Финансовые санкции в России: их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Проблемы юридической ответственности являются актуальными, традиционно находясь в числе дискуссионных проблем теории государства и права. В последнее десятилетие произошла переоценка роли финансовых правоотношений в системе общественных отношений. От эффективного финансового обеспечения зависит реализация прав, свобод человека и гражданина, различных социальных программ. Финансовая ответственность призвана обеспечить своевременное и полное поступление налогов и сборов в соответствующие бюджеты, рациональное расходование бюджетных средств и стабильность финансовой системы РФ, что обусловливает новый аспект актуальности проблем финансовой ответственности.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы применения финансовых

санкций ………………………………………………………………….7
§1.1 Понятие и сущность финансовых санкций…………………….7
§1.2 Виды и классификация финансовых санкций…………………13
§1.3 Правовая база применения финансовых санкций……………..18
Глава 2. Анализ применения финансовых санкций…………………..23
§2.1 Характеристика объекта исследования………………………...23
§2.2 Сокрытие доходов и объектов налогообложения…………….. 25
§2.3 Финансовые санкции в сфере уплаты налогов (сборов) и других обязательных платежей……………………………………………….... 26
Глава 3. Совершенствование механизма применения финансовых
санкций ………………………………………………………………......29
§3.1 Повышение эффективности финансовых санкций в РФ……….29
Заключение……………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

Kursovik_finansovye_sanktsii.docx

— 81.61 Кб (Скачать файл)

    - включить в КоАП РФ корреспондирующей со ст.304 БК РФ нормы, устанавливающей ответственность руководителей кредитных организаций за несвоевременное перечисление в бюджет неналоговых доходов и безвозмездных перечислений;

   - с целью унификации терминологии, устранения несоответствий и конкретизации в Законе о ЦБ РФ вместо термина "санкции" и в Инструкции ЦБ РФ № 59 вместо "мер воздействия к кредитным организациям" использовать термин "меры принуждения, применяемые ЦБ РФ к кредитным организациям", т.к. не все эти меры являются санкциями;

   - из ст.15.26 КоАП РФ исключить ответственность юридического лица - кредитной организации и ввести ответственность должностного лица - кредитной организации с целью приведения в соответствие норм КоАП РФ и Указания ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. № 84-Т "О Кодексе РФ об административных правонарушениях" и др.

    Итак, сделаем вывод по третьей главе, государство для увеличения надзора над организациями приняла некоторые меры усовершенствования по правилу взимания санкций. Например, налоговую ответственность за совершение какого-либо налогового преступления или нарушения должны нести не только руководители, бухгалтера фирмы, но и так же «мелкая сошка», которая принимала участие в данном налоговом правонарушении.

    Однако остается пока не осуществленная цель - повышение эффективности финансовых санкций в РФ. Назрела необходимость реформирования действующего законодательства в рассматриваемой области, начиная от общих своих положений, определяющих основные понятия, до конкретных пунктов отдельных статей, устанавливающих различные меры финансово-правовой ответственности. В первую очередь, нужно четко определить природу финансово-правовой ответственности, ее признаков, видов и предусматриваемых ее мер. Далее нужно обратить внимание и принять меры по усовершенствованию санкций в области бюджетного и налогового законодательства, а также в области банковских нарушений.

 

Заключение  

    В  заключение, в результате проведенного  анализа финансовых санкций в  России, можно сделать следующие  выводы.

    Вопросы,  касающиеся финансово-правовой ответственности  крайне актуальны в настоящее  время в нашем государстве. С развитием рыночных отношений, назрела необходимость в обособлении этого вида ответственности, выделении вида правонарушений, влекущих ее, и санкций, через которые она реализуется. В связи с этим возникает крайне много вопросов, вызывающих активные споры у представителей финансовой науки. В данной работе были освещены основные дискуссионные вопросы, систематизированы мнения по ним.

     Сейчас все больше публикаций посвящается различным вопросам, так или иначе касающимся финансовых санкций. Именно поэтому, существует огромное разнообразие взглядов на это еще не достаточно унифицированное в нашей стране понятие. Это и являлось одной из основных проблем - отсутствие единообразного понимания понятия финансовой санкции. Связано это с тем , что в настоящее время нормы, составляющие институт финансово-правовой ответственности, разбросаны по отдельным нормативным актам. Представляется целесообразным собрать их воедино и регламентировать в самостоятельном источнике права. Таким путем можно достичь единообразия в понимании понятийного аппарата, установлении состава правонарушения, правил применения финансовых санкций. Тем не менее, в результате сформировалось более точное определение финансовых санкций, они определяются как, мера принудительного воздействия, выраженная в денежной форме, применяемая к предприятиям в результате нарушения ими действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности. Финансово-правовые санкции нацелены на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Они включены в общеправовую систему мер государственного принуждения, поэтому им свойственны все признаки юридических санкций.  Но эти санкции обладают рядом особенностей, обусловленных спецификой механизма правового регулирования отношений, складывающихся в процессе публичной финансовой деятельности. Размеры финансовых санкций предусматриваются специальными статьями нормативных правовых актов отраслевого законодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения. Денежная форма финансовых санкций обусловлена характером финансовых обязанностей субъектов финансового права, которые также выражены в денежной форме: налогоплательщик обязан уплачивать налоги в денежной форме; распорядители бюджетных средств обязаны их использовать по целевому назначению; предприятия обязаны совершать денежные расчеты между собой в безналичной форме, перечислять валютную выручку на счета в уполномоченных банках и т. д.

      Также было выяснено, что классифицировать финансовые санкции в России можно по формам (штрафы и пени, взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях), по основаниям применения (исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта) и по отраслям права (за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства).

      В работе были раскрыты самые значительные классификации финансовых санкций, и выявлена их связь с существующими законодательными актами в этой области. Были выделены как достоинства, так и некоторые недостатки (такие как неточность, противоречивость, недосказанность) основных документов, несущих в себе предписания по поводу применения финансовых санкций, состава финансового правонарушения. В частности было выявлено, что финансовые санкции применяются в налоговой сфере за несвоевременную уплату налога, за сокрытие налоговой базы и многое другое; в бюджетной сфере за неисполнение закона, несоблюдение   нормативов   финансовых   затрат, несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанный с исполнением бюджета.

     В качестве  объекта исследования была взята  ЗАО компания «Элемент». На  ее примере были рассмотрены, такие виды финансовых правонарушений в сфере налогов, как сокрытие доходов и объектов налогообложения,  
нарушение в уплате налогов (сборов) и других обязательных платежей. Также были рассмотрены меры наказания за вышеуказанные нарушения.  
   Анализ, проведенный в курсовой работе, показал, что система финансовых санкций является несовершенной. В рамках финансово-бюджетного контроля РФ достаточно слабо используется механизм финансовых санкций, что приводит регулярным нарушениям финансово-бюджетной дисциплины. 

     В курсовой работе предложены  основные направления улучшения  и совершенствования финансово-бюджетной  дисциплины через механизм финансовых  санкций:

     1) совершенствование нормативно-правовой  базы финансово-бюджетного контроля  РФ и финансовых санкций  - в  частности, целесообразно принятие  единого закона в области финансового  контроля должен дать необходимые  полномочия контролирующим органам  для привлечения нарушителей  к финансовой ответственности;

     2) совершенствование организационной  структуры финансово-бюджетного  контроля РФ – при существующей  структуре органов контроля большинство  нарушений остаются не выявленными, что приводит к значительным потерям бюджетных средств и снижению эффективности функционирования механизма финансовых санкций за нарушение финансово-бюджетной дисциплины;

     3) расширить систему финансовых  санкций за нарушение финансово-бюджетной  дисциплины – федеральным законодательством  предусмотрены санкции только в некоторых случаях нарушения финансово-бюджетной дисциплины, но далеко не во всех;

     4) следует определить две различные  категории нецелевого использования  бюджетных средств: неправомерное  внебюджетное и несанкционированное  внутрибюджетное и внести необходимые изменения в Бюджетный Кодекс РФ;

     5) действенным рычагом в борьбе  с нецелевым использованием бюджетных  средств является внесение необходимых  изменений и уточнений в Бюджетный  Кодекс РФ и Кодекс РФ об  административных правонарушениях.  Следует исключить штрафные санкции для государственных организаций за нецелевое использование бюджетных средств, усилив при этом ответственность конкретных должностных лиц, принявших решения о нецелевом использовании бюджетных средств;

     6) нуждается в совершенствовании  и механизм взыскания финансовых  санкций в области налоговых   правонарушений, в частности механизм  взыскания штрафов. Установленный  Налоговым Кодексом РФ судебный  порядок взыскания штрафных санкций  представляется нецелесообразным. Его следует заменить порядком  взыскания, аналогичным порядку  взыскания самого налога или  сбора и пени, что обусловлено  публично-правовым характером налоговых  правоотношений. В настоящее время механизм взыскания штрафных санкций за совершение налоговых правонарушений достаточно сложный и трудоемкий. Необходимо предоставить налоговым органам право взыскивать с налогоплательщика-организации налоговые санкции в бесспорном порядке, в случае необжалования в установленный срок решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности (согласия с вынесенным налоговым органом решением).

     Сегодня органы государственной  власти уделяют серьезное внимание  вопросам совершенствования системы  финансовых санкций. Поскольку  очевидно, что обязательным условием  эффективного функционирования  экономики и финансовой системы страны является наличие исправно действующего механизма применения финансовых санкций.

      С абсолютной определенностью можно сказать, что оптимальные решения рассмотренных выше вопросов еще не сформулированы, это длительный процесс поиска консенсуса. При этом, безусловно, отлажено действующий механизм применения к нарушителям финансовых санкций, способен значительно улучшить финансовое положение государства, и обеспечить оздоровление экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Метод финансового права / И. В. Рукавишникова ; Отв.ред. Н. И. Химичева. – 3-е изд., перераб.и доп. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2011. – 286 с.

2. Мусаткина А. А. Финансовая ответственность как вид юридической ответственности/ А. А. Мусаткина// Журнал российского права.- 2010- № 10 – с. 11

3. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

4. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2007

5. Финансовое право России. Крохина Ю.А. - Учебник - 2008. — 720 с.

6.Финансовое  право России: альбом схем (под  ред. проф. А.Н. Козырина). - Система ГАРАНТ, 2008 г.

7.Финансовое  право: учебник для вузов / А.  Ю. Ильин [и др.] ; ред. И. И. Кучеров, 2011 г. 592 стр.

 

 

Список нормативной литературы.

8. Налоговый кодекс Российской  Федерации

9. Гражданский кодекс Российской  Федерации

10. Таможенный кодекс Российской  Федерации

11. Бюджетный кодекс Российской  Федерации

12. Конституция Российской Федерации

13. Уголовный кодекс Российской  Федерации


Информация о работе Финансовые санкции в России: их виды, классификация, правовая база применения, пути совершенствования механизма использования