Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:30, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы является определение самого понятия финансового контроля, его содержание и задачи, а также определить систему и основы правового статуса органов финансового контроля. К задачам работы также относятся определение видов и методов финансового контроля, а также раскрыть понятия, значения и сущность основных методов финансового контроля, таких как проверки, ревизии, и анализ.
Введение 4
1. Содержание и задачи финансового контроля……………………………… ..6
2. Виды и методы финансового контроля……………………………………...11
3. Организация финансового контроля в РФ…………………………………..26
4. Пути совершенствования финансового контроля в РФ…………………….44
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………46
Содержание
Введение 4
1. Содержание и задачи
финансового контроля…………………………
2. Виды и методы финансового контроля……………………………………...11
3. Организация финансового контроля в РФ…………………………………..26
4. Пути совершенствования
финансового контроля в РФ……………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Экономическая политика государства
осуществляется с помощью финансово-кредитных
рычагов. Один из наиболее важных рычагов
управления финансовой системы является
финансовый контроль. На современном
этапе организации финансовый контроль
претерпевает серьезные изменения.
Это связано с принципиально
новым характером товарно-денежных
отношений в современной
Необходимость финансового
контроля, его сущность и значение
определяются Конституцией
Моя курсовая работа имеет цель осветить на вопросы связанные с финансовым контролем, его методами, с органами осуществляющие финансовый контроль, о роли финансового контроля в укреплении государственной дисциплины и законности при формировании органов государства, при планировании, реализации правотворческих, правоприменительных и правоохранительных полномочий.
Задачами данной курсовой работы является определение самого понятия финансового контроля, его содержание и задачи, а также определить систему и основы правового статуса органов финансового контроля. К задачам работы также относятся определение видов и методов финансового контроля, а также раскрыть понятия, значения и сущность основных методов финансового контроля, таких как проверки, ревизии, и анализ. Обоснованность данной темы заключается в том, что финансовый контроль является контролем законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов, а также то, что он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.
Финансовый контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов. Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов, и в том, что финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций.
1. Содержание и задачи финансового контроля
Государственный финансовый
контроль представляет собой один из
ви¬дов государственного контроля и
осуществляется на всех стадиях финансовой
деятельности, то есть в процессе образования,
распределения (перерас¬пределения) и
использования фондов денежных средств.
Он направлен на проверку соблюдения
финансового законодательства и
целесообразнос¬ти деятельности всех
государственных и муници¬
В рыночных условиях происходит
не упроще¬ние, а усложнение финансовой
деятельности, как следствие - усложнение
и финансового контроля, который
объективно присущ рыночной экономи¬ке.
Усложнение связано с тем, что
осуществление государством финансовой
деятельности охватыва¬ет и деятельность
негосударственных коммерчес¬
Следовательно, финансовый контроль
можно определить как контроль за
законностью действий в процессе
собирания, распределения и использо¬вания
денежных фондов государства и муниципальных
образований в целях
Достижение поставленных целей требует реализации определенных за¬дач (направлений), которые можно свести к следующему: а) проведение проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и му-ниципальными органами всеми субъектами финансовых правоотношений; б) проверка правильности использования государственными и муниципаль¬ными учреждениями, организациями и предприятиями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.) проверка соблюдения пра¬вил совершения различных финансовых операций, расчетов, хранения де¬нежных средств названными ранее субъектами; г) выявление внутренних резервов производства, более экономного и эффективного расходования ма¬териальных и денежных ресурсов; д) превентивная задача, состоящая в пре¬дупреждении и предотвращении возможных нарушений финансового зако¬нодательства и финансовой дисциплины; е) проверка законности в деятельности государственных и муниципальных органов, участвующих в финансовой деятельности.
Результатом реализации названных
задач является достижение правопоряд¬ка
в процессе осуществления финансовой
деятельности. Финансовый контроль обеспечивает,
таким образом, обратную связь, что
является необходимым усло¬вием
принятия правильных управленческих решений.
Правильно поставлен¬ный
Объектом финансового контроля выступают не только денежные средст¬ва, но и материальные трудовые и иные ресурсы.
Как отмечалось ранее, формирование рынка на современном этапе ко¬ренным образом сказалось и на финансовой деятельности, и на проведении финансового контроля в процессе ее осуществления. Изменились цели, за¬дачи финансового контроля, его содержание и сфера применения. И как следствие, в последние годы были упразднены органы народного, партийно¬го контроля и сформированы новые контрольные органы, что позволяет го¬ворить об изменении субъектного состава финансового контроля.
Осуществление финансового контроля как важнейшей функции государства регламентируется нормами финансового права, совокупность кото¬рых образует самостоятельную подотрасль финансового права. Существуют различные мнения относительно ее расположения в системе финансового права.
• Традиционно финансовый контроль определяется как институт финансо¬вого права, который относят или к общей , или к особенной части финансо¬вого права. Ряд ученых полагает, что поскольку финансовый контроль реаль¬но осуществляется в конкретных направлениях финансовой деятельности, следует говорить лишь о специфических его видах, осуществляемых различ¬ными органами в сфере, например, налогообложения, бюджета, кредитова¬ния, страхования и т.д.
В последнее время в
науке финансового права
Важностью складывающихся при
этом общественных отношений и необхо¬димостью
их урегулирования правом обусловлено
выделение названных фи¬
Таким образом я считаю,что структура подотрасли финансового права финансового контроля имеет сложный характер. Нормы, его образующие, носят всеобъ¬емлющий, всепроникающий характер и содержатся как в общей, так и в осо¬бенной части финансового права. Названные нормы могут различаться по следующим основаниям: 1) по целям и задачам осуществления финансового контроля в конкретной сфере финансовой деятельности; 2) по объектам (со¬держанию или направлениям его осуществления); 3) по формам и методам; 4) по органам, на которые возложено его проведение (при этом необходимо учитывать их правовой статус и полномочия).
Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.
Объект финансового контроля
не ограничивается проверкой
только денежных средств. В конечном
итоге он означает контроль за использованием
материальных, трудовых, природных
и других ресурсов страны, поскольку
в современных условиях процесс
производства и распределения
Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов у финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Финансовый контроль
за деятельностью предприятий
включает также контроль со
стороны кредитных организаций,
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.
Я думаю что,значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.
2. Виды и методы финансового контроля
Классификация финансового контроля возможна по нескольким основаниям: видам, формам осуществления.
Вид — составная часть,
выражающая (частично) содержание целого
и в то же время отличающаяся от
других частей конкретными носителями
контрольных функций (субъектами), объектами
контроля, что, в свою очередь, предопределяет
и отличия в методах
Органы государственного
и негосударственного финансового
контроля подразделяются, в свою очередь,
на подвиды. Относительно первого возможно
деление на общегосударственный (межведомственный
контроль), ведомственный (внутриведомственный)
и внутрихозяйственный
Методы проверки принято подразделять на две группы: методы фактической проверки; методы документальной проверки. К основным методам фактической проверки, которыми могут пользоваться аудиторы, исходя из права самостоятельно определять формы и методы проверки, руководствуясь требованиями нормативных актов и условий договора с субъектом или содержания поручения государственных органов, относятся:
– осмотр;
– обследование;
– инвентаризация;
– контрольный запуск сырья и материалов в производство;
– лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции;
– экспертная оценка;
– опрос;
– проверка объемов выполненных работ.
Осмотр. С помощью этого метода можно выяснить, например, условия хранения имущества, документов; состояние производственных, складских торговых помещений. Осмотру подвергают разнообразные объекты: территорию, места хранения материальных активов, документов, производственное и торговое оборудование, готовую продукцию, контрольно-кассовые машины. В процессе осмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о нарушениях или злоупотреблениях.
Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами