Финансы государственных и унитарных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Финансы предприятий играют важную роль в жизнедеятельности любого государства. Они обеспечивают не только материальное производство и социальную сферу самого предприятия, но и используются для образования денежных фондов в других сферах: пенсионном обеспечении, социальном и медицинском страховании, служат источником доходов бюджета и т.д. Особое место в данных сферах занимают финансы государственных и муниципальных предприятий.

Файлы: 1 файл

2Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий (пер).docx

— 93.38 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансы предприятий играют важную роль в жизнедеятельности любого государства. Они обеспечивают не только материальное производство и социальную сферу самого предприятия, но и используются для образования денежных фондов в других сферах: пенсионном обеспечении, социальном и медицинском страховании, служат источником доходов бюджета и т.д. Особое место в данных сферах занимают финансы государственных и муниципальных предприятий.

Практика показывает, что государственные унитарные предприятия традиционно являются одной из ведущих форм государственного предпринимательства и составляют основное звено всего государственного сектора экономики, «а в период кризиса роль государства в экономике, естественно, вновь возросла» не только как регулятора процесса, но и как собственника предприятия. В современных условиях преодоления последствий финансового кризиса первоочередные меры должны быть направлены на обеспечение функционирования финансовой инфраструктуры и финансов, которые подчиняются целям и задачам государства. Деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий связана с решением ряда важных государственных и общественных задач стратегического и социального значения, к числу которых следует отнести: 1) использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации; 2) производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотностью; 3) осуществление деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач и т.д.

Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, связанный с осуществлением государственными и муниципальными предприятиями финансово–хозяйственной деятельности в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты финансово–правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также соответствующая правоприменительная практика.

Цель исследования состоит в комплексном изучении сущности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

– рассмотреть значение и роль государственных и муниципальных унитарных предприятий;

– исследовать сущность и порядок организации финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий;

– разработать пути совершенствования управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Изучение деятельности унитарных предприятий в механизме финансовой деятельности государства не могло бы состояться без исследований в области административного, гражданского и предпринимательского права. В качестве такой теоретической базы автором использованы труды Д.Н. Бахраха, С.Н. Братуся, А.В. Бенедиктова, И.В. Ершовой, И.В. Козловой, Г.Ф. Ручкиной, О.Н. Садикова, Г.Ф. Шершеневича и др.

 

 

 

 

 

1.ЗНАЧЕНИЕ И  РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И

МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

В условиях развития новых экономических отношений, постепенного укрепления государственного сектора в рыночных отношениях повышается роль и значение государственных предприятий, наделенных полномочиями по управлению государственной собственностью.

Государственные унитарные предприятия различаются по своим видам и юридическим характеристикам. Так, согласно ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Кроме того, имущество может быть закреплено за унитарным предприятием либо на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления.

Унитарные предприятия всегда создаются собственником-государством (субъектом РФ); Во-вторых, устав является единственным учредительным документом государственных унитарных предприятий. Кроме того, государственное унитарное предприятие в соответствии с федеральным законодательством является коммерческой организацией, имеющей специальную (целевую), а не общую правоспособность, как иные коммерческие организации.

Особенностью создания государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является то, что оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа РФ на базе государственной собственности. Собственник имущества в лице соответствующего органа определяет предмет и цель деятельности 1государственного унитарного предприятия и утверждает его устав, решает вопросы о реорганизации или ликвидации предприятия, назначает руководителя, контролирует использование по назначению и сохранность закрепленного за предприятием имущества.

Рассматривая исторический аспект, следует указать, что до принятия ГК РФ государственные федеральные предприятия создавались по решению Госкомимущества РФ. Такой порядок был установлен в Постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт–Петербурга, и муниципальную собственность»1, в котором указывалось, что правом распоряжения государственным имуществом обладают исключительно Госкомимущество РФ (по согласованию с министерствами и ведомствами) и комитеты по управлению имуществом (в отношении имущества, принадлежащего субъектам Федерации)1.

Как указано в законе, в настоящее время от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации, права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»2.

Как определено в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2004 № 7393, решения по вопросам связанным с созданием и обеспечением принимаются федеральными органами исполнительной власти в отношении деятельности федерального государственного унитарного предприятия,

подведомственных ему предприятий, за которыми закреплено в хозяйственном ведении имущество, с учетом мотивированной позиции Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которая в письменной форме представляется в федеральные органы исполнительной власти ,не позднее 10 рабочих дней со дня получения от них соответствующих предложений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом уведомляется о принятых по вопросам, в течение 5 рабочих дней со дня их принятия.

Согласно ст. 295 ГК РФ собственник имущества, переданного государственному унитарному предприятию, имеет право принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации государственного унитарного предприятия, определять предмет и цели его деятельности, получать часть его прибыли, контролировать деятельность предприятия.

Безусловно, государственные унитарные предприятия обладают определенной хозяйственной самостоятельностью. Однако она ограничивается предметом и целями деятельности, предусмотренными в уставе предприятия. В этих пределах государственное унитарное предприятие самостоятельно решает вопросы своей хозяйственной деятельности. Государственные органы не должны вмешиваться в компетенцию унитарных предприятий.

Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, строит свои отношения государственными органами, иными предприятиями и организациями на договорных началах.

Оно самостоятельно определяет направления использования прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, за исключением прибыли, подлежащей перечислению собственнику в установленном порядке, открывает расчетные и другие счета.

Как любое юридическое лицо, ведущее внутреннее делопроизводство, унитарные предприятия, независимо от того, основаны они на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должны иметь круглую печать, оттиском которой удостоверяются подписи уполномоченных лиц унитарных предприятий, а соответствующие локальные акты приобретают юридическую силу 4.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества  Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. В качестве примера можно привести Федеральное Государственное Унитарное Предприятие – Российский научный центр «Прикладная химия», Федеральное государственное унитарное предприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», Государственное унитарное предприятие города Москвы– «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина», Муниципальное унитарное предприятие «Управление капитального строительства» Ступинского района и т.д.

За унитарным предприятием закрепляется определенное имущество на праве хозяйственного ведения на балансе, позволяющем владеть, пользоваться и распоряжаться в определенных законодательно границах.

Ст. 11 Федерального закона «О государственных и муниципальных

унитарных предприятиях» определяет, что имущество унитарного предприятия формируется за счет:

– имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

– доходов унитарного предприятия от его деятельности;

– иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс, к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое

предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право управления

на принадлежащее ему имущество.

Государственные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения могут создавать дочерние предприятия. Последние образуются также в качестве унитарных предприятий, и действуют на праве ограниченного хозяйственного ведения в отношении закрепленного за ним головным предприятием, имуществом. Таким образом, государственное унитарное предприятие получает имущество в хозяйственное ведение от собственника, а затем само передает его в хозяйственное ведение дочерним предприятиям. При этом требуется согласие собственника – государства, субъекта Федерации.

Дочернее предприятие действует также на основе устава, утверждаемого государственным унитарным предприятием-учредителем. Руководитель дочернего предприятия назначается создавшим его государственным предприятием.

Кроме того, на основании ст. 5 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований указанного федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Информация о работе Финансы государственных и унитарных предприятий