Для управления деятельностью банковского
сектора весной 2003 г. был образован Государственный
комитет по регулированию банковской
деятельности, что означает продолжение
реализации концепции о раздельном управлении
банковской деятельностью, страхованием
и рынком ценных бумаг. Комитет сосредоточился
на контроле за деятельностью кредитно-банковских
организаций, а НБК - на вопросах денежно-кредитной
политики.
При вступлении во Всемирную торговую
организацию, официальный Пекин продемонстрировал
понимание проблем собственной банковской
системы и готовность заниматься реформами,
объявив, что с 2006 г. снимает все ограничения
на работу иностранных банков в КНР. Сегодня
такое решение подталкивает пекинские
власти к тому, чтобы повысить конкурентоспособность
собственных банков.
Понятно, что у страны с постоянно растущим
населением нет свободных полутриллиона
долларов. Золотовалютные резервы КНР
на конец 2005 года оценивались в размере
$430-450 млрд. Именно поэтому регулятор и
Народный банк Китая избрали стратегию
реформ по известному принципу: спасение
утопающих - дело рук самих утопающих.
Материальная помощь досталась лишь государственным
банкам, которым выделили около $45 млрд.
из золотовалютных резервов. Интересно,
что эти государственные инвестиции попали
только в два банка - Банк Китая и Строительный
банк Китая. Оставшиеся $400 млрд. резервов
будут переданы в управление специализированной
инвестиционной компании, которая примет
участие в преобразованиях обоих банков.
Во-первых, собираясь уходить из банковского
сектора, государство постепенно уменьшает
свою долю в собственности четырех гигантов:
Банка Китая, Строительного банка, Промышленного
и коммерческого и Сельскохозяйственного
банков. Большинство из них уже корпоратизированы,
и их акции торгуются на фондовой бирже.
Фактически это начало приватизации банковского
сектора. Западные эксперты, работающие
над проблемами экономического развития
Китая, указывают, что "большая государственная
четверка" может быть разделена на более
мелкие банки с целью избежание отраслевого
монополизма. Но в этом случае правительство
получит значительно меньшие суммы от
продажи госпакетов.
Во-вторых, КНР особые надежды возлагает
на иностранных инвесторов, которым в
этом году разрешили покупать до 25% акций
китайских банков. Приватизация банковского
сектора должна привести к тому, что трудности
по реструктуризации будущих проблемных
займов лягут на плечи новых акционеров
и, соответственно, перестанут быть проблемой
государственной важности. Идея найти
деньги на реструктуризацию отрасли на
мировых фондовых рынках не нова, а рост
иностранных инвестиций в КНР за последние
несколько лет делает ее возможной на
практике.
На сегодняшний день только 73 иностранных
банка имеют право проводить операции
на территории Китая. Власти искусственно
притормаживают остальных, чтобы вызвать
интерес иностранцев к подлежащим приватизации
банкам. Так, на ноябрь 2003 г. в КНР на рассмотрении
регулятора находились обращения 191 иностранного
банка. Народный банк как бы намекает:
если кто хочет поработать на рынке банковских
услуг Поднебесной, самый простой способ
- приобрести акции уже существующего
китайского банка, и совсем не важно, государственный
это банк или частный. Такая политика возымела
эффект. Осенью 2003 г. американская корпорация
Newbrige Capital ведет активные переговоры о
покупке пакета акций Shenzhen Development Bank. В
январе 2004 г. самый крупный частный банк
КНР Minsheng Banking Corp. объявил о продаже 20% своих
акций на фондовой бирже Гонконга.
Опыт России,
Китая и других стран свидетельствует,
что основная проблема в преобразовании
государственных банков в коммерческие
заключается в предоставлении ими не погашаемых
в срок и трудно получаемых обратно кредитов,
связанных с кредитованием проводимой
государством экономической политики,
кредитованием убыточного государственного
сектора экономики. Именно для решения
этой проблемы в 1994 г. в КНР и были созданы
три так называемых «политических» банка.
Политические
банки были учреждены в КНР для того, чтобы
отделить функции проведения политического
курса государства от коммерческого кредитования.
С этой целью почти одновременно в 1994 г.
в Китае были образованы три: политических
банка Государственный банк развития,
Экспортно-импортный банк Китая и Банк
развития сельского хозяйства Китая (последний
был выделен из Сельскохозяйственного
банка Китая).
В большинстве
случаев политические банки имеют уставной
капитал, полностью предоставленный правительством,
есть также банки, в которых правительственный
капитал присутствует частично.
Политические
банки обычно не привлекают средства населения,
источником финансовых средств политических
банков, главным образом, являются бюджетные
ассигнования. Это как раз и является их
основным отличием от коммерческих банков
и других небанковских финансовых организаций.
Одним из представителей «политических»
банков Китая является Государственный
банк развития. Определяющим правом выбора
объектов кредитования этим банком владеет
Госплан КНР, мнение самого банка учитывается
при определении вопроса о времени кредитования.
Хотя получение прибыли банком не является
определяющим, тем не менее, чистая ежегодная
прибыль банка составляет около 816 млн.
юаней
Экспортно-импортный
банк Китая находится под непосредственным
подчинением Госсовета КНР, является государственным
внешнеэкономическим банком. Основное
назначение банка – расширение экспорта
машинного и электротехнического оборудования
КНР.
Основным
источником средств ЭИБК является выпуск
облигаций, как в Китае, так и за границей,
а также кредиты Народного банка Китая.
Банк осуществляет смешанное кредитование,
а также страхование экспортных кредитов
и предоставление гарантий.
Ежегодно
в общем объеме кредитования ЭИБК на комплектное
оборудование приходится 19%, флот, суда
– 25%, обычные электромеханические изделия
– 21%, на простейшие механизмы – 28%, на
техническое обслуживание – 7%. Экспортно–импортный
банк Китая также осуществляет кредитование
при коммерческих запусках иностранных
спутников китайскими ракетоносителями.
Банк развития
сельского хозяйства Китая в 1994 г. был
выделен из Сельскохозяйственного банка
Китая в качестве самостоятельного банка,
что позволило создать условия для превращения
Сельскохозяйственного банка в государственный
коммерческий банк. Развитие банка шло
ускоренными темпами, через три года после
создания общий капитал банка составлял
– 923,3 млрд. юаней (для сравнения: государственный
бюджет КНР составлял тогда около 900 млрд.
юаней). Основным источником средств для
этого банка является рефинансирование
Народного банка Китая, вместе с тем этот
банк также осуществляет выпуск облигаций
в небольшом объеме. Основным кругом операций
данного банка являются: кредитование
сельского хозяйства; предоставление
кредитов на создание специальных государственных
фондов и кредитов на государственную
закупку сельскохозяйственных продуктов.
Банк имеет отделения в каждой провинции
страны , 294 отделения в городах и 1617 отделений
на уездном уровне, с общей численностью
персонала более 50 тысяч человек.
Важным
шагом реформы банковской системы КНР
стала реорганизация восстановленных
или уже существовавших четырех специализированных
государственных банков (Промторгбанка,
Стройбанка, Сельхозбанка и Банка Китая)
в коммерческие банки, что предполагало
приближение этих банков к мировой практике
в организационном и функциональном отношениях.
Эти банки
остались государственными, но контроль
правительства за управлением ими осуществляется
не непосредственно, а косвенно (например,
через совет наблюдателей), и правительство
не вмешивается в их текущую деятельность.
Что касается
Торгово-промышленного банка Китая, то
он был создан – решением Госсовета КНР,
принятым в сентябре 1983 г., которым предполагалось,
что общегосударственная сеть отделений
центрального банка Китая – Народного
банка Китая была преобразована в новый
Промышленно–торговый банк Китая (Промторгбанк),
а права головного офиса банка в Пекине
значительно расширены.
Вновь созданный
Промторгбанк стал специализированным
банком по операциям с государственной
и кооперативной промышленностью и торговлей.
Новый банк принял на себя функции, ранее
выполнявшиеся Народным банком Китая
– функции кредитного, расчетного и контрольного
центра. Банк имеет за рубежом 5 отделений
и 3 представительства.
Вторым
из четырех государственных банков Китая
является Народный строительный банк
Китая, который осуществляет управление
основными инвестиционными фондами государства,
специализируется на финансировании капитального
строительства за счет средств государственного
бюджета, на кредитовании объектов капитального
строительства. Он находится в непосредственном
подчинении Министерства финансов КНР
и Народного банка Китая и поэтому выполняет
двойные функции по финансированию и предоставлению
кредитов. Его операции преимущественно
заключаются в регулировании ассигнований
и займов для капитального строительства.
Важное
место в банковской системе страны занимает
Сельскохозяйственный банк Китая (СХБК).
Прообразом этого банка является созданный
в 1951 г. Сельскохозяйственный кооперативный
банк, на который были возложены обязанности
по обеспечению сельского хозяйства кредитами.
Весьма примечательным является то, что
этот банк со времени своего образования
4 раза упразднялся и вновь восстанавливался
как самостоятельное образование.
После очередного
восстановления Сельскохозяйственного
банка Китая в феврале 1979 г. уже в четвертый
раз он стал ведать средствами, выделяемыми
для сельского хозяйства по линии государственного
бюджета, распоряжаться всеми вкладами,
займами и расчетами в сельской местности;
управлять государственными фондами,
предназначенными для оказания помощи
сельскому хозяйству.
После выделения
из Сельхозбанка КНР Банка развития сельского
хозяйства КНР, он был освобожден от операций,
связанных с проведением политики государства
и превращен в коммерческий банк. Имеется
в виду, что этот банк находит для себя
клиентов в сельской местности для кредитования
их на коммерческой основе.
Банк Китая
был учрежден в 1908 г. и до 1921 г. имел 21 отделение
за рубежом. Он традиционно являлся монополистом
в осуществлении операций с иностранной
валютой.
В связи
с активизацией внешнеэкономической деятельности
КНР положение Банка Китая существенно
изменилось. В 1980 г. был пересмотрен его
устав, банк был объявлен государственным
предприятием. Уставный фонд Банка Китая
увеличен с 400 млн. до 5 млрд. юаней в 1987
г, а его функции существенно расширены.
Сейчас он имеет около 50 отделений внутри
страны, а также отделения в Гонконге,
Лондоне, Люксембурге, Нью-Йорке и Сингапуре,
представительства в Токио и Париже. На
конец 1998 г. было открыто 554 отделения этого
банка. Кроме филиалов во всех крупных
городах и торговых портах страны, Банк
Китая в настоящее время имеет 261 отделение
в Гонконге и Макао.
По сообщениям
печати Банк Китая прочно вошел в число
500 крупнейших банковских организаций
мира.
Организационное
становление банковско-кредитных учреждений
означало вместе с тем и дальнейшее развитие
банковско-кредитной системы Китая. В
КНР начинают восстанавливаться старые
и создаваться новые акционерные коммерческие
банки. На начало 1999 г. в КНР насчитывалось
в общей сложности около 20 «первоклассных»
акционерных коммерческих банка[4].
Одним из
представителей этой группы банков Китая
является восстановленный в 1986 г. Банк
коммуникаций – один из старейших банков
страны (основан в 1908 г.), операции которого
были прекращены в 1958 г. согласно своему
статусу, он является общекитайским многоцелевым
акционерным банком, выполняющим многообразные
функции. Он стал первым финансовым учреждением
страны, основанным на акционерной системе.
В соответствии с уставом Банка коммуникаций
он находится под управлением Госсовета
КНР. В настоящее время банк входит в первую
пятерку крупнейших банков Китая, активно
осваивая международные финансовые рынки,
он является одним из основных поставщиков
иностранных средств для китайской экономики.
Центральное правление банка находится
в финансовом центре Китая – в Шанхае.
По данным
журнала «Thebanker» в 1998 г. Банк коммуникаций
Китая занимал 130 позицию среди 1000 крупнейших
банков мира.
Другим
представителем акционерных коммерческих
банков Китая этой группы и вторым по размеру
имущества является «CiTi Cindustrial bank» – «Промышленный
банк Китайской международной корпорации
по доверительным операциям и инвестициям».
Официально банк был учрежден 20 апреля
1987 г. с уставным капиталом 800 млн. юаней.
Всего же
в холдинг CITIC входит более полутора десятков
компаний (энергетических, торговых, технологических)
с дочерними компаниями в Гонконге, Канаде
и Австралии, представительствами компании
в Японии, Нью-Йорке и Париже. Банк также
осуществляет операции по лизингу самолетов.
Банк является
многофункциональным банковским учреждением,
непосредственно и полностью находящимся
в подчинении вышеназванной корпорации
и имеет лицензию на осуществление основных
международных операций. Он входит в число
500 наиболее крупных банков мира и имеет
в общей сложности около 200 отделений и
представительств. Кроме вышеперечисленных
акционерных коммерческих банков в КНР
действуют следующие банки этой группы:
Транспортный банк, Торговый банк «Чжаошан»,
«Everbrightbank», Банк «ХуаСя», Банк «Миньшэн»,
Банк развития провинции Гуандун, Банк
развития провинции Фуцзянь, Шанхайский
банк развития зоны Пудун, «Merchantbank» и др.,
средства которых составляют от 10 до 100
млрд.
Создание специальных банков соответствовало
традиционным международным нормам. Правда,
вследствие воздействия различных причин
оно вряд ли поможет быстро решить проблемы
- речь в данном случае скорее идет о переадресовании
проблем. Государство не собирается в
будущем ни выпускать новых облигаций,
ни использовать бюджетные средства для
компенсации по-прежнему возникающих
долгов. Банки развития не имеют в своем
распоряжении надежной информационной
системы, из которой они могли бы черпать
данные о китайских предприятиях, коммунах
и их кредитоспособности. До сих пор не
созданы действующие в рыночной сфере
информационные центры или аналогичные
учреждения для лучшего распознавания
кредитных рисков.