Финансовый контроль в системе управления финансами
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 10:14, курсовая работа
Описание работы
В системе управления финансами особое место с точки зрения эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций.
Как правило, процесс финансового
контроля включает следующие основные
этапы:
- планирование, которое
предполагает определение объекта, целей,
задач и форм контроля и формирование
набора количественных и качественных
показателей, по которым будет производиться
оценка реализации финансовых решений;
- проведение контроля, целью
которого является сбор оперативных данных,
характеризующих состояние объекта контроля,
и их предварительная оценка;
- систематизация результатов
контроля (обобщение и упорядочение полученной
информации по определенным критериям)
и составление отчетности;
- реализация результатов,
которая предполагает доведение принятых
по результатам контроля решений до всех
заинтересованных лиц, выработку и проведение
мероприятий по устранению выявленных
нарушений и недостатков.
Правовое и методическое
обеспечение финансового контроля
включает:
-
финансово-правовые акты, в которые входят:
законы, подзаконные нормативные правовые
акты органов общей и специальной компетенции,
принимаемые во исполнение законов;
-
стандарты, представляющие собой утверждаемые
компетентным органом нормативно-технические
документы, устанавливающие комплекс
норм, правил по отношению к предмету стандартизации
(например, правила (стандарты) аудиторской
деятельности);
-
кодексы профессиональной этики;
-
методические документы, которые содержат
конкретные вопросы организации финансового
контроля, разъясняют способы и приемы
практического осуществления тех или
иных процедур контроля (например, инструкция
о порядке осуществления проверок или
по работе с документами и т.п.).[17, с.86]
1.2. Принципы
финансового контроля
Финансовому контролю как неотъемлемой
части финансовой деятельности присущи
принципы, на которых строится её осуществление
и которые законодательно закреплены
в Конституции РФ и иных нормативно –
правовых актах. Основными принципами
финансового контроля, являются: законности,
гласности, плановости, независимости,
объективности, ответственности, разграничения
функций и полномочий, системности.
- Принцип законности предусматривает
наличие правовой базы, обеспечивающей
проведение контроля в соответствии с
его целями и задачами и выражается в том,
что весь процесс создания, распределения
и использования фондов денежных средств
регламентируются нормами финансового
права, соблюдение которых обеспечивается
возможностью применения к правонарушителям
мер государственного принуждения
- Принцип гласности при осуществлении
финансовой деятельности проявляется
в процедуре доведения до сведения граждан,
в том числе, с помощью СМИ, содержания
проектов различных финансово - плановых
актов, принятых отчётов об их выполнении,
результатов проверок и ревизии финансовой
деятельности и т.д.
- Принцип плановости в осуществлении
финансовой деятельности означает, что
вся финансовая деятельность государства
базируется на основе целой системы финансово
- плановых актов, структура которых, порядок
составления, утверждения, исполнения
закрепляются в соответствующих нормативных
актах.
- Независимость контроля должна
быть обеспечена финансовой самостоятельностью
контрольного органа, более длительными
по сравнению с парламентскими сроками
полномочий руководителей органов контроля
и закреплением в конституции их статуса.
- Объективность и компетентность
подразумевают неукоснительное соблюдение
контролёрами действующего законодательства,
высокий профессиональный уровень работы
контролёров на основе строго установленных
стандартов проведения ревизионной работы.
Под объективностью понимают отсутствие
предвзятости и невмешательство в оперативную
деятельность субъекта хозяйствования
(контроля), обоснованность выводов по
результатам контрольных мероприятий.
- Принцип ответственности предполагает
добросовестное отношение сотрудников
органов финансового контроля к своим
должностным обязанностям.
- Реализация принципа разграничения
функций и полномочий заключается в отсутствии
дублирования в деятельности органов
финансового контроля.
- Принцип системности означает
единство правовой базы, установление
периодичности в проведении тех или иных
финансовых контрольных мероприятий.
Так же существуют и другие
принципы, носящие более прикладной характер,
а именно: .[18,c. 13]
- результативность контроля;
- четкость и логичность
предъявляемых контролерами требований;
- неподкупность субъектов
контроля;
- обоснованность и доказательность
информации, приведенной в актах
проверок и ревизий;
- превентивность (предупреждение)
вероятных финансовых нарушений;
- презумпция невиновности
(до суда) подозреваемых в финансовых
преступлениях лиц;
- согласованность действий
различных контролирующих органов
и др.
В развитых странах национальные
стандарты государственного финансового
контроля, процедуры их реализации разрабатываются
высшими контрольными органами. Значимость
стандартизации государственного финансового
контроля настолько велика, что Международная
неправительственная организация высших
контрольных органов ИНТОСАИ – разработала
целый ряд стандартов контрольно-ревизионной
деятельности, которые были рекомендованы
к применению органами контроля разных
стран в той мере, в какой разработанные
стандарты совместимы с национальным
законодательством. Стандарты ИНТОСАИ,
прежде всего, направлены на унификацию
деятельности органов государственного
финансового контроля в различных странах
с целью повышения эффективности международного
сотрудничества в борьбе с коррупцией,
финансовым мошенничеством, хищением
государственных средств.
Международные стандарты носят
рекомендательный характер, и страны самостоятельно
принимают решения об их использовании.
Но поскольку международные стандарты являются
обобщенным результатом функционирования
наиболее развитых учетных и контрольных
систем в мире (американской и европейской),
то совершенно очевидно, что их слепое
копирование может негативно сказаться
на национальной практике. Однако это
не означает, что нашей стране в силу ее
специфических особенностей не следует
использовать международный опыт и опыт
других стран. Наоборот, его использование
диктуется необходимостью скорейшей разработки
своих собственных правил, в которых бы
оптимальным образом сочетались международные
требования и национальные особенности.
Финансовый контроль организуется и проводится
на основе определенных принципов.
Принципы финансового контроля,
которые легли в основу организации прежде
всего государственного финансового контроля
в Российской Федерации, были приняты
IX Конгрессом Международной организации
высших контрольных органов (ИНТОСАИ)
в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли
свое отражение в Лимской декларации руководящих
принципов контроля. [17,142]
1.3.
Объекты и субъекты финансового
контроля
В системе финансового контроля
выделяют как основные, так и вспомогательные
элементы, образующие инфраструктуру
финансового контроля. Объект и субъект
финансового контроля являются основными
элементами инфраструктуры финансового
контроля.
В качестве объекта финансового
контроля выступают: процессы образования,
распределения и использования финансовых
ресурсов субъектами хозяйствования и
органами государственной власти и местного
самоуправления, характеризующиеся системой
различных стоимостных показателей.
В соответствии со ст. 266.1. БК
РФ объектами государственного (муниципального)
финансового контроля (далее - объекты
контроля) являются: [5] главные распорядители
(получатели) бюджетных средств, главные
администраторы доходов бюджета, главные
администраторы источников финансирования
дефицита бюджета;
финансовые органы (главные
распорядители (распорядители) и получатели
средств бюджета, которому предоставлены
межбюджетные трансферты) в части соблюдения
ими целей и условий предоставления межбюджетных
трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных
из другого бюджета бюджетной системы
Российской Федерации;
государственные (муниципальные)
учреждения;
государственные (муниципальные)
унитарные предприятия;
государственные корпорации
и государственные компании;
хозяйственные товарищества
и общества с участием публично-правовых
образований в их уставных (складочных)
капиталах, а также коммерческие организации
с долей (вкладом) таких товариществ и
обществ в их уставных (складочных) капиталах;
юридические лица, индивидуальные
предприниматели, физические лица в части
соблюдения ими условий договоров (соглашений)
о предоставлении средств из соответствующего
бюджета бюджетной системы Российской
Федерации, договоров (соглашений) о предоставлении
государственных или муниципальных гарантий;
органы управления государственными
внебюджетными фондами;
юридические лица, получающие
средства из бюджетов государственных
внебюджетных фондов по договорам о финансовом
обеспечении обязательного медицинского
страхования;
кредитные организации, осуществляющие
отдельные операции с бюджетными средствами,
в части соблюдения ими условий договоров
(соглашений) о предоставлении средств
из соответствующего бюджета бюджетной
системы Российской Федерации.[5]
Для осуществления финансового
контроля создаются особые контрольные
органы, укомплектованные высококвалифицированными
специалистами. Их права, обязанности
и ответственность строго регламентированы,
в том числе в законодательном порядке.
Данные органы являются важными
элементами в системе финансового контроля.
Другими словами - субъекты контроля,
так как они в соответствии с действующим
законодательством непосредственно осуществляют
контроль и несут ответственность за свои
действия.
Непредставление или несвоевременное
представление объектами контроля в органы
государственного (муниципального) финансового
контроля по их запросам информации, документов
и материалов, необходимых для осуществления
их полномочий по государственному (муниципальному)
финансовому контролю, а равно их представление
не в полном объеме или представление
недостоверных информации, документов
и материалов влечет за собой ответственность,
установленную законодательством РФ.[5]
Субъектом является юридическое
или физическое лицо, в том числе государственный
орган, коммерческая или общественная
организация, структурное подразделение
и т.д.
С точки зрения системы финансового
контроля различают: управляющие субъекты,
субъекты, осуществляющие контроль, управляемые
субъекты.
Субъекты контроля могут быть
различными. В их число входят органы государственной
власти и управления (Президента РФ, Счетная
палата РФ, Служба финансово-бюджетного
надзора, налоговые, финансовые и специализированные
контрольные органы), контрольно-ревизионные
управления министерств и ведомств, финансово-экономические
службы предприятий и организаций, аудиторские
фирмы, неправительственные организации,
а также граждане страны как налогоплательщики.
Таким образом, в первой главе
мы рассмотрели понятие финансового контроля
как элемента управления финансами. Дали
определения системы управления финансами,
финансового контроля, выяснили роль международных
стандартов финансового контроля, обозначили
объекты и субъекты финансового контроля.
2.
ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
2.1. Виды
и формы проведения финансового контроля
Конкретные формы и методы организации
финансового контроля есть практическое
воплощение объективно присущего финансам
как экономической категории свойства
контроля. Поскольку финансовая система
государства охватывает все виды денежных
фондов (как на федеральном и региональном
уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих
субъектов), финансовый контроль является
многоуровневым и всесторонним [4,с.834].
В мировой практике сложились
две основные модели финансового контроля:
англосаксонская и французская. Если в
англосаксонской модели контролирующие
финансовые органы лишь осуществляют
различные виды контроля и подготавливают
по ним отчет, а вопрос о санкциях является
прерогативой административных и судебных
органов власти, то французская модель
предусматривает возможность предоставления
отдельным контрольным органам некоторых
судебных функций в определении виновности
лиц в финансовых нарушениях, в требовании
возмещения ущерба и т. п.
Счетная палата Франции по результатам
проверки счетов государственной организации
и в случае обнаружения недостачи либо
перерасходовании средств может вынести
определение в отношении государственных
чиновников, допустивших нарушение, которое
одновременно является и исполнительным
документом, дающим право на арест имущества
государственного чиновника, либо имущества
его поручителей и правопреемников.
Для каждого вида контроля и
контролирующего органа предусмотрен
соответствующий регламент, определяющий
порядок, последовательность выполнения
контрольных операций и форму отчетности.
Успешная реализация контрольных
мероприятий зависит от того,
насколько они соответствуют
сложившейся экономической ситуации,
задачам бюджетной политики, структуре
объекта контроля. Под формой
финансового контроля понимают
конкретное выражение и организацию
контрольных действий. Существуют
различные формы финансового
контроля, которые можно классифицировать
по разным признакам: .[16,c. 245]
- Регламент осуществления,
к данному признаку относятся обязательный
(внешний) и инициативный (внутренний)
формы финансового контроля;
- Время проведения, этот признак
делится на предварительные, текущие (оперативные),
последующие формы финансового контроля;
- Субъекты контроля имеют следующие
формы - президентский, законодательных
органов власти и местного самоуправления,
контроль исполнительных органов власти,
контроль финансово-кредитных органов,
внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;
- Объекты контроля, так же имеют
свои формы - бюджетный, контроль за внебюджетными
фондами, налоговый, кредитный, страховой,
инвестиционный, таможенный, валютный,
контроль за денежной массой.