По результатам проведенных
контрольных мероприятий Счетной палатой
направлено органам государственной власти
и органам местного самоуправления Алтайского
края, руководителям проверенных предприятий,
учреждений и организаций 96 представлений
для принятия мер по устранению выявленных
нарушений, возмещению причиненного ущерба
и привлечению к ответственности виновных
должностных лиц и 12 информационных писем.
По материалам проверок предложено
устранить нарушения на сумму 451,4 млн.
рублей, в том числе к восстановлению –
115,5 млн. рублей, из которых – в краевой
бюджет – 85,4 млн. рублей. [11]
В 2011 году устранено
нарушений (с учетом средств по
материалам проверок прошлых
лет) на сумму 369,5 млн. рублей, в том
числе восстановлено в бюджеты
всех уровней – 39,7 млн. рублей, из них
в краевой – 33,7 млн. рублей. Устраняются
недостатки в организации бюджетного
процесса, ведении бухгалтерского и бюджетного
учета, использовании краевого и муниципального
имущества, управлении земельными ресурсами.
[11]
В 2012 году проведено 88 контрольных
и экспертно–аналитических мероприятий,
в том числе 28 документальных, 32 камеральные
проверки, один мониторинг и 27 экспертиз
проектов нормативных правовых актов
Алтайского края. [12]
Общий объем проверенных средств
с учетом внешних проверок отчетов об
исполнении краевого бюджета и бюджета
Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Алтайского
края составил 108819,5 млн. рублей.
В 2012 году нарушения в финансово–бюджетной
сфере Алтайского края выявлены на общую
сумму 991,1 млн. рублей (сократились к уровню
2011 года на 19,6 %), в том числе нецелевое
использование государственных средств
на сумму 7,0 млн. рублей. Неэффективное
расходование средств выявлено на сумму
380,9 млн. рублей. [12]
По итогам проведенных
контрольных мероприятий Губернатору
Алтайского края, главным распорядителям
средств краевого бюджета, органам местного
самоуправления направлено 11 информационных
писем.
По материалам проверок предложено к
устранению нарушений на сумму 654,3 млн.
рублей, в том числе – к восстановлению
– 82,6 млн. рублей, из которых – в краевой
бюджет – 76,3 млн. рублей. [12]
В 2012 году устранено
нарушений (с учетом средств по
материалам проверок прошлых
лет) на сумму 609,5 млн. рублей, в том
числе восстановлено в бюджеты
всех уровней – 72,9 млн. рублей, из
них в краевой – 68,9 млн. рублей. [12]
Устранение выявленных в ходе
проверок нарушений находится на постоянном
контроле Счетной палаты.
Основными мерами по устранению
отмеченных нарушений остаются: возврат
(восстановление) израсходованных неправомерно,
не по целевому назначению бюджетных средств;
взыскание задолженности по платежам
в краевой (местный) бюджет; приведение
нормативных правовых актов в соответствие
требованиям, исключающим условия или
причины, способствовавшие возникновению
нарушений в процессе формирования и исполнения
бюджета, неэффективному использованию
государственного (муниципального) имущества;
отмена, изменение и дополнение нормативных
документов, договоров, контрактов органов
исполнительной власти и руководителей
хозяйствующих субъектов; приведение
бухгалтерского учета и отчетности в соответствие
с действующими нормативными актами. [8]
Данные Счетной палаты Алтайского
края за период с 2009 по 2012 годы сформированы
в таблице (приложение 1). На основание
произведенного исследования сделан анализ
динамики нарушений финансово-бюджетного
законодательства к общему объему проверенных
средств в процентном соотношении за период
с 2009 по 2012 годы.
Таким образом, правонарушений
в:
2008 году
0,57%
2009 году
1,53%;
2010 году
1,28%;
2011 году
1,11%;
2012 году
0,91%.
На основании этих данных мы
можем спрогнозировать возможное количество
нарушений на 2013-2014 годы.
Результаты исследования
покажем на графики:
Рисунок 1
Исходя, из выше перечисленного
можно сделать вывод, что количество
нарушений в сфере финансово бюджетного
законодательства Алтайского края постоянно
снижается. Хотя и в 2008 году уровень нарушений
значительно ниже чем в период с 2009 по
2012 годы. Это может говорить о низком качестве
проведенных контрольных мероприятий,
а также данный факт можно связать с тем,
что объем поверяемых средств значительно
меньше, чем в последующие годы.
Это свидетельствует о том, что меры, применяемые
для их устранения и предотвращения –
эффективны, но недостаточны и требуют
постоянного контроля и совершенствования.
4.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
В РФ
4.1.
Новые тенденции в развитии
финансового контроля в России
Мы живем в эпоху инноваций
и нововведений, это касается и сферы финансового
контроля. Наблюдаются новые тенденции
в развитии финансового контроля в России.
В условиях перехода к рынку содержание
и методы контроля претерпевают значительные
изменения, вызванные изменением роли
государства в экономике.
- Сужается сфера государственного
финансового контроля. Он все более концентрируется
на сфере макроэкономических процессов,
включая контроль за стоимостными пропорциями
движения ВВП, денежной массой, формированием
и использованием фондов денежных средств,
поступающих в распоряжение государства.
Одновременно расширяется сфера действия
негосударственного финансового контроля
со стороны аудиторских и страховых фирм,
кредитных организаций и т.д., меняется
его содержание.
- Происходит
определенный сдвиг от последующего контроля
в сторону предварительного. Развитие
демократии и парламентаризма в России,
повышение профессионального уровня депутатов
обеих палат приводят к более тщательному
контролю за финансовой деятельностью
исполнительной власти и углубленному
анализу целесообразности и экономической
эффективности расходования средств при
утверждении проектов государственного
бюджета и внебюджетных фондов. Этому
способствует и создание специальных
контролирующих органов представительной
власти. На уровне отдельных хозяйствующих
субъектов происходит усиление внимания
к финансовому обследованию инвестиционных
проектов с привлечением специализированных
консультационных фирм, инвестиционных
банков и финансовых корпораций. [21, с.163]
Важную роль в осуществлении
финансового контроля играет уровень
организации учета в стране — бухгалтерского,
бюджетного, налогового. Отчетная документация
— главный объект финансового контроля.
Дальнейшее развитие финансового
контроля и его эффективность во многом
зависят от создания новой концептуальной
и законодательной базы, обеспечивающей
его проведение на качественно новом уровне,
присущем демократическому государству
[25].
4.2.
Основные направления совершенствования
государственного финансового контроля
в Российской Федерации
Коренные перемены в социально-экономическом
строе России и в методах управления экономикой
сделали неизбежным радикальное преобразование
одного из важнейших инструментов управления
финансами - государственного финансового
контроля. Адекватная система государственного
финансового контроля является одним
из непременных условий успеха экономических
реформ и важным инструментом борьбы с
коррупцией и правонарушениями в экономической
сфере. Создание отлаженной системы государственного
финансового контроля следует рассматривать
как важнейший фактор дальнейшего развития
российской экономики.
Для решения этих задач необходима
реализация целого комплекса мероприятий
по совершенствованию государственного
финансового контроля в Российской Федерации
по следующим направлениям:
- создание системы государственного
финансового контроля;
- формирование нормативно-правовой
и методической базы аудита эффективности
использования бюджетных средств и государственной
собственности;
- повышение роли государственного
финансового контроля в сфере
обеспечения финансовой безопасности
государства. [25]
Создание системы государственного
финансового контроля. Одним из направлений
совершенствования государственного
финансового контроля в Российской федерации
является построение единой финансовой
системы государственного финансового
контроля. Системный подход к организации
государственного финансового контроля
предполагает, прежде всего, определение
его места и роли в системе контроля осуществляемого
государством в целом, а также формирование
концептуальных основ государственного
финансового контроля и его важнейшей
сферы - бюджетного контроля. В этой связи
необходимо:
- привести теоретическую
и методологическую базу в
соответствие с современными
условиями;
- разработать концептуальные
основы и уточнить нормативное
правовое обеспечение деятельности
контрольных органов;
- реформировать организационную
структуру и соответственно изменить
распределение функций и сфер
деятельности органов государственного
финансового контроля, сформировать
систему кадрового обеспечения;
- организовать адекватную
информационную инфраструктуру;
- повысить уровень материально-технического
и финансового обеспечения функционирования
контролирующих органов.[25]
Важным шагом на пути построения
эффективной системы государственного
финансового контроля в Российской Федерации
является разработка и принятия ряда законов.
Например, федерального закона «О государственном
финансовом контроле», в котором необходимо
определить такие понятия, как «государственный
финансовый контроль», внешний и внутренний
финансовый контроль; определить и закрепить
статус высшего органа государственного
финансового контроля. Следует также уточнить
полномочия контрольных органов в соответствии
с четко сформулированными целями и задачами
их деятельности. От этого зависит степень
результативности проводимых органами
государственного контроля мероприятиями
и формирование единой методической базы
и технологии проведения государственного
финансового контроля. В законе «Об основах
организации и деятельности контрольно-счетных
органов в субъектах РФ» следует определить
принципы, цели и задачи их деятельности,
функции, характер полномочий, а также
направление взаимодействия с органами
государственной власти, другими органами
государственного финансового контроля,
правоохранительными органами.
Совершенствование государственного
финансового контроля в Российской Федерации
требует решения такой актуальной проблемы,
как создание стандартов контрольной
деятельности. В Российской Федерации
должна быть создана единая унифицированная
система стандартов, органично объединяющая
все виды и направления финансового контроля
в Российской Федерации. Стандарты, устанавливающие
общие положения и процедуры, могут служить
базой для разработки стандартов, определяющих
особенности каждого вида финансового
контроля, государственный финансовый,
внутрихозяйственный, аудиторский.
Необходимо также обеспечить
исполнение предписаний Счетной палаты
РФ, направленных по результатам ревизии
государственным органам и коммерческим
организациям. Это может быть достигнуто
либо путем установления штрафов, взыскиваемых
с руководителей учреждений и организаций
в административном порядке, либо тем,
что будет предусмотрена уголовная ответственность
за неисполнение предписаний Счетной
Палаты РФ.
Использование новых информационных
технологий должно стать фактором повышения
технологий государственного финансового
контроля в сфере финансовой безопасности
Российской Федерации. В связи с этим необходимо:[13,
с.55]
- Формирование единого
информационного пространства, для
чего, в свою очередь, необходима
информационная совместимость результатов
деятельности контрольных органов,
автоматизации учета контрольных
мероприятий и обеспечение обмена
соответствующей информацией между
контрольными органами и т.п.;
- Усиление совместной
работы органов государственного
финансового контроля с надзорными
органами, что должно позволить
значительно увеличить объем
получаемой от финансовых организаций
и обрабатываемой информации;
- Совершенствование системы
защиты информации с целью
предотвращения ущерба государственным
интересам из-за разглашения, у
траты, утечки, искажения, уничтожения
информации и ее незаконного использования;
- Создание системы антивирусной
защиты информационных систем
и баз данных органов государственного
финансового контроля, осуществление
эффективного совместного контроля
со специалистами Центра безопасности
связи ФСБ России.
- Формирование нормативно-правовой
и методической базы аудита
эффективного использования бюджетных
средств и государственной собственности.
Важнейшим направлением деятельности
высших органов государственного
финансового контроля в Российской
Федерации является контроль за
эффективностью использования государственных
средств и государственной собственности
(аудит эффективности). Учитывая тот факт,
что важнейшим направлением реформирования
бюджетного процесса сегодня является
повышение эффективности бюджетных расходов,
значение внедрения в практическую деятельность
органов государственного финансового
контроля аудита эффективности трудно
переоценить.
Этот факт предопределяет направления
дальнейшего совершенствования системы
государственного финансового контроля,
ориентируя контрольно-счетные органы
не только на проверки целевого использования
бюджетных и внебюджетных средств, законности
принимаемых органами исполнительной
власти или отдельными должностными лицами
управленческих решений, но и на анализ
их деятельности с позиций ее эффективности
и результативности.
Важным этапом внедрения аудита
эффективности в практическую деятельность
органов государственного финансового
контроля в РФ является его законодательное
обеспечение. Следует дополнить нормативную
правовую базу государственного финансового
контроля рядом положений, в частности:
- определить аудит эффективности
государственных расходов как
деятельность, направленную на анализ
результативности и экономности
использования государственных
средств, оценку возможных резервов
их роста и обоснованности
расходования, выявления причин
отклонений фактических параметров
от запланированных результатов
в целях достижения максимального
положительного общественного эффекта.
- определить аудит эффективности
государственных расходов как
направление деятельности контрольных
органов;