- Эффект «лучшее - враг хорошего,
но не враг плохого». Большинство руководителей
предприятий раз за разом улучшают процессы
и без того являющиеся сильными сторонами
предприятия, а на процессы выполняемые
с низкой эффективностью упорно не обращают
внимание. В итоге, такие процессы превращаются
в очень дорогую «любимую игрушку». Обычно
эти процессы показывают область сознательной
компетенции руководителя, то есть если
руководитель раньше был начальником
производства, то все усилия по совершенствованию
деятельности направлены на производственный
сектор в ущерб коммерческому. Привлечение
внешнего аудитора позволяет руководителю
взглянуть на процессы в области «слепого
пятна» и часто пересмотреть свою позицию
относительно приоритетности шагов по
реорганизации деятельности.
Аудит эффективности использования
ресурсов представляет собой информационно-прозрачную,
достоверную проверку деятельности экономических
субъектов в области использования различного
вида средств. Особую разновидность аудита
эффективности представляет аудит эффективности
расходования средств государственного
бюджета (аудит эффективности бюджетных
расходов), ориентированный на активизацию
контроля за бюджетным процессом не только
на стадии распределения и доведения государственных
средств до их потребителей, но и включая
оценку эффективности, целесообразности
и результативности бюджетных расходов.
Аудиторский контроль
регламентируется статьей 160.2-1 БК РФ.
«Бюджетные полномочия главного распорядителя
бюджетных средств, главного администратора
(администратора) доходов бюджета, главного
администратора источников финансирования
дефицита бюджета по осуществлению внутреннего
финансового контроля и внутреннего финансового
аудита».
Еще в 2003 году С.Степашин сказал,
что в России нужно заранее определить
потребности государства, а также те сферы
деятельности и функции органов исполнительной
власти, на которые будет распространяться
аудит эффективности. Положения об аудите
сформулировано в Федеральном законе
«Об аудиторской деятельности». В настоящее
время ни в бюджетном кодексе, ни в законе
о счетной палате нет определения «аудит
эффективности».
3. ОРГАНИЗАЦИ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ В РФ
3.1. Организационно-правовые
основы финансового контроля
в РФ
Принцип разделения власти,
закрепленный в Конституции РФ, предусматривает
контроль за финансовой деятельностью
органов исполнительной власти со стороны
Президента РФ и органов представительной
власти. Такой контроль осуществляется
при принятии тех или иных законов, касающихся
вопросов финансовой деятельности, и прежде
всего при рассмотрении и утверждении
проектов федерального и нижестоящих
бюджетов, государственных и местных внебюджетных
фондов, а также при утверждении отчетов
об их исполнении.
Финансовый контроль со стороны
органов представительской власти осуществляется
соответствующими структурами, комитетами,
комиссиями Совета Федерации и Государственной
Думы, Счетной Палатой РФ, контрольно-счетными
палатами субъектов РФ.
Начало такому контролю было
положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного
комитета при Верховном Совете РФ как
органа, независимого в своих действиях
ни от аппарата Президента РФ, ни от Правительства
РФ. В настоящее время основная часть его
функций передана комитетам Государственной
Думы по бюджету и налогам, финансам и
банкам, соответствующие подкомитеты
которых проводят экспертно-аналитическую
работу по всем финансовым вопросам. Так,
например, подкомитет по бюджету дает
заключение по проекту федерального бюджета.
Другие подкомитеты занимаются оценкой
законодательных предложений соответственно
по вопросам налогообложения, банковской
и финансовой деятельности.
3.2. Финансовый Контроль
со стороны Счетной палаты Алтайского
края
Особое место в системе финансового
контроля со стороны представительных
органов принадлежит Счетной палате РФ,
деятельность которой определяется Федеральным
законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ « О Счетной
палате Российской Федерации», другими
законами Российской Федерации. Это не
зависимый от Правительства РФ, постоянно
действующий орган государственного финансового
контроля, наделенный широкими полномочиями
и подотчетный Федеральному Собранию
РФ.
Счетная палата РФ - юридическое
лицо, состоит из председателя, назначаемого
Государственной Думой РФ на шесть лет,
заместителей председателя, назначаемых
Советом Федерации РФ также на шесть лет,
12 аудиторов, шесть из которых назначает
Государственная Дума РФ и шесть - Совет
Федерации РФ, а также из аппарата Счетной
палаты – инспекторов.
Объектом контроля со стороны
Счетной палаты РФ выступают средства
федерального бюджета, федеральных внебюджетных
фондов и федеральная собственность.
К субъектам, на которых распространяются
контрольные полномочия Счетной палаты,
относятся: [22, с.165]
- все государственные органы
(в том числе их аппараты) и учреждения,
федеральные внебюджетные фонды;
- органы местного самоуправления,
предприятия, организации, банки, страховые
компании и другие финансово-кредитные
учреждения их союзы, ассоциации и иные
объединения вне зависимости от видов
и форм собственности, если они получают,
перечисляют, используют средства из федерального
бюджета или используют федеральную собственность
либо управляют ею, а также имеют предоставленные
федеральным законодательством или федеральными
органами государственной власти налоговые,
таможенные и иные льготы и преимущества;
- общественные объединения,
негосударственные фонды и иные негосударственные
некоммерческие организации, на деятельность
которых контрольные полномочия Счетной
палаты распространяются в части, связанной
с получением, перечислением или использованием
ими средств федерального бюджета, использованием
федеральной собственности и управлением
ею, а также в части предоставленных федеральным
законодательством или федеральными органами
государственной власти налоговых, таможенных
и иных льгот и преимуществ. [22, с.165]
Таким образом, область действия
контрольных полномочий Счетной палаты
в отношении указанных субъектов связана
с федеральным бюджетом, федеральными
внебюджетными фондами и федеральной
собственностью.
В рамках задач, определенных
законодательством, Счетная палата обладает
организационной и функциональной независимостью.
Деятельность Счетной палаты направлена
на проведение ряда мер в отношении намечаемых,
осуществляемых и уже произведенных государственных
расходов.
Компетенция Счетной палаты
Алтайского края (далее – Счетная палата)
определена Бюджетным кодексом Российской
Федерации, законами Алтайского края «О
Счетной палате Алтайского края», «О бюджетном
устройстве, бюджетом процессе и финансовом
контроле в Алтайском крае», иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации
и Алтайского края.
В своей деятельности Счетная
палата руководствуется Конституцией
Российской Федерации, законодательными
актами Российской Федерации, Уставом
(Основным законом) Алтайского края, законами
и иными нормативными правовыми актами
Алтайского края.
Счетная палата в процессе реализации
задач, определенных законом Алтайского
края «О Счетной палате Алтайского края»,
осуществляет контрольно-ревизионную,
экспертно-аналитическую, информационную
и иные виды деятельности.
Организация работы Счетной
палаты строилась на укреплении и развитии
основополагающих принципов, являющихся
базовыми для эффективного функционирования
деятельности контрольного органа в сфере
государственных финансов: законности,
объективности, независимости, гласности
и последовательной реализации всех форм
финансового контроля.
В соответствии с законом Алтайского
края «О бюджетном устройстве, бюджетом
процессе и финансовом контроле в Алтайском
крае» Счетная палата является участником
бюджетного процесса, обладающим бюджетными
полномочиями. Счетная палата, как контрольный
орган законодательной власти, осуществляет
предварительный, текущий и последующий
контроль, в рамках которого комплекс
контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий в отчетном году составлял
единую систему контроля за формированием,
утверждением и исполнением краевого
бюджета, бюджета Территориального фонда
обязательного медицинского страхования
Алтайского края, бюджетов муниципальных
образований на всех стадиях бюджетного
процесса. Уделялось внимание вопросам
эффективности использования бюджетных
средств, распоряжения объектами права
собственности Алтайского края, достижению
поставленных целей и задач, реализации
положений Бюджетного кодекса Российской
Федерации, продолжена работа по внедрению
аудита эффективности использования средств
краевого и местных бюджетов.
Контрольные полномочия Счетной
палаты в отчетном периоде распространялись
на государственные органы, организации
и учреждения Алтайского края, Территориальный
фонд обязательного медицинского страхования
Алтайского края, органы местного самоуправления
муниципальных образований - получателей
межбюджетных трансфертов из краевого
бюджета, краевые государственные унитарные
предприятия, хозяйственные общества,
доля в уставном капитале которых принадлежит
Алтайскому краю. [8]
За 2008 год Счетной палатой
края проведено 79 контрольных мероприятий,
в том числе 20 - в порядке предварительного
контроля и 59 проверок - в рамках текущего
и последующего контроля, из них - 55 плановых
проверок и четыре проверки по поручениям
Алтайского краевого Совета народных
депутатов и прокуратуры Алтайского края.[8]
Объем проверенных (охваченных)
средств, при проведении контрольных мероприятий
за 2008 год, составил 34089,3 млн. рублей. [8]
Общая сумма выявленных
нарушений в использовании средств и краевой
собственности за проверяемый период
составила 193,0 млн. рублей, в том числе
необоснованное расходование средств
- 96,2 млн. рублей, расходование средств
с нарушением Бюджетного кодекса Российской
Федерации - 58,6 млн. рублей, упущенная выгода
предприятиями - 8,4 млн. рублей, не перечислено
налогов в бюджет - 9,0 млн. рублей, невозврат
заемных средств в бюджет - 2,5 млн. рублей,
прочие нарушения - 18,3 млн. рублей. [8]
По результатам
контрольных мероприятий предложено
восстановить расходов по выявленным
нарушениям на сумму 82,9 млн. рублей.
Восстановлено в 2008 году 30,3 млн. рублей.
[8]
В 2009 году проведено 90 контрольных
мероприятий, в том числе 37 документальных
(из них 14 - с применением элементов аудита
эффективности), 28 камеральных проверок
и 25 экспертиз проектов нормативных правовых
актов Алтайского края. Контрольными мероприятиями
охвачено 11 краевых и ведомственных целевых
программ, подпрограмм. [9]
Общий объем проверенных средств
с учетом внешних проверок отчетов об
исполнении краевого бюджета и бюджета
Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Алтайского
края составил 70,2 млрд. рублей. [9]
В 2009 году в ходе проверок установлено
финансовых нарушений в сумме 1073,4 млн.
рублей, в том числе неэффективное расходование
бюджетных средств - 270,2 млн. рублей, нецелевое
использование – 34,8 млн. рублей. В использовании
средств краевого бюджета нарушений установлено
в сумме 420,1 млн. рублей. [9]
По материалам проверок подлежало
восстановлению 163,8 млн. рублей, в том числе
в краевой бюджет 102,2 млн. рублей.
В 2009 году устранено нарушений
на сумму 387,9 млн. рублей, в том числе восстановлено
в бюджет средств 68,9 млн. рублей, из них
в краевой– 47,7 млн. рублей. [9]
По результатам контрольных
мероприятий руководителям проверенных
объектов, а также в их вышестоящие органы
направлены 87 представлений и 41 письмо.
Из представленных Счетной
палате информаций следует, что итоги
проверок обсуждены в предприятиях, организациях
и учреждениях, и в большинстве случаев,
ими разработаны и осуществляются мероприятия
по выполнению предложений, виновные лица
привлекались к дисциплинарной ответственности.
В 2010 году проведено 77 контрольных
мероприятий, в том числе
48 документальных (из них 7 - с использованием
принципов аудита эффективности), 29 камеральных
проверок и 35 экспертиз проектов нормативных
правовых актов Алтайского края. Контрольными
мероприятиями охвачено девять краевых
и ведомственных целевых программ. [10]
Общий объем проверенных средств
79971,7 млн. рублей.
Выявлено нарушений финансово-бюджетного
законодательства и фактов неэффективного
использования средств на сумму 1027,5 млн.
рублей (в том числе средств краевого бюджета
– 491,4 млн. руб.), из них неэффективное расходование
бюджетных средств составило 197,8 млн. рублей,
нецелевое использование – 24,1 млн. рублей.
[10]
По итогам контрольных мероприятий
руководителям субъектов проверок для
устранения выявленных упущений и недостатков
в работе направлено 90 представлений Счетной
палаты, в их вышестоящие и иные органы
власти – 11 писем. В отдельных случаях
для достижения результатов проверок
обобщающие материалы по контрольным
мероприятиям направлялись в адрес Губернатора
Алтайского края и председателя Алтайского
краевого Законодательного Собрания.
[10]
По материалам проверок предложено
к восстановлению во все уровни бюджетов
59,4 млн. рублей, в том числе в краевой -
46,9 млн. рублей.
В 2010 году устранено нарушений
(с учетом средств по материалам проверок
прошлых лет) на сумму 585,4 млн. рублей, в
том числе восстановлено в бюджеты всех
уровней - 69,0 млн. рублей, из них в краевой
– 46,8 млн. рублей. Устраняются недостатки
в организации бюджетного процесса и ведении
бухгалтерского и бюджетного учета. [10]
В 2011 году проведено 90
контрольных и экспертно–аналитических
мероприятий, в том числе 36 документальных,
34 камеральных проверок и 20 экспертиз
проектов нормативных правовых актов
Алтайского края. [11]
Общий объем выявленных
нарушений в использовании средств бюджетов
всех уровней составил 1232,8 млн. рублей,
в том числе как нецелевое использование
государственных средств классифицированы
нарушения на сумму 10,1 млн. рублей. Остальные
нарушения связаны с несоблюдением требований
законодательства, нормативных правовых
и локальных актов федерального, краевого
и муниципального уровня в финансово–бюджетной
сфере. Неэффективное расходование средств
выявлено на сумму 398,4 млн. рублей. Согласованность
и единообразие подходов по оценке результатов
контрольных мероприятий обеспечивалось
с учетом применения Классификатора нарушений
и недостатков, допускаемых участниками
бюджетного процесса, утвержденного коллегией
Счетной палаты Алтайского края. [11]