Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:30, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы является определение самого понятия финансового контроля, его содержание и задачи, а также определить систему и основы правового статуса органов финансового контроля. К задачам работы также относятся определение видов и методов финансового контроля, а также раскрыть понятия, значения и сущность основных методов финансового контроля, таких как проверки, ревизии, и анализ.
Введение 4
1. Содержание и задачи финансового контроля……………………………… ..6
2. Виды и методы финансового контроля……………………………………...11
3. Организация финансового контроля в РФ…………………………………..26
4. Пути совершенствования финансового контроля в РФ…………………….44
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………46
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Анализ финансовой деятельности
как разновидность финансового
контроля предполагает детальное изучение
периодической или годовой
Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия- клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.
Финансово-хозяйственный
контроль как система специальных
знаний возник на стыке ряда экономических
наук: бухгалтерского учета, экономического
анализа, финансов и менеджмента. Однако,
вобрав в себя и синтезировав их
достижения в области контроля экономической
деятельности предприятий, организаций
различных отраслей, финансово-хозяйственный
контроль выступает как качественно
новая наука, имеющая свой предмет,
метод и специфические
. Предмет финансово-
Классификация финансового
контроля по субъектам предусматривает
подразделение его на общегосударственный
(межведомственный), внутрихозяйственный,
внутриведомственный и
Общегосударственный финансовый
контроль осуществляется федеральными
органами законодательной власти, федеральными
органами исполнительной власти, в
том числе специально созданными
органами исполнительной власти. В
соответствии с Указом Президента Российской
Федерации "О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля
в Российской Федерации" от 18 июля
2001 года, государственный финансовый
контроль включает в себя контроль
за исполнением федерального бюджета
и бюджета федеральных
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Внутрихозяйственный контроль выступает как самостоятельная
функция управления внутри предприятия, организации, отличается своей
глубиной и точностью, так как осуществляется там, где находится "центр
тяжести" управления. Главное его назначение — непрерывное наблюдение
за эффективностью финансово-экономической, снабженческо-сбытовой и
производственной деятельности, выявление внутрихозяйственных
резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств,
устранение причин и условий, порождающих хищения и
бесхозяйственность.
В системе внутрихозяйственного
контроля ведущая роль принадлежит
контролю, осуществляемому бухгалтерией
предприятия, организации в виде:
1) предварительного контроля на стадии
рассмотрения первичных документов,
поступивших главному (старшему) бухгалтеру
на подпись, а также при визировании
договоров, смет, приказов и других
документов, связанных с расходованием
денежных и материальных средств; 2)
текущего контроля в ходе учетной
регистрации хозяйственных
Одной из причин недостаточной
эффективности
Преимущества
Основным направлением современного этапа развития внутриведомственного контроля является усиление комплексности ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. В отличие от общегосударственного (межведомственного) контроля, сфера действия которого зачастую ограничена определенным кругом вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, внутриведомственный контроль носит обычно комплексный характер
Beдoмcтвeнный финaнcoвый
контроль в зависимости от
времени его проведения
Предварительный и текущий финансовый контроль организуют и осуществляют руководители: 1) главных управлений, 2) управлений, 3) подчиненных или подведомственных им подразделений, 4) а также должностные лица, к которым относятся начальники финансовых служб, главные бухгалтеры, имеющие право подписи финансовых документов.
Основными методами предварительного и текущего финансового контроля называются внезапные проверки в местах хранения денежных средств и материальных ценностей, а также инвентаризации материальных ценностей и денежных средств.
Для проведения внезапных
проверок в местах хранения денежных
средств и материальных ценностей
в каждом конкретном случае по указанию
руководителя подразделения назначается
комиссия, которая имеет право
требовать предъявления всех документов,
необходимых для проведения проверки.
Если в ходе проверки будут выявлены
правонарушения, виновные должностные
лица должны дать соответствующие объяснения.
В случае необходимости может
быть назначена и постоянно
По окончании проверки составляется акт, результаты проверки докладываются руководителю подразделения.
Помимо названный видов
финансового контроля, выделяется также
муниципальный финансовый контроль,
осуществляемый органами местного самоуправления
при утверждении местного бюджета,
его исполнении и при утверждении
отчета о ею исполнении; установлении
местных налогов и, сборов на основе
принципов, определенных законодательством
России. Главы местной администрации,
являющиеся высшими должностными лицами
местного самоуправлений осуществляют
местный финансовый контроль при
исполнении местного бюджета, управлении
объектами муниципальной
Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами.
Финансово-хозяйственный
контроль в зависимости от времени
его осуществления
Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Контрольные органы осуществляют данный вид контроля на стадии рассмотрения производственных, финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других плановых (нормативных) расчетов предприятий и хозяйственных организаций. Основная цель предварительного бухгалтерского контроля — своевременно пресекать незаконное и нерациональное использование средств.
Текущий контроль является неотъемлемым элементом оперативного управления производством, проводится в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль при необходимости позволяет регулировать быстроменяющиеся хозяйственные ситуации, предотвращать потери и убытки.
Нельзя, на мой взгляд, согласиться
с точкой зрения Э.А. Вознесенского,
отрицающего существование
Последующий контроль охватывает
хозяйственную и финансовую деятельность
на всех уровнях управления за истекший
период. Основное его содержание —
проверка выполнения планов по количественным
и качественным показателям, соблюдения
хозяйственного и финансового
В специальной литературе распространена трактовка последующего контроля как вида внешнего контроля — внутриведомственного и межведомственного. С такой позицией согласиться нельзя, так как последующий контроль является неотъемлемой частью не только внешнего, но и внутрихозяйственного бухгалтерского контроля. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением всех сторон хозяйственной и финансовой деятельности, позволяет выявить недостатки предварительного и текущего контроля.
Классификация финансово-хозяйственного контроля по источникам используемой информации включает документальный и фактический контроль.
Источниками контрольных
данных для документального контроля
служат: первичные документы, включая
технические носители информации; регистры
бухгалтерского учета; данные оперативно-технического
учета; бухгалтерская, статистическая
и оперативно-техническая
Фактический контроль представляет
собой изучение фактического состояния
проверяемых объектов по данным осмотра
их в натуре (обмера, взвешивания, пересчета
и т. д.). Использование приемов
фактического контроля позволяет установить
достоверность хозяйственных
3. Организация финансового контроля в РФ.
Система органов финансового контроля включает следующие элементы:
ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;
налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;
контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;
службы внутреннего контроля, основная задача которых – поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли.
Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы органов финансового контроля, постепенному приближению ее к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 г. Были упразднены органы народного контроля. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.
Появились новые органы финансового
контроля: Федеральное казначейство,
Государственная налоговая
Возник аудиторский контроль.
Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.
Разгосударствление банковской
системы и появление
Принцип разделения властей, закрепленный в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Я считаю, что такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
Для осуществления финансового
контроля со стороны органов
Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами