Формирование финансовой стратегии развития предприятия (на примере ОАО «Лукойл» )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективность деятельности экономических субъектов в значительной степени определяется их финансовой стратегией. Организации уделяющие пристальное внимание вопросам финансовой стратегии, оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формирования финансовой стратегии актуальны как для крупных, так и для малых организаций, как для государственных предприятий, общественных организаций, так и для коммерческих структур.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….........3
Глава 1Теоретические основы разработки финансовой стратегии….........5
1.1 Теоретические подходы к определению сущности финансовой стратегии (цели, этапы, виды).…………………… ………………...............................8
1.2 Источники и формы долгосрочного финансирования.…………. ……...15
Глава 2 Формирование финансовой стратегии развития предприятия (на примере ОАО «Лукойл» ) .…………… …………………………..………….... 22
2.1 Оценка стоимости привлекаемого капитала …….... …………………....32
2.2 Прогнозная оценка реализации финансовой стратегии.…………...…...40
Заключение ………………………………………………………………….........48
Списоклитературыи используемых источников…………….......................51

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 86.61 Кб (Скачать файл)

            • обоснование (корректировка) стратегических целей;

                • определение сроков действия финансовой стратегии;

                  • конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;

                 • распределение ответственности за достижение стратегических целей.

Для реализации стратегических целей предприятию необходимо решать много тактических задач.

Финансовая тактика – это оперативные действия, направленные на достижение того или иного этапа финансовой стратегии в текущем периоде.5

Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансовая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием.

Для обеспечения максимизации прибыли необходимо первое стратегическое направление:6

                 • наращивать объем продаж;

                 • эффективно управлять процессом формирования рентабельности;

                 • бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами;

                 • контролировать расходы;

                 • минимизировать период производственного цикла;

                 • оптимизировать величину запасов и др.

Второе стратегическое направление подразумевает:

                 • минимизацию финансовых рисков;

                 • синхронизацию денежных потоков;

                 • тщательный анализ контрагентов;

                 • достаточные объемы денежных средств;

                 • финансовый мониторинг и др.

Эти два стратегических направления в некоторой степени противоречат друг другу. Погоня за прибылью обычно сопряжена с повышенным риском, а отказ от заемного капитала, хранение существенных остатков денежных средств и другие меры по обеспечению финансовой устойчивости снижают рентабельность производства. Таким образом, невозможно максимизировать одновременно и безопасность, и прибыль.

Необходимо ранжировать стратегические цели, например путем задания весов. При оптимизации структуры капитала, управлении текущими активами или любым видом денежных потоков важно правильно выбрать приоритеты развития, так как от этого зависят и степень финансовой устойчивости предприятия, и уровень прибыли производства.

Приоритетность стратегических целей периодически меняется как на одном предприятии, так и от предприятия к предприятию. Многие факторы влияют на приоритетность той или иной стратегической цели, которые в совокупности можно подразделить на две категории – внутренние и внешние.

Основные внутренние факторы:7

                  •   масштаб предприятия;

                  •   стадия развития самого предприятия;

                  •   субъективный фактор руководства предприятия, собственников.

Масштаб предприятия играет важную роль. В малых и средних предприятиях автономия (самостоятельность) занимает обычно доминирующее место. В крупных же предприятиях в стратегическом направлении преобладает норма прибыли, и наибольшее внимание уделено экономическому росту.

Стадия развития предприятия существенно влияет на ранжирование его стратегических целей. Понятие «цикл жизни» позволяет определить проблемы, которые возникают у предприятия на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют его деятельность.

В период детства, когда обороты предприятия небольшие, предприятие главным образом сталкивается с проблемами выживания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудностей с денежными средствами; ему надо найти средства не только непосредственно на покрытие хозяйственных расходов, но также и на необходимые инвестиции для своего будущего развития. Здесь наибольшую роль играет финансовая устойчивость.

В период юности рост объемов продаж, первые прибыли позволяют предприятию решить свои проблемы с денежными средствами, и его руководители

могут постепенно сместить цели с финансовой устойчивости на экономический рост.

В период зрелости, когда предприятие уже заняло свою нишу на рынке и способность к самофинансированию довольно значительна, предприятие старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ему его объем, а также технический и коммерческий потенциалы.

В период старости, когда замедляется рост оборота, вектор стратегического развития предприятия снова перемещается в сторону финансовой устойчивости.

Кроме того, вектор стратегического развития предприятия зависит и от субъективного фактора. Как правило, основные цели формируют собственники предприятия. На крупных предприятиях, когда собственников много, например крупное акционерное общество, основные стратегические направления могут быть сформированы советом директоров или генеральным директором, но в интересах собственников. Действительно, несмотря на то что акционеры напрямую не принимают деловые решения, особенно ежедневные, они остаются верны предприятию, пока удовлетворены их интересы.

Внешние факторы также оказывают влияние на приоритетность той или иной стратегической цели предприятия. В частности, состояние финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политик государства, законодательных основ влияет на главные параметры функционирования предприятия.

Таким образом, финансовая политика – это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.8

Финансовая политика предприятия не может быть незыблемой, определенной раз и навсегда. Напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внутренних факторов.

Один из основных принципов финансовой политики – она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения.   Только на основе предвидения финансовая политика приобретает устойчивость.

Финансовую политику предприятия можно еще охарактеризовать как определенный алгоритм действий для достижения главной цели предприятия, который предполагает реализацию последовательных этапов и включает различные инструменты и механизмы.

Содержание финансовой политики многогранно и имеет следующие этапы:9

1. Определение стратегических  направлений развития.

2. Планирование:

•   стратегическое;

•    оперативное;

•    бюджетное.

3. Разработка оптимальной  концепции управления:

•    капиталом;

•   активами;

•   денежными потоками;

•   ценами;

•    издержками.

4. Контроль:

                    •   проверка выполнения планов;

                    •    сравнительный анализ;

                    •   ревизии;

                    •   аудит.

Этапы финансовой политики делят на долгосрочные и краткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течение длительного промежутка времени, как правило, больше года. Например, стратегическое планирование предполагает решение по закупке оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течение нескольких лет. Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он более 12 месяцев. Так, краткосрочные финансовые решения принимают, когда компания заказывает производственные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки и т.д.

Финансовая политика учитывает многофакторность, многокомпонентность и много вариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений и роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства.

Разработку и реализацию финансовой политики нужно постоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.

Оперативная финансовая стратегия - это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами, т.е. стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности; разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает:10

- валовые доходы и поступления  средств: расчеты с покупателями  за проданную продукцию, поступления  по кредитным операциям, доходы  по ценным бумагам;

- валовые расходы: платежи  поставщикам, заработная плата, погашение  обязательств перед бюджетами  всех уровней и банками.

Такой подход создает возможность предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами.

Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретном промежутке времени.

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.

Финансовая стратегия предприятия в соответствии с главной стратегической целью обеспечивает:11

1) формирование финансовых  ресурсов и централизованное  стратегическое руководство ими;

2) выявление решающих  направлений и сосредоточение  на их выполнении усилий, маневренности  в использовании резервов финансовым  руководством предприятия;

3) ранжирование и поэтапное  достижение задач;

4) соответствие финансовых  действий экономическому состоянию  и материальным возможностям  предприятия;

5) объективный учет финансово-экономической  обстановки и реального финансового  положения предприятия в году, квартале, месяце;

6) создание и подготовку  стратегических резервов;

7) учет экономических  и финансовых возможностей самого  предприятия и его конкурентов;

8) определение главной  угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение  и умелый выбор направлений  финансовых действий;

Информация о работе Формирование финансовой стратегии развития предприятия (на примере ОАО «Лукойл» )