Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 17:22, курсовая работа
Описание работы
Финансы предприятий играют важную роль в жизнедеятельности любого государства. Они обеспечивают не только материальное производство и социальную сферу самого предприятия, но и используются для образования денежных фондов в других сферах: пенсионном обеспечении, социальном и медицинском страховании, служат источником доходов бюджета и т.д. Особое место в данных сферах занимают финансы государственных и муниципальных предприятий.
Для ГУП главным
критерием эффективности работы должна быть
оценка того, насколько успешно удается
им реализовать макроэкономические и/или
социальные цели. С этой точки зрения возможную неэффективность
государственных предприятий (в узко–рыночном, микроэкономическом
понимании) следует признать допустимой,
если они справляются с функциями встроенного
стабилизатора макроэкономических и социальных
пропорций.
Поэтому оценка эффективности
деятельности государственных
предприятий должна включать два уровня:
микроэкономические
показатели хозяйственной деятельности
и степень удовлетворения
потребностей в общественных благах. Доказано,
что основным критерием
оценки эффективности функционирования
ГУП в рыночных условиях является её социально–экономическая
направленность.
Поскольку в настоящее время
отсутствует какая-либо стройная система
определения экономической эффективности
использования государственного имущества,
необходимы дальнейшие исследования в
данном направлении.
Как уже указывалось выше само
по себе сокращение ГУП и их преобразование
в казенные предприятия не способно повысить
эффективность управления. В этом плане
предпочтительнее преобразовывать ГУП
в АО с долей государственной собственности
что, позволяет государству быть полноценным
субъектом рыночных отношений и формировать
эффективный механизм воспроизводства
и использования государственной собственности.
ГУП и организованные в форме
АО предприятия, акции которых принадлежат
государству, могут интегрироваться с
предприятиями частной формы собственности,
в любую из разрешенных, законодательством
организационно–правовую форму. Например,
ГУП и АО могут объединяться и создавать
крупные государственные холдинги.
В такой структуре управляемость
достигается путем передачи прав собственности
головному предприятию. Приоритетным
при реализации предпринимательских функций
в рассматриваемых структурах, является
степень достижения народнохозяйственной
эффективности, оцениваемой в макроэкономических
показателях.
В настоящее время
разработка планов и программ совершенствования
управления на уровне ГУП и их внедрение
в практику, а также координация деятельности
в этой области осуществляется различными
линейными и функциональными подразделениями
под руководством руководителя предприятия.
Однако, такое положение
дел на практике приводит к тому, что органы,
осуществляющие планирование, координацию
и контроль этих работ, не имеют никаких
прав, а органы управления, обладающие
распорядительными правами, эту работу
не проводят. Все это говорит о том, что
в структуре предприятий необходимо создать
специализированное подразделения
по совершенствованию управления.
Вне меньшей степени эффективность
функционирования ГУП зависит от того,
насколько работники этих предприятий
заинтересованы в результатах своего
труда, улучшении показателей деятельности
предприятий. Поэтому совершенствование
методов организации и стимулирования
труда на государственных предприятиях
нам представляется очень важным.
Для ГУП в качестве
материального и морального стимула может
быть не только заработная плата, но и
дополнительная система государственных социальных гарантий для работников
и руководителей ГУП.
Кроме того, необходимо реформирование
единой тарифной сетки, поскольку низкий
уровень ставок первого разряда фактически
закрепляет общий низкий уровень заработной
платы в государственном секторе.
Оплата труда руководителя
предприятия должна отражать не только
его квалификацию, но и результат деятельности
ГУП.
РАСЧЕТНОЕ ЗАДАНИЕ
Разработаем бюджет продаж
на 2014 г. (табл. 2.1). Данные маркетинговых
исследований по возможному объему реализации
продукции. Цена продукции изменяется в соответствии
со значениями квартальной инфляции.
Далее разработаем график ожидаемых
денежных поступлений (табл. 2.2), учитывая,
что у предприятия сложилась определенная
практика работы с покупателями: часть
продукции – 81 % оплачивается в квартале
продажи, часть – 17 % в следующем квартале
и часть продукции не будет оплачена покупателями
до конца года. Весь имеющийся согласно
балансовому отчету объем дебиторской
задолженности погашается в I квартале.
Таблица 2.1. Балансовый отчет
на 2013 год
АКТИВ
тыс. руб.
ПАССИВ
тыс. руб.
1. Внеоборотные активы
3. Капитал и резервы
Здания и оборудование
100650
Уставный капитал
103767,29
Итого по разделу 1
100650
Итого по разделу 3
103767,29
2. Оборотные активы
5. Краткосрочные пассивы
Запасы, в том числе:
3470,61
Кредиторская задолженность, в том числе:
Сырье
3470,61
Поставщикам и подрядчикам
8066,67
Перед бюджетом
7115,79
Дебиторская
задолженность
9600
По накладным расходам
-
Денежные средства
10000
По заработной плате
4770,86
Итого по разделу 2
23070,61
Итого по разделу 5
19953,32
БАЛАНС
123720,61
БАЛАНС
123720,61
Таблица 2.2. Бюджет продаж
Показатели
Квартал
Всего
1
2
3
4
1. Планируемый объем продаж
1000
1100
1200
1300
4600
2. Цена реализации*, руб.
54
54,8
55,7
56,6
55,4
3. Выручка, тыс. руб.
54000
60280
66840
73580
254700
Таблица 2.3. График ожидаемых
денежных поступлений 2014 г.
Показатели, тыс. руб.
Квартал
Всего
1
2
3
4
1. Дебиторская задолженность
9600
9600
2. Поступление денежных средств
от продаж в I кв.
43740
9180
52920
3. Поступление денежных средств
от продаж во II кв.
48827
10248
59075
4. Поступление денежных средств
от продаж в III кв.
54140
11363
65503
5. Поступление денежных средств
от продаж в IV кв.
59600
59600
6. Всего денежных поступлений
53340
58007
64388
70963
246698
Учитывая бюджет продаж на 2014
г., и сложившуюся практику поддержания
запасов готовой продукции, разработать
бюджет производства (табл. 2.4). При этом
учесть, что «Планируемый запас готовой
продукции на конец периода, тыс. шт.» равен
10 % от объема продаж следующего квартала.
Предполагается, что объем реализации
I кв. следующего года сохранится на уровне
IV кв. текущего года.
«Планируемый запас готовой
продукции на начало квартала, тыс. шт.»
равен запасу на конец предыдущего периода.
Предполагается, что запас IV кв. предыдущего
года равен запасу I кв. текущего года.
Количество продукции подлежащей
изготовлению – это объем производства,
определяемый как сумма объема продаж
и планируемых остатков на начало периода
и вычесть планируемый запас на конец
периода.
Таблица 2.4. Бюджет производства
на 2014 г.
Показатели
Квартал
Всего
1
2
3
4
1.Планируемый объем продаж, тыс.
шт.
1000
1100
1200
1300
4600
2.Планируемый запас готовой
продукции на конец периода, тыс.
шт.
110
120
130
130
490
3.Планируемый запас готовой
продукции на начало периода,
тыс. шт.
110
110
120
130
470
4.Количество продукции, подлежащей
изготовлению, тыс. руб.
1000
1090
1190
1300
4580
Для обеспечения процесса производства
сырьем, материалами, полуфабрикатами
в процессе бюджетирования разрабатывается
бюджет прямых материальных затрат. Считать,
что предприятие использует только один
вид сырья, планируемые расходы на который
необходимо представить в табл. 2.5.
Данные по удельным затратам
сырья в кг/шт. Этот показатель постоянный
и не меняется от квартала к кварталу.
Определение планируемого запаса
сырья на начало и конец периода аналогично
определению запаса готовой продукции
на – конец и начало периода. Однако необходимо
учесть, что предприятие имеет запас сырья
на начало года (см. баланс табл. 2.1), а значит,
расходы на сырье в I квартале можно уменьшить.
Таблица 2.5. Бюджет расходов
на сырье на 2014 г.
Показатели
Квартал
Всего
1
2
3
4
1. Планируемый объем производства,
тыс. шт.
1000
1090
1190
1300
4580
2. Удельные затраты сырья, кг/шт.
5,4
5,4
5,4
5,4
5,4
3. Потребность в сырье для
производства, т
5400
5886
6426
7020
24732
4. Планируемый запас сырья на
конец периода, т
588
642
702
702
2634
5. Запас сырья на начало периода,
тоннах
540
540
588
642
2310
6. Сырье к закупке, тоннах
5352
5784
6312
6960
24408
7. Цена* 1 кг сырья, руб.
2,6
2,6
2,6
2,6
2,6
8. Расходы на сырье, тыс. руб.
10445
15038
16411
18096
59990
Оплата планируемых закупок
сырья осуществляется с образованием
кредиторской задолженности. Предполагается,
что имеющийся, согласно балансовому отчету,
объем кредиторской задолженности по
сырью погашается в первом квартале. В
графике планируемых платежей за сырье
в 200...г. (табл. 2.6) отразить сложившуюся
практику оплаты сырья: 60 % оплачивается
в квартале поставки, а остальное в следующем
квартале.
Таблица 2.6. График планируемых
платежей за сырье
Показатели
Квартал
Всего
1
2
3
4
1. Кредиторская задолженность на
31.12. предыдущего года, тыс. руб.
19953,32
19953,32
2. Закупки сырья I кв., тыс. руб.
6267
4178
10445
3. Закупки сырья II кв., тыс. руб.
9023
6015
15038
4. Закупки сырья III кв., тыс. руб.
9847
6564
16411
5. Закупки сырья IV кв., тыс. руб.
19858
19858
6. Всего платеж за сырье, тыс.
руб.
26220,32
13201
15862
26422
81705,32
Таблица 2.7. Бюджет прямых затрат
на оплату труда на 2014 г.