Финансовые санкции в России: их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Проблемы юридической ответственности являются актуальными, традиционно находясь в числе дискуссионных проблем теории государства и права. В последнее десятилетие произошла переоценка роли финансовых правоотношений в системе общественных отношений. От эффективного финансового обеспечения зависит реализация прав, свобод человека и гражданина, различных социальных программ. Финансовая ответственность призвана обеспечить своевременное и полное поступление налогов и сборов в соответствующие бюджеты, рациональное расходование бюджетных средств и стабильность финансовой системы РФ, что обусловливает новый аспект актуальности проблем финансовой ответственности.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы применения финансовых

санкций ………………………………………………………………….7
§1.1 Понятие и сущность финансовых санкций…………………….7
§1.2 Виды и классификация финансовых санкций…………………13
§1.3 Правовая база применения финансовых санкций……………..18
Глава 2. Анализ применения финансовых санкций…………………..23
§2.1 Характеристика объекта исследования………………………...23
§2.2 Сокрытие доходов и объектов налогообложения…………….. 25
§2.3 Финансовые санкции в сфере уплаты налогов (сборов) и других обязательных платежей……………………………………………….... 26
Глава 3. Совершенствование механизма применения финансовых
санкций ………………………………………………………………......29
§3.1 Повышение эффективности финансовых санкций в РФ……….29
Заключение……………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

Kursovik_finansovye_sanktsii.docx

— 81.61 Кб (Скачать файл)

     Специфические признаки позволяют отличить финансово-правовые санкции от административно-правовых:

 - применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины;

 - они предусмотрены нормами финансового права;

 - являются мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;

 - имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств - правонарушителя.       Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;

 - основанием применения является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;

 - могут применяться как к физическим лицам, организациям и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям);

 - в основе применения лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;

 - денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;

 - правовосстановительный и штрафной характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя;

 - имеют специфические виды принуждения;

 - для них характерен специальный порядок применения и круг органов, их применяющих.

     Финансово-правовые санкции применяются к субъектам финансовых правоотношений, которые являются реальными участниками конкретных правоотношений. В теории финансового права данный круг субъектов разделяется на три основные группы: общественно-территориальные образования, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты.

     Субъект финансового права, привлекаемый к финансовой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоятельств совершения правонарушения.

     Размеры финансовых санкций предусматриваются специальными статьями нормативных правовых актов отраслевого законодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения.

     Нарушение финансового законодательства неминуемо причиняет вред имущественным интересам государства, поэтому задача финансовых санкций состоит в максимальной нейтрализации денежных потерь казны, восстановлении нарушенных прав и наказании правонарушителя.

      Значение финансовых санкций можно определить исходя из основных функций, исполняемых ею.

     Штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям. Применение штрафных санкций должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности и зависеть от характера и степени общественной опасности с учетом формы вины, мотива, цели, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, что наиболее полно отражено в главе 15 Налогового кодекса РФ.

      Превентивная (предупредительная) функция ответственности главной целью имеет недопущение нарушений норм, устанавливающих порядок осуществления финансовой деятельности. Эта функция ответственности проявляется в том, что возможное последующее в случае нарушения норм финансового права общественное осуждение виновного, выражающееся в виде претерпевания правонарушителем лишений имущественного либо организационного характера, является нежелательным последствием для него.

     Защитная  или правовосстановительная (компенсационная)  функция. Часто меры финансово-правовой ответственности направлены не на фактическое наказание виновного, а на обеспечение защиты интересов общества и восстановление нарушенных противоправным поведением субъекта финансовых интересов государства и муниципальных образований. Наиболее отчетливо правовосстановительная (компенсационная) функцию проявляется при реализации санкций, установленных бюджетным законодательством, когда устранение правонарушений приводит к восстановлению правопорядка (например, через взыскание сумм нецелевого использования).

      Информационная (сигнализационная) функция финансово-правовой ответственности проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль.

     Некоторые авторы, рассматривая финансовые санкции, по способу воздействия подразделяют их на правовосстановительные, штрафные и санкции, которые сочетают в себе все эти элементы. Но, представляется, что именно особенностью финансово-правовых санкций является соединение в них правовосстановительной и штрафной (карательной) функций. Следует согласиться с Н.И. Химичевой, отмечавшей, что, "пожалуй, трудно найти финансово-правовую санкцию, в которой эти элементы существовали бы отдельно, хотя степень их проявления в каждом конкретном случае неодинакова".

     Совпадение правовосстановительной и штрафной функций объясняется имущественным характером финансовых правоотношений, с одной стороны, и обеспечением доходной части бюджета, если говорить о налоговой сфере как основной цели принуждения, с другой. 
      При применении правовосстановительных санкций существенным является определение уже существующих обязанностей нарушителя и их, в случае необходимости, принудительное осуществление. При применении штрафных санкций – правильная квалификация правонарушения, индивидуализация примененных к правонарушителю мер финансового принуждения.

     Как уже отмечалось, финансово-правовая санкция имеет имущественный характер. Она либо устанавливается в каком-то количественном отношении к сумме доходов, выручки и т.п., подлежащих изъятию у нарушителей финансовой дисциплины, либо выражается в принудительных действиях, реализация которых ограничивает финансовую базу определенных субъектов или ужесточает режим ее использования.

     Таким образом, финансово-правовые санкции — это применение уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выражающихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью:

 1) обеспечения общественных и государственных финансовых интересов,

 2) возмещения недополученных бюджетом и внебюджетными фондами денежных поступлений, а также

 3) наказания нарушителей. 

§1.2 Виды и классификация финансовых санкций 

    Классифицировать финансовые санкции в России можно по формам. По основаниям применения и по отраслям права. По формам финансовые санкции подразделяются на санкции, которые известны другим отраслям права и применимы для защиты имущественных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а также меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях).

     Неустойка - вид финансовых санкций, который широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ГК статья 330).  

 Блокировка счетов: налоговые органы вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановить операции по счету в следующих случаях:  

- при наличии задолженности  по уплате налогов, пеней и  штрафов; 

- в случае задержки представления  налоговой декларации более чем  на 10 календарных дней.  

 Блокировка расходов и приостановление операций по счетам в кредитных организациях - меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства (БК РФ ст. 282).  

 Принудительное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, существовавшей до нарушения финансового законодательства, имеет место при взыскании недоимки и пени.  

 Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законодательством срок, и носит компенсационный характер. Следовательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов является налоговой санкцией, обусловленной юридической природой налогового обязательства.  

 Прообразом пени, взыскиваемой  за нарушения налогового законодательства, можно считать законную неустойку, применяемую в гражданско-правовых отношениях.  

 Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойка представляет собой денежную сумму, определенную законом или договором на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Одной из разновидностей неустойки является пеня, которая может быть договорной и законной. Законная неустойка устанавливается законодательством и применяется независимо от соглашения сторон.  

 Наибольшее распространение  пеня как разновидность финансово-правовых санкций получила в налоговом праве.  

 Согласно ст. 75 НК РФ пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.  

 Государственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет денежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С организаций пеня взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда.  

 Функция пени как финансово-правовой  санкции заключается в том,  чтобы компенсировать государству  или муниципальному образованию  тот вред, а именно убытки, которые  они несут в связи с несвоевременной  уплатой соответствующими субъектами  в бюджет налога, сбора, несвоевременным  возвратом бюджетных средств  и т.д. Таким образом, финансово-правовая  пеня это дополнительное обременение для правонарушителя.  

 Размер пени как финансово-правовой  санкции определен в законодательстве - НК РФ, БК РФ др.  

 Пеня является мерой юридической  ответственности и содержит ее  необходимые признаки: 

- условия применения и механизм взыскания пени установлены законодательством;

  - основанием применения пени выступает нарушение финансового законодательства;  

- пеня является следствием совершения финансового правонарушения и связана с реализацией санкции финансово-правовой нормы; 

- взыскание пени сопровождается государственно-властным принуждением; 

- уплата начисленной пени означает добровольную реализацию финансово-правовой (налоговой) обязанности; 

- взыскание пени означает причинение правонарушителю имущественного урона в денежной форме.

    Карательные (штрафные) санкции, реализация которых направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов.  

 Штрафы за нарушения финансового законодательства взыскиваются только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкосновенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.  

 В некоторых случаях финансовое  законодательство предусматривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, налоговые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсрочку по уплате санкции.  

 Финансово-правовые штрафы за  совершение налогового правонарушения взимаются в размерах, предусмотренных в НК (гл. 16) и БК РФ, Указах Президента РФ и др.  

Штраф как мера финансово-правовой ответственности принципиально отличается от административного штрафа.  

Финансовый штраф отличается от административного по порядку его  применения:  

Информация о работе Финансовые санкции в России: их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования