Финансы бюджетных учреждений в сфере образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной курсовой работе является изучение организации планирования и финансирования расходов бюджета на образование, а также обоснование мер по ее совершенствованию в современных условиях, для чего нам необходимо решить ряд поставленных задач:
выяснить значение образования в Российской Федерации;
рассмотреть особенности финансирования и планирования расходов образовательных учреждений;
проанализировать финансирование федеральных целевых программ в сфере образования .

Файлы: 1 файл

фбру.docx

— 68.19 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации N 314.

Возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. На данный период министр образования и науки Российской Федерации – Ливанов Дмитрий Викторович. Назначен на должность 21 мая 2012 года указом Президента России. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство образования и науки Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Цели Минобрнауки России определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышения эффективности использования научно-технических достижений, реформирования научной сферы и стимулирования инновационной деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества.

Целями  деятельности министерства являются:

  •  Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.
  • Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования.
  • Создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества.
  • Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.
  • Создание условий для активизации инновационной деятельности.

Министерство образования и  науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности в научно-технической сфере, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчёркивается актуальность стратегической цели государственной  политики в сфере образования  – повышения доступности качественного  образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Деятельность Минобрнауки России по достижению данной цели способствует преодолению дифференциации качества образования, снижения качества кадрового потенциала; формированию полноценной системы оценки качества образования; замене неэффективной системы финансирования современными методами финансирования и бюджетирования.

В соответствии с разграничением полномочий в сфере образования  Министерство выполняет функции  методологической и организационно-методической поддержки развития образования  на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях. Оно намерено разработать прогрессивные модели образования и создать многоуровневую систему новых взаимоувязанных образовательных стандартов и вариативных образовательных программ, а также способствовать их внедрению. Решение этой задачи направлено на оптимизацию сети образовательных учреждений при обеспечении приемлемой территориальной доступности, а также на расширение возможностей выбора образовательных траекторий и образовательных программ.

Деятельность Министерства направлена на повышение профессионального  уровня преподавательского корпуса  и качества преподавания; внедрение  прогрессивных механизмов формирования заработной платы педагогов, обеспечивающих ее существенной рост, при одновременном  учете результатов педагогической деятельности; формирование нового типа руководителя – менеджера образования; осуществление возрастной ротации  кадров, привлечение новых кадров и их закрепление в системе  образования; улучшение морально-психологического климата в педагогических коллективах; преодоление коррупционных явлений.

Решением задачи по созданию общероссийской системы оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов  работы образовательных учреждений, достигается совершенствование  механизмов контроля и управления на всех уровнях образования, а также  обеспечение всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной  информацией о качественных параметрах образования в Российской Федерации. Это подразумевает повышение  уровня прозрачности системы образования  и открытости для общества оценок качества образовательных услуг; расширение участия общественности в контроле над образовательными учреждениями через механизмы их публичной  отчетности о собственной деятельности и итоговой аттестации учащихся; введение единой независимой системы оценки качества образования в форме  государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных  учреждений; освоение образовательными учреждениями механизмов инновационного развития.

Совершенствование финансово-экономических  механизмов в сфере образования  позволит осуществить переход от ассигнований на содержание образовательных  учреждений к финансированию конкретных государственных (муниципальных) заданий  с учетом количества и качества оказываемых  услуг (выполнения работ); обеспечить многоканальное поступление средств; расширить  самостоятельность образовательных  учреждений в использовании средств; повысить ответственность руководителей  и заинтересованность образовательных  учреждений в расширении ассортимента и повышении качества образовательных  услуг. 

Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года по разделу  «Образование» предусмотрено обеспечение  инновационного характера базового образования, а также создание современной  системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Деятельность Минобрнауки Российской Федерации в рамках данной цели позволит добиться согласования системы подготовки кадров с потребностями экономики знаний, инновационных проектов и наукоемких технологий; обеспечения выпускников учреждений профессионального образования практическими навыками, адекватными требованиям рынка труда; преодоления разрыва между традиционным содержанием образования, используемыми образовательными технологиями, всей инфраструктурой образовательной сферы и вызовами новой экономики, развития непрерывного образования; интеграции в глобальные образовательные процессы; улучшения стипендиального обеспечения и социальной поддержки обучающихся.

Приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров на разных уровнях профессионального образования  в соответствие с потребностями  рынка труда и перспективами  развития экономики, обеспечение реализации государственных интересов в  сфере образования направлено на повышение гибкости системы образования  путем обеспечения ее быстрого реагирования на возникновение нового спроса на рынке труда и сокращение потребностей в работниках определенного уровня и специализации; адаптацию выпускников к изменяющимся требованиям экономики и социальной сферы; совершенствование механизмов взаимодействия профессионального образования с рынком труда, работодателями и их объединениями; упрощение поиска работы и сокращение соответствующих временных затрат путем внедрения современных форм, методов, механизмов трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования; развитие и поддержку различных форм непрерывного образования как непосредственно в учреждениях и организациях образования, так и вне их рамок; сокращение структурных диспропорций на рынке труда.

Разработка и реализация системы образовательных стандартов и вариативных программ, увязанных по уровням образования и обеспечивающих сочетание фундаментальных знаний и развитие способностей к результативной деятельности нацелены на удовлетворение запроса общества к качеству подготовки кадров рабочих и специалистов, их социальным и профессиональным навыкам и квалификациям; успешную социальную и экономическую активность молодежи; гармонизацию программ подготовки кадров, текущих запросов рынка труда и перспективных потребностей экономики; внедрение новых образовательных стандартов и процедур взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере образования; налаживание конструктивного диалога с работодателями, обеспечивающего их участие в разработке образовательных стандартов и реализации образовательных программ.

Развитие непрерывного образования, в том числе дополнительного  профессионального образования, как  средства обеспечения текущих и  перспективных социально-экономических  потребностей в профессиональных кадрах необходимой квалификации способствует удовлетворению спроса работников и  предприятий на актуальные знания, навыки, компетенции, соответствующие  быстро меняющимся тенденциям научно-технологического и социального развития, а также  созданию институциональных условий, позволяющих предприятиям наиболее эффективно осуществлять повышение  квалификации, подготовку и переподготовку кадров, а работникам – активно участвовать в различных формах непрерывного образования.

Интеграция в мировое  образовательное пространство, повышение  конкурентоспособности российского  образования на международном рынке  образовательных услуг обеспечит  преодоление изоляционизма российской системы образования; открытость системы  образования глобальному рынку  знаний, технологий, талантов; международное  признание российских образовательных  программ и российских документов об образовании; повышение привлекательности  для иностранных граждан обучения в российских учреждениях профессионального  образования; обогащение отечественной системы образования передовыми зарубежными инновационными образовательными программами и технологиями, интеллектуальным потенциалом лучших зарубежных университетов путем привлечения к преподавательской и научной деятельности в российских вузах зарубежных профессоров и исследователей; продвижение российских технологических и организационных образовательных стандартов в страны ближнего и дальнего зарубежья через обучение специалистов этих стран, в том числе по педагогическим специальностям, а также путем поддержки деятельности за рубежом российских образовательных учреждений (их филиалов, российских славянских вузов), а также преподавателей и исследователей – представителей российских учреждений профессионального образования; интеграцию российской высшей школы в решение глобальных задач по обеспечению непрерывного образования.

Модернизация системы  мер адресной социальной поддержки  и стипендиального обеспечения обучающихся в учреждениях профессионального образования направлена на совершенствование систем стипендиального обеспечения, грантов, образовательных кредитов, механизмов налоговых вычетов; использование других инструментов. Она позволит повысить уровень вовлеченности в профессиональное образование студентов из малообеспеченных семей, доступности профессионального образования, а также обеспечит стимулирование талантливых студентов.

Теперь перейдем ко 2 главе, где рассмотрим некоторые федеральные  целевые программы.

 

 

 

 

 

 

 

2 Глава. Федеральные целевые программы в области образования

 

2.1 Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы

 

Основанием для разработки этой программы является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р, а Государственный заказчик-координатор программы - Министерство образования и науки Российской Федерации 
также государственными заказчиками являются

  • Министерство образования и науки Российской Федерации,( Головной разработчик)
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Головной разработчик)

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный  университет"  
Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.  
Задачами Программы являются:

  • модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
  • приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
  • развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг; 
    Программа будет реализована в 2011 - 2015 годах в 2 этапа.

На первом этапе (2011 - 2013 годы) будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества.  
В результате выполнения этого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий.  
На втором этапе (2014 - 2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в образовании на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно -телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период. 
 
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:

Информация о работе Финансы бюджетных учреждений в сфере образование