Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является :
- выявить тенденции становления форм и методов территориального управления жилищно-коммунального хозяйства.
- исследование путей обеспечения качества жизни и социальной защиты населения при осуществлении реформ в сфере ЖКХ.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность понятия жилищно-коммунальной сферы;
- проанализировать специфику современной ситуации в реформе жилищно-коммунального комплекса;
- определить роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства;
- выявить социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы.
- определить роль жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении качества жизни населения.
Введение.
Жилище для человека испокон веков было одной из основ существования, и роль государств в создании условий обеспечивающих населению качественное жилище, усиливалась в процессе исторического развития общества.
Актуальность темы - для большинства населения жильем, как правило, являются квартиры в многоэтажных домах и ассоциирующийся с этим комплекс коммунальных услуг, обеспечивающих чистоту и порядок в доме: исправность лифта, кровли и инженерных систем, бесперебойная подача воды, тепла, электроэнергии, уборка мусора, снега и а придомовой территории и т.д.
Жилищное хозяйство оказывает заметное влияние на все городское хозяйство. Оно призвано создавать отвечающие современным требованиям условия проживания населения в жилых домах, расположенных на городской территории, путем обеспечения бесперебойной работы предприятий и организаций, входящих в него, а также обеспечения нормальными условиями для работы промышленных предприятия. Таким образом, жилище выполняет важную роль в решении задач по повышению эффективности общественного производства Жилищная реформа, создание рынка жилья являются одними из важнейших этапов перехода к новым экономическим условиям жизни.
От успешного решения этой проблемы во многом зависит стабильность всего общества.
Как показывает
опыт, негативное отношение населения
к уровню жилищно-коммунального
обслуживания формируется на местах
в процессе осуществления новой
государственной жилищной политики,
которую основная масса населения
связывает с увеличением цен
на услуги жилищно-коммунального
Среди
важнейших направлений
В России
уровень развития жилищной сферы
не соответствует предъявляемым
требованиям; возложенные на нее
задачи выполняются далеко не в полной
мере, что в значительной степени
влияет на снижение качества жизни
населения. В связи с этим реформа
жилищно-коммунального
Целью курсовой работы является :
- выявить тенденции становления форм и методов территориального управления жилищно-коммунального хозяйства.
- исследование путей обеспечения качества жизни и социальной защиты населения при осуществлении реформ в сфере ЖКХ.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность
понятия жилищно-коммунальной
- проанализировать
специфику современной
- определить
роль и возможности концепции
новой структуры жилищно-
- выявить социальные
последствия и перспективы
- определить
роль жилищно-коммунального
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ.
1.1 Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как составной части экономики России.
Жилищная сфера - одна из важнейших составных частей экономики России. Это область народного хозяйства включает в себя строительство и реконструкцию жилищ, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.
Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дом-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригороды для жилья.
Различаются
виды жилищного фонда:
В Государственной целевой программе «Жилище», отмечается, что жилищный фонд составляет более 20% воспроизводимого недвижимого имущества страны, а с учетом жилых строений на садовых и дачных участках и иных объектов - около 30%. Объем инвестиций в жилищное строительство составляет около четверти их общего объема.
Жилищная
реформа имеет ключевое
Главными задачами нового этапа решения жилищной проблемы являются:
обеспечение
возможности улучшения
увеличение
объемов и повышение качества
жилищного строительства,
расширение прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан и проведении жилищной реформы.
Коммунальное хозяйство подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение и др.).
Федеральным
органом государственного
В сферу управления Госкомитета входят:
• жилищный фонд.
• тепло- и электроснабжение.
• водоснабжение и водоотведение.
• инженерная задача.
• внешнее благоустройство и дорожно-мостовое хозяйство городов и других населенных пунктов.
• сбор и переработка твердых бытовых отходов.
• банно-прачечное и гостиничное хозяйство.
• ритуальное обслуживание населения.
научно-проектное и промышленно-производственное обеспечение.
Характерной
чертой для жилищно-
• содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
• регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
• создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
• организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения канализации;
• организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
• благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
организация
ритуальных услуг и содержание
мест захоронения и другие вопросы.
1.2 состояние жилищно-коммунального хозяйства России в 90-х годах 20 века.
Взятый в начале 90-х гг. курс на развитие рыночных отношений в экономике страны, естественно, не обошел вниманием такую отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на все основные фонды ЖКХ. Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:
- остаточный принцип финансирования;
- отсутствие
четкого разграничения
- мизерное участие населения в оплате жилья и коммунальных услуг;
- отсутствие рынка жилья и услуг в сфере ЖКХ;
- многофункциональность,
а значит, и многоуровневая
Главными были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность этой собственности, ее целевое использование и развитие.
В результате
преобразований 1991-2000 гг. существовавшая
система управления и финансирования
ЖКХ претерпела кардинальные изменения.
Существенно изменились формы собственности
на все объекты жилищно-
Приватизация муниципального и государственного жилья значительно увеличила долю частного жилья, и к 2000 г. она составила более 63 % по сравнению с 33 % в 1996 г. (включая ЖСК и ЖК) [13,с. 15].
Однако
в процессе приватизации не было четко
определено отношение и ответственность
собственников жилых помещений
к общему имуществу многоквартирного
дома, т.е. к той части, которая
является неотъемлемой его составляющей,
а так же не была достигнута главная
цель - передача многоквартирных домов
и принадлежащих земельных
За годы
преобразований проведена передача
муниципалитетам
Сформированный таким образом рынок жилья и созданная на федеральном уровне правовая база позволили внедрять на и местах следующие механизмы улучшения жилищных условий граждан:
- расселение коммунальных квартир;
- ликвидацию общежитий;
- выплату
гражданам субсидии на
- предоставление
определенным категориям
жилищных сертификатов;
- предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные);
- выпуск
жилищных ценных бумаг (
Новые подходы в жилищной политике, связанные со снятием ограничений инициативы населения, позволили уменьшить (за период 1992-2000 гг.) количество семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, с 10,2 до 3,55 млн (34,8 %) и увеличить средний показатель обеспеченности жильем по России на 2,6 кв. м (19,1 кв. м жилья на человека).[17, с. 25]
Передача
жилищного фонда в