Финансы бюджетных учреждений в сфере образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной курсовой работе является изучение организации планирования и финансирования расходов бюджета на образование, а также обоснование мер по ее совершенствованию в современных условиях, для чего нам необходимо решить ряд поставленных задач:
выяснить значение образования в Российской Федерации;
рассмотреть особенности финансирования и планирования расходов образовательных учреждений;
проанализировать финансирование федеральных целевых программ в сфере образования .

Файлы: 1 файл

фбру.docx

— 68.19 Кб (Скачать файл)

Введение        

Вопросы образования в любом государстве  являются приоритетными вопросами. Так как, получение образования  является одним из важнейших конституционных  прав граждан Российской Федерации. От того, как налажена система финансирования образовательных учреждений зависит  многое, в том числе, качество образовательного процесса, образованность общества, его  конкурентно и работа способность.       

Значение  образования как важнейшего фактора  формирования нового качества экономики  и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого  капитала. Ведь человеческий фактор всегда являлся одним из ведущих факторов развития общества и государства. Человеческий капитал в широком определении  — это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и  семьи, включающий образованную часть  трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого  труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное  и рациональное функционирование человеческого  капитала как производительного  фактора развития.        

Первой  основополагающей ступенью в системе  социального развития и развития системы образования является школа. Школа - в широком смысле этого  слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.       

От  качества образования зависят не только успешность обучения в высшей и средней специальной школе, но и эффективность использования  ассигнований, выделяемых на образование. Поэтому деятельности образовательных  учреждений, их экономике следует  уделять особое внимание.       

Основным  источником финансирования системы  образования в Российской Федерации  являются бюджетные средства.       

Оптимизация бюджетной сферы образования, осуществляемая в рамках общей социально-экономической  политики страны, должна быть направлена, прежде всего, на повышение качества и доступности образовательных  услуг населению, в соответствии с установленным Конституцией и  законодательством Российской Федерации  правом граждан на образование.       

Одним из главных направлений экономического анализа системы образования, в  условиях доминирующего значения государственных  финансов является оценка расходов бюджета  с точки зрения его влияния  на результаты образовательного процесса. Большинство развитых и развивающихся  стран мира тратят значительные средства на развитие системы образования, на повышение его качества. При этом во многих случаях возникает проблема эффективного использования средств, так как увеличение расходов на образование  зачастую не сопровождается адекватным улучшением качества образовательных  услуг.       

Актуальность  темы определяется тем, что важнейшим  условием эффективного функционирования национальной экономики является спланированное, рациональное и экономное использование  средств государственного бюджета, направляемых на содержание  системы образования.       

Целью исследования в данной курсовой работе является изучение организации планирования и финансирования расходов бюджета  на образование, а также обоснование  мер по ее совершенствованию в  современных условиях, для чего нам  необходимо решить ряд поставленных задач:

  • выяснить значение образования в Российской Федерации;
  • рассмотреть особенности финансирования и планирования расходов образовательных учреждений;
  • проанализировать финансирование федеральных целевых программ в сфере образования .

 

       Предметом исследования является основные теоретические  и практические аспекты организации  планирования и финансирования расходов на образование.        

Структура работы состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованных литературы.

 

Глава 1. Система  образования и её финансирование.

1.1   Общая характеристика системы образования и источники её

финансирования.

 

Новый этап экономических  и социальных реформ в России предусматривает  в качестве приоритетных направлений  государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование  являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики  напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения  всегда принадлежала системе образования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных  прав граждан РФ. Основы регулирования  государственной политики в области  образования сформулированы в федеральном  законе от 13 января 1996 года №125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утверждённой постановлением правительства РФ от 4 октября 2004 года №751.

Гражданам РФ гарантируется  возможность получения образования  без каких-либо условий и ограничений  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство  гарантирует гражданам общедоступность  и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а  также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского  профессионального образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях в  пределах государственных образовательных  стандартов, если образование данного  уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные  стандарты позволяют сохранять  единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему  норм, определяющих обязательный минимум  содержания основных образовательных  программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальных объём учебной  нагрузки обучающихся. 

 Реализация государственных  гарантий права граждан на  образование обеспечивается путём  создания системы и соответствующих  условий для получения образования.  В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты;  образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление. В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона. Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчёркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счёт средств и местных бюджетов. С позиции ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из бюджета местного органа самоуправления. 

 Одним из условий  обоснованности расходов и эффективного  использования средств является  научно обоснованная типологизация образовательных программ и учреждений. Содержание образования определённого уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе,  создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей  квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.  

 Образовательным является  учреждение, осуществляющее образовательный  процесс, т.е. реализующее одну  или несколько образовательных  программ и (или) обеспечивающее  содержание и воспитание обучающихся,  воспитанников. Образовательные учреждения по свои организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:  

 - дошкольные;  

- образовательные, включающие  в себя три ступени: начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;  

- начального, среднего, высшего  и послевузовского профессионального  образования;  

- дополнительного образования  взрослых;  

- дополнительного образования  детей;  

- специальные (коррекционный) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;  

- для детей-сирот, оставшихся  без попечения родителей (законных  представителей);  

- другие учреждения, осуществляющие  образовательный процесс.  

 Видовые наименования  учреждений определяются в соответствии  с уровнями реализуемых образовательных  программ и направлениями деятельности.  

 Кроме образовательных  учреждений в систему образования  включается также широкая сеть  учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный  процесс, так называемые прочие  учреждения: научно-методические центры, медико-психолого-педагогические службы, фильмотеки и видеотеки, централизованные  бухгалтерии, службы технического  надзора за ходом капитального  ремонта и строительства объектов  образования, службы по    хозяйственному содержанию зданий и др. 

 Каждое образовательное  учреждение создаётся одним или  несколькими учредителями, которые  финансируют его деятельность. В  соответствии со ст.120 ГК РФ  «учреждением признаётся организация,  созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Объём бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.         

 Степень участия бюджета  того или иного уровня в  финансировании расходов зависит  от целого ряда факторов, в  том числе: от государственного  устройства и общей системы  государственного управления; законодательного  распределения ответственности  за виды образования; сложившихся  традиций и т.д. В нашей стране  сочетаются отраслевые и территориальные  принципы управления. Это позволяет  классифицировать структуру финансовых  потоков на содержание образования  по уровням бюджетов. Федеральный  уровень включает в себя три  направления финансирования расходов:   

- на финансирование учреждений  федерального ведения в основном  учреждении профессионального образования;   

- на реализацию федеральных  образовательных целевых программ, таких как Программа развития образования на 2011 - 2015 годы, «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, «Русский язык» на 2011 - 2015 годы и другие. 

 В последние годы  наметилась тенденция к целевому  выделению средств, для чего  на федеральном уровне создаются  различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования. 

 Региональный и местный  уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование».  

Информация о работе Финансы бюджетных учреждений в сфере образование