Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:45, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы провести финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО «НССТ». Исходя из поставленной цели, необходимо раскрыть следующие задачи, которые состоят в изучении: - динамики основных технико-экономических показателей; - анализе объема производства и реализации продукции; - анализе структуры, состояния и использования основных производственных фондов;
- анализе движения кадров, производительности труда и использования рабочего времени; - анализе фонда заработной платы; - анализе себестоимости производства продукции; - анализе прибыли и рентабельности;
- анализе финансовых коэффициентов.
Введение 3
1. Краткая характеристика ООО «НССТ» 5
2. Методика краткого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 10
2.1. Динамика основных технико-экономических показателей 10
2.2. Анализ объемов производства и реализации продукции 10
2.3. Анализ структуры, состояния и использования основных производственных фондов 15
2.4. Анализ движения кадров, производительности труда и использования рабочего времени 19
2.5. Анализ фонда заработной платы 26
2.6. Анализ себестоимости товарной продукции 31
2.7. Анализ прибыли и рентабельности 33
2.8. Анализ финансовых коэффициентов 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43
- за счет изменения численности специалистов, руководителей и служащих ФЗП сократился на 1209 тыс. руб.;
- за счет изменения
численности вспомогательного
- за счет изменения
зарплаты рабочих ФЗП
- за счет изменения зарплаты специалистов, руководителей и служащих ФЗП увеличился на 2243 тыс. руб.;
- за счет изменения
зарплаты вспомогательного
Таблица 18. Анализ состава ФЗП ООО «НССТ»
Показатели |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Изменение | |||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% | |
ФЗП, всего в т.ч. |
138726 |
100 |
152722 |
100 |
+13996 |
110,09 |
Тарифные оклады |
32601 |
23,5 |
36806 |
24,1 |
+4205 |
112,90 |
Часовые тарифные ставки |
91975 |
66,3 |
100644 |
65,9 |
+8669 |
109,43 |
Премии |
14150 |
10,2 |
15272 |
10,0 |
+1122 |
107,93 |
На основании данных табл. 18 можно сделать вывод о том, что ФЗП состоит из тарифных окладов, часовых тарифных ставок и премий. Основную часть ФЗП составляют часовые тарифные ставки, главной причиной которого является специфика деятельности предприятия.
Для определения относительного перерасхода или экономии по заработной плате рассчитывают коэффициент соотношения прироста производительности труда и прироста среднегодовой заработной платы ( Кс):
Кс = Тр ПТ / Тр ЗП , (14)
где Тр ПТ – темп роста среднегодовой производительности труда, %;
Тр ЗП – темп роста среднегодовой заработной платы, %.
КС = 262,04 / 110,09 = 2,38
Коэффициент соотношения прироста производительности труда и прироста среднегодовой заработной платы показывает, что производительность труда превышает среднегодовую заработную плату в 2,38 раза.
Соотношение прироста производительности
труда и заработной платы оказывает
непосредственное влияние на себестоимость
продукции, количественно изменение
себестоимости можно рассчитать
∆С% = Уд ЗП × ( ТпрПТ - ТпрЗП ) / (100 – ТпрПТ) , (15)
где ∆С% - процент изменения себестоимости продукции, %;
УдЗП – удельный вес заработной платы в себестоимости продукции, %;
ТпрПТ - темп прироста производительности труда, %;
ТпрЗП - темп прироста средней заработной платы, %.
∆С% = 43,73 * (162,04 – 13,92) / (100 – 162,04) = - 104,41
На сокращение себестоимости продукции на 104,41 повлияли прирост производительности труда и средняя заработная плата.
К резервам улучшения использования живого труда (рабочей силы) относят резервы, связанные с вопросами организации и условий труда, структуры и расстановки кадров, создания организационных условий для бесперебойной работы, а также с обеспечением высокой материальной и моральной заинтересованности работников в результатах труда.
Выявление резервов целесообразно проводить одновременно на трех уровнях: рабочем месте, структурном подразделении (отдел, цех, участок), по предприятию в целом. В последнее время не уделяется должного внимания выявлению резервов повышения производительности труда на отдельных рабочих местах.
Данный раздел включает: анализ затрат на производство и реализацию продукции в целом по предприятию; анализ себестоимости производства отдельных видов продукции; анализ затрат на один рубль товарной продукции.
Себестоимость является одним из важнейших элементов управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Снижение себестоимости обеспечивает повышение эффективности производства и является важнейшим источником роста прибыли. От уровня затрат зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние предприятия. Показатели себестоимости отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства предприятия в целом.
Анализ начинается с изучения затрат, сгруппированных по экономическим элементам. Для анализа динамики и структуры затрат составляется аналитическая таблица 19.
Таблица 19. Динамика и структура затрат на производство и реализацию продукции предприятия
Элементы затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Удельный вес, % | ||
Пред. год |
Отчетн. год |
Пред. год |
Отчетн. год | ||
Затраты на производство и реализацию продукции – всего в т.ч. по элементам затрат: |
59392 |
150403 |
253,24 |
100,00 |
100,00 |
материальные затраты |
23354 |
55109 |
235,98 |
39,33 |
36,64 |
Расходы на оплату труда |
26285 |
65766 |
250,21 |
44,26 |
43,73 |
Отчисления на социальные нужды |
3586 |
20375 |
568,19 |
6,04 |
13,55 |
Амортизация |
2202 |
5336 |
242,33 |
3,71 |
3,55 |
Прочие затраты |
3965 |
3817 |
96,27 |
6,66 |
2,53 |
На основании данных табл. 19 можно сделать вывод о том, что затраты на производство и реализацию продукции возросли в два раза. Это увеличение в первую очередь связано с увеличением суммы заработной платы и отчислений на социальные нужды. Эти изменения связаны с увеличением заказываемых строительно-монтажных работ. Амортизация и прочие затраты занимают одну из нижних ступеней и слабо влияют на конечный результат себестоимости.
Следующим этапом является анализ себестоимости основных видов выпускаемой продукции. Анализ проводится исходя из группировки затрат по статьям расходов, учитывающим направление расходов, характер и особенности производства. В анализе изучается динамика затрат на весь объем выпущенной продукции определенного вида, анализ затрат на единицу продукции, структура затрат, а также факторный анализ основных видов материальных затрат и затрат на оплату труда. Для анализа динамики себестоимости продукции составляется таблица 20.
Таблица 20. Динамика себестоимости подрядовых работ по укладке облицовочной плитки
Статьи затрат |
Себестоимость услуг, руб. |
Изменение | ||
Пред. г. |
Отчетн. г. |
Руб. |
% | |
Производственная |
126972 |
131632 |
+4660 |
103,67 |
прямые затраты |
110922 |
114472 |
+3550 |
103,20 |
- материалы |
55200 |
56410 |
+1210 |
102,20 |
- автотранспорт |
5406 |
5630 |
+224 |
104,15 |
- ФОТ |
14752 |
14976 |
+224 |
101,52 |
- взносы с ФОТ |
3968 |
4106 |
+138 |
103,48 |
- машины и механизмы |
20690 |
21730 |
+1040 |
105,03 |
- накладные расходы |
10906 |
11620 |
+714 |
106,55 |
косвенные затраты |
16050 |
17160 |
+1110 |
106,92 |
На основании данных табл. 20 можно сделать вывод о том, что себестоимость подрядовых работ по укладке облицовочной плитки увеличилась на 3,67% или 4660 руб. Основные изменение произошли за счет увеличения всех статей себестоимости. Наибольшее увеличение произошло за счет увеличение стоимости закупки материалов.
Важным обобщающим показателем является показатель затрат на один рубль товарной продукции, который наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью и рассчитывается как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции. Анализ проводится на основе таблицы 21.
Таблица 21. Динамика затрат на 1 рубль товарной продукции
Затраты на 1 рубль продукции |
Предыдущий год |
План |
Отчетный год |
Изменение к | |
плану |
предущ. году | ||||
В целом по предприятию |
1,02 |
1,02 |
1,02 |
- |
- |
Уровень затрат на рубль товарной продукции не изменился в течении двух анализируемых периодов.
Данный раздел включает общий анализ финансовых результатов, анализ прибыли от продаж или прибыли от реализации определенного вида продукции и анализ показателей рентабельности.
Прибыль и рентабельность являются важнейшими показателями оценки работы предприятия и характеризуют эффективности его деятельности. В то же время прибыль является источником расширения производства, модернизации оборудования, пополнения оборотных средств и т.д. Поэтому анализ прибыли и рентабельности является важнейшей задачей.
Анализ прибыли начинается с изучения уровня, динамики и структуры финансовых результатов. Анализ проводится по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Таблица 22. Анализ динамики и структуры финансовых результатов
Показатели |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Изменение, руб. | ||||
руб. |
% |
план, руб. |
факт |
пред. году |
плану | ||
руб. |
% | ||||||
Выручка от продаж продукции (работ, услуг) без НДС и акциза Затраты на производство и реализацию продукции включая коммерческие расходы Прибыль (убыток) от продаж Сальдо прочих финансовых результатов Прибыль до налогообложения Налог на прибыль Чистая прибыль |
62061
59392
2669 -649
2020 25 1995 |
3110,83
2977,05
133,78 -32,54
101,26 1,26 100,00 |
155731
149841
5890 -4593
1297 259 1038 |
156773
150403
6370 -4994
1376 266 1110 |
14123,7
13549,82
573,88 -449,91
123,97 23,97 100,0 |
+94712
+91011
+3221 +3944
-644 241 -885 |
+1042
+562
+480 +401
+79 +7 +72 |
На основании данных табл. 22 можно сделать вывод о том, что прибыль от продаж предприятия увеличилась как по сравнению с предыдущим годом, так и о сравнению с утвержденным планом финансовых результатов. Изменения произошли за счет увеличения выручки от продажи товаров, работ, услуг. Основную часть при формировании чистой прибыли оказали изменение прибыли до налогообложения, увеличение прочих финансовых результатов, связанных с рекламными акциями.
Так как прибыль от реализации продукции имеет, как правило, наибольший удельный вес и является наиболее важной составляющей финансовых результатов, то далее проводится факторный анализ прибыли от реализации продукции в целом по предприятию, по цеху или основному виду продукции.
Оценка влияния факторов на прибыль от реализации продукции проводится следующим образом:
Влияние на прибыль изменения физического объема реализованной продукции (∆ПV) рассчитывается по формуле:
∆ПV = (Пр1 × Тр V) / 100 – Пр1 , (16)
где Пр1 – прибыль от реализации продукции предыдущего года, руб.;
Тр V – темп роста объема реализованной продукции, рассчитанный как отношение стоимости реализованной продукции отчетного года в ценах предыдущего года к стоимости реализованной продукции предыдущего года, %
∆ПV = (2669 * 252,62) / 100 – 2669 = 4173,43 тыс. руб.
При изменении физического объема реализованной продукции прибыль от реализации увеличилась на 4173,43 тыс. руб.
Влияние на прибыль от реализации продукции изменения себестоимости (∆Псеб) :
∆П себ = С2, с1 – С2 , (17)
где С2, с1 – себестоимость
реализованной продукции
С2 – фактическая себестоимость отчетного года, руб.
∆П себ = 151355,43 – 150403 = -952,43 тыс. руб.
За счет изменения
себестоимости реализованной
Прибыль является абсолютной характеристикой финансовых результатов деятельности предприятия, в то время как показатели рентабельности отражают относительную эффективность деятельности предприятия.
Анализ рентабельности начинается с изучения динамики показателей рентабельности, основными из которых являются:
1. Общая рентабельность капитала (Rк):
Rк = Пб/К, (18)
где Пб – прибыль до налогообложения;
К – средняя величина капитала, рассчитанная как среднеарифметическое от стоимости капитала на начало и конец года.
Информация о работе Финансовый анализ на примере предприятия ООО «НССТ»