Металлические
(серебряные и медные) деньги выпускались
центральными и местными (провинциальными)
властями, помимо этого, эмиссию банкнот
осуществляли иностранные и местные частные
банки.
Иностранные
банки в первой четверти XX в. пользовались
огромным влиянием в Китае. Около двух
десятков иностранных банков контролировали
в середине 1920-х годов примерно 3/4 банковского
капитала страны. Крупнейшими среди них
были Гонконг-Шанхайская банковская корпорация,
Банк Индии-Австралии и Китая, Торговый
банк Индии, принадлежавшие британскому
капиталу. Японию представляли Иокогама
банк, банки Мицуи, Мицубиси и Сумитомо.
В Китае также имелись отделения крупнейших
американских, французских, голландских
и бельгийских банков.
В 1913-1927
гг. только иностранные банки производили
расчеты по таможенным платежам, которыми
в то время гарантировалось погашение
иностранных займов. На долю иностранных
банков приходилось около 80% общей суммы
банкнот, выпущенных в обращение, 59% банковских
вкладов, 44% общей суммы прибыли. Иностранные
банки, так или иначе, контролировали 3,5
тыс. (70%) национальных банков и банковских
контор.
Состояние
китайской экономики в целом в первой
четверти XX в. характеризовалось тем же
полуколониальным положением. Иностранный
капитал контролировал половину добычи
угля, весь объем добычи железной руды,
все производство чугуна, ему принадлежало
порядка 50% ткацких станков и паровых шелкопрядильных
фабрик, он владел большей частью железных
дорог. По ранее заключенным кредитным
договорам с капиталистическими странами
Китай не имел права устанавливать ввозные
пошлины на иностранные товары выше 5%
их стоимости. Первенство в колониальном
закабалении Китая принадлежало Британии.
Прочные позиции занимали также Япония
и США. Вполне естественно, что представители
китайской буржуазии и прочие имущие сословия
хранили свои капиталы в иностранных банках.
Первые
шаги по созданию централизованной банковской
системы были сделаны Гоминьданом в конце
20-х годов прошлого века. В 1928 г. Нанкинским
правительством Чан Кайши был учрежден
Центральный банк Китая. Уставной капитал
в размере 20 млн. юаней был предоставлен
ему правительством.
На Центральный
банк были возложены функции эмиссии банкнот
и монет, налогового агента правительства,
он заключал соглашения по внутренним
и внешним займам, принимал сберегательные
вклады, хранил резервы других банков.
Поступления от соляной монополии и таможенных
сборов (Гоминьдан добился резкого повышения
ввозных тарифов, достигших к середине
1930-х годов в среднем 27%) направлялись теперь
не в иностранные банки, а перечислялись
в центральный банк. Тем не менее, внешняя
платежеспособность страны оставляла
желать лучшего. В начале 1930-х годов внешний
долг Нанкинского правительства примерно
в полтора раза превышал ежегодный экспорт
страны, а платежный баланс сводился с
регулярным дефицитом, погашаемым главным
образом вывозом серебра.
В начале
1930-х годов были сделаны первые шаги по
реформированию китайской денежной системы.
Она традиционно базировалась на серебряном
стандарте, как в виде монет, так и в виде
слитков — «лянов». Они выпускались не
только центральным (Гоминьдановским)
правительством, но и местными властями.
Первым шагом в направлении централизации
стало введение государственной монополии
на изготовление монет.
Из Пекина
в Шанхай были переведены центральные
конторы двух самых крупных банков Китая
- Дацинского и Банка путей сообщения.
Была проведена их реорганизация, которая
предусматривала установление правительственного
контроля над их деятельностью.
Центральный
банк в Гоминьдановском Китае выполнял
ряд функций правительственного финансового
органа, включая сбор налогов и распространение
займов. Ему отводилась роль основного
правительственного банка: после радикальной
реформы денежно-кредитной системы он
должен был превратиться в эмиссионный
банк. Банк путей сообщения и Дацинский
банк (в дальнейшем - Банк Китая) планировалось
специализировать на кредитовании экспорта
и ведущих отраслей промышленности. Во
главе руководства этих банков были поставлены
родственники Чан Кайши — министр торговли
Сун Цзывэнь и министр финансов Кун Сянси.
Это были
первые шаги по формированию государственного
капитала, контролировавщегося верхушкой
Гоминьдана и получившего впоследствии
название «бюрократический капитал четырех
семейств». Установив контроль над крупнейшими
банками, правительство получило рычаги
для усиления своего влияния, а также важные
источники пополнения госказны и мощные
каналы финансовых связей с иностранным
капиталом.
Важным
рычагом общего усиления влияния Гоминьдановского
правительства явилось распространение
государственного контроля на экономику,
выразившееся в первой половине 1930-х годов
главным образом в создании государственной
банковской системы и денежной реформы.
Экономическая политика Гоминьдана формировалась
под влиянием ряда факторов, из которых
наиболее важными были мировой экономический
кризис и его воздействие на Китай, колониальная
политика империалистических держав,
усиление агрессии Японии, а также интересы
группировки Чан Кайши в борьбе за политический
контроль внутри страны.
Противоречивая
экономическая политика Гоминьдана различалась
по своим масштабам и целям в городе и
деревне, неодинаковыми были и результаты
ее воздействия на капиталистический
и феодальный уклады. Влияние мирового
кризиса также по-разному проявлялось
в городе и деревне. Его воздействие на
экономическое положение целого ряда
сельских районов с высоким уровнем товарного
производства было разрушительным. Падение
цен на мировом рынке на продукцию сельского
хозяйства усилило его деградацию.
Более сложным
оказалось воздействие мирового кризиса
на китайский капиталистический сектор.
С одной стороны, в первые годы кризиса
в результате ослабления давления иностранного
капитала повысилась активность национального
капитала, увеличилось количество предприятий
легкой и пищевой промышленности, принадлежащих
китайским капиталистам, вырос экспорт
промышленных изделий и некоторых видов
сырья, в частности цветных металлов. С
другой стороны, повышение Китаем ввозных
пошлин и обесценивание на мировом рынке
серебра в 1929-1932 гг., привели к тому, что
некоторым иностранным фирмам стало выгоднее
открывать свои филиалы в Китае и производить
товары на месте, используя дешевую рабочую
силу. Лучше оснащенные иностранные предприятия
теснили китайские фирмы, несмотря на
снижение притока в страну иностранного
капитала, начиная с 1931 г. Иностранный
капитал наступал на позиции китайских
предпринимателей даже в тех отраслях
промышленности, где преобладали китайские
средние и мелкие предприятия.
В 1934-1935
гг. немалый ущерб экономике Китая причинила
так называемая серебряная политика США,
заключавшаяся в массовой скупке серебра
для укрепления доллара. Это вызвало резкое
восстановление цены серебра на мировом
рынке, его массовую утечку из Китая, резко
усилило нестабильность на китайском
денежном рынке. В начале 1935 г. Министерство
финансов Китая, стремясь ускорить осуществление
денежной реформы и с ее помощью стабилизировать
положение, предложило форсировать проникновение
государства в финансово-банковскую сферу.
В то время
под полный контроль правительства перешли
крупнейшие банки - Банк путей сообщения,
Банк Китая и Банк четырех провинций, переименованный
позже в Крестьянский банк Китая. Большинство
частных банков в результате экономического
и политического давления оказалось в
зависимости от правительственных банков.
Опираясь на усилившиеся позиции в финансово-банковской
сфере, правительство в ноябре 1935 г. издало
чрезвычайный декрет о денежной реформе,
который продолжил начатые преобразования.
Единственным
законным платежным средством объявлялись
банкноты указанных выше трех государственных
банков, получивших монопольное право
на их эмиссию. Серебряный стандарт отменялся.
Курс юаня устанавливался на основе золотого
паритета в размере 14.5 английских пенсов
за один юань. Реформа еще более укрепила
позиции правительственных банков и несколько
стабилизировала китайскую валюту и денежный
рынок.
Укрепление
положения национальной валюты и стабилизация
китайского денежного рынка весьма благоприятно
сказалось на развитии китайской экономики
и банковского дела. Реформа 1935 г. укрепила
положение государственных банковских
институтов, превратила их в ведущую силу.
В 1935 г. активы четырех правительственных
банков (включая Центральный банк) выросли
на 61%, вклады на 16%, выпуск банкнот - на
66%, в 1936 г. перечисленные показатели составили
125, 111 и 211% соответственно. В 1936 г. на их
долю приходилось 59% активов и вкладов
всех банков Китая.
Реформа
существенно ужесточила условия деятельности
иностранных банков в Китае, лишив их многих
прежних привилегий. Многие иностранные
банки были вынуждены свернуть деятельность,
ограничив ее кредитованием внешнеторговых
операций. В этот период заметно усилилась
роль Центрального банка. Он в большей
степени стал играть роль «банка банков».
Правительственные банки существенно
повысили свою роль в банковской системе
Китая и существенно потеснили иностранные
банки. Однако полностью освободиться
от влияния иностранного капитала в тех
условиях правительству Чан Кайши было
невозможно, так как общий объем иностранных
капиталовложений и займов к 1936 г. достиг
4.4 млрд. долл.
Период
1930-х годов для Китая характеризовался
формированием государственного сектора
экономики, который включал бюрократический
финансовый капитал. Банковско-финансовая
деятельность перед Второй мировой войной
стала в Китае сферой очень доходного
предпринимательства. Банки наживались
на операциях, связанных с финансированием
правительства по содержанию армии, полиции
и государственного аппарата, сделках
с недвижимостью и т.п.
Глава II. Анализ состояния
банковского сектора Китая
2.1.
Анализ текущего состояния банковского
сектора Китая
С началом экономической реформы в 1979
г. Китай приступил к либерализации финансовой
деятельности. С 1980 г. КНР возобновила
свое членство в МВФ и стала членом Всемирного
банка. В 1984 г. Китай установил деловые
связи с Банком международных расчетов
(Bank for International Settlement).
В 1994 г. были опубликованы правила деятельности
иностранных финансовых институтов в
КНР (Regulations of Governing Financial Institutions with Foreign
Capital). Согласно этим правилам, иностранные
финансовые институты в Китае могут осуществлять
свою деятельность в виде отделений иностранных
банков, дочерних банков или финансовых
компаний, совместных акционерных банков
или финансовых компаний иностранных
и китайских финансовых институтов.
В отличие от динамично развивающихся
национальных банков иностранные банки
в КНР ограничены в своей деятельности.
В начале финансовой реформы в 1979 г. китайское
руководство было поставлено перед проблемой:
могут ли иностранные банки действовать
в стране в принципе, и если да, то в каких
формах и при каких условиях? Сторонники
открытия банковской сферы утверждали,
что иностранные банки привнесут больше
конкуренции в китайскую банковскую систему
и тем самым повысят ее эффективность.
Они считали также, что иностранные банки
помогут привлечь в страну дополнительные
источник и иностранного капитала и привнести
современные банковские стандарты.
Противники открытости были озабочены
тем, что иностранные банки могут захватить
контроль в китайском банковском секторе,
как это уже было до 1949 г. И эта озабоченность
- не чисто китайский феномен. К примеру,
Австралия и Канада ограничивают долю
иностранной собственности в любом национальном
банке до 10%, Дания - 30%, а ЮАР-50%. [4]
После оживленных дебатов китайские
власти решили разрешить иностранным
банкам входить в китайский банковский
сектор постепенно и при определенных
финансовых ограничениях. Экспортно-импортный
банк Японии стал первым иностранным банком,
открывшим свое представительство в Пекине
в 1979 г. Коммерческий банк "Наньяп"
(Гонконг) первый открыл свой филиал в
г. Шэньчжене. в 1982 году.
В 1985 г. в Китае появились первые правила
о деятельности в стране иностранных и
смешанных финансовых институтов, размещенных
в пяти особых экономических зонах (ОЭЗ).1
апреля 1994 г. эти правила были заменены
новыми правилами иностранного участия
в китайском банковском секторе. Согласно
этим правилам, для того, чтобы открыть
свой филиал в КНР, иностранные банки должны
предварительно иметь свое представительство
в течение не менее двух лет; филиал материнской
компании должен иметь активы на сумму
не менее 20 млрд дол., но при этом НБК регулирует
всю иностранную банковскую деятельность,
в стране.
В конце 1994 г. правительство разрешило
всем иностранным банкам производить
операции с иностранной валютой для иностранцев
и хуа цао в КНР, за рубежом и в ОЭЗ. Вместе
с тем Китай ограничил иностранные операции
главными приморскими городами. К 1997 г.
деятельность иностранных банков была
разрешена в 234 городах, однако иностранные
банки ограничили свои операции Пекином,
Шанхаем, Гуанчжоу, Шэньчженем и еще несколькими
городами. К концу 1998 г. количество иностранных
банков в стране достигло 172.
В феврале 1999 г. общие активы иностранных
банков в Китае достигли 36 млрд дол., или
2,58% всех активов китайского банковского
сектора. Займы в иностранной валюте достигли
21 млрд дол., или 23% всех займов в иностранной
валюте. [5]
В декабре 2001 г. Китай присоединился к
Всемирной торговой организации (ВТО),
в связи с чем КНР обязалась в течение
5 лет (до 2007 г) осуществить поэтапную либерализацию
деятельности всех иностранных банков
в стране. После вступления в ВТО динамичная
внешнеторговая политика Китая получила
новый импульс: в 2002 г. китайский экспорт
вырос на 21,2%, а прямые иностранные инвестиции
в 2002 г. достигли рекордной отметки - 52,7
млрд дол. В результате впервые в истории
Китай по этому показателю вышел на первое
место в мире.
К концу 2002г. в Китае действовала 181 иностранная
финансовая организация, около 70 иностранных
коммерческих банков. 35 банков имеют азиатское
происхождение, в том числе - 12 гонконгских,
10 японских, 6 южнокорейских, 4 сингапурских
и 3 тайских; 8 - из Северной Америки (6 из
США); 24 европейских, в том числе 6 французских,
по 5 немецких и нидерландских, по 2 английских,
бельгийских и итальянских банка.47 иностранных
банков действуют в провинции Гуанчжоу,
44 - в Шанхае, 18 - в Пекине, 14 - в Тьянцзине,
11 - в провинции Фуцзянь, 10 - в Даляне.