Финансы ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является :

- выявить тенденции становления форм и методов территориального управления жилищно-коммунального хозяйства.

- исследование путей обеспечения качества жизни и социальной защиты населения при осуществлении реформ в сфере ЖКХ.

Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

- раскрыть сущность понятия жилищно-коммунальной сферы;

- проанализировать специфику современной ситуации в реформе жилищно-коммунального комплекса;

- определить роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства;

- выявить социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы.

- определить роль жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении качества жизни населения.

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам. ЖКХ..docx

— 95.42 Кб (Скачать файл)

Институциональные изменения, происходящие в экономике  страны, коснулись коммунальных предприятий. В первую очередь они связаны  с их приватизацией и разгосударствлением, что позволило сформировать частный  сектор в отрасли (в основном за счет малого бизнеса), а также создать  базу для внедрения рыночных отношений. Заметно выросло число муниципальных  предприятий, что было обусловлено  реализацией постановления Правительства  РФ от 07.03.95 № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и  коммунально-бытового назначения федеральной  собственности в государственную  собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".[13, с. 17] 

 

1.3. Место показателей  развития ЖКХ в  системе показателей  качества жизни. 

Категория качества жизни впервые была введена  в научный оборот в 60-х годах  XX века в связи с попытками моделирования зарубежными исследователями траекторий промышленного развития. Разработка категории качества жизни так или иначе нашла свое отражение в ряде публикаций 80-х годов за рубежом. В 90-е годы проблему защиты прав потребителей и интересов общества все чаще рассматривают с позиций качества жизни, причем включают в это понятие обеспечение рабочими местами, доход, гарантирующий определенный уровень благосостояния, определенное качество медицинского обслуживания, основных социальных услуг. Кроме того, качество жизни предполагает возможность для всех членов общества участвовать в принятии жизненно важных решений и использование возможностей, предоставляемых социальными, экономическими и политическими свободами.[16, с. 34]

В настоящее  время в России существует несколько  трактовок понятия качества жизни  и ряд подходов к определению  его структуры. Это и система  индексов развития человеческого потенциала, принятая ООН, и совокупность социально-экономических  показателей качества жизни, используемая Росстатом, и перечень показателей  уровня жизни, соотносимых с системой потребительских бюджетов, разрабатываемых  Всероссийским центром уровня жизни, и система показателей здоровья населения, используемая Минздравом России, разработки академических институтов РАН и многие другие.

Но каждый из этих подходов в отдельности не позволяет сформулировать необходимые  и достаточные условия для  создания хорошо организованного и  четко управляемого механизма, ориентированного на обеспечение систематического повышения качества жизни всех слоев населения России. Необходимо обобщить разные позиции и на этой основе выработать единую точку зрения на качество жизни, его сущность и структуру, подготовить эффективный инструментарий оценки качества жизни на федеральном и региональном уровнях, разработать программу управления и формирования нового качества жизни на базе достижений научно-технического прогресса и использования приоритетных социальных технологий. [18, с. 8]

На решение  этих задач направлены, в частности, усилия Минпромнауки России, инициировавшего проведение комплексных исследований проблем качества жизни. По заданию Минпромнауки России во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) в последние годы разработана концепция качества жизни населения и методология его оценки. В основе концепции качества жизни населения лежит тезис о том, что «жизнь - это главная ценность».

Отсюда  следует, что структура качества жизни базируется на трех компонентах:

  • удовлетворении потребностей населения: трудовых, социальных, семейно-духовных;
  • условиях жизни, включающих характеристики социальной среды, состояния природной и искусственной среды ("второй природы"), созданной человеком;
  • видах деятельности, осуществляемых человеком, и включающих, прежде всего, труд, быт, отдых и др.

Таким образом, «качество жизни» — чрезвычайно  широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая  категория, охватывающая все сферы  общества, поскольку все они заключают  в себе жизнь людей и ее качество.[12, с. 25]

Одной из важнейших народнохозяйственных проблем является повышение качества жизни населения, базовую характеристику которого составляют жилищные условия населения. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение количественно-качественных параметров жилья и качества его содержания и обслуживания. Потребность в жилище относится к числу первичных жизненных потребностей человека. Основная функция жилища — обеспечить человеку благоприятную среду обитания. По мере развития общества расширялись функции жилища. Сегодня жилище — место ведения домашнего хозяйства, общения, отдыха, семейного воспитания детей, нередко и место учебы, трудовой и досуговой деятельности членов домохозяйства, место потребления ими материальных и культурных благ, а также защиты человека от социальных и информационных перегрузок.

Так каким  должно быть это пространство в среднем  на одного человека? Ниже приведены  данные в таблице.  

Таблица 1.  Общая площадь жилых помещений , приходящаяся в среднем на одного жителя.

  2005 2006 2007 2008 2009 2010
всего 
20,9 21,3 21,5 22,0 22,4 22,6
 
в городской местности
 
20,5
 
20,9
 
21,3
 
21,7
 
22,1
 
22,1
в сельской местности  21,8 22,3 22,3 22,7 23,1 23,9

 

За 2005-2009 гг. данные рассчитаны с использованием численности  населения  без учета итогов ВПН-2010 г., за 2010 г. – с учетом предварительных итогов ВПН-2010.

Жилище, включенное в систему коммунального  и бытового обслуживания населения, составляет среду обитания человека, определяющую качество жизни. Показатели жилищных условий населения и  уровня его обслуживания можно разделить  на несколько групп:

     • наличие, состояние и движение жилого фонда;

     • жилищные условия населения;

     • обслуживание и финансирование жилого фонда;

     • развитие социальной инфраструктуры и  ее функционирование;

     • оценка населением жилищных условий  и качества коммунального обслуживания;

     • развитие рынка жилья.

Тесная  взаимосвязь и взаимообусловленность  уровня развития жилищно-коммунальной сферы и показателей качества жизни населения в самом общем  виде показана на рисунке 1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Рис.1.) Взаимосвязь показателей развития жилищно-коммунального хозяйства и качества жизни населения. 
 
 

Обеспеченность  жильем

Величина жилищного фонда

Уровень благоустройства 

жилья 

Площадь жилых  домов 

Объем платных  услуг ЖКХ

Комфортность  среды 

обитания

Электроснабжение

Теплоснабжение

Водоснабжение

Газоснабжение и т.п.

Доступность

приобретения  жилья (улучшение жилищных условий)

Стоимость  строительства 

1 кв. м. жилья

 

Таким образом, развитие жилищно-коммунального  хозяйства является важнейшим индикатором  качества жизни населения, что особенно четко проявляется в период реформирования жилищно-коммунальной сферы. [11, с. 19] 
 
 
 
 
 
 
 

  2005 2006 2007 2008 2009 2010
Число семей, состоящих на учете  
в качестве нуждающихся в жилых  
помещениях (на конец года), тыс
3374 3118 2911 2864 2830 2818
семьи участников Великой  
Отечественной войны
46 37 27 16 15 10
многодетные семьи 179 155 141 133 125 114
молодые семьи 219 198 226 333 400 408
Число семей, получивших жилые  
помещения и улучшивших жилищные  
условия за год, тыс.
151 139 140 144 147 244

(Таблица 1) Улучшение  жилищных условий населения 

Общая потребность  населения России в жилье составляет 1 569,8 млн кв. м, С учетом того, что часть этой потребности может быть удовлетворена за счет продажи жилья на вторичном рынке, потребность в строительстве нового жилья составляет 1 291 млн кв. м Таким образом, потребность в строительстве жилья составляет 46,1% от существующего жилищного фонда, который сегодня равен 2,8 млрд кв.м.

Спрос на жилье, определяемый потребностью со стороны  домохозяйств, имеющих средства и  доходы в объемах, достаточных для  приобретения жилья при текущих  ценах, в том числе с привлечением кредитных ресурсов, составляет  45% от общей потребности населения в жилье .

По данным опроса населения, 39% всех домохозяйств удовлетворены  жилищными условиями; 34,7% готовы улучшать жилищные условия самостоятельно (приобрести и построить жилье – 28,5%, получить жилье по наследству, арендовать, обменять жилье и т.д. 6,2%), 26,3% нуждаются  в помощи государства, в том числе 7,1% домохозяйств рассчитывают на предоставление социального жилья.

При условии  предоставления частичной помощи со стороны государства существенно  увеличивается доля домохозяйств, ориентированных  на улучшение жилищных условий путем  приобретения и строительства жилья  с 28,5 до 49,3%, т.е. в 1,7 раза. При этом 9% домохозяйств в любом случае будут  нуждаться в предоставлении социального жилья.

Среди домохозяйств, имеющих потребность в улучшении  жилищных условий, на момент опроса 5,3% располагали средствами, достаточными для приобретения желаемого жилья  по текущим ценам, еще 15% могли бы приобрести жилье, получив кредит в  размере недостающих средств. Таким  образом, 20,3% домохозяйств, имеющих  потребность в улучшении жилищных условий, потенциально могут приобрести жилье за счет собственных или  заемных средств (их доля от всех домохозяйств составляет 12,4%). 
 
 
 
 
 
 

(Таблица  2) Благоустройство жилищного фонда. 
 

. БЛАГОУСТРОЙСТВО  ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Годы Удельный вес  общей площади, оборудованной
водопро-водом водоотведением (канализа-цией) отоплением ваннами 
(душем)
газом 
(сетевым, сжижен-ным)
горячим во-доснабже-нием напольными  электроплитами одновременно
  Весь  жилищный фонд
2005 76 71 80 65 70 63 17 59
2006 76 72 80 66 70 63 18 60
2007 76 72 81 66 70 64 18 61
2008 77 73 82 66 69 64 18 61
2009 77 73 83 66 69 65 19 61
2010 78 74 83 67 69 65 19 62
  Городской жилищный фонд
2005 88 86 91 81 68 79 23 74
2006 88 86 91 81 68 79 23 76
2007 88 86 91 81 68 79 24 76
2008 89 87 91 81 67 80 24 76
2009 89 87 92 81 67 80 24 76
2010 89 87 92 81 67 80 25 76
   
Сельский  жилищный фонд
2005 43 34 52 26 75 22 3 20
2006 44 34 54 26 75 22 3 21
2007 45 35 55 27 75 23 3 21
2008 46 37 57 27 74 24 3 22
2009 47 38 59 28 74 25 3 23
2010 48 38 60 29 75 25 4 24

Информация о работе Финансы ЖКХ