Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной курсовой работы является определение самого понятия финансового контроля, его содержание и задачи, а также определить систему и основы правового статуса органов финансового контроля. К задачам работы также относятся определение видов и методов финансового контроля, а также раскрыть понятия, значения и сущность основных методов финансового контроля, таких как проверки, ревизии, и анализ.

Содержание работы

Введение 4
1. Содержание и задачи финансового контроля……………………………… ..6
2. Виды и методы финансового контроля……………………………………...11
3. Организация финансового контроля в РФ…………………………………..26
4. Пути совершенствования финансового контроля в РФ…………………….44
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 57.20 Кб (Скачать файл)

Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или  иной вид финансовой деятельности, и предполагает  соблюдение ими  установленных  правил и нормативов.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового  контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово  – бухгалтерской отчетности  с целью общей оценки результатов  финансовой деятельности, оценки финансового  состояния  и обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его  использования.

Наблюдение  (мониторинг) – постоянный контроль со стороны  кредитных организаций за использованием  выданной ссуды и финансовым состоянием  предприятия- клиента; неэффективное  использование полученной ссуды  и снижение платежеспособности может  привести к ужесточению условий  кредитования, требованию долгосрочного  возврата ссуды. 

Финансово-хозяйственный  контроль как система специальных  знаний возник на стыке ряда экономических  наук: бухгалтерского учета, экономического анализа, финансов и менеджмента. Однако, вобрав в себя и синтезировав их достижения в области контроля экономической  деятельности предприятий, организаций  различных отраслей, финансово-хозяйственный  контроль выступает как качественно  новая наука, имеющая свой предмет, метод и специфические методические (технические) приемы исследования .

. Предмет финансово-хозяйственного  контроля — управленческие решения,  хозяйственные и финансовые операций  и процессы предприятий, организаций,  других хозяйствующих субъектов,  рассматриваемые с позиций их  экономической эффективности, законности, достоверности и целесообразности, обеспечения сохранности собственности.  Это и составляет, как полагала  Ковалева А.М., предмет науки.

Классификация финансового  контроля по субъектам предусматривает  подразделение его на общегосударственный (межведомственный), внутрихозяйственный, внутриведомственный и общественный контроль.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в  том числе специально созданными органами исполнительной власти. В  соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 18 июля 2001 года, государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета  и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего  и внешнего долга, государственных  резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ .

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

Внутрихозяйственный контроль выступает как самостоятельная

функция управления внутри предприятия, организации, отличается своей

глубиной и точностью, так как осуществляется там, где  находится "центр

тяжести" управления. Главное  его назначение — непрерывное  наблюдение

за эффективностью финансово-экономической, снабженческо-сбытовой и

производственной деятельности, выявление внутрихозяйственных

резервов, обеспечение сохранности  денежных и материальных средств,

устранение причин и условий, порождающих хищения и

бесхозяйственность.

В системе внутрихозяйственного контроля ведущая роль принадлежит  контролю, осуществляемому бухгалтерией предприятия, организации в виде: 1) предварительного контроля на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших главному (старшему) бухгалтеру на подпись, а также при визировании  договоров, смет, приказов и других документов, связанных с расходованием  денежных и материальных средств; 2) текущего контроля в ходе учетной  регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций товарно-материальных и других ценностей; 3) последующего контроля на стадии обобщения и анализа  учетной и отчетной информации, а  также посредством ревизий и  тематических проверок (обследований) в отдельных внутрихозяйственных  подразделениях. Следовательно, внутрихозяйственный  бухгалтерский контроль является непрерывным, универсальным (сплошным), системным  и строго документальным.

Одной из причин недостаточной  эффективности внутрихозяйственного контроля зачастую является отсутствие должной ответственности руководителей  функциональных экономических и  технических служб за выполнение контрольных функций. Чтобы повысить действенность внутрихозяйственного контроля, необходимо более четко  разграничить ответственность главного бухгалтера и руководителей других экономических и технических  служб за выполнение функций и  задач внутрихозяйственного контроля.

Преимущества внутриведомственного контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, а также в специализации контроля применительно к отраслевым особенностям организации, технологии и экономики  производства. Его субъектами выступают  министерство (ведомство), промышленное объединение или другой вышестоящий  орган хозяйственного управления.

Основным направлением современного этапа развития внутриведомственного контроля является усиление комплексности  ревизий производственной и финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и организаций. В отличие от общегосударственного (межведомственного) контроля, сфера  действия которого зачастую ограничена определенным кругом вопросов финансовой и хозяйственной деятельности, внутриведомственный  контроль носит обычно комплексный  характер

Beдoмcтвeнный финaнcoвый  контроль в зависимости от  времени его проведения делится  на предварительный, текущий и  последующий.

Предварительный и текущий  финансовый контроль организуют и осуществляют руководители: 1) главных управлений, 2) управлений, 3) подчиненных или  подведомственных им подразделений, 4) а также должностные лица, к  которым относятся начальники финансовых служб, главные бухгалтеры, имеющие  право подписи финансовых документов.

Основными методами предварительного и текущего финансового контроля называются внезапные проверки в  местах хранения денежных средств и  материальных ценностей, а также  инвентаризации материальных ценностей  и денежных средств.

Для проведения внезапных  проверок в местах хранения денежных средств и материальных ценностей  в каждом конкретном случае по указанию руководителя подразделения назначается  комиссия, которая имеет право  требовать предъявления всех документов, необходимых для проведения проверки. Если в ходе проверки будут выявлены правонарушения, виновные должностные  лица должны дать соответствующие объяснения. В случае необходимости может  быть назначена и постоянно действующая  комиссия.

По окончании проверки составляется акт, результаты проверки докладываются руководителю подразделения.

Помимо названный видов  финансового контроля, выделяется также  муниципальный финансовый контроль, осуществляемый органами местного самоуправления при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении  отчета о ею исполнении; установлении местных налогов и, сборов на основе принципов, определенных законодательством  России. Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправлений осуществляют местный финансовый контроль при  исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и  бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной  собственностью, и при решении  иных вопросов местного значения.

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами.

Финансово-хозяйственный  контроль в зависимости от времени  его осуществления подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Они находятся во взаимосвязи, отражая  непрерывный характер контроля.

Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Контрольные органы осуществляют данный вид контроля на стадии рассмотрения производственных, финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других плановых (нормативных) расчетов предприятий  и хозяйственных организаций. Основная цель предварительного бухгалтерского контроля — своевременно пресекать  незаконное и нерациональное использование  средств.

Текущий контроль является неотъемлемым элементом оперативного управления производством, проводится в процессе совершения производственных, хозяйственных  и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий  контроль при необходимости позволяет  регулировать быстроменяющиеся хозяйственные  ситуации, предотвращать потери и  убытки.

Нельзя, на мой взгляд, согласиться  с точкой зрения Э.А. Вознесенского, отрицающего существование текущего контроля как отдельного вида. Он пишет: "Вызывает сомнение и обоснованность ... текущего контроля в качестве самостоятельного вида (формы) контроля, так как если в основу классификации по данным факторам положить разновременность совершения контрольных действий по сравнению  с движением материальных ценностей  и денежных средств, то вряд ли можно  согласиться с наличием указанного контроля. Признание этого критерия исключает наличие текущего контроля и свидетельствует об отношении  любых действий со стороны контрольных  органов либо к предварительному, либо к последующему контролю"  .

Последующий контроль охватывает хозяйственную и финансовую деятельность на всех уровнях управления за истекший период. Основное его содержание —  проверка выполнения планов по количественным и качественным показателям, соблюдения хозяйственного и финансового законодательства, сохранности собственности, законности управленческих решений и т. д.

В специальной литературе распространена трактовка последующего контроля как вида внешнего контроля — внутриведомственного и межведомственного. С такой позицией согласиться  нельзя, так как последующий контроль является неотъемлемой частью не только внешнего, но и внутрихозяйственного бухгалтерского контроля. Последующий  контроль, отличающийся углубленным  изучением всех сторон хозяйственной  и финансовой деятельности, позволяет  выявить недостатки предварительного и текущего контроля.

Классификация финансово-хозяйственного контроля по источникам используемой информации включает документальный и  фактический контроль.

Источниками контрольных  данных для документального контроля служат: первичные документы, включая  технические носители информации; регистры бухгалтерского учета; данные оперативно-технического учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность; плановая, нормативная и прочая документация.

Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния  проверяемых объектов по данным осмотра  их в натуре (обмера, взвешивания, пересчета  и т. д.). Использование приемов  фактического контроля позволяет установить достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, бухгалтерском учете и отчетности. Однако фактический контроль, особенно последующий, не может быть всеобъемлющим  в силу непрерывного характера хозяйственных  процессов и быстроменяющихся хозяйственных  ситуаций. Поэтому документальный и  фактический контроль не существуют изолированно, а дополняют друг друга.

3. Организация финансового  контроля в РФ.

Система органов финансового  контроля включает следующие элементы:

ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением  непосредственно парламенту или  президенту страны. Главная цель этого  ведомства – общий  контроль за  расходованием государственных  средств;

налоговое ведомство с  подчинением правительству или  министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

контролирующие структуры  в составе ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

службы внутреннего контроля, основная задача которых – поиск  путей снижения издержек и максимизации прибыли.

Экономические и политические преобразования в Российской Федерации  в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в  стране системы органов финансового  контроля, постепенному приближению  ее к западной модели. Была преобразована  система контрольных органов. В частности, в 1990 г. Были упразднены органы народного контроля. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.

Появились новые органы финансового  контроля: Федеральное казначейство, Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена  структура Министерства финансов России, изменились его функции.

Возник аудиторский контроль.

Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.

Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций  вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны  коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий – клиентов и за деятельностью  самих коммерческих банков со стороны  Центрального Банка России, так и  за деятельностью самого Центрального Банка России со стороны законодательных  органов.

Принцип разделения властей, закрепленный в Конституции РФ и  конституциях (уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов  представительной власти. Я считаю, что такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и  утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных  и местных внебюджетных фондов, а  также при утверждении отчетов  об их исполнении.

Для осуществления финансового  контроля со стороны органов представительной власти были созданы соответствующие  структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной  Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные  палаты субъектов РФ.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами