Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

В системе управления финансами особое место с точки зрения эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций.

Файлы: 1 файл

курсовая ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.docx

— 158.30 Кб (Скачать файл)

Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

-  планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;

- проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

- систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;

-  реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

 Правовое и методическое  обеспечение финансового контроля  включает:

- финансово-правовые акты, в которые входят: законы, подзаконные нормативные правовые акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов;

- стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской деятельности);

-  кодексы профессиональной этики;

- методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля, разъясняют способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля (например, инструкция о порядке осуществления проверок или по работе с документами и т.п.).[17, с.86]

1.2. Принципы  финансового контроля

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи принципы, на которых строится её осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно – правовых актах. Основными принципами финансового контроля, являются: законности, гласности, плановости, независимости, объективности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

 - Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами и выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируются нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения

- Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово - плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.

- Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово - плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

- Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.

- Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий.

- Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям.

- Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля.

- Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Так же существуют и другие принципы, носящие более прикладной характер, а именно: .[18,c. 13]

- результативность контроля;

- четкость и логичность  предъявляемых контролерами требований;

- неподкупность субъектов  контроля;

- обоснованность и доказательность  информации, приведенной в актах  проверок и ревизий;

- превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;

- презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых  преступлениях лиц;

- согласованность действий  различных контролирующих органов  и др.

В развитых странах национальные стандарты государственного финансового контроля, процедуры их реализации разрабатываются высшими контрольными органами. Значимость стандартизации государственного финансового контроля настолько велика, что Международная неправительственная организация высших контрольных органов  ИНТОСАИ – разработала целый ряд стандартов контрольно-ревизионной деятельности, которые были рекомендованы к применению органами контроля разных стран в той мере, в какой разработанные стандарты совместимы с национальным законодательством. Стандарты ИНТОСАИ, прежде всего, направлены на унификацию деятельности органов государственного финансового контроля в различных странах с целью повышения эффективности международного сотрудничества в борьбе с коррупцией, финансовым мошенничеством, хищением государственных средств. 

Международные стандарты носят рекомендательный характер, и страны самостоятельно принимают решения об их использовании. Но поскольку международные стандарты являются обобщенным результатом функционирования наиболее развитых учетных и контрольных систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование может негативно сказаться на национальной практике. Однако это не означает, что нашей стране в силу ее специфических особенностей не следует использовать международный опыт и опыт других стран. Наоборот, его использование диктуется необходимостью скорейшей разработки своих собственных правил, в которых бы оптимальным образом сочетались международные требования и национальные особенности. Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов.

Принципы финансового контроля, которые легли в основу организации прежде всего государственного финансового контроля в Российской Федерации, были приняты IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. в городе Лиме (Франция) и нашли свое отражение в Лимской декларации руководящих принципов контроля. [17,142]

 

1.3. Объекты и субъекты финансового  контроля

 

В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. Объект и субъект финансового контроля являются основными элементами инфраструктуры финансового контроля.

В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей.

В соответствии со ст. 266.1. БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются: [5] главные распорядители (получатели) бюджетных средств, главные администраторы  доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

 

государственные (муниципальные) учреждения;

государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

государственные корпорации и государственные компании;

хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, договоров (соглашений) о предоставлении государственных или муниципальных гарантий;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.[5]

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе в законодательном  порядке.

Данные органы являются важными элементами в системе финансового контроля. Другими  словами - субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информации, документов и материалов, необходимых для осуществления их полномочий по государственному (муниципальному) финансовому контролю, а равно их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.[5]

Субъектом является юридическое или физическое лицо, в том числе государственный орган, коммерческая или общественная организация, структурное подразделение и т.д.

С точки зрения системы финансового контроля различают: управляющие субъекты, субъекты, осуществляющие контроль, управляемые субъекты.

Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (Президента РФ, Счетная палата РФ, Служба финансово-бюджетного надзора, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики.

Таким образом, в первой главе мы рассмотрели понятие финансового контроля как элемента управления финансами. Дали определения системы управления финансами, финансового контроля, выяснили роль международных стандартов финансового контроля, обозначили объекты и субъекты финансового контроля.

 

 

 

2. ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

2.1. Виды и формы проведения финансового контроля

Конкретные формы и методы организации финансового контроля есть практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним [4,с.834].

В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.

Счетная палата Франции по результатам проверки счетов государственной организации и в случае обнаружения недостачи либо перерасходовании средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, дающим право на арест имущества государственного чиновника, либо имущества его поручителей и правопреемников.

Для каждого вида контроля и контролирующего органа предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.

          Успешная реализация контрольных  мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют  сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре  объекта контроля. Под формой  финансового контроля понимают  конкретное выражение и организацию  контрольных действий. Существуют  различные формы финансового  контроля, которые можно классифицировать  по разным признакам: .[16,c. 245]

- Регламент осуществления, к данному признаку относятся обязательный (внешний) и инициативный (внутренний) формы финансового контроля;

- Время проведения, этот признак делится на предварительные, текущие (оперативные), последующие формы финансового контроля;

- Субъекты контроля имеют следующие формы - президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;

- Объекты контроля, так же имеют свои формы - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный, контроль за денежной массой.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами