Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:06, курсовая работа
Проблемы юридической ответственности являются актуальными, традиционно находясь в числе дискуссионных проблем теории государства и права. В последнее десятилетие произошла переоценка роли финансовых правоотношений в системе общественных отношений. От эффективного финансового обеспечения зависит реализация прав, свобод человека и гражданина, различных социальных программ. Финансовая ответственность призвана обеспечить своевременное и полное поступление налогов и сборов в соответствующие бюджеты, рациональное расходование бюджетных средств и стабильность финансовой системы РФ, что обусловливает новый аспект актуальности проблем финансовой ответственности.
Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы применения финансовых
санкций ………………………………………………………………….7
§1.1 Понятие и сущность финансовых санкций…………………….7
§1.2 Виды и классификация финансовых санкций…………………13
§1.3 Правовая база применения финансовых санкций……………..18
Глава 2. Анализ применения финансовых санкций…………………..23
§2.1 Характеристика объекта исследования………………………...23
§2.2 Сокрытие доходов и объектов налогообложения…………….. 25
§2.3 Финансовые санкции в сфере уплаты налогов (сборов) и других обязательных платежей……………………………………………….... 26
Глава 3. Совершенствование механизма применения финансовых
санкций ………………………………………………………………......29
§3.1 Повышение эффективности финансовых санкций в РФ……….29
Заключение……………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………42
во-первых, финансовый штраф не может быть заменен иным взысканием, а также уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа;
во-вторых, исключается возможность взыскания штрафа и обжалования постановления 6 наложении штрафа в порядке производства по, делам об административных правонарушениях;
в-третьих, часто финансовый штраф налагается вместе со взысканием недоимки по налогам и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ).
Единую правовую природу
финансовых санкций
В российском финансовом
праве санкции имеют еще один
общий аспект, наличие которого
существенно отличает
По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта. Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (Конституция РФ). А национальные нормативно-правовые акты, в свою очередь, первичны по отношению к договорам экономических субъектов.
По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства.
1. Бюджетные санкции. Данного рода санкциям подвержены, как правило, государственные учреждения, муниципальные и унитарные предприятия, выступающие в роли бюджетополучателя. Основная причина применения санкций – неправомерное использование бюджетных средств. Нарушения выявляются на основании проверки государственными контролирующими органами, специализирующимися на финансовой деятельности бюджетных организаций. Санкциями могут считаться: блокировка финансовой деятельности, изъятие финансовых средств, штраф.
2. Налоговые санкции.
Санкциями облагаются
3. Таможенные санкции.
Причиной вступления санкций
в силу может являться
4. Валютные санкции.
Санкции этого типа выступают
в роли регулирующих мер в
сфере финансов и рынка ценных
бумаг. Нарушения, прежде
Соответственно, выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено - Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д.
§1.3 Правовая база применения финансовых санкций
Санкции применяются в
таких налоговых правонарушениях как:
нарушение срока постановки на учет в
налоговом органе, непредставление налоговой
декларации и иных документов, неуплата
или неполная уплата сумм налога, невыполнение
налоговым агентом обязанности по удержанию
и (или) перечислению налогов. Налоговый
Кодекс установил налоговые санкции, являющиеся
мерой ответственности за совершение
налогового правонарушения. Они предусмотрены
в виде денежных взысканий, выраженных
в разных размерах и формах: в твердых
денежных суммах (от 50 рублей до 15 000 рублей)
и в процентах к определенным суммам (от
10 до 40 %). Согласно, Налоговому Кодексу
РФ налоговые санкции взимаются, если:
1. Налоговая санкция является мерой
ответственности за совершение налогового
правонарушения.
2. Налоговые санкции устанавливаются
и применяются в виде денежных взысканий
(штрафов) в размерах, предусмотренных
главами 16 и 18 НК РФ.
3. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
4. При наличии обстоятельства,
предусмотренного пунктом 2 статьи 112,
размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
5. При совершении одним лицом двух
и более налоговых правонарушений налоговые
санкции взыскиваются за каждое правонарушение
в отдельности без поглощения менее строгой
санкции более строгой.
6. Сумма штрафа, взыскиваемого с
налогоплательщика, плательщика сбора
или налогового агента за налоговое правонарушение,
повлекшее задолженность по налогу (сбору),
подлежит перечислению со счетов соответственно
налогоплательщика, плательщика сбора
или налогового агента только после перечисления
в полном объеме этой суммы задолженности
и соответствующих пеней в очередности,
установленной гражданским законодательством
Российской Федерации.
Рассмотренные налоговые
санкции представляют разновидность финансовых
санкций. Суммы, уплаченные в виде финансовых
санкций, относятся к непроизводительным
расходам. Санкции финансовые взимаются
с предприятий, организаций либо с их согласия,
либо по решению суда.
Кодекс закрепляет право каждого налогоплательщика
(или налогового агента) обжаловать акты
налоговых органов ненормативного характера,
действия или бездействие их должностных
лиц, если по мнению налогоплательщика
или налогового агента они нарушают его
права. По усмотрению налогоплательщика
с жалобой можно обратиться в вышестоящий
налоговый орган (вышестоящему должностному
лицу), то есть в административном (внесудебном)
порядке, или в суд.
Основания применения мер принуждения (финансовых санкций) за нарушения бюджетного законодательства являются:
- неисполнение закона (решения) о Бюджете;
- нецелевое использование бюджетных средств получателям бюджетных
средств;
- неперечисление или неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетный средств;
- несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям
Бюджетных средств;
- несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей
Бюджетных средств;
- несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанный
с исполнением бюджета;
- несвоевременное доведение до получателей Бюджетных средств
уведомлений о Бюджетных ассигнованиях и о лимитах Бюджетных обязательств ;
- несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений
о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расколам и бюджетной
росписи;
- несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, докодов
бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в
бюджетную систему Российской Федерации;
- несвоевременное исполнение платежных на перечисление средств,
подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;
- несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об
исполнении бюджетов;
- отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме
оснований, установленных БК РФ;
- несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств,
несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
- финансирование расходов, не включенных в бюджетную систему, а также превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
- несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание
государственных или муниципальных услуг;
- несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов,
государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание
государственного или муниципального долга, установленных БК РФ;
- открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на
сответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы РФ;
- несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета,
представлявшим в суде интересы РФ, срока направления в Министерство
финансов Российской Федерации информации о результатах рассмотрения дела в судах, установленного в пункте 2 статьи 242.2 БК РФ;
- несвоевременное или неполное исполнение судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российсой Федерации;
- иные основания
в соответствии с БК РФ и федеральными
законами.
Исходя из вышесказанного по
первой главе можно сделать вывод о том,
что финансовыми санкциями являются меры
экономической ответственности, применяемые
уполномоченными на то государственными
органами к физическим и юридическим лицам
за нарушение финансовой дисциплины, выраженные
в денежной форме и зачисляемые в государственные
и местные (муниципальные) денежные фонды.
В нашей стране финансовые санкции можно
классифицировать по формам, по основаниям
применения, по отраслям права. Данная
классификация имеет правовую базу применения.
В частности они применяются в налоговой
сфере за несвоевременную уплату налога,
за сокрытие налоговой базы и многое другое;
в бюджетной сфере за неисполнение закона,
несоблюдение нормативов
финансовых затрат, несвоевременное
представление отчетов и других сведений,
связанный с исполнением бюджета
и многое другое.
Глава 2. Анализ применения финансовых
санкций
§2.1 Характеристика объекта исследования
Рассмотрим в качестве примера ЗАО компанию «Элемент», г. Набережные Челны, республика Татарстан. ЗАО «Элемент» - является лидером не только на республиканском, но и на Российском рынке производителей экструдированных профилей, оснащенное современным технологическим оборудованием, имеющее команду высококвалифицированных специалистов - единомышленников, объединенных общими ценностями, обеспечивающих высокую эффективность производства и продаж алюминиевых профилей.
История компании «Элемент» началась в 1991 году, когда группа единомышленников на лабораторно-прессовой установке непрерывного прямого и обратного прессования организовали производство алюминиевых профилей для строительной отрасли и автомобилестроения, а в 1993 году приняли стратегию вертикальной интеграции, повысилось качество и ассортимент профиля, были разработаны первые базовые элементы. В 1997 году увеличились производственные площади, расширилось производство, была смонтирована вторая линия по нанесению на алюминиевые профили порошково-полимерного покрытия. 2002 год - запуск собственного литейного производства алюминиевых слитков, увеличение производственных мощностей в 2,5 раза за счет запуска дополнительных трех прессовых комплексов, модернизация существующего оборудования и оптимизация бизнес-процессов.
На сегодняшний день имеющиеся мощности предприятия дают возможность значительно сократить сроки выполнения всех заказов, сохраняя стабильное качество продукции.
Основной вид деятельности компании - производство алюминиевых профилей методом экструзии. Высокоэффективное производство обеспечено самыми современными автоматизированными прессовыми комплексами, общей производительностью 3000 тонн алюминиевого профиля в месяц. Покрасочными линиями, обеспечивающими суммарную площадь высококачественного покрытия 150 тыс. кв.м. в месяц. Высокое качество и гарантированная стойкость декоративного покрытия обеспечивается семиступенчатой подготовкой поверхности профиля. Упаковочные автоматы и 2000 кв. м. площадей для комплектации и складирования завершают полный цикл выпуска качественного алюминиевого профиля для потребителей. Для производства алюминиевых профилей используется только первичное высококачественное сырье, соответствующее требованиям ГОСТ 4784-97 и международным стандартам DIN 573-3, только качественная краска для полимерно-порошковой покраски, обеспечивающая гарантийную стойкость покрытия в атмосфере внешней среды не менее 10 лет. Для всех комплексов характерен высокий уровень автоматизации производственного процесса производства алюминиевого профиля, включающего несколько этапов: нагрев слитка с созданием градиента температур по длине, резка слитка в размер, необходимый для прессования, собственно прессование с натяжением, закалка полученного профиля, правка профиля с помощью правильно-растяжного устройства, резка в размер, требуемый заказчиком, окончательная термообработка (старение) в специальных автоматических газовых печах. Особое значение в технологической цепочке изготовления производства алюминиевого профиля придается упаковке. На предприятии внедрены следующие виды упаковки: в гофрокартонные коробки; в стрейч-пленку, небольшими партиями; в стяжки, рассчитанные на перевозку алюминиевых профилей на близкие расстояния; в полиэтиленовую пленку, с максимальным весом упаковки 30 кг, для профилей с порошково-полимерным покрытием.
Современный менеджмент, квалифицированный персонал, сертифицированная и успешно функционирующая Система Качества на основе требований международных стандартов – все это компания «Элемент» сегодня.
§2.2 Сокрытие доходов и объектов налогообложения
Сокрытие документов и объектов налогообложения
обозначены в Налоговом кодексе Российской
Федерации в статье 120. В ней говориться,
что «Под грубым нарушением правил учета
доходов и расходов и объектов налогообложения
для целей настоящей статьи понимается
отсутствие первичных документов, или
отсутствие счетов-фактур, или регистров
бухгалтерского учета, систематическое
(два раза и более в течение календарного
года) несвоевременное или неправильное
отражение на счетах бухгалтерского учета
и в отчетности хозяйственных операций,
денежных средств, материальных ценностей,
нематериальных активов и финансовых
вложений налогоплательщика». Рассмотрим
несколько примеров:
1. При проверке ЗАО компании «Элемент»
государственной налоговой инспекцией
были затребованы, от 15.07.11, 03.10.11 и 15.10.11
в соответствии со статьей 93 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее -
НК РФ), документы, подтверждающие финансово-хозяйственную
деятельность предприятия. Судом установлено,
что не предоставленные обществом документы
у него отсутствовали, следовательно,
к нему следовало применить ответственность
по статье 120 Налогового кодекса Российской
Федерации. Поскольку судом установлено
отсутствие требуемых документов, то привлечение
общества к ответственности по пункту
1 статьи 126 НК РФ необоснованно, потому
что статью 126 НК РФ можно применить, если
у налогоплательщика действительно находились
требуемые документы и налогоплательщик
не предоставил эти документы. Но если
такие документы по каким-либо причинам
отсутствуют, то возможно привлечение
к ответственности только по статье 120
НК РФ. Ведь пункт 3 статьи 120 НК РФ предусматривает,
что под грубым нарушением правил учета
доходов и расходов и объектов налогообложения
понимается отсутствие первичных документов,
или отсутствие счетов - фактур, или регистров
бухгалтерского учета. Но при этом при
привлечении к ответственности по статье
120 НК РФ необходимо проверять наличие
вины налогоплательщика, поскольку документы
могут быть утрачены в результате пожара,
затопления.
2. Так же за неуплату сумм налогов,
возникшую в результате неотражения на
счетах бухгалтерского учета и в отчетности
хозяйственных операций, с данной компании
по запросу в Конституционный Суд Российской
Федерации, как утверждает Федеральный
арбитражный суд, что в данным случае применимы
сразу две статьи НК РФ - это пункт 1 и 3
статьи 120 и пункт 1 статьи 122. В результате,
как полагает заявитель, налогоплательщик
за одно и то же неправомерное действие
может быть дважды подвергнут взысканию.
§2.3 Финансовые
санкции в сфере уплаты налогов (сборов)
и других обязательных платежей