодинакова".
Совпадение правовосстановительной
и штрафной функций объясняется имущественным
характером финансовых правоотношений,
с одной стороны, и обеспечением доходной
части бюджета, если говорить о налоговой
сфере как основной цели принуждения,
с другой.
При применении правовосстановительных
санкций существенным является определение
уже существующих обязанностей нарушителя
и их, в случае необходимости, принудительное
осуществление. При применении штрафных
санкций – правильная квалификация правонарушения,
индивидуализация примененных к правонарушителю
мер финансового принуждения.
Как уже отмечалось, финансово-правовая санкция имеет имущественный характер. Она либо устанавливается в каком-то количественном отношении к сумме доходов, выручки и т.п., подлежащих изъятию у нарушителей финансовой дисциплины, либо выражается в принудительных действиях, реализация которых ограничивает финансовую базу определенных субъектов или ужесточает режим ее использования.
Таким образом, финансово-правовые санкции — это применение уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выражающихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью:
1) обеспечения общественных и государственных финансовых интересов,
2) возмещения недополученных бюджетом и внебюджетными фондами денежных поступлений, а также
3) наказания нарушителей.
§1.2 Виды и классификация финансовых санкций
Классифицировать финансовые санкции в России можно по формам. По основаниям применения и по отраслям права. По формам финансовые санкции подразделяются на санкции, которые известны другим отраслям права и применимы для защиты имущественных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а также меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях).
Неустойка - вид финансовых санкций, который широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ГК статья 330).
Блокировка счетов: налоговые органы вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановить операции по счету в следующих случаях:
- при наличии задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов;
- в случае задержки
Блокировка расходов и приостановление операций по счетам в кредитных организациях - меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства (БК РФ ст. 282).
Принудительное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, существовавшей до нарушения финансового законодательства, имеет место при взыскании недоимки и пени.
Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законодательством срок, и носит компенсационный характер. Следовательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов является налоговой санкцией, обусловленной юридической природой налогового обязательства.
Прообразом пени, взыскиваемой
за нарушения налогового
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойка представляет собой денежную сумму, определенную законом или договором на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Одной из разновидностей неустойки является пеня, которая может быть договорной и законной. Законная неустойка устанавливается законодательством и применяется независимо от соглашения сторон.
Наибольшее распространение
пеня как разновидность
Согласно ст. 75 НК РФ пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.
Государственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет денежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С организаций пеня взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда.
Функция пени как финансово-
Размер пени как финансово-
Пеня является мерой
- условия применения и механизм взыскания пени установлены законодательством;
- основанием применения пени выступает нарушение финансового законодательства;
- пеня является следствием совершения финансового правонарушения и связана с реализацией санкции финансово-правовой нормы;
- взыскание пени сопровождается государственно-властным принуждением;
- уплата начисленной пени означает добровольную реализацию финансово-правовой (налоговой) обязанности;
- взыскание пени означает причинение правонарушителю имущественного урона в денежной форме.
Карательные (штрафные) санкции, реализация которых направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов.
Штрафы за нарушения финансового законодательства взыскиваются только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкосновенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В некоторых случаях
Финансово-правовые штрафы за
совершение налогового
Штраф как мера финансово-правовой ответственности принципиально отличается от административного штрафа.
Финансовый штраф отличается от административного по порядку его применения: