Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 07:41, контрольная работа

Описание работы

Общемировая экономическая трансформация происходит на базе новейших технологий, концентрации производства и капитала, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов. Выдвижение высоких технологий на передний план в процессе экономического развития этих стран определило смену приоритетов в вопросах инвестирования и глобальной конкуренции. В развитых странах затраты на научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы составляют около 3% от ВВП.

Содержание работы

Тема 8. Государственное регулирование развития индустриального сектора экономики
Тема 9. Система государственных мер по эффективному использованию земельных ресурсов
Тема 10. Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики (ДКП)
Тема 11. Финансово-бюджетные методы регулирования
Тема 12.Региональная политика и госрегулирование социально-экономического развития регионов
Т ема 13. Роль производственной инфраструктуры в экономике страны
и регулирование ее развития в условиях рынка услуг
Тема 14. Государственное регулирование рынка труда, занятости и социальной защиты населения
Тема15. Государственное регулирование внешних экономических связей и международных интеграционных процессов

Файлы: 1 файл

ГРЭ 3-4.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Жетысуский  государственный университет им. И. Жансугурова

Финансово-экономический  факультет 

Кафедра финансов

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           

 

 

 

                                                                                                                    Выполнила:

                                                                                                                    Студентка 2 курса, группы ФР3 221 

                                                                                                                    Боднар Анастасия

                                                                                                                     по специальности «Финансы»

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    Руководитель:                                                               Торегожина М.Б.

                                                                                                                                

 

 

Содержание  выполненной работы:

 

Тема  8. Государственное регулирование развития индустриального сектора экономики   

Тема  9. Система государственных мер по эффективному использованию земельных ресурсов

Тема   10. Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики (ДКП)

Тема  11. Финансово-бюджетные методы регулирования

Тема 12.Региональная политика и госрегулирование социально-экономического развития регионов

Т ема 13. Роль производственной инфраструктуры в экономике страны

и регулирование ее развития в условиях рынка услуг

Тема 14. Государственное регулирование рынка труда, занятости и социальной защиты населения

Тема15. Государственное регулирование внешних экономических связей и международных интеграционных процессов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8.  Государственное регулирование развития индустриального сектора экономики

Мировые тенденции

Общемировая экономическая  трансформация происходит на базе новейших технологий, концентрации производства и капитала, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

Выдвижение высоких  технологий на передний план в процессе экономического развития этих стран  определило смену приоритетов в  вопросах инвестирования и глобальной конкуренции.

В развитых странах затраты на научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы составляют около 3% от ВВП.

Широкое использование  информационных технологий и техники  стало важнейшим фактором роста  конкурентоспособности экономики  различных стран. В сферу индустриализации и информатизации включаются не только промышленные отрасли, но также сельское хозяйство, сфера услуг.

Технологический прогресс изменил масштабы и структуру  производства индустриально развитых стран.

Развитыми странами осуществляется переход от индустриальной стадии развития экономики к постиндустриальной, информационной стадии.

Эти процессы активно  регулируются и стимулируются государствами. Их роль не ограничивается традиционными  рамками поддержки фундаментальной  науки и целевых исследований, но и включает меры по целенаправленному развитию приоритетных отраслей.

Инновационные процессы в экономике передовых индустриальных стран не совпадают с происходящими  событиями в странах с развивающейся  и переходной экономикой.

Не участвуя в создании нового поколения технологий и не успевая за их внедрением, последние все больше дистанцируются от авангарда экономического развития.

В результате сейчас в  мире создается система, при которой  передовые страны опережают остальные  за счет бурного развития новейших технологий, а в отстающие страны перемещаются производства с низкой добавленной стоимостью и экологически неблагополучными характеристиками.

Эта тенденция применительна  для Казахстана с его закрепляющейся сырьевой направленностью в мировом  разделении труда.

Технико-экономическое  развитие Казахстана в составе Союза  определяло насыщенность экономики  страны производствами и технологиями третьего и четвертого технологического уклада, при точечном внедрении технологий пятого и шестого. Технологические сдвиги в экономике Казахстана в 1992-2000 годах приобрели явно регрессивный характер и за прошедшие годы выразились в постепенной деградации ее технологической структуры. Подобное отставание означает сохранение периферийного положения Казахстана в современном мировом хозяйстве.

Вместе с тем имеющийся  производственно-сырьевой потенциал, высокий научный и образовательный  потенциал, достигнутый уровень  реформирования и открытости экономики  при направляющем воздействии со стороны государства оставляют  шанс Казахстану выгодно интегрироваться в мировые хозяйственные, экономические и технологические процессы.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ

Осуществление промышленно-технологической политики предусматривает два следующих  этапа с акцентированием в  каждой из них основных задач:

  • первый этап - посткризисно-стабилизационный - направлен на преодоление последствий кризисного спада и посткризисное восстановление (2001-2004 годы);
  • второй этап - устойчивое развитие - нацелен на выход на режим устойчивого и эффективного роста и рациональное изменение структуры промышленного производства, реконструкцию его материально-технической базы и применяемых технологий, органичное и равноправное включение национальной экономики в мирохозяйственные отношения (2005-2010 годы).

В целом приоритетами реализации промышленно-технологической политики в предстоящие годы будут:

  • технологическая перестройка промышленного сектора на основе передовых технологий, повышение качества и конкурентоспособности продукции;
  • развитие внутри- и межотраслевых, межрегиональных, а также межгосударственных хозяйственных связей и кооперации. Формирование сквозных технологических циклов от добычи сырья до производства продукции высокой товарной готовности;
  • формирование корпоративных структур, эффективных в плане развития производств, инноваций и менеджмента, экспансии на внутреннем и внешнем рынках;
  • масштабное внедрение информационных техники и технологий, построение на этой основе взаимоувязанных рынков товаров и услуг;
  • коммерциализация научно-технической сферы - поощрение разработки и коммерциализация новейших технологий.

Возможности

Благоприятными  факторами для развития промышленного  сектора становятся:

  • высокие темпы роста мировой экономики и, соответственно, расширение спроса на отечественные сырьевые ресурсы и продукты их первичной переработки;
  • стабилизация и рост производства в странах - традиционных торговых партнерах (СНГ) с расширением возможностей экспорта, налаживания межгосударственной кооперации с последующим совместным выходом на рынки третьих стран;
  • размещение в Казахстане части воспроизводственного процесса производства готовой продукции ведущих мировых производителей, ориентированных на потребительский рынок СНГ и Центрально-Азиатского региона, с постепенным расширением использования местного сырья и комплектующих и последующим экспортом в сопредельные страны (региональные филиалы);
  • расширение емкости внутреннего потребительского рынка. Растущий рынок товаров и услуг нефтяных проектов. Стабилизация и потенциальный рост аграрного производства, стимулирующего развитие сопряженных отраслей промышленности (сельхозмашиностроение, химия, переработка сельхозсырья).

Угрозы

Факторами, препятствующими  устойчивому развитию промышленного  сектора, могут стать:

  • - закрепление сырьевой направленности промышленности и экономики, деградация обрабатывающих отраслей и возникновение угрозы деиндустриализации страны;
  • - уязвимость экспортоориентированных отраслей в связи с зависимостью от колебаний конъюнктуры мировых цен на узкую группу товаров, являющихся основными статьями экспорта страны. Растущая конкуренция со стороны производителей аналогичной продукции в сопредельных странах;
  • - усиление зависимости от внешних поставок при имеющихся и потенциально реализуемых возможностях собственных производств: 
    оборудования и комплектующих (технологическая зависимость); 
    энергоносителей (газа, электроэнергии, нефтепродуктов);
  • вытеснение с внутреннего потребительского рынка товаров отечественного производства импортной продукцией;
  • неурегулированность внешнеторговых отношений, несправедливая конкуренция и протекционизм на мировом рынке, приводящие к экономической дискриминации отечественных товаропроизводителей.

Таким образом, императивом  дальнейшего развития промышленного  сектора становится не только стабилизация и рост производства, но и глубокая перестройка его структуры, восстановление единства воспроизводственного процесса всей экономики.

Неудачные попытки развернуть в предыдущие годы действенную структурную  политику во многом обусловлены неадекватностью  модели минимизации регулирующей роли государства в рыночной экономике казахстанским условиям.

Опыт прошлых лет, когда  государство отошло от активной инвестиционной политики, показал, что частный сектор не смог обеспечить масштабных долгосрочных вложений в экономику, прежде всего в обрабатывающую промышленность.

Не оправдались надежды  на активное привлечение иностранных  инвестиций в модернизацию перерабатывающих отраслей.

Вышеназванные тенденции  продолжают сохраняться. Практически  на нынешнем этапе только государство  может выступить инициатором структурных изменений в промышленном секторе.

В реформационной практике государства, однако, до сих пор отсутствует  четкая и системная промышленная политика, хотя сменилось несколько  концепций политики в промышленной сфере.

Основная их направленность - необходимость ускорения научно-технического прогресса, приоритетного внимания к формированию высокотехнологичных отраслей и видов производства, выхода обрабатывающих отраслей на мировой уровень конкурентоспособности и их превращения в главный источник наращивания экспортного потенциала.

Прогрессивная и стратегически  безальтернативная линия оказалась  нереализуемой в период кризиса  и посткризисного восстановления, характеризующий  состояние экономики страны в  последние годы.

Основные причины:

  • объективная противоречивость (несовместимость) мер промышленной политики и мер финансовой стабилизации, необходимых в качестве общей макроэкономической предпосылки стабилизации реального сектора;
  • государственный бюджет перестал быть активным инструментом инвестиционной политики;
  • комбинация инструментов промышленной политики не соответствовала конкретному этапу рыночной трансформации реального сектора, не была соотнесена с реальными возможностями;
  • чрезмерность числа определенных государством "приоритетов" селективной поддержки, субъективизм в их определении;
  • не налажено эффективное взаимодействие государственных органов с субъектами рынка в вопросах внешнеторговой и научно-технологической политики.

 

 

 

 

 

 

Тема 9.   Система государственных мер по эффективному использованию земельных ресурсов

Земля - как основное средство производства в аграрном секторе  экономики. Проблема эффективности  использования сельскохозяйственных угодий и ее связь с организационно-технологическими основами производства. Многоукладность аграрного сектора и роль государства в обеспечении рационального использования земельного, материального, технического и интеллектуального потенциала села.

Особенности сельского  хозяйства и научное обоснование  приоритетности развития его отраслей. Механизмы государственной поддержки аграрного сектора и регулирования его развития в перспективе. Роль государства в укреплении хозяйственно-экономических связей между секторами агропромышленного комплекса и направлений их интересов в единое русло. Агропромышленная интеграция как фактор повышения эффективности производства. Основные факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятий агропромышленного комплекса. Роль государства во внедрении кластерной системы организации производства.

Ареал государственных интересов в повышении экономической и экологической эффективности землепользования и в научно-техническом обеспечении развития земледелия и животноводства. Методы влияния государственных органов на определение планового объема производства сельскохозяйственной продукции. Вопросы эффективной реализации продуктов аграрного сектора и механизмы ее стимулирования со стороны государства.

Информация о работе Государственное регулирование экономики