Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной курсовой работы является определение самого понятия финансового контроля, его содержание и задачи, а также определить систему и основы правового статуса органов финансового контроля. К задачам работы также относятся определение видов и методов финансового контроля, а также раскрыть понятия, значения и сущность основных методов финансового контроля, таких как проверки, ревизии, и анализ.

Содержание работы

Введение 4
1. Содержание и задачи финансового контроля……………………………… ..6
2. Виды и методы финансового контроля……………………………………...11
3. Организация финансового контроля в РФ…………………………………..26
4. Пути совершенствования финансового контроля в РФ…………………….44
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 57.20 Кб (Скачать файл)

Начало такому контролю было положено  создание Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих  действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента РФ. В настоящее время основная часть  его функций передана Комитету Государственной  Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого проводят экспертно-аналитические  работы по всем финансовым вопросам. Так, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета.

Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений  соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Особое место в системе  финансового контроля со стороны  органов представительной власти принадлежит  Счетной палат РФ, деятельность которой  определяется Федеральным законом  РФ от 5 апреля 2013 г.  Это не зависимый  от Правительства РФ постоянно действующий  орган государственного финансового  контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Контролю подлежат все  юридические лица— государственные  органы и учреждения, включая государственные  внебюджетные фонды и Центральный  Банк России, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фирмы  и негосударственные коммерческие организации— в части, связанной  с получением, перечислением или  использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Перед Счетной палатой РФ поставлены следующие задачи:

- организация контроля  исполнения федерального бюджета  и внебюджетных фондов;

-подготовка предложений  по устранению обнаруженных нарушений  и упорядочению бюджетного процесса;

- оценка эффективности  и целесообразности расходования  государственных средств, в том  числе предоставленных на возвратной  основе, и использования федеральной  собственности;

- определение обоснованности  доходных и расходных статей  проектов федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- проведение финансовой  экспертизы, т. е. оценки финансовых  последствий принятия федеральных  законов для бюджета;

- контроль поступления  и движения бюджетных средств  на счетах банков;

- регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета; контроль  поступления в федеральный бюджет  денежных средств от приватизации  государственной собственности,  продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также  контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга  РФ, а также деятельность Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования  иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов и на безвозмездной  основе иностранным государствам и  международным организациям.

Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, —  тематические проверки и ревизии. Для  принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству  ущерба и привлечению к ответственности, в том числе к уголовной, должностных  лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный  в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству  прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений  Счетной палаты она имеет право  давать предписания, обязательные для  исполнения. В случае если предписания  не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной  Думой может принять решение  о приостановлении финансовых, платежных  и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

По закону деятельность Счетной  палаты является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Контроль финансов со стороны  Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания  указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и  освобождения от должности министра финансов Российской Федерации, представления  Государственной Думе РФ кандидатуры  для назначения на должность председателя Центрального банка РФ. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. "е" ст. 84 Конституции РФ).

Определенные функции  финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 8 июня 2004 г.  Как структурное  подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно  Президенту РФ, но взаимодействует  со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью  органов 'контроля и надзора при  федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации  Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан  и юридических лиц.

Главное контрольное управление наделено правом требовать от руководителей  государственных органов, организаций  и предприятий (независимо от формы  собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой  для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить  на рассмотрение Президента РФ предложения  по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том  числе финансовых.

Правительство РФ в соответствии со ст. 101, 114 Конституции РФ и Федеральным  конституционным законом "О Правительстве  Российской Федерации" от 7 мая 2013 г.  наделено широкими полномочиями. Оно  контролирует процесс разработки и  исполнения федерального бюджета, осуществление  единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство  РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. Правительством РФ утверждены положения "О Министерстве финансов" , "О  Федеральном Казначействе" . При  Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных  функций в области финансов.

Важнейшее место в системе  финансового контроля со стороны  Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин России), которое  не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно  контролирует ее осуществление. Все  структурные подразделения Министерства Финансов РФ в той или иной форме  контролируют различные направления  финансовой деятельности. Прежде всего, Министерства Финансов РФ осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление  и расходование бюджетных средств  и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного '"контроля; контролирует направление  и использование государственных  инвестиций, выделяемых на основе решений  правительства РФ; контроль за расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом; за формированием  и сохранностью Государственного фонда  драгоценных металлов и драгоценных  камней РФ; страховой надзор и контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков; контроль за качеством аудиторских  проверок; за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ и др.

По результатам контроля Министерство Финансов РФ вправе требовать  устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий  и организаций при наличии  у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления  ими соответствующей 'отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных  штрафов.

Я считаю, что  большую  роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Министерством  Финансов РФ методическое руководство  организацией бухгалтерского учета  в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской  деятельности (кроме аудита банков).

Следует отметить, что контрольные  полномочия Министерства Финансов РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное  законодательство РФ предусматривает  финансовую самостоятельность субъектов  Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность  за формирование и использование  своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Хочу обратить внимание, что  закрепленные ныне контрольные полномочия Министерства Финансов РФ направлены на бюджет и государственные внебюджетные фонды только федерального уровня. И в тех случаях, когда проверяется  деятельность исполнительных органов  власти субъектов Федерации, его  контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности в  бюджетном устройстве России, самостоятельности  финансовой деятельности субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления в установленных  законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование  своих финансовых ресурсов.

Оперативный контроль использования  государственных средств осуществляет действующий в рамках Министерства Финансов РФ Департамент государственного финансового контроля и аудита, а  также органы Федерального казначейства.

Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства Финансов РФ, созданный Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2000 г., является преемником Контрольно-ревизионного управления Министерства Финансов РФ . Департамент - и его территориальные  подразделения обязаны проводить  комплексные ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений  и целевого использования средств  федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной  деятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной  власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Органы Федерального казначейства РФ призваны осуществлять государственную  бюджетную политику; управлять процессом  исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования  государственных средств.

На него возложены следующие  задачи:

- контроль за доходной  и расходной частью федерального  бюджета в ходе его исполнения;

- контроль состояния государственных  финансов в целом и предоставление  высшим органам законодательной  и исполнительной власти отчетов  о финансовых операциях Правительства  РФ и состоянии бюджетной системы;

- контроль совместно с  Банком России состояния государственного  внешнего и внутреннего долга  РФ;

- контроль государственных  федеральных внебюджетных фондов  и финансовых отношений между  ними и федеральным бюджетом.

Органы Федерального Казначейства РФ имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов  и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета  и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они  имеют право выдавать предписания  о взыскании в бесспорном порядке  государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей  учетной ставки Центрального банка  России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих  объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в  размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной  на 10 пунктов. Как правило, органы Федерального Казначейства РФ взаимодействуют с  налоговыми и правоохранительными  органами.

В настоящее время произведена  реорганизация контрольных органов  Министерства Финансов РФ на местах. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2000 г. «Об  утверждении положения о Контрольно - ревизионном Управлении РФ» организованы контрольно-ревизионные управления Министерства Финансов РФ в субъекте РФ (территориальные КРУ) .

Основной задачей деятельности территориальных управлений Контрольно – ревизионного Управления РФ является осуществление последующего контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью федеральных  средств. Они также проводят на договорной основе по обращениям органов государственной  власти субъектов Федерации и  органов местного самоуправления ревизии  и финансовые проверки (с возмещением  расходов) поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и доходов от имущества.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами