Финансы некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Развитие гражданского общества в Казахстане в первую очередь связано с деятельностью некоммерческих организаций. Именно данные общественные структуры обеспечивают право граждан на диалог с властью, обращают внимание органов государственного и муниципального управления на проблемы населения в целом и отдельных его групп, развивают демократические принципы организации общества, помогают в решении социально-значимых проблем, оказывают населению общественные социальные услуги.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Некоммерческие организации в финансовой системе страны…….3-4
1.1 Правовые основы функционирования некоммерческих организаций в РК……………………………………………………………………………….5-6
1.2 Формы некоммерческих организаций……………………………………6-8
1.3 Порядок создания некоммерческих организаций……………………….8-10
Глава 2. Деятельность некоммерческих организаций в РК………………10-11
2.1 Виды деятельности некоммерческих организаций……………………11-13
2.2 Имущество некоммерческих организаций…………………………….13-15
2.3 Источники формирования имущества некоммерческих организаций.15-17
2.4 Целевой капитал некоммерческих организаций. Порядок его формирования………………………………………………………………18-20
Глава 3 Управление финансами некоммерческих организаций………….21-23
3.1 Финансы и финансовые отношения некоммерческих организаций….23-25
3.2 Гранты как источник финансирования некоммерческих организаций…………………………………………………………………..26-28
3.3 Государственное регулирование деятельности некоммерческих организаций…………………………………………………………………29-30
Заключение………………………………………………………………….30-31
Список используемой литературы…………………………………………32

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 64.29 Кб (Скачать файл)

7) объем и порядок ответственности  по своим обязательствам перед  третьими лицами;

8) порядок ликвидации  юридического лица.

Финансы коммерческих организаций  основываются на следующих принципах, реализуемых через осуществление  предпринимательской деятельности:

1) самофинансирование;

2) самоокупаемость;

3) саморегулирование;

4) материальная и финансовая  ответственность;

5) коммерческая тайна.

Финансы некоммерческих организаций  строятся на таких принципах, как:

1) внешнее финансирование (образование денежных фондов  за счет членских взносов, пожертвований,  грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований);

2) целевой характер расходования  денежных фондов на основе  утвержденной сметы (бюджета доходов  и расходов);

3) затратность, убыточность деятельности (отсутствие получения прибыли, отсутствие самоокупаемости);

4) открытость финансов, общественный  контроль, отсутствие коммерческой  тайны в деятельности некоммерческой  организации;

5) подотчетность лицу - источнику  финансирования;

6) реализация общественных  интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно  учредительными документами;

7) моральная и социальная  ответственность участников некоммерческой  организации за результаты ее  деятельности [10,ст. 12-13].

 

Таблица 1 Особенности финансов различных видов некоммерческих организаций

 

Вид некоммерческой организации

Учредители, участники, члены

Ведение предпринимательской  деятельности

Наличие субсидиарной финансовой ответственности

Возврат вкла

да

 

1. Общественные объединения:

физические лица

Самостоятельно, либо через  учреждение коммерческих предприятий

Отсутствует

Нет

 

1) общественные организации;

Физические лица

       

2) общественное движение;

 

Как правило не ведется

Отсутствует

Нет

 

3) общественный фонд;

Физические и юридические  лица

Через учреждение коммерческих предприятий

Отсутствует

Нет

 

4) общественное учреждение

Государственные и муниципальные  органы, общественные объединения

Осуществляет

Несут

Да

 

2. Некоммерческое партнерство

Физические и юридические  лица

Осуществляет

Отсутствует

Да

 

3. Автономная некоммерческая  организация

Физические и юридические  лица

Осуществляет

Отсутствует

Нет

 

4. Ассоциации и союзы

Юридические лица

Осуществляет

Отсутствует

Нет

 
           

Финансовые отношения  некоммерческих организаций возникают  по следующим основаниям:

1) между некоммерческой  организацией и ее учредителями, членами, участниками по поводу  создания и осуществления деятельности, внесения членских взносов;

2) между некоммерческой  организацией и грантодателями, пожертвователями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования;

3) между некоммерческой  организацией и бюджетом по  поводу уплаты налогов и сборов;

4) между некоммерческой  организацией и бюджетом по  поводу предоставления бюджетных  ассигнований, размещения социального  заказа;

5) между некоммерческой  организацией и ее сотрудниками  по поводу выплаты заработной  платы и социального обеспечения;

6) между некоммерческой  организацией и коммерческим  банком по поводу расчетно-кассового  обслуживания и кредитования;

7) между некоммерческой  организацией и коммерческими  организациями в связи с осуществлением  предпринимательской деятельности.

3.2 Гранты как источник  финансирования некоммерческих  организаций. Социальный заказ  для государственных и социальных  нужд

Государственный и муниципальный  грант как форма социального  взаимодействия (сотрудничества) государства  и неправительственных некоммерческих организаций.

Активно развивающиеся институты  российского гражданского общества побуждают государство к тесному  взаимодействию с неправительственными некоммерческими организациям, основной целью деятельности которых является решение острых социальных проблем. Государство заинтересовано в стимулировании деятельности этих организаций и  все чаще обращается к такому правовому  механизму распределения бюджетных  средств, как гранты. Государственные  и муниципальные гранты представляют собой выделенные соответственно из государственного и местного бюджета  денежные средства, которые безвозмездно передаются неправительственным некоммерческим организациям для реализации разработанных  ими социальных программ.

Благотворительные гранты - благотворительные пожертвования, носящие целевой характер и предоставляемые  гражданами, а также юридическими лицами в денежной или натуральной форме.Этот закон относит благотворительные гранты к источникам формирования имущества благотворительных организаций.

Грантополучатель в общем случае обязан предоставить грантодателю отчет о целевом использовании предоставленных средств. При этом в ряде случаев приобретаемое за счет средств гранта имущество становится собственностью грантополучателя с момента приобретения. В ряде случаев приобретаемое за счет средств гранта имущество становится собственностью грантополучателя с момента утверждения грантодателем отчета о целевом использовании предоставленных средств.

В виду того, что грант  прочно вошел в практику взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления с  неправительственными некоммерческими  организациями, а также этих организаций между собой, российское гражданское законодательство остро нуждается в системной разработке правовых норм, позволяющих регулировать складывающиеся обязательственные правоотношения по передаче гранта [4].

Целями выделения гранта могут быть осуществление конкретных программ в области образования, науки, искусства, культуры, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан и проведение конкретных научных исследований.

Формой гранта являются денежные средства или иное имущество, он предоставляется  на безвозмездной и безвозвратной  основах, получатель гранта должен вести  раздельный учет целевого использования  гранта с обязательным предоставлением  грантодателю отчета о таком использовании.

В соответствии с правилами  грантовых программ средства, выделенные в виде гранта, не могут быть использованы для извлечения личной прибыли, а также для покрытия старых долгов организации, творческих коллективов и частных лиц.

Неправительственные некоммерческие организации являются специализированными  профессиональными субъектами гражданского права в осуществлении ими  деятельности, направленной на благо  всего общества. В гражданском  обороте они выступают от собственного имени.

Получателем гранта является неправительственная некоммерческая организация, созданная для достижения общественных благ. На сегодняшний  день измерить вклад неправительственных  некоммерческих организаций в развитие социальной сферы не представляется возможным, так как нет соответствующих  статистических показателей. Участие  подобного рода организаций в  решении проблем социальной сферы  характерно и для зарубежной практики. По данным некоторых неправительственных  некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в Казазстане, около 60 тыс. подобных организаций ежегодно оказывают различные виды социальной поддержки 20 млн гражданам, привлекают 300 млн. долларов внебюджетных средств и предоставляют 2 млн. рабочих мест .Приведенные выше показатели дают основание многим западным исследователям рассматривать деятельность неправительственных некоммерческих организаций как фактор экономического роста и устойчивого развития общества.

В законодательстве большинства  западных государств предпочтение в  оказании социальных услуг отдается именно добровольческим организациям, а не государственным структурам, оказывающие аналогичные услуги. Например, в Парламенте Великобритании в соответствии с принятыми в 90-х гг. XX в. актами о национальной службе здравоохранения и о муниципальном  медицинском уходе функции добровольческих  организаций и государственных  структур в социальной сфере были четко разделены. Департаменты здравоохранения, а также социальные службы, которые являются государственными структурами, были признаны покупателями социальных услуг, а добровольческие организации, так называемый "независимый сектор" - их поставщиками. Теперь к полномочиям государственных структур относится только покупка от имени своих клиентов (граждан, проживающих на территории того или иного муниципалитета) социальных услуг у этих организаций. Правовым основанием взаимодействия государственных органов и "независимого сектора" в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии являются специальные договоры , которые содержат принципы такого взаимодействия, устанавливают стандарты финансовой и бухгалтерской отчетности, а также предусматривают необходимость и пределы вмешательства государства во внутренние дела добровольческих организаций [4].

Накопленный в зарубежных странах положительный опыт правового  обеспечения социального взаимодействия государства и неправительственных  некоммерческих организаций, с точки  зрения А.А. Кумаритовой, может и должен быть учтен в отечественном законодательстве. В первую очередь это касается разработки и принятия федерального закона о взаимодействии (сотрудничестве) государственных органов с неправительственными некоммерческими организациями в социальной сфере. В этом федеральном законе, считает А.А. Кумаритова, необходимо предусмотреть правовые принципы, порядок и формы социального взаимодействия (сотрудничества) государственных органов и некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, а также их взаимную ответственность за неисполнение своих обязательств.

Социальный заказ для  государственных и муниципальных  нужд как форма взаимодействия государства  и неправительственных некоммерческих организаций.

Примером социального  партнерства государства и некоммерческих организаций может стать социальный заказ для государственных нужд, который некоммерческая организация  получает от государства на оказание социальных услуг (например, уход за престарелыми людьми, создание реабилитационных центров  для детей-инвалидов и т. д.).

Некоммерческие организации  накопили огромный потенциал интеллектуальных, материальных, информационных и человеческих ресурсов, которые используются ими  в повседневной работе по повышению  эффективности социальных технологий, выработке новых вариантов решения  социальных проблем в тех секторах социальной сферы, где государство  не может полностью осуществить  свою социальную функцию.

Cоциальный заказ - система мероприятий, направленных на реализацию социальных программ федерального, регионального или местного значения и финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Проводимая политика государственных органов и органов местного самоуправления в социальной сфере отражается в принимаемых ими целевых программах. В ходе реализации таких программ уполномоченные органы государства или местного самоуправления могут объявлять о проведении конкурса на размещение социального заказа для государственных или муниципальных нужд. Итогом конкурса является заключение договора (контракта) о государственном заказе.

Для неправительственных  некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций социальный заказ является одним из возможных источников формирования имущества для направления его  на их уставные цели.

В настоящее время в  действующем законодательстве прямо  не предусмотрено государственное  финансирование неправительственных  некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций, которые предоставляют  социальные услуги незащищенным слоям  населения. Идея патернализма (т. е. системы  дополнительных льгот и выплат) остается преобладающей в социальной политике российского государства, и это  объективно связано, в первую очередь, с незрелостью институтов гражданского общества, их неготовностью к продуктивному  взаимодействию с государственными органами, а также с отсутствием  специального Республиканского закона, который детально регламентировал бы прозрачный и открытый правовой механизм проведения конкурса на размещение социального заказа среди неправительственных некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций и который исключал бы коррупционные начала, связанные с хищением и отмыванием денежных средств, предназначенных для оплаты оказания социальных услуг [5].

Необходимость и эффективность  такой формы взаимодействия государства  и некоммерческих организаций, как  социальный заказ на оказание социальных услуг, доказан многолетней практикой  стран Запада, где деятельность подобных организаций рассматривается как  фактор экономического роста и устойчивого  развития общества. Будем надеяться, что в скором будущем российские некоммерческие организации смогут в полной мере включиться в "новую" социальную технологию - социальный заказ - на практике [5].

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций