Формирование затрат на оплату труда и организация расчетов с работниками по заработной плате на сельскохозяйственном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение формирования затрат на оплату труда и организации расчетов с работниками по заработной плате, а также исследование развития заработной платы и определение путей ее совершенствования.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
· Изучить сущность, содержание и задачи заработной платы;
· Освоить характеристику основных форм и систем заработной платы;
Рассмотреть начисление заработной платы при различных формах оплаты труда на предприятии;
Произвести анализ формирования затрат на оплату труда;
Определить перспективы развития и совершенствования формирования затрат на оплату труда и организации расчетов с работниками по заработной плате на сельскохозяйственных предприятиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3


1. Теоретические основы сущности труда и заработной платы в рыночных условиях

4
1.1. Сущность заработной платы и ее влияние на эффективность производства

4
1.2. Формы и системы оплаты труда
5
1.3. Нормативно-правовая база, определяющая состав фонда заработной платы

8

2.Финансово-экономическая характеристика СПК имени Клецкова

13

3. Формирование затрат на оплату труда и организация расчетов с работниками по заработной плате в спк имени клецкова


19
3.1 Начисление заработной платы при различных формах оплаты труда на предприятии

19
3.2 Организация расчетов с работниками предприятия по заработной плате

24
3.3 Анализ формирования затрат на оплату труда
26

4. Совершенствование формирования затрат на оплату труда и организации расчетов с работниками по заработной плате на сельскохозяйственных предприятиях




29

Выводы и предложения
34

Список использУЕМОЙ литературы
35

Файлы: 1 файл

Финансы курсоавя.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

       - Инструкция о составе фонда заработной платы и прочих выплат: Утв. Министерством  статистики и анализа Р5 приказом от  11.12.1998  г.  № 293  по согласованию с Министерством труда.  Министерством экономики, Министерством финансов и Национальным банком РБ (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 30 ноября 2007г. №160); [8]

- Инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (в редакции постановления Министерства труда РБ от 18.09.2008 № 134); [3]

- Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 20 сентября 2002 №123 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты РБ от 23 марта 2009 г. № 40); [6]

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007г. №604 «О заключении контрактов с руководителями государственных организаций» (в редакции постановления Совета Министров РБ от 30 сентября 2008г.); [9]

- Постановление Совета Министров от 26 декабря 2008г. №2020 «Об установлении размера минимальной заработной платы»; [10]

- Декрет Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики»; [11]

- Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 октября 2008 г. № 147 «О внесении дополнений в постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 122 и от 17 февраля 2005 г. № 13»; [12]

- Закон Республики Беларусь от 30 октября 1992 г. «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» в редакции Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2007 г. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь; [13]

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2009 г. № 103. [14]

- Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году» [15]

-  Закон РБ от 21.12.1991 № 1327-ХН "О подоходном налоге с физических лиц" (в редакции Закона РБ от 13.11.2008 № 449-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения"); [16]

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы» [17]

- Указ Президента Республики Беларусь  от 10 января 2009 г. № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» [18]

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2009 г. № 10З «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 и от 27 декабря 2004 г. № 1651 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам регулирования оплаты труда». [19]

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2008 г. № 842 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 555»;[20]

- Постановление Совета Министров РБ от 24 января 2008г. №100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней» в редакции постановления Совета Министров РБ от 8 сентября 2008г. №1308; [21]

- Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы РБ по вопросам государственного социального страхования и занятости населения» от 12 декабря 2008г.; [22]

- Рекомендации по совершенствованию состава заработной платы работников коммерческих организаций путем увеличения доли оплаты труда по тарифным ставкам (окладам), утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 июня 2009 г. № 73; [23]

- Основные положения  по составу затрат, включаемых  в себестоимость продукции (работ,  услуг), утвержденные постановлением  Минэкономики, Минфина и Минтруда  и соцзащиты РБ от 30.10.2008 №210\161\151.[24]

      Трудовой  кодекс Республики Беларусь - это  кодифицированный закон, подписанный Президентом Республики Беларусь 26 июля 1999 г. и вступивший в силу с 1 января 2000 г. Он состоит из 6 разделов, объединяющих 39 глав, насчитывающих 468 статей. Трудовой кодекс является основным нормативным актом, который регулирует трудовые отношения с момента их возникновения до их прекращения, а также отношения, связанные с трудовыми, определенными ст.4 ТК.

Постановлением Совета Министров от 26 декабря 2008г. №2020 «Об  установлении размера минимальной  заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и ее применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.

Инструкция о порядке  применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь от 6 ноября 2008г. №158 обеспечивает единый подход к дифференциации и регулированию тарификации  работников организаций, усиливает их социальную защищенность. Она создает единую основу для расчета заработной платы работников в зависимости от сложности выполняемых работ, количества, качества, условий труда и их квалификации. ЕТС - это инструмент тарифного нормирования оплаты труда работников и представляет она собой соотношение тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Применение ЕТС позволяет не допускать резкого расслоения общества по уровню доходов, что отмечается и международными экспертами, и сохранять в республике социальную стабильность.

В 2009 году в республике принят ряд новых нормативных  правовых актов, направленных на стимулирование решения задач по реализации продукции, товаров (работ, услуг), сокращения запасов  готовой продукции, поступления валютной выручки. Так, Указом Главы государства от 23.01.2009 № 49 нанимателям предоставлено право устанавливать условия оплаты труда работников, занимающихся вопросами реализации продукции, предусматривающие прямую зависимость уровня их заработной платы от объема полученной выручки от реализации, а при установлении условий оплаты труда работников, занятых вопросами обеспечения поступления валютной выручки, не применять Единую тарифную сетку работников Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2009 г. № 103 отменяет необходимость установления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда, для организаций, достигших предельного размера тарифной ставки первого разряда, т.е. снимает указанное ограничение. Кроме того, позволяет не ограничивать права нанимателей при включении в затраты выплат по тарифным ставкам и должностным окладам работников, исчисленным исходя из фактически действующей в организации тарифной ставки первого разряда, а не базового предельного норматива тарифной ставки первого.

Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций  отраслей экономики» установлены единый норматив и единая база для отнесения выплат стимулирующего характера на затраты (в размере 80% суммы заработной платы работников, исчисленной по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам), взамен трех ранее действовавших нормативных размеров (30% начисленной премии, 30 % надбавки за высокие достижения в труде и 20% надбавки за стаж работы), исчисляемых от разных баз; при обеспечении рентабельной работы организациям предоставлена возможность направлять на выплаты стимулирующего характера до 100% тарифной части заработной платы работников; значительно расширены права нанимателей в части установления в пределах норматива гибкой дифференцированной системы стимулирования работников, учитывающей личный вклад в результаты деятельности организации каждого из них, и позволяющей выплачивать им премии и надбавки в неограниченных размерах. Наниматель сам будет решать, какое направление деятельности необходимо стимулировать, какие виды и в каких размерах стимулирующие выплаты он будет устанавливать и при каких условиях их выплачивать работникам; значительно упрощены расчеты сумм средств на оплату труда, относимых на себестоимость и включаемых в затраты.

   Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2008 г. № 842 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 555» принято в целях изменения порядка премирования руководителей (их заместителей) и главных специалистов рентабельно работающих коммерческих организаций.

      Инструкция о составе фонда заработной платы и прочих выплат применяется только  при   заполнении юридическими лицами и их обособленными подразделениями независимо от формы  собственности  в  государственной  статистической  отчетности сведений  о  фонде заработной платы и прочих выплатах, не входящих в состав фонда заработной платы. Данная инструкция  используется в целях уточнения состава выплат,  входящих в фонд  заработной платы.

Таким образом, значительным является изучение и разработка законодательных  нормативно-правовых актов по регулированию вопросов, связанных с организацией расчетов по оплате труда. При этом немаловажным является учет специфики работы сельскохозяйственных организаций. Мы полагаем, что на современном этапе развития международных отношений следует также при разработке законов учитывать и аспекты международных стандартов в области организации расчетов по оплате труда.

 

 

 

 

 

 

 

2. Финансово-экономическая характеристика СПК имени Клецкова

 

Сельскохозяйственный  производственный кооператив имени  Клецкова образован 30.06.2003 года в результате переименования колхоза имени Л.Г.Клецкова в СПК имени Клецкова.

Хозяйство расположено  в районном центре Гродненской области - г. Ошмяны. Расстояние до областного центра- 220 км. Среднесписочная численность работников - 203 чел.

Важным ресурсом сельскохозяйственных предприятий является земля. Земля в сельскохозяйственном производстве выступает в качестве главного средства производства, а также является предметом труда. Динамика землепользования СПК имени Клецкова представлена в таблице 2.1 (Приложение 1).                                                                 

Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что  за период с 2005 года по 2007 год площадь земель, закреплённых за хозяйством, увеличилась на 537 га. Доля сельскохозяйственных угодий от общей земельной площади составила 88,7 % или 4470 га. В 2008 году произошла трансформация 758 га пастбищ в сенокосы. При характеристике условий производства важным является оценка фактического состояния и структуры земельного фонда, установление уровня освоенности и распаханности земель. Следует отметить, что уровень распаханности в хозяйстве составляет 67,5 %, что говорит об интенсивном использовании земельных ресурсов.

Одним из основных условий  рационального землепользования хозяйства  является правильный подбор и сочетание  возделываемых культур. Чем больше доля высокоурожайных культур в общей посевной площади, тем выше валовой выход продукции и наоборот. Динамика размера и структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур в СПК имени Клецкова представлена в таблице 2.2 (Приложение 2).

Анализ данных таблицы 2.2 показывает, что за период с 2006 года  по 2008 год общая площадь посевов данных культур в хозяйстве увеличилась на 190 га  и составила 3015 га. Основная площадь пашни хозяйства занята посевами зерновых и зернобобовых культур (52,4 %). Это обусловлено обязательством СПК имени Клецкова перед государством по выполнению планового объёма государственных закупок зерна, а также необходимостью выплаты заработной платы в натуральном выражении работникам, занятым в сельскохозяйственном производстве.

За анализируемый период сократилась доля кормовых культур в структуре посевов (кроме кукурузы на силос и зеленый корм) и выросла доля рапса.

Однако для производства кроме земельных ресурсов нужны  животные, фермы, техника, молокопроводы, различные цеха и другие объекты, которые представляют собой основные средства. Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий основными средствами производства и эффективность их использования являются важными факторами, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности, в частности качество, полнота и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, а, следовательно, и объем производства продукции, ее себестоимость, финансовое состояние предприятия. Показатели обеспеченность, состояния и эффективности использования основных производственных фондов в СПК имени Клецкова представлены в таблице 2.3. (Приложение 3)

На основании данных приведенных в таблице 2.3 можно сделать вывод, что показатель фондовооруженность в 2008 г. увеличился на 42,43 млн. руб./ чел. по сравнению с 2006 г., что связано с ростом стоимости фондов и сокращением численности работников. Об увеличении обеспеченности предприятия основными производственными фондами свидетельствует рост фондообеспеченности на  2 млн. руб./ га. Уменьшение наблюдается по фондоемкости с 6,97 млн. рублей до 6,59 млн. рублей, что является положительным фактором и свидетельствует о снижении затрат фондов на производство продукции.

На данный период основные фонды хозяйства постепенно обновляются высокопроизводительной техникой, о чем свидетельствует рост коэффициента обновления, однако коэффициент годности фондов свидетельствует о полном износе более половины основных производственных фондов.

Важную роль в развитии любого предприятия играет наличие  трудовых ресурсов и их заинтересованность в результатах своего труда.

От обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами и эффективности  их использования зависят объем  и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как результат объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Поэтому рассмотрим динамику численности работников в таблице 2.4 (Приложение 4)

Информация о работе Формирование затрат на оплату труда и организация расчетов с работниками по заработной плате на сельскохозяйственном предприятии