Формирование банковской системы Китайской Народной Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

В конце 70-х годов прошлого века в Китае начала осуществляться экономическая и социальная реформа с целью создания модели "социализма с китайской спецификой", в которой бы совмещалось главенство рыночных принципов и эффективныймакроконтроль со стороны управляющих органов государства. В процессе создания данной модели важная роль отводится банковской системе Китая, так как она является тем институтом, который имеет экономическое и социальное значение для общества, всех его звеньев и населения и может помочь уменьшить прямое административное вмешательство государства в экономику и общество при развитии рыночных отношений

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования банковской системы Китайской Народной Республики.
1.1. Предпосылки формирования кредитно-банковской системы КНР.
1.2. Теоретические основы формирования банковской системы Китая

Глава II. Анализ состояния банковского сектора Китая

2.1. Анализ текущего состояния банковского сектора Китая
2.2. Анализ деятельности Народного банка Китая (НБК)
Глава III. Совершенствование банковской системы Китая
3.1. Государственное регулирование банковской системы и банковский надзор. Место и роль центрального банка
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Формирование банковской системы Китайской Народной Республики.docx

— 73.44 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Анализ деятельности  Народного банка Китая (НБК)

 

Контролирующим и регулирующим органом китайской банковской системы является Народный Банк Китая, а также Комитет по контролю за банковской деятельностью. Следует также отметить три основных уровня банковской системы Китая:

1) Народный  банк Китая, выполняющий функции  центрального банка;

2) 29 национальных  банка, а также 179 операционных филиалов  иностранных банков;

3) 88 городских кооперативных банка, 3200 городских и 44000 сельских кредитных кооператива.

Большинство финансовых учреждений Китая принадлежат и управляются государством, при этом 98% банковских активов также принадлежат государству. В процессе реформирования банковско-финансового сектора в КНР на сегодняшний момент сформирована следующая система управления банковским сектором.

- Комиссия по регулированию  банковской деятельности Китая (КРБД)— центральный орган надзора за финансовыми услугами КНР. Комиссия была создана в апреле 2003 г., в соответствии с Решением «О выполнении функций регулирования и надзора Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая вместо Народного банка Китая». В соответствии с Законом КНР «О банковском регулировании и надзоре» от декабря 2003 г., Комиссия ответственна за регулирование и надзор финансовых институтов, принимающих вклады, выдающих кредиты, проводящих расчеты по счетам и осуществляющих другую деятельность в соответствии с Законом КНР «О коммерческой банковской деятельности» и Законом КНР «О Компании».

При выполнении функций в области надзора за банками и инвестиционными компаниями КРБД тесно сотрудничает с Народным банком Китая.

-Народный Банк Китая - НБК (People'sBankofChina- PBC) действует под руководством Государственного совета.

НБК выполняет многие функции центрального и коммерческих банков. НБК выпускает валюту, контролирует циркуляцию денежных средств, и играет важную роль в выплате бюджетных расходов. Кроме того, он управляет счетами, платежами и поступлениями от государственных организаций и других органов, что позволяет осуществлять полный контроль над их финансовой и общей деятельностью, участвует в рассмотрении экономических планов правительства. НБК также отвечает за международную торговлю и другие зарубежные операции. Квота кредитования НБК на 2010 год составляла 7,5 трлн. юаней.

Началом строительства многоуровневой кредитной системы в КНР принято считать сентябрь 1983 г., когда в рамках реформы финансовой системы Госсовет КНР принял решение об изменении статуса Народного банка Китая (НБК), согласно которому НБК стал выполнять функции центрального банка и прекратил кредитование торговых и промышленных предприятий. Здесь необходимо отметить, что в 1970 г. НБК, по сути, был упразднен как отдельное учреждение и включен в систему Министерства финансов КНР. После восстановления НБК, как и ранее, был поставлен в непосредственное подчинение Госсовету КНР.

В настоящее время НБК наделён полномочиями в сфере формирования банковской и финансовой политики Китая, координации и ревизии деятельности специализированных банков и других финансовых учреждений. Госсовет КНР и предоставил ему право издавать подзаконные акты, осуществлять контроль за состоянием национальных золотовалютных резервов, регулировать рынок ценных бумаг. Утверждение Госсовета теперь необходимо только при изменении плана годового объема денежной эмиссии, базовых процентных ставок и обменного курса юаня. Что же касается различных инструментов кредитной политики, то они находятся в ведении самого банка.

Естественным продолжением реформы банковской системы стало создание законодательной базы в этой сфере – принятие «Закона о Народном банке Китая» и «Закона о коммерческих банках КНР». Первый из них был принят 18 марта 1995 г. и вступил в силу со дня принятия. Закон включает 51 статью, сгруппированную в 8 разделов. Это первый со времени основания КНР закон о центральном банке. Закон усиливает позиции центрального банка в перестройке экономики Китая, он разработан с учетом опыта центральных банков развитых стран и при содействии МВФ, но в то же время и с учетом реальностей Китая. В соответствии с Законом НБК выполняет следующие функции:

  • разработка и осуществление в соответствии с законом денежной политики;
  • эмиссия жэньминьби и управление обращением жэньминьби;
  • ревизия, контроль и управление кредитно-денежными организациями в установленном порядке;
  • контроль и управление кредитно-денежным рынком в установленном порядке;
  • публикация приказов и инструкций по вопросам функционирования, контроля и управления в кредитно-денежной сфере;
  • хранение, управление, хозяйственное распоряжение государственными запасами иностранной валюты и золота;
  • ведение государственного казначейства;
  • обеспечение нормального функционирования системы платежей и расчетов;
  • осуществление статистического учета, обследований, анализа и прогнозов в кредитно-денежной сфере;
  • участие в международной кредитно-денежной деятельности, связанной со статусом центрального банка страны;
  • исполнение других функций в соответствии с указаниями Госсовета.

 

В течение многих лет на НБК оказывалось давление со стороны различных ведомств и местных правительств в вопросах кредитной политики, поскольку местные правительства иногда имели больше влияния, чем центральный офис НБК в Пекине. Одним из мероприятий направленных на преодоление сложившегося положения с филиалами НБК в 1998-99 гг. стала реорганизация провинциальных филиалов банка. Вместо прежних 31 (по числу провинций КНР) создано 9 региональных филиалов Народного банка Китая. Такая мера была призвана снизить вмешательство местных правительств в работу главного банка страны.

Важным шагом реформы банковской системы стало создание коммерческих банков. Сфера деятельности определяется уставом каждого коммерческого банка и утверждается Народным банком Китая. Коммерческие банки Китая в соответствии с действующим законодательством могут частично или полностью заниматься следующими видами операций:

– привлекать общественные депозиты;

– предоставлять кратко-, средне- и долгосрочные кредиты;

– осуществлять расчеты внутри и вне страны;

– осуществлять учет векселей;

– эмитировать денежно-кредитные облигации;

– осуществлять поручительскую эмиссию, поручительскую оплату и сбыт на условиях подряда правительственных облигаций;

– заниматься куплей-продажей правительственных облигаций;

– заниматься краткосрочным межфилиальным кредитованием;

– заниматься самостоятельной и поручительской куплей-продажей валюты;

– предоставлять обслуживание и поручительство по аккредитивам;

– осуществлять на поручительских началах прием платежей и страховые услуги;

– предоставлять сберегательные сейфы;

– осуществлять другие операции по утверждению Народного банка Китая.

По разработанной Народным банком Китая банковской политике, в основном завершен переход крупных государственных банков на акционерную систему, и основные финансовые показатели приблизились к сравнительно хорошему уровню международных банков. В настоящее время они прилагают усилия к тому, чтобы превратиться в современные банки, характеризующиеся достаточностью капитала, строгим внутренним управлением, безопасностью операций, высококачественными услугами, хорошей эффективностью, высокой инновационной способностью и конкурентоспособностью.

Банковский бизнес в КНР, безусловно, испытывает административное давление, исполняя задачи, поставленные компартией. Тем не менее, прозападные нотки в регулировании банковской деятельности видны уже сейчас. Народный банк Китая внимательно прислушивается к рекомендациям Базельского комитета и Международного банка расчетов. На британский манер в КНР отделили функцию банковского регулирования от Центробанка страны, создав несколько органов регулирования финансового рынка, которые легко могут быть интегрированы в единый мегарегулятор.

Народный Банк Китая осуществляет грамотное управление валютным курсом юаня, который поддерживается в привязке к доллару, являясь достаточно стабильным и заниженным относительно паритета покупательной способности, что обеспечивает экспансию китайских товаров на внешних рынках. Пытаясь ослабить свою зависимость от внешнеторговой конъюнктуры, несколько лет назад Китай принял решение о росте внутреннего спроса. Курс юаня был последовательно ревальвирован от 8.28 за доллар до 8.11 (июль 2005) и 7.922 (май 2006 г) [13], к январю 2007 г. курс юаня вырос до 7.8, в ноябре 2008 г. составил 6.83 и в начале 2009 г. остается примерно на этом уровне.

В октябре 2006 г. золотовалютные резервы Китая достигли 1 трлн. долл. и он вышел на первое место мире, обогнав Японию. В настоящий момент ЗВР достигли около 2 трлн. долл. Этот фактор позволяет стране поддерживать стабильность своих финансовых рынков, а также влиять на международные рынки. Пекину принадлежит значительная роль в преодолении валютно-финансового азиатского кризиса 1997-1998 г. [14]. Уже в ближайшее время юань может стать региональной, а в дальнейшем - возможно одной из мировых валют.

Чистая прибыль банковского сектора Китая после уплаты налогов в 2008 году составила 583,4 млрд. юаней, что на 30,6% больше по сравнению с предыдущим годом. коэффициент отдачи собственного капитала составил 17,1%, что на более 7 процентных пунктов выше среднего уровня глобальной банковской индустрии. По показателям общего объема прибыли, роста прибыли, коэффициента отдачи собственного капитала весь банковский сектор Китая занимает первое место в мире.

В условиях бурного глобального финансового кризиса, при наличии различных отрицательных факторов, в том числе снижение темпов роста национальной экономики, банковский сектор Китая со всей серьезностью осуществляет умеренно раскованную денежную политику, расширяет масштаб кредитов, ускоряет ход вложений, поддерживая расширение внутреннего спроса и рост экономики, повышая собственную рентабельность. В настоящее время общая мощь китайского банковского сектора находится в лучшем историческом этапе. Здоровое и стабильное развитие банковской отрасли не только благоприятно для реагирования на международный финансовый кризис, но и закладывает прочную основу для стабильного и относительно быстрого развития китайской экономики.

 

Глава III. Совершенствование банковской системы Китая

 

3.1. Государственное регулирование банковской системы

 

Для Народного банка Китая вопрос о либерализации валютного курса по-прежнему остается ключевым. Недавно Гонконг установил потолок в привязке национальной валюты к доллару США. Подобный шаг воспрепятствует притоку «горячих» денег в страну на фоне ревальвации юаня. Центральному банку Китая необходимо проявлять осторожность при проведении либерализации капитала, который жестко контролируется, для предотвращения оттоков сбережений из Китая в более доходные зарубежные инвестиции.

Касаясь реформирования механизма формирования обменного курса национальной валюты, президент Банка Китая Чжоу Сяо-чуань на встрече с президентами центральных банков стран «большой восьмерки» отметил, что Китай будет по-прежнему проводить курс на стабильность юаня на рациональной и сбалансированной основе, выборочно и поэтапно ослаблять ограничения на транснациональные сделки по денежным средствам при условии предотвращения возможных рисков.

По мнению Чжоу Сяо-чуаня, с точки зрения доходов и расходов по международным платежам Китая обменный курс китайского юаня не будет значительно занижен искусственным путем. По его словам, текущие статьи бюджета Китая в основном сбалансированы, доходы ненамного больше расходов.

В ответ на то, намерен ли Китай реформировать механизм формирования обменного курса национальной валюты, Чжоу Сяо-чуань заявил, что китайская сторона будет проводить подобную реформу согласно реальным потребностям своего развития. В 1994 г. в Китае была осуществлена единая система плавающего обменного курса, которая находится под управлением и успешно работает. А после финансового кризиса в Азии в небольшой степени был уменьшен коридор обменного курса китайского юаня.

Следует отметить, что высокие темпы роста валютных запасов Китая объясняются целым рядом причин. Во-первых, незначительным положительным сальдо. Во-вторых, значительным притоком иностранного капитала, причем иностранные предприятия в Китае вкладывают свою прибыль в китайскую экономику в виде новых капиталовложений. В-третьих, приток капитала в Китай превышает объем нелегальной утечки его за границу.

Рассматривая процесс урегулирования курса национальной валюты Китая, следует принимать во внимание целый ряд факторов: во-первых, необходимы стабильная макроэкономическая ситуация, действующий рыночный механизм и устойчивая финансовая система; во-вторых, необходима реформа, способная обеспечить стабильность и равномерность курса национальной валюты; в-третьих, следует учитывать взаимовлияния изменений курса китайского юаня и изменений в региональной и глобальной экономике.

В Китае ведется активная подготовка к реформированию механизма формирования обменного курса китайского юаня по следующим трем направлениям:

^ ускорение процесса финансовой  реконструкции внутри банков  и превращения их в акционерные  компании в целях адаптации  к более гибкому механизму  валютного курса в будущем;

^ отмена ряда ненужных мер  валютного контроля с целью  более реального отражения на  рынке соотношения предложения  и спроса иностранной валюты;

^ улучшение и совершенствование  механизма валютного рынка в  стране, с тем чтобы китайские  финансовые учреждения и предприятия  могли приспособиться к рыночной  среде.

К настоящему времени по всем вышеуказанным направлениям были достигнуты определенные успехи.

В будущем Китай намерен приступить к выборочному поэтапному снятию ограничений на транснациональные валютные операции, упорядочению управления притоком капитала и контроля за оттоком капитала, созданию механизма двустороннего оборота средств исходя из предпосылки эффективного предотвращения соответствующих рисков с целью создания условий для скорейшего осуществления конвертируемости юаня.

Информация о работе Формирование банковской системы Китайской Народной Республики