Функции коммерческого банка как финансового посредника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование функциональной деятельности коммерческих банков, содержания его операций как основы устойчивого, прибыльного функционирования банка, рассмотрение с этой точки зрения оптимальной структуры ресурсов на основе определения экономического содержания пассивных операций. Для этого необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть принципы, и признаки коммерческого банка;
· раскрыть роль и функции коммерческих банков как посредников в распределении финансовых ресурсов;
· проанализировать ОАО «Сбербанк России».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы функций коммерческого банка …………...5
1.1. Принципы и признаки деятельности коммерческого банка как финансового посредника…………………………………………………………....5
1.2. Цель и функции банка как финансового посредника ……………….…...10
1.3. Правовое регулирование деятельности коммерческого банка .................15
Глава 2. Анализ ОАО «Сбербанка России» как финансового посредника..20
2.1. Виды и классификация пассивных операций……………………………..20
2.2. Виды и классификация активных операций ……………………………...22
2.3 Перспективы развития ОАО «Сбербанка России» как финансового посредника ……………………………………………………………………..…..24
Заключение………………………………………………………………………...32
Список литературы и использованных источников................................….35

Файлы: 1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА.docx

— 68.49 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Цель и функции банка как финансового посредника

Одной из важных функций  коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в  процессе кругооборота фондов предприятий  и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции  коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения  ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение  ресурсов осуществляется по горизонтали  хозяйственных связей от кредитора  к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев  в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных  средств. В результате достигается  свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее  рыночному типу отношений.

При выполнении посреднической функции банки осуществляют трансформацию  сроков, т. е. преобразование «коротких» денег в «длинные». Для того чтобы  не нарушить свою ликвидность, банк в  принципе может предоставлять долгосрочные кредиты только за счет долгосрочных депозитов и других источников, привлеченных на длительный срок, краткосрочные  же депозиты («короткие» деньги) могут  служить источником только краткосрочных  ссуд. Трансформация сроков становится возможной потому, что, во-первых, многие кредиторы оставляют свои деньги в банках дольше, чем это согласовано  юридически, во-вторых, уходящие денежные средства часто заменяются вновь  приходящими, поэтому общая сумма  привлеченных средств остается неизменной. Вместе с тем трансформация сроков связана с риском, в связи с  этим наряду с внутренним контролем  ликвидности всегда существует система  внешнего регулирования банковской ликвидности и контроля со стороны государства. Несовпадение кредитов и вкладов происходит не только по срокам, но и по величине. Часто кредиты предоставляются в больших объемах, чем внесенные вклады, поэтому банк осуществляет трансформацию размеров денежных сумм, т. е. именно он трансформирует множество мелких вкладов в незначительное число больших по суммам кредитов. Если бы банки не делали этого, то лицам, нуждающимся в кредите, пришлось бы вести переговоры со множеством вкладчиков, что было бы и дорого, и неэффективно.

Значение посреднической функции коммерческих банков для  успешного развития рыночный экономики  состоит в том, что они своей  деятельностью уменьшают степень  риска и неопределенности в экономической  системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, помещенных на банковские счета.

Вторая  важнейшая функция коммерческих банков – стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики. Между тем все ее предшествующее развитие не создавало у непосредственных производителей и других субъектов хозяйственной жизни, включая население, достаточных стимулов к сбережению и накоплению полученных доходов на потребляемую и накопляемую часть устанавливались директивным планированием. При невысоком уровне доходов населения его склонность к накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки.

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовывать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит формирование в Российской Федерации фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.

Наряду со страхованием депозитов  важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся у кредиторов средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

Третья функция банков – посредничество в платежах между  отдельными самостоятельными субъектами – при переходе к рынку приобретает  новое содержание. В условиях государственной  монополии на общественную собственность  все расчеты между субъектами этой собственности проводились  через единый государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности  сторон были рассчитаны на безусловную  концентрацию всех расчетов в одном  банке и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей при такой  системе расчетов выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные документы практически не изменились. Они по-прежнему ориентированы на совершение расчетных операций между филиалами одного банка, а платежные документы по форме являются внутрибанковскими документами. Но ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

Создание кредитных денег. Особая функция банков - создание кредитных денег в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, карточек, электронных переводов. Коммерческие банки образуют депозиты, во-первых, принимая наличные деньги от своих клиентов. При этом общее количество денег в обращении не увеличивается, происходит лишь замена одного вида кредитных денег (банкнот) другим (депозитами). Во-вторых, банк создает депозиты на основе выдачи банковских ссуд, приобретения у клиентов ценных бумаг, иностранной валюты и золота. При этом происходит увеличение объема денежной массы в обращении.

Проведение расчетов и платежей в хозяйстве. Основная часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Банки - посредники в платежах. Они осуществляют платежи по поручению клиентов, принимают деньги на счета и ведут учет всех денежных поступлений и выдач.

Организация выпуска и размещения ценных бумаг. Через эту функцию реализуется важная роль банков в организации первичного и вторичного рынков ценных бумаг. Осуществляя для своих клиентов выпуск и размещение акций и облигаций, коммерческие банки имеют возможность направлять капитал для производственных целей, для финансирования государственных расходов. Рынок ценных бумаг дополняет систему кредита и взаимодействует с ней3.

Оказание консультационных услуг. Консультационные услуги коммерческих банков заключаются в консультировании клиентов по таким вопросам, как повышение их кредитоспособности, получение лизинговых и инновационных кредитов, применение новых форм расчетов, использование пластиковых карточек, составление отчетности и др. За последние годы расширяются информационные услуги, связанные со сбором и предоставлением информации о кредитоспособности клиентов коммерческого банка, о рынке банковских услуг, процентных ставках по активным и пассивным операциям и т.д.

Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном  механизме экономики. Велика роль коммерческих банков в обеспечении расчетов в  народном хозяйстве и в нашей  стране.

В связи с формированием  фондового рынка получает развитие и такая функция коммерческих банков, как посредничество в операциях  с ценными бумагами.

1.3. Правовое регулирование деятельности коммерческого банка

Правовое регулирование  деятельности коммерческих банков осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "О банках и банковской деятельности"4, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"5, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Этими законами определены статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ, структура банковской системы России, ее функции и порядок и виды деятельности коммерческих банков, а также изложены методы регулирования и контроля деятельности коммерческих банков для обеспечения сбалансированности совокупного спроса и предложения.

В Федеральном Законе от 27.06. 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России) в главе X "Банковское регулирование и банковский надзор" в статье 56 сказано, что: "Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций". Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Организация банковского  надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях  международных банковских комитетов. Система банковского надзора  обычно включает:

- типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

- процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

- стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;

- порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;

- обязательность аудиторских проверок;

- порядок назначения временной администрации по управлению банком;

- объявление банков неплатежеспособными.

Первым этапом надзорной  деятельности является лицензирование банков. Лицензирование имеет целью  ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые  имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

Для получения лицензии подавший заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований, прежде всего, относительно:

- минимального размера уставного капитала;

- источников первоначально инвестируемого капитала;

- состава основных акционеров;

- квалификации и моральной характеристики руководства;

- круга предполагаемых операций и стратегии деятельности;

- правильности оценки банковских активов по их рыночной стоимости;

- комплекса мер по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности.

Помимо этого, при решении  вопроса о выдаче лицензии надзорные  органы могут учитывать, например, условия  по формированию сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учреждения на уровень конкуренции  в кредитно-финансовом секторе, национальную принадлежность капитала или учредителя в тех случаях, когда в стране действует особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц.

Лицензия должна содержать  положения о сроках ее действия, условиях их продления, возможности  внесения в нее поправок или ее аннулирования. В ней может быть оговорено утверждение Банком России кандидатур на высшие руководящие посты в банке после проверки их квалификации и опыта, существенных (свыше 5%) изменений в структуре собственности, слияний, а также перемены названия, уменьшения оплаченного капитала.

Аннулирование лицензии возможно при следующих обстоятельствах:

- неспособность создаваемого банка начать по истечении определенного срока осуществление операций;

- невыполнение банком условий лицензии или осуществление операций, не предусмотренных в лицензии;

- нарушение законов или нормативных актов;

- нанесение ущерба интересам кредиторов и вкладчиков при проведении операций.

Второй этап надзорной  деятельности - дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой  банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Можно выделить следующие  виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый.

Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства.

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка  страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.

Независимый контроль - это  контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т.е. аудиторскими фирмами.

Для оценки финансового положения  банка обычно используют периодическую  отчетную документацию и ежегодные  финансовые отчеты, включающие годовой  баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную  записку. Как правило, ежемесячно или  ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических  нормативов и предоставлять их в  течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.

Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:

- достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);

- качество его активов с точки зрения риска ликвидности;

- доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1 занятого);

- ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства).

В ст. 74 ФЗ "О Центральном  Банке РФ" указаны меры Банка  России, применяемые им в порядке  надзора в случаях нарушения  кредитной организацией федеральных  законов и нормативных актов  Банка России: "В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев".

Информация о работе Функции коммерческого банка как финансового посредника