Финансы ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является :

- выявить тенденции становления форм и методов территориального управления жилищно-коммунального хозяйства.

- исследование путей обеспечения качества жизни и социальной защиты населения при осуществлении реформ в сфере ЖКХ.

Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

- раскрыть сущность понятия жилищно-коммунальной сферы;

- проанализировать специфику современной ситуации в реформе жилищно-коммунального комплекса;

- определить роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства;

- выявить социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы.

- определить роль жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении качества жизни населения.

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам. ЖКХ..docx

— 95.42 Кб (Скачать файл)
 

Введение.

Жилище для  человека испокон веков было одной  из основ существования, и роль государств в создании условий обеспечивающих населению качественное жилище, усиливалась в процессе исторического развития общества.

Актуальность  темы  - для большинства населения жильем, как правило, являются квартиры в многоэтажных домах и ассоциирующийся с этим комплекс коммунальных услуг, обеспечивающих чистоту и порядок в доме: исправность лифта, кровли и инженерных систем, бесперебойная подача воды, тепла, электроэнергии, уборка мусора, снега и а придомовой территории и т.д.

Жилищное хозяйство  оказывает заметное влияние на все  городское хозяйство. Оно призвано создавать отвечающие современным  требованиям условия проживания населения в жилых домах, расположенных  на городской территории, путем обеспечения  бесперебойной работы предприятий  и организаций, входящих в него, а  также обеспечения нормальными  условиями для работы промышленных предприятия. Таким образом, жилище выполняет важную роль в решении  задач по повышению эффективности  общественного производства Жилищная реформа, создание рынка жилья являются одними из важнейших этапов перехода к новым экономическим условиям жизни.

От успешного  решения этой проблемы во многом зависит  стабильность всего общества.

Как показывает опыт, негативное отношение населения  к уровню жилищно-коммунального  обслуживания формируется на местах в процессе осуществления новой  государственной жилищной политики, которую основная масса населения  связывает с увеличением цен  на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

     Среди важнейших направлений социально-экономических  преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия  для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе  данной сферы являются жилищное строительство  и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного  фонда, а также доведение жилищно-коммунальных хозяйств (ЖКХ) до непосредственных потребителей.

В России уровень развития жилищной сферы  не соответствует предъявляемым  требованиям; возложенные на нее  задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени  влияет на снижение качества жизни  населения. В связи с этим реформа  жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) становится одной из самых острых экономических и социальных проблем  современной России. Причина в  том, что она продолжается уже  более десяти лет и пока, по мнению подавляющей части населения, не принесла сколько-нибудь существенных результатов, кроме непрерывного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Поэтому реформа ЖКХ и связанные с ней процессы являются постоянным источником социального напряжения в обществе. В ходе реализации реформы очень четко проявилось противоречие между целями реформы и социальными последствиями, которые она вызывает. Фактическое состояние бытовой инфраструктуры катастрофически ухудшается, система жизнеобеспечения населения разрушается, и становится все более очевидным, что решить эту макроэкономическую проблему за счет только перехода на стопроцентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг весьма проблематично.  
 
 

Целью курсовой работы является :

- выявить тенденции становления форм и методов территориального управления жилищно-коммунального хозяйства.

 - исследование путей обеспечения качества жизни и социальной защиты населения при осуществлении реформ в сфере ЖКХ.

Достижение указанной  цели потребовало постановки и решения следующих задач:

- раскрыть сущность  понятия жилищно-коммунальной сферы;

- проанализировать  специфику современной ситуации  в реформе жилищно-коммунального  комплекса;

- определить  роль и возможности концепции  новой структуры жилищно-коммунального  хозяйства;

- выявить социальные  последствия и перспективы жилищно-коммунальной  реформы.

- определить  роль жилищно-коммунального хозяйства  в обеспечении качества жизни  населения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Теоретические  вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ.

1.1 Сущность понятия  жилищно-коммунальной  сферы как составной части экономики России.

Жилищная сфера - одна из важнейших составных частей экономики России. Это область  народного хозяйства включает в  себя строительство и реконструкцию  жилищ, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

 Жилищный  фонд - совокупность всех жилых  помещений независимо от форм  собственности, включая жилые  дома, специализированные дома (общежития,  гостиницы-приюты, дома маневренного  фонда, дом-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения и иные жилые помещения, пригороды для жилья.

 Различаются  виды жилищного фонда: государственный,  муниципальный, общественный и частный.

 В Государственной целевой программе «Жилище», отмечается, что жилищный фонд составляет более 20% воспроизводимого недвижимого имущества страны, а с учетом жилых строений на садовых и дачных участках и иных объектов - около 30%. Объем инвестиций в жилищное строительство составляет около четверти их общего объема.

 Жилищная  реформа имеет ключевое значение  для общего успеха экономической  реформы, снижения инфляции, сокращения  дефицита государственного бюджета,  стабилизации денежного обращения  за счет аккумуляции частных  средств на специальных счетах  и увеличения собственного жилья,  улучшения территориального распределения трудовых ресурсов. [ 6стр.124]

 Главными  задачами нового этапа решения жилищной проблемы являются:

 обеспечение  возможности улучшения жилищных  условий для семей со скромным  и средним достатком путем  внедрения в практику долгосрочных  жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставление субсидий на строительство и приобретение жилья, оказание помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье; 

 увеличение  объемов и повышение качества  жилищного строительства, перестройка  производственной базы жилищного  строительства на современном  техническом уровне; совершенствование  системы эксплуатации, ремонта и  финансирования жилищно-коммунального хозяйства; [ 5 стр. 86]

 расширение  прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан и проведении жилищной реформы.

 Коммунальное хозяйство подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение и др.).

 Федеральным  органом государственного управления  жилищно-коммунальным хозяйством  является Государственный комитет  Российской Федерации по строительству  и жилищно-коммунальному комплексу.

В сферу управления Госкомитета входят:

•  жилищный фонд.

•  тепло- и электроснабжение.

• водоснабжение  и водоотведение.

• инженерная задача.

• внешнее благоустройство и дорожно-мостовое хозяйство городов и других       населенных пунктов.

• сбор и переработка твердых бытовых отходов.

• банно-прачечное и гостиничное хозяйство.

• ритуальное обслуживание населения.

научно-проектное  и промышленно-производственное обеспечение.

 Характерной  чертой для жилищно-коммунальной  сферы является то, что многие  вопросы решаются местными органами  власти. К вопросам местного значения относятся:

 • содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

 • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

 • создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

 • организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения канализации;

• организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

 • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

 организация  ритуальных услуг и содержание  мест захоронения и другие вопросы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 состояние жилищно-коммунального хозяйства России в 90-х годах 20 века.

Взятый  в начале 90-х гг. курс на развитие рыночных отношений в экономике страны, естественно, не обошел вниманием такую отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла, по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на все основные фонды ЖКХ. Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:

- остаточный  принцип финансирования;

- отсутствие  четкого разграничения властных  полномочий и ответственности  различных уровней управления  за ее сохранность;

- мизерное  участие населения в оплате  жилья и коммунальных услуг;

- отсутствие  рынка жилья и услуг в сфере  ЖКХ;

- многофункциональность,  а значит, и многоуровневая ведомственная  подчиненность предприятий и др.; [17, с. 23]

Главными  были вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за сохранность  этой собственности, ее целевое использование  и развитие.

В результате преобразований 1991-2000 гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности  на все объекты жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации. 

Приватизация  муниципального и государственного жилья значительно увеличила  долю частного жилья, и к 2000 г. она  составила более 63 % по сравнению  с 33 % в 1996 г. (включая ЖСК и ЖК) [13,с. 15].

Однако  в процессе приватизации не было четко  определено отношение и ответственность  собственников жилых помещений  к общему имуществу многоквартирного дома, т.е. к той части, которая  является неотъемлемой его составляющей, а так же не была достигнута главная  цель - передача многоквартирных домов  и принадлежащих земельных участков в целом в реальное управление собственникам.

За годы преобразований проведена передача муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. При этом доля государственного и  муниципального жилищного фонда  сократилась с 67 до 34 % за счет передачи в частую собственность. Государственное (ведомственное) жилье составляет в  настоящее время 142,0 млн кв. м, или 5,1 % от всего жилищного фонда страны.[10, с. 18]

Сформированный  таким образом рынок жилья  и созданная на федеральном уровне правовая база позволили внедрять на и местах следующие механизмы  улучшения жилищных условий граждан:

- расселение  коммунальных квартир;

- ликвидацию  общежитий;

- выплату  гражданам субсидии на приобретение  и строительство жилья;

- предоставление  определенным категориям граждан  государственных

 жилищных  сертификатов;

- предоставление  жилищных кредитов (включая ипотечные);

- выпуск  жилищных ценных бумаг (облигаций,  векселей, сертификатов,  займов).

Новые подходы в жилищной политике, связанные  со снятием ограничений инициативы населения, позволили уменьшить (за период 1992-2000 гг.) количество семей, стоящих  в очереди на улучшение жилищных условий, с 10,2 до 3,55 млн (34,8 %) и увеличить средний показатель обеспеченности жильем по России на 2,6 кв. м (19,1 кв. м жилья на человека).[17, с. 25]

Передача  жилищного фонда в муниципалитеты, с одной стороны, позволила сделать  предприятия, ранее отвечавшие за его  эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой - потребовала увеличения затрат у муниципалитетов на его  содержание. Такие же проблемы возникли и в отношении других объектов недвижимости ЖКХ, хозяйственное или  оперативное управление по которым  было закреплено за предприятиями и  учреждениями.

Информация о работе Финансы ЖКХ