Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной курсовой работы является определение самого понятия финансового контроля, его содержание и задачи, а также определить систему и основы правового статуса органов финансового контроля. К задачам работы также относятся определение видов и методов финансового контроля, а также раскрыть понятия, значения и сущность основных методов финансового контроля, таких как проверки, ревизии, и анализ.

Содержание работы

Введение 4
1. Содержание и задачи финансового контроля……………………………… ..6
2. Виды и методы финансового контроля……………………………………...11
3. Организация финансового контроля в РФ…………………………………..26
4. Пути совершенствования финансового контроля в РФ…………………….44
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 57.20 Кб (Скачать файл)

В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ вправе принимать  меры по устранению выявленных нарушений  финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об устранении и привлечении  к ответственности виновных лиц  в соответствии с законодательством  РФ. Они также имеют право вносить  предложения о взыскании с  организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению; ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в  нарушении законодательства; передавать материалы ревизий и проверок в правоохранительные органы.

Территориальные КРУ также  вправе контролировать качество проведения аудиторами и аудиторскими организациями  аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской сфере). По результатам проверок территориальные  КРУ имеют право ставить вопрос перед Минфином России об аннулировании  лицензий на осуществление аудиторской  деятельности.

Руководители территориальных  КРУ назначаются на должность  и освобождаются от нее Минфином России.

Финансовый контроль со стороны  специализированных органов.

Помимо рассмотренных  мною выше органов финансового контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например налогообложение  или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства  при переходе к рыночной экономике  стало необходимым выделение  налоговых органов в  особую систему. Главная задача налоговых органов  — обеспечение единой системы  контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с Законом  РСФСР от 27 июля 2006 г. "О Государственной  налоговой службе РСФСР" была создана  при Министерстве финансов РСФСР  единая система контроля за соблюдением  налогового законодательства, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством.  Указом Президента РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 утверждено Положение о Государственной  налоговой службе Российской Федерации, которым предусмотрено, что органы Государственной' налоговой службы РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением  налогового законодательства . В соответствии с Указом Президента от 9 августа 2000 г. служба была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам (МНС России), входящее в  систему федеральных органов  исполнительной власти и подчиняющееся  Президенту РФ и Правительству страны  .

Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам, а также  налоговые органы в субъектах  РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено— городские  и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь, МНС России контролирует деятельность нижестоящих налоговых  органов, координирует взаимодействие налоговых органов с другими  контролирующими и правоохранительными  органами.

Налоговые органы имеют право  в соответствии с налоговым законодательством  проверять любые денежные документы  у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных  граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки  и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного  воздействия в отношении должностных  лиц и граждан, включая изъятие  соответствующих документов и приостановление  операций по счетам в банках. Налоговые  органы также имеют право наложения  административных штрафов и иные полномочия в соответствии с Налоговым  кодексом РФ.

Для обеспечения экономической  безопасности РФ и укрепления государственной  дисциплины в целях соблюдения налогового законодательства были созданы органы налоговой полиции при Государственной  налоговой службе РФ (Главное управление налоговых расследований — ГУНР). В соответствии с Законом РФ от 31 декабря 2002 г. "О Федеральных  органах налоговой полиции" (с  изменениями и дополнениями) были образованы названные органы, правопреемники ГУНР, которые являются правоохранительными  органами и составной частью сил  обеспечения экономической безопасности страны . В соответствии с названным  законом, а также Положением о  Федеральной службе налоговой полиции  Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 6 февраля 2004 г.  основными задачами Федеральной службы налоговой полиции РФ являются:

-выявление, предупреждение  и пресечение налоговых преступлений  и правонарушений;

- обеспечение безопасности  деятельности налоговых органов,  защиты их должностных лиц  от противоправных посягательств  при исполнении служебных обязанностей;

- государственная защита  должностных лиц налоговых органов,  федеральных органов налоговой  полиции и их близких;

- выявление, предупреждение  и пресечение коррупции в налоговых  органах и федеральных органах  налоговой полиции.

.Федеральные органы налоговой  полиции— централизованная система  органов налоговой полиции с  подотчетностью нижестоящих органов  вышестоящим органам и Директору  Федеральной службы налоговой  полиции Российской Федерации.  Соответственно в систему этих  органов входят: Федеральная служба  налоговой полиции Российской  Федерации (ФСНП); органы Федеральная  служба органов налоговой полиции  по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным  округам (управления, отделы) — территориальные  органы; местные органы налоговой  полиции (межрайонные отделы управлений).

Возглавляет Федеральную  службу налоговой полиции Директор, который назначается на должность  и освобождается Президентом  РФ по представлению Председателя Правительства.

Для выполнения поставленных перед налоговой полицией задач  на нее возлагаются соответствующие  обязанности и предоставляются  соответствующие права:

- проведение в соответствии  с законодательством оперативно-розыскных  мероприятий, дознания и предварительного  следствия в целях выявления  и пресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц, совершивших  указанные преступления или подозреваемых  в их совершении, а также принятие  мер по возмещению нанесенного  государству ущерба;

- пользование при исполнении  служебных обязанностей правами,  предоставленными законодательством  должностным лицам налоговых  органов и агентам валютного  контроля;

- в соответствии с компетенцией  федеральных органов налоговой  полиции выносить в качестве  предупредительной меры письменных  предостережений руководителям,  главным бухгалтерам и иным  должностным лицам банков и  других организаций независимо  от организационно - правовых форм  и форм собственности, а также  гражданам (физическим лицам)  с требованиями устранения нарушений  законодательства, своевременной и  полной уплаты налогов и других  обязательных платежей, представления  отчетной и иной документации  в установленные сроки, ведения  бухгалтерского учета в соответствии  с законодательством, а при  необходимости — восстановления  бухгалтерского учета за счет  собственных средств налогоплательщика,  контролировать выполнение этих  требований;

- наложение административного  ареста на имущество юридических  и физических лиц с последующей  реализацией этого имущества  в установленном порядке в  случаях невыполнения указанными  лицами обязанностей по уплате  налогов, сборов и других обязательных  платежей

 

для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты;

- осуществление при наличии  достаточных оснований внедрения  своих оперативных сотрудников  в структуры предприятий, учреждений  и организаций независимо от  форм собственности, когда получение  иными способами необходимой  информации о формах и методах  сокрытия от налогообложения  доходов (прибыли) невозможно;

- право выплачивать лицу, предоставившему информацию о  налоговом преступлении или нарушении,  вознаграждения в размере до 10 % от сокрытых сумм налогов,  сборов и других обязательных  платежей, поступивших в соответствующий  бюджет и иные полномочия.

Для осуществления финансового  контроля в сфере страхования  в соответствии с Указом Президента РФ от 4 марта 2011г. "О государственном  страховом надзоре РФ" была организована Федеральная служба России по надзору  за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) .

Основные задачи и функции  этой службы были определены Законом "О  страховании" от 29 ноября 2010г., затем  в Федеральном законе "Об организации  страхового дела в Российской Федерации" . В 2013г. Росстрахнадзор преобразован в  Департамент страхового надзора  Министерства финансов РФ с сохранением  основных задач и функций  .

Департамент страхового надзора  и территориальные органы, помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за соблюдением страховыми фирмами  нормативов платежеспособности. Устанавливаются  правила формирования размещения страховых  резервов, методика расчета соотношений  между активами и обязательствами  страховой фирмы, а также порядок  учета страховых операций и формы  отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных  нормативов. В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право  ограничивать действие лицензий страховых  фирм либо. Обратиться в арбитражный  суд с иском об их ликвидации.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит  Центральному банку России (ЦБР). Как  орган, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные  отношения в стране. Центральный  Банк России осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций. С этой целью  создано специальное подразделение  — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение кредитными организациями банковского законодательства и установленных Центральный  Банк России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений  или предоставлении кредитными организациями  неполной или недостоверной информации Центральный Банк России в зависимости  от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной  величины уставного капитала; выполнение требований Центральный Банк России по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и  на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации  в банке на срок до шести месяцев  и, наконец, как крайняя мера —  отзыв лицензии и ликвидация банка.

На - Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением  налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через  таможенную границу Российской Федерации.

К другим государственным  финансовым организациям относятся  государственные внебюджетные фонды, понимаемые в данном случае как система  органов, управляющих деятельностью  по образованию, распределению и  использованию целевых финансовых ресурсов, а также осуществляющих соответствующий финансовый контроль. К ним, в частности, относятся  Пенсионный фонд Российской Федерации , Фонд социального страхования , Фонд обязательного медицинского страхования .

Государственный внутренний финансовый контроль в министерствах  и ведомствах осуществляется руководителями соответствующих структур и специально созданными в них контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства или ведомства. В МВД  Российской Федерации, например финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД, ГУВД 'и других подразделений  непосредственно и через соответствующую  финансовую службу. В системе МВД  России создана контрольно-ревизионная  служба. Общее руководство контрольно-ревизионной  работой в системе МВД России осуществляет Контрольно-ревизионное  управление МВД России (КРУ МВД  России) .

Контрольно-ревизионный аппарат  создан в качестве самостоятельного подразделения МВД республик  в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и  подчинен соответствующему руководителю МВД, ГУВД, УВД . Контрольно-ревизионная  служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной  деятельности подразделений Министерства, содержащихся за счет средств федерального бюджета, не реже одного раза в два  года. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по отношению  к ревизуемому подразделению  руководителей, по решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать установленного, его продление допускается только с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основными задачами внутреннего  финансового контроля являются: выявление  случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений  финансовой дисциплины; разработка предложений  по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами