Собственник имущества, на базе которого
создано государственное предприятие,
не отвечает по обязательствам последнего.
Это касается и отношений между государственными
унитарными предприятиями и образованными
ими дочерними предприятиями.
ГК РФ определяет государственное предприятие
на праве хозяйственного ведения в качестве
полноправного участника коммерческой
деятельности, обладающего достаточными
правомочиями во взаимоотношениях с кредиторами.
Для обеспечения прав кредиторов введено
правило обеспечения уставного капитала
чистыми активами, аналогичное хозяйственным
обществам.
При разрешении споров по поводу имущества
необходимо учитывать,
что собственник (уполномоченный им орган)
не наделен правом изымать, передавать
в аренду либо иным образом распоряжаться
имуществом, находящимся в хозяйственном
ведении государственного унитарного
предприятия. Акты государственных органов
и органов местного самоуправления по
распоряжению имуществом, принадлежащим
государственным предприятием на праве
хозяйственного ведения, по требованиям
этих предприятий должны признаваться
недействительными.
Реорганизация и ликвидация государственного
унитарного предприятия на праве хозяйственного
ведения осуществляется в соответствии
с действующим законодательством. Ликвидация
производится по решению уполномоченного
федерального органа исполнительной власти
и судебных органов (в случае банкротства).
Оставшееся после расчетов с кредиторами
имущество ликвидируемого государственного
унитарного предприятия используется
по решению собственника.
Государственное предприятие не вправе
продавать принадлежащее ему на праве
хозяйственного ведения недвижимое имущество,
сдавать его в аренду, в залог, вносить
в уставный (складочный) капитал хозяйственных
обществ и товариществ или иным способом
распоряжаться этим имуществом без согласия
собственника. Остальным имуществом государственное
унитарное предприятие распоряжается
самостоятельно. Собственник имущества
имеет право на получение части прибыли
от использования имущества, находящегося
в хозяйственном ведении государственного
унитарного предприятия.
Таким образом, в рамках, установленных
ГК РФ, должно быть разработано нормативное
регулирование деятельности государственных
унитарных предприятий, которые являются
активными субъектами рыночных отношений.
Только в таких условиях можно надеяться
на конкурентоспособность унитарных предприятий
как полноценных управляющих федеральной
собственностью.
2.СУЩНОСТЬ И
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Особое положение среди субъектов
финансовой системы страны занимают государственные
и муниципальные финансы, что обусловлено
их специфическими функциями в условиях
рыночной экономики, призванными снять
фиаско рынка. Они тесно связаны с кредитной,
банковской и страховой системами. Государственные
финансы – важный элемент финансового
рынка. Посредством государственных финансов
осуществляется также взаимодействие
между странами, развивается мировое хозяйство.
Поэтому, не имея представлений, что такое
государственные финансы, как они функционируют,
трудно судить о том, как в целом работает
финансово-кредитная система любой страны.
Государственные и муниципальные
финансы рассматриваются как денежные
отношения, возникающие в распределительном
процессе в связи с формированием денежных
средств у органов государственной власти
и местного самоуправления. Вряд ли можно
представить государство, в руках которого
не было ни единого рубля. Только располагая
достаточным количеством денежных средств,
государство осуществляет удовлетворение
социальных потребностей граждан, регулирование
экономики, финансирование национальной
обороны и правоохранительной деятельности,
управления и других расходов государства
и муниципальных образований. Рассмотренный
подход к содержанию государственных
и муниципальных финансов не является
бесспорным – содержание категории зависит
от подходов к категории «финансы».
Государственные финансы –
это мощный рычаг макроэкономического
регулирования. Посредством умелого использования
этого инструмента государство может
решать самые разные задачи: регулировать
темпы экономического роста, поддерживать
стабильность денежной единицы, регулировать
уровень ссудного процента, сглаживать
конъюнктурные колебания. В нашей России
государство только начинает осваивать
этот важный экономический инструмент.
После принятия Бюджетного кодекса Российской
Федерации работа по составлению и утверждению
бюджета приобрела строго регламентированные
и законные рамки. Что касается исполнения
бюджета, особенно контроля над использованием
бюджетных средств, то эта работа, по большому
счету, только начинается.
В Российской Федерации, исходя
из федеративного устройства, государственные
финансы включают два уровня: финансы
федеральных органов власти (Федеральный
бюджет – Внебюджетные фонды государства
–Государственный кредит – Финансы казенных
и государственных унитарных предприятий)
и финансы органов субъектов РФ (их 89) (Бюджеты
субъектов РФ - Внебюджетные фонды субъектов
РФ – Кредит субъектов РФ - Финансы государственных
унитарных предприятий субъекта РФ). Муниципальные
финансы являются низовым звеном и выделены
в самостоятельный структурный уровень
– финансы органов местного самоуправления
(Муниципальные бюджеты – Внебюджетные
фонды местных органов власти – Муниципальный
кредит – Финансы муниципальных унитарных
предприятий).
Все три уровня государственных
и муниципальных финансов тесно связаны
между собой и образуют единую систему.
В структуре государственных и муниципальных
финансов главным элементом выступают
взаимосвязанные бюджеты трех уровней
– федерального, регионального и местного.
Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью
развития различных территорий и недостаточностью
средств региональных и местных бюджетов.
Поэтому для достижения сбалансированности
бюджетов существует система перераспределения
средств между бюджетами разных уровней.
Кроме того, государственная
финансовая система в развитых странах
включает шесть основных элементов: государственный
бюджет, местные бюджеты, государственный
кредит, специальные внебюджетные фонды,
государственное страхование, финансы
государственных корпораций. Ведущим
звеном любой финансовой системы выступает
государственный бюджет. По своему материальному
содержанию – это главный централизованный
фонд денежных средств государства и средство
перераспределения национального дохода,
через которое перераспределяется до
40% НД. Источниками формирования государственных
денежных средств являются налоговые
доходы более 90%. В федеративных государствах
местные бюджеты не входят в бюджеты членов
федерации. За местными налогами закреплены
второстепенный налог – НДФЛ, поэтому
они дефицитны и не могут нормально функционировать
без субсидий и кредитов из государственного
бюджета. Большая часть расходов местных
бюджетов направляется на социальные
цели. Государственный кредит представляет
собой форму кредитных отношений между
государством, юридическими и физическими
лицами. Государство постоянно испытывает
потребность в дополнительных финансовых
ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают
его расходы. В этом случае государство
выступает как заемщик. Реже государство
выступает как кредитор, предоставляя
займы другим государствам или компаниям.
Если же государство берет на себя ответственность
за погашение частных обязательств, то
оно выступает как гарант. Внебюджетные
специальные фонды имеют постоянный источник,
а мобилизация и использование средств
осуществляется в особых формах и особыми
методами. ВБФ не зависят от средств государственного
бюджета, используются строго по целевому
назначению – для оказания социальных
услуг населению, стимулирования развития
отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения
дополнительными ресурсами приоритетных
отраслей экономики. Создание фонда государственного
страхования связано, как правило, с наличием
страховых рисков природного и техногенного
характера и возмещением ущерба от стихийных
бедствий, катастроф, экологических аварий.
Фонд формируется не только в денежной,
но и в натуральной форме за счет общегосударственных
ресурсов и находится в распоряжении правительства.
В настоящее время в государственной собственности
находятся низкорентабельные или убыточные
отрасли. Но эти отрасли очень важны для
развития любого национального хозяйства.
В России до конца 80-х гг. все предприятия
были в основном государственными. Сегодня
государственные предприятия существуют
в форме казенных, унитарных и муниципальных
предприятий. Все перечисленные шесть
основных элементов государственной финансовой
системы характерны и для России.
Российское государство еще
не научилось в должной мере строить такую
налоговую систему, которая бы в полной
мере учитывала и одновременно согласовывала
разные интересы, представленные в обществе.
Оно еще не привыкло по–хозяйски и рационально
распоряжаться своими доходами, не научилось
оптимизировать свои расходы в условиях
ограниченного количества ресурсов. Многое
сделано за последние годы в области межбюджетных
отношений. Однако до сих пор предлагаются
и отрабатываются многочисленные модели
взаимосвязей бюджетов разных уровней,
разные схемы распределения расходных
и доходных полномочий, без которых трудно
надеяться на то, что большинства граждан
в городах, поселках, мегаполисах или областях
будет спокойной и обеспеченной.
Все эти проблемы свидетельствуют
о том, что система государственных и муниципальных
финансов в России развивается. Она меняется,
совершенствуется, становится более зрелой.
Многое уже устоялось, стало обыденным.
Но многое еще предстоит изменить. В этих
условиях важно не только зафиксировать
то положительное, что достигнуто, что
прочно вошло в практику, но и наметить
направления, по которым в будущем должно
идти совершенствование системы государственных
и муниципальных финансов. Эта проблема
сегодня и является самой насущной в развитии
государственных и муниципальных финансов.
От её решения
зависит рост эффективности
общественных расходов и обеспечение
их
качества.
Унитарные предприятия могут
быть основаны на праве хозяйственного
ведения и праве оперативного управления.
Они, находящиеся в федеральной
собственности основаны на праве оперативного
управления принимают статус федерального
казенного предприятие. Она имеет свою
специфику формирования и использование
денежных доходов и фондов, а так же особые
имущественные права и функционируют
на основе устава. Производственно-хозяйственная
деятельность казенного предприятия осуществляется
в соответствие с планом-заказом, который
устанавливается вышестоящим органом.
В плане-заказе утверждаются следующие
основные показатели:
–Объем поставок, их номенклатура,
требования по качеству продукции, сроки
поставок, цены и условия их изменения.
–Фонд оплаты труда и нормативы
его нарушения при невыполнении заказа.
–Лимит численности работников.
При недостатке собственных
доходов, для покрытия затрат, связанных
с выполнением государственных планов–заказов
и планов развития, федеральным казенным
предприятиям могут произвести компенсацию
убытков из федерального бюджета, убытков
от выполнения заказов, плана развития
заводов, социального развития.
Оставшаяся часть прибыли, если
таковая имеется, в форме его свободного
остатка, подлежит изъятия его из федерального
бюджета.
Унитарное предприятие, основанное
на праве хозяйственного ведения. Данное
предприятие создается по решению уполномоченного
государственного или муниципального
органа. Соответственно имущество такого
предприятия находится в государственной
или муниципальной собственности. Унитарное
предприятие отвечает по своим обязательствам
всем принадлежащим ему имуществом. Однако,
собственник не отвечает по обязательствам
предприятия, а предприятие не несет ответственности
по обязательствам собственника имущества.
Унитарным предприятием управляет руководитель,
которого назначает собственник либо
уполномоченный собственником орган.
Размер уставного фонда унитарного предприятия
определен в законе о государственных
и муниципальных унитарных предприятиях.
Уставный фонд должен быть оплачен к моменту
государственной регистрации предприятия.
Если стоимость чистых активов предприятия
станет меньше величины уставного фонда,
то последний должен быть также соответственно
уменьшен. Однако, если размер уставного
фонда станет меньше предусмотренного
законом, то такое предприятие может быть
ликвидировано.
Унитарное предприятие, основанное
на праве оперативного управления (федеральное
казенное предприятие). Подобное предприятие
создается по решению Правительства РФ,
а его имущество находится в государственной
собственности. Предприятие отвечает
по своим обязательствам всем имуществом.
Российская Федерация несет субсидиарную
ответственность по обязательствам такого
предприятия. Предприятие вправе распоряжаться
своим имуществом по согласованию с собственником.
Казенное предприятие имеет право самостоятельно
реализовывать производимую продукцию,
если иное не оговорено законом. Порядок
распределения полученных предприятием
доходов и прибыли определяются государством.
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И УНИТАРНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
Организация управления любой
государственной собственностью и естественно
ГУП, как ее частью, представляет собой
сложную совокупность действий государства.
В нее включаются: определение государственной
политики в области государственной собственности;
образование институциональной основы
управления; учреждение субъектов, осуществляющих
непосредственное владение государственной
собственностью; учет объектов государственной
собственности и их распределение между
субъектами, осуществляющими непосредственное
управление.
Преобразование форм собственности
и акционирование в России привели к существенным
изменениям в организации управления
предприятиями, связанными с отходом от
государственной собственности и административно-плановой
системы хозяйствования. Появились предприятия
различных форм собственности и типов
хозяйствования: промышленные и финансово–промышленные
группы, холдинги, совместные предприятия.