Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной курсовой работы является определение самого понятия финансового контроля, его содержание и задачи, а также определить систему и основы правового статуса органов финансового контроля. К задачам работы также относятся определение видов и методов финансового контроля, а также раскрыть понятия, значения и сущность основных методов финансового контроля, таких как проверки, ревизии, и анализ.

Содержание работы

Введение 4
1. Содержание и задачи финансового контроля……………………………… ..6
2. Виды и методы финансового контроля……………………………………...11
3. Организация финансового контроля в РФ…………………………………..26
4. Пути совершенствования финансового контроля в РФ…………………….44
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 57.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение 4

1. Содержание и задачи  финансового контроля……………………………… ..6

2. Виды и методы финансового  контроля……………………………………...11

3. Организация финансового  контроля в РФ…………………………………..26

4. Пути совершенствования  финансового контроля в РФ…………………….44

Заключение……………………………………………………………………….45

Список литературы………………………………………………………………46

 

Введение

Экономическая политика государства  осуществляется с помощью финансово-кредитных  рычагов. Один из наиболее важных рычагов  управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном  этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально  новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности  и нового для финансового рынка  страны.

 Необходимость финансового  контроля, его сущность и значение  определяются Конституцией Российской  Федерации. В настоящее время,  когда Россия переживает период  становления рыночных отношений  и связанных с этим преобразований  всех государственных институтов, происходит процесс разграничения  полномочий между федеральной  властью и субъектов Федерации.  Очень строго стоит вопрос  о необходимости определения  задач и функций различных  контрольных органов исполнительной  и представительной власти.

Моя курсовая работа имеет  цель осветить на вопросы связанные  с финансовым контролем, его методами, с органами осуществляющие финансовый контроль, о роли финансового контроля в укреплении государственной дисциплины и законности  при формировании органов государства, при планировании, реализации правотворческих, правоприменительных  и правоохранительных полномочий.

Задачами данной курсовой работы является определение самого понятия финансового контроля, его  содержание и задачи, а также определить систему и основы правового статуса  органов финансового контроля. К  задачам работы также относятся  определение видов и методов  финансового контроля, а также  раскрыть понятия, значения и сущность основных методов финансового контроля, таких как проверки, ревизии, и  анализ. Обоснованность данной темы заключается  в том, что финансовый контроль является контролем законодательных и  исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных  учреждений за финансовой деятельностью  всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов, а также то, что он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому  в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного  и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства  и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов. Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и  его учреждений, так и всех других экономических субъектов, и в  том, что финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для  финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и  исполнение бюджетов всех уровней и  внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных  предприятий и учреждений, государственных  банков и финансовых корпораций.

   

 

1. Содержание и задачи  финансового контроля

Государственный финансовый контроль представляет собой один из ви¬дов государственного контроля и  осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе образования, распределения (перерас¬пределения) и  использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и  целесообразнос¬ти деятельности всех государственных и муници¬пальных органов власти.

В рыночных условиях происходит не упроще¬ние, а усложнение финансовой деятельности, как следствие - усложнение и финансового контроля, который  объективно присущ рыночной экономи¬ке. Усложнение связано с тем, что  осуществление государством финансовой деятельности охватыва¬ет и деятельность негосударственных коммерчес¬ких  организаций, предприятий различных  форм собственности, иностранных инвесторов и тд. Следовательно, финансовый контроль охватывает не только финансовую деятельность государствен¬ных, муниципальных, но и  иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов.

Следовательно, финансовый контроль можно определить как контроль за законностью действий в процессе собирания, распределения и использо¬вания денежных фондов государства и муниципальных  образований в целях осуществления  эффективной финансовой политики в  обществе для обеспе¬чения прав и  свобод граждан.

Достижение поставленных целей требует реализации определенных за¬дач (направлений), которые можно  свести к следующему: а) проведение проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и му-ниципальными органами всеми субъектами финансовых правоотношений; б) проверка правильности использования государственными и  муниципаль¬ными учреждениями, организациями  и предприятиями находящихся  в их хозяйственном ведении или  оперативном управлении денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.) проверка соблюдения пра¬вил  совершения различных финансовых операций, расчетов, хранения де¬нежных средств названными ранее субъектами; г) выявление внутренних резервов производства, более экономного и эффективного расходования ма¬териальных и денежных ресурсов; д) превентивная задача, состоящая в пре¬дупреждении и предотвращении возможных нарушений финансового зако¬нодательства и финансовой дисциплины; е) проверка законности в деятельности государственных и муниципальных органов, участвующих в финансовой деятельности.

Результатом реализации названных  задач является достижение правопоряд¬ка  в процессе осуществления финансовой деятельности. Финансовый контроль обеспечивает, таким образом, обратную связь, что  является необходимым усло¬вием  принятия правильных управленческих решений. Правильно поставлен¬ный финансовый контроль способствует избежанию ошибок.

Объектом финансового  контроля выступают не только денежные средст¬ва, но и материальные трудовые и иные ресурсы.

Как отмечалось ранее, формирование рынка на современном этапе ко¬ренным  образом сказалось и на финансовой деятельности, и на проведении финансового  контроля в процессе ее осуществления. Изменились цели, за¬дачи финансового  контроля, его содержание и сфера  применения. И как следствие, в  последние годы были упразднены органы народного, партийно¬го контроля и  сформированы новые контрольные  органы, что позволяет го¬ворить  об изменении субъектного состава  финансового контроля.

Осуществление финансового  контроля как важнейшей функции  государства регламентируется нормами  финансового права, совокупность кото¬рых образует самостоятельную подотрасль финансового права. Существуют различные  мнения относительно ее расположения в системе финансового права.

• Традиционно финансовый контроль определяется как институт финансо¬вого права, который относят  или к общей , или к особенной  части финансо¬вого права. Ряд ученых полагает, что поскольку финансовый контроль реаль¬но осуществляется в  конкретных направлениях финансовой деятельности, следует говорить лишь о специфических  его видах, осуществляемых различ¬ными  органами в сфере, например, налогообложения, бюджета, кредитова¬ния, страхования  и т.д.

В последнее время в  науке финансового права принято  говорить о фи¬нансовом контроле как институт финансового права, относящемся к общей части  финансового права. Вместе с тем  отмечается специфика проведения финансового  контроля в сфере бюджета, налоговых  отношений, страхова¬ния, кредитования, а также валютный контроль.Думается, несмотря на многообразие видов финансового  контроля, не¬обходимо говорить об общих принципах, целях, задачах  его осуществления, характерных  для всех сфер финансовой деятельности и для всех органов, его осуществляющих. Учитывая всепроникающий характер финансового  контроля, его возрастающую роль в  условиях формирования рынка как  важ¬нейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового контроля и, в первую очередь, государственного финан¬сового контроля на каждом этапе осуществления  финансовой деятельности.

Важностью складывающихся при  этом общественных отношений и необхо¬димостью  их урегулирования правом обусловлено  выделение названных фи¬нансово-правовых норм в подотрасль финансового права. В этой связи представляется возможным  говорить об особенностях данной подотрасли, заключающихся в том, что это - единственная подотрасль финансового права, имеющая сложную структуру, поскольку состоит, в свою очередь, из фи¬нансово-правовых норм, включенных как в общую, так и в особенную его части. К общей части финансового права можно отнести финансово-право¬вые нормы, регулирующие организацию и порядок проведения, общие це¬ли, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характерис¬тику его форм и методов. Финансово-правовые нормы, регламентирующие проведение финансового контроля в различных сферах финансовой дея¬тельности и вследствие этого обладающие специфическими целями, задача¬ми, содержанием, выраженными в специальных нормативных актах (Нало¬говый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, банковское, страховое, валютное законодательство), а также нормы, определяющие правовой статус кон-трольных органов в конкретной области финансовой деятельности, включа¬ются в соответствующие институты финансового права.

Таким образом я считаю,что  структура подотрасли финансового  права финансового контроля имеет  сложный характер. Нормы, его образующие, носят всеобъ¬емлющий, всепроникающий характер и содержатся как в общей, так и в осо¬бенной части финансового  права. Названные нормы могут  различаться по следующим основаниям: 1) по целям и задачам осуществления  финансового контроля в конкретной сфере финансовой деятельности; 2) по объектам (со¬держанию или направлениям его осуществления); 3) по формам и  методам; 4) по органам, на которые возложено  его проведение (при этом необходимо учитывать их правовой статус и полномочия).

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением  федерального бюджета; бюджетов субъектов  Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных  резервов.

Объект  финансового  контроля  не  ограничивается   проверкой  только денежных средств.  В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных  и других ресурсов страны, поскольку  в современных условиях процесс  производства и распределения опосредствуется  денежными отношениями.

Конкретные формы и  методы финансового контроля позволяют  обеспечить интересы и права  как  государства и его учреждений, так и всех других экономических  субъектов у финансовые нарушения  влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение  и исполнение бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов, а также  контроль за  финансовой  деятельностью  государственных  предприятий  и  учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной  сферы экономики затрагивает  лишь сферу выполнения денежных   обязательств   перед   государством,   включая   налоги   и   другие   платежи, соблюдение   законности   и   целесообразности   при   расходовании   выделенных   или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных  правительством правил организации  денежных расчетов, ведения учета  и отчетности.

 Финансовый контроль  за деятельностью предприятий  включает также контроль со  стороны кредитных организаций,  акционеров и внутренний контроль.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому  помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок  проведения финансового контроля в  целом, имеются нормы, предусматривающие  его специфику в отдельных  финансовых правовых институтах.

Я думаю что,значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства.

 

2. Виды и методы финансового  контроля

         Классификация  финансового контроля возможна  по нескольким основаниям: видам,  формам осуществления.

Вид — составная часть, выражающая (частично) содержание целого и в то же время отличающаяся от других частей конкретными носителями контрольных функций (субъектами), объектами  контроля, что, в свою очередь, предопределяет и отличия в методах осуществления  контрольных действий. По мнению Э.А. Вознесенского, финансовый контроль должен быть разделен на два вида в зависимости  от субъектов контроля: государственный  и общественный .Я думаю что, различия этих двух видов обусловлены объемом  властных полномочий названных субъектов, правовой регламентацией их деятельности, характером применяемых мер воздействия  и т. д.  .

Органы государственного и негосударственного финансового  контроля подразделяются, в свою очередь, на подвиды. Относительно первого возможно деление на общегосударственный (межведомственный контроль), ведомственный (внутриведомственный) и внутрихозяйственный контроль, который в настоящее время  осуществляется и в негосударственной  сфере.

Методы проверки принято  подразделять на две группы: методы фактической проверки; методы документальной проверки. К основным методам фактической  проверки, которыми могут пользоваться аудиторы, исходя из права самостоятельно определять формы и методы проверки, руководствуясь требованиями нормативных  актов и условий договора с  субъектом или содержания поручения  государственных органов, относятся:

– осмотр;

– обследование;

– инвентаризация;

– контрольный запуск сырья  и материалов в производство;

– лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой  продукции;

– экспертная оценка;

– опрос;

– проверка объемов выполненных  работ.

Осмотр. С помощью этого  метода можно выяснить, например, условия  хранения имущества, документов; состояние  производственных, складских торговых помещений. Осмотру подвергают разнообразные  объекты: территорию, места хранения материальных активов, документов, производственное и торговое оборудование, готовую  продукцию, контрольно-кассовые машины. В процессе осмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие  о нарушениях или злоупотреблениях.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами