Формирование банковской системы Китайской Народной Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

В конце 70-х годов прошлого века в Китае начала осуществляться экономическая и социальная реформа с целью создания модели "социализма с китайской спецификой", в которой бы совмещалось главенство рыночных принципов и эффективныймакроконтроль со стороны управляющих органов государства. В процессе создания данной модели важная роль отводится банковской системе Китая, так как она является тем институтом, который имеет экономическое и социальное значение для общества, всех его звеньев и населения и может помочь уменьшить прямое административное вмешательство государства в экономику и общество при развитии рыночных отношений

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования банковской системы Китайской Народной Республики.
1.1. Предпосылки формирования кредитно-банковской системы КНР.
1.2. Теоретические основы формирования банковской системы Китая

Глава II. Анализ состояния банковского сектора Китая

2.1. Анализ текущего состояния банковского сектора Китая
2.2. Анализ деятельности Народного банка Китая (НБК)
Глава III. Совершенствование банковской системы Китая
3.1. Государственное регулирование банковской системы и банковский надзор. Место и роль центрального банка
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Формирование банковской системы Китайской Народной Республики.docx

— 73.44 Кб (Скачать файл)

Реформированию подлежит сам Центральный банк КНР, который все еще имеет министерскую структуру и находится под непосредственным контролем Государственного совета. После проведенной в 1983 г. реорганизации с установлением прямых связей с предприятиями и банками и принятия в 1995 г. закона о Центральном банке КНР последний одновременно взял на себя функции надзора за банками и ответственность за денежную политику, обеспечение предприятий денежными ресурсами и платежный оборот. Преимущества от выделения функции банковского надзора, а также от «большей независимости» ожидаются в сферах валютной и денежно-кредитной политики. Деятельность Центрального банка, по мнению его президента, должна быть в большей степени ориентирована на потребности рынка. Необходимо преодолеть последствия длительной экономической изоляции. Это необходимо также для адаптации банковской системы к требованиям ВТО. Центральному банку потребуется сделать целый ряд шагов по созданию двухступенчатой банковской системы и предоставлению самостоятельности коммерческим банкам.

В ходе реформирования своей банковской системы Китай уделяет особое внимание денежно-кредитной политике. Дело в том, что фактически денежный рынок в Китае еще не создан, а межбанковский рынок формируется в условиях структурного дисбаланса. Крупные государственные банки выступают с предложениями денежных средств, в то время как частные и прочие финансовые институты играют роль исключительно потребителей денег. Ожидается, что в ближайшее время будет доработан закон о Центральном банке КНР, после чего перед ним будет поставлена задача подготовить ряд изменений для перехода на рыночный путь (например, создать новую регистрационную систему для получения кредитов за рубежом с отменой прежней жестко регламентированной системы). Необходима также соответствующая законодательная база по противодействию отмыванию денег. Однако, по мнению многих аналитиков, разделение банковского, страхового и акционерного секторов так быстро не произойдет, поскольку китайские коммерческие банки еще слишком молоды для создания в стране универсальной банковской системы.

Важными задачами Центрального банка являются либерализация процентной политики (политики в области установления процентных ставок), введение свободных процентных ставок по депозитам и кредитам, а также решение вопросов рыночного ценообразования. Процентные ставки еще не являются индикатором нехватки свободных средств. Для сделок в китайской валюте они определяются в директивном порядке государством, а банки имеют право лишь на очень незначительное их изменение. Абсолютно твердые процентные ставки по сберегательным вкладам и заново устанавливаемые ежегодно ставки по кредитам распространяются на все банки и препятствуют соревнованию между банками в области процентных ставок и установлению адекватных риску процентных ставок по займам.

Так как процентные ставки по ссудам снижаются чаще, чем ставки по депозитам, для банков наступают тяжелые времена.

Китайские вкладчики получают реальные проценты. Процентная ставка для обычных сберегательных вкладов составляет 5%. При официальном темпе инфляции в 4% у вкладчиков возникает небольшая прибыль, однако многие полагают, что в отдельных регионах Китая темпы инфляции значительно выше, что обусловливает потерю покупательной способности накапливаемых сбережений.

С реализацией планов Центрального банка КНР по либерализации процентных ставок (по утверждениям аналитиков, она может завершиться в течение ближайших двух лет) эта «гора сбережений» в условиях конкуренции ставок (прежде всего в густонаселенных районах страны) может прийти в движение и вызвать существенное изменение структуры сберегательных вкладов (например, их перераспределение между государственными банками или перемещение в частные или иностранные банки). В то же время применение зависящих от степени риска процентных ставок может повысить доходность банков и способствовать стабильности финансового рынка.

Сразу же отметим, что никакой системы защиты частных сберегательных вкладов ни в Гонконге, ни в Китае нет. Как уже было отмечено, три четверти всех депозитов находится в четырех государственных банках, и их сохранность негласно гарантируется государством. Население и государственные банки считают подобную негласную гарантию вполне достаточной. Государственные банки рассматривают безвозмездные на настоящий момент услуги государства как вполне справедливую компенсацию за безнадежные долговые обязательства, навязанные им тем же государством. Если вследствие ослабления банков начнется массовое изъятие вкладчиками депозитов, то платить должно будет государство как главный виновник такого рода процессов.

В этой связи система защиты вкладов является частью общей социальной и финансовой системы безопасности государства. Однако необходимость ее реструктуризации признается лишь немногими китайскими реформаторами. Государственные же банки на своей реструктуризации особенно не настаивают. Сначала нужно организовать общественную дискуссию, убедить общество в необходимости избавления от изживших себя представлений о гарантии частных вкладов, а затем уже постепенно создавать подлинную систему для защиты частных вкладов. Это необходимо по двум основным причинам: во-первых, только обязательный и финансируемый всеми банками фонд защиты вкладов поможет решить проблему морального риска и справедливо распределить затраты по защите вкладов населения, и, во-вторых, в современной ситуации государство, являясь единственным и последним гарантом, не способствует формированию у банков новой финансовой политики, учитывающей все риски и затраты. При возникновении проблем с ликвидностью или банкротством государство вмешивается, печатает деньги и провоцирует рост инфляции.

Все сберегательные вклады, а не только находящиеся в государственных банках, должны быть защищены от потерь с помощью отдельного самостоятельного органа. Именно на этапе, когда банки приобретают самостоятельность, возникает вопрос об их надежности. В этой ситуации система защиты депозитов снижает опасность системных рисков, способствует росту доверия к банкам, развитию конкуренции и созданию новых частных банков.

Что касается системы банковского надзора, то до недавнего времени ее не существовало вовсе. Она возникла лишь совсем недавно в лице China Banking Regulatory Commission (Банковской регуляторной корпорации Китая — БРКК), подчиненной непосредственно кабинету министров.

В связи с необходимостью выполнять требования ВТО Китаю предстоит сделать многое для ликвидации недостатка в квалифицированных специалистах и создания надежной системы надзора. При этом надзор должен быть адаптирован к новым финансовым отношениям и растущему числу китайских и иностранных финансовых институтов.

В целях повышения прозрачности и борьбы с безнадежными долгами Центральный банк Китая уже внедрил у себя компьютерную систему с короткими отчетными периодами и инструментами, аналогичными тем, которые использует немецкий Федеральный банк. Будут ли эти и другие инструменты взяты на вооружение новым органом банковского надзора, можно только гадать; в любом случае персонал этого органа будет образован из числа бывших сотрудников Центрального банка КНР. Эффективный надзор будет обеспечиваться в данном случае путем предотвращения и ликвидации кредитных рисков, благодаря чему удастся значительно снизить долю несостоятельных долговых обязательств.

Определенные надежды по повышению эффективности банковского надзора связаны с новыми комиссиями, образованными Центральным банком, но работающими независимо от него. Они призваны обеспечить более строгий контроль (в частности, предотвратить возникновение новых рисков, вызванных новыми кредитами, выдаваемыми по политическим мотивам), что приведет к непосредственному ускорению реформ и экономическому росту, но одновременно станет причиной появления связанных с экономическими реформами социальных рисков.

 

 

Заключение

 

Сегодня трудно найти человека, который бы не был наслышан о выдающихся экономических успехах Китая. Эти успехи вызывают в нашей стране неоднозначную реакцию, но в целом их принято воспевать и ставить в пример отечественным политикам и экономистам: дескать, смогли же китайцы перейти на рыночные рельсы без социальных и экономических потрясений.

Эволюция банковской системы КНР как раз представляет собой типичный случай истинно китайского варианта развития. Стремительно открывающийся внешнему миру, активно воспринимающий передовой опыт развитых стран, Китай в то же время пролагает свой путь к успеху по прочному грунту своих тысячелетних традиций и национального менталитета.

Реформы, направленные на укрепление финансовой дисциплины в масштабах всей страны, а также на санкцию и рекапитализацию государственных банков, - ключ к будущей общеэкономической стабильности Китая.

Первостепенной задачей является коммерциализация государственных банков, с тем чтобы они могли преимущественно или исключительно служить задачам увеличения прибыли, а не выполнять роль социального буфера в рамках политики реформ.

В обозримый период времени государственные банки Китая будут находиться в руках государства и определять ситуацию на рынках капитала и авуаров, а также на межбанковском рынке, хотя и не исключается частичная приватизация в процессе санации и формирования бирж.

Частные и иностранные банки смогут успешнее конкурировать с государственными банками, способствовать улучшению экономических показателей и качества сервиса, возможно, смогут также отобрать у государственных банков часть рынка. Крупные государственные коммерческие банки не утратят своих доминирующих позиций, хотя бы уже из - за широкой сети разбросанных по всей стране филиалов.

Банки Китая станут по-настоящему коммерческими, однако государство не так скоро откажется от своего контрольного пакета (т.е. как минимум 50% акционерного капитала банков и холдингов), а следовательно, и дальше будет определять политику развивающихся структур. Для полной санации банковской системы необходимо принять дополнительные меры, например, по реформе регулирующих функций государства и рекапитализации банков.

Было бы не корректным с позиций исторического подхода предлагать Китаю извне принципиально другой путь. Начиная с 80 - х годов китайские банки быстро меняются. Этот темп следует сохранить ввиду внутренней угрозы в результате расточительного использования капитала, высоких внутренних ожиданий в области экономического роста и благосостояния, внешнего давления со стороны ВТО и иностранных банков.

Долгосрочной целью, как и раньше, остается создание всех необходимых для экономического роста предпосылок путем более стабильного финансирования. Но при этом не возможно сказать, насколько долгим будет путь санации и чем завершится борьба между политико - социальными требованиями и экономической рентабельностью.

После 25 лет в целом успешного реформирования экономики КНР, государство оказалось под тяжелой двойной нагрузкой: во - первых, необходимостью санировать убыточные предприятия, во - вторых, необходимостью укрепления банков до такой степени, чтобы они без дальнейших потерь активов могли конкурировать как на национальном банковском рынке, так и с иностранными кредитными организациями.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Реформа банков в Китае: перспективы  развития: http://www.uglc.ru/china-yuan/banking2. htm

2. Селищев А.С. Развитие банковской  системы Китая // Деньги и кредит. - 2004. №11. - С.63-70.

3. Суворов А.В. Реформирование банковской  системы Китая // Банковское дело. - 2005. №10. - С.50-54.

4. Шредер К. Реформирование банковской  системы Китая // Деньги и кредит. - 2006. №5. - С.53-60.

5. Суворов А.В. Реформирование банковской  системы Китая // Банковское дело. – 2005. - №10.

6.  Суворов А.В. Реформирование  банковской системы Китая // Банковское  дело. – 2005. - №10.

7. Селищев А.С., Развитие банковской  системы Китая, Деньги и Кредит  №11, 2004 С.70.


Информация о работе Формирование банковской системы Китайской Народной Республики