Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 07:41, контрольная работа
Общемировая экономическая трансформация происходит на базе новейших технологий, концентрации производства и капитала, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов. Выдвижение высоких технологий на передний план в процессе экономического развития этих стран определило смену приоритетов в вопросах инвестирования и глобальной конкуренции. В развитых странах затраты на научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы составляют около 3% от ВВП.
Тема 8. Государственное регулирование развития индустриального сектора экономики
Тема 9. Система государственных мер по эффективному использованию земельных ресурсов
Тема 10. Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики (ДКП)
Тема 11. Финансово-бюджетные методы регулирования
Тема 12.Региональная политика и госрегулирование социально-экономического развития регионов
Т ема 13. Роль производственной инфраструктуры в экономике страны
и регулирование ее развития в условиях рынка услуг
Тема 14. Государственное регулирование рынка труда, занятости и социальной защиты населения
Тема15. Государственное регулирование внешних экономических связей и международных интеграционных процессов
В ближайшие 3 года ожидается дальнейший рост депозитной базы банков, расширение кредитной деятельности банков и дальнейшее снижение ставок вознаграждения по кредитам экономике. Ожидается, что в 2004-2006 годах депозиты резидентов вырастут в 1,8 раза, а кредиты экономике – почти в 2 раза. Ставка вознаграждения по выданным тенговым кредитам юридическим лицам к концу 2006 года снизится до уровня 10,0%-12,0%.
Национальный Банк будет тесно
координировать свою деятельность с создаваемым
Агентством финансового регулирования
и надзора финансового рынка и финансовых
организаций.
В целях совершенствования механизмов и процедур надзора за финансовым рынком будут продолжены мероприятия по дальнейшему внедрению международных стандартов регулирования отдельных сегментов финансового рынка, таких как принципы Базельского комитета для банковской системы, требования Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS) для страхового рынка, принципы регулирования рынков ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам (ISOСО), отдельных норм и директив Европейского союза. Будет разработана схема оперативных действий при нарастании системного риска и/или возникновения кризисных ситуаций. Также, в целях повышения прозрачности деятельности банков, будет продолжена работа по переходу банков к международным стандартам финансовой отчетности, что обеспечит адекватность и надежность составляемой банками финансовой отчетности.
Тема 11. Финансово-бюджетные методы регулирования
Цели и инструменты фискальной политики.
Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.
Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.
2.Налоговоя политика .Налоговая
система РК.
Налоговая политика — часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики.
Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого предела, желание и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого продукта, взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают само налоговое дерево, которое их питает. Так что в основу государственной налоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки. Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики. Как уже отмечалось, главной статьей бюджетных доходов являются налоги.
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее — налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В Казахстане основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РК.
Виды и группы налогов
Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж . Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
- Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называются косвенными. Они частично или полностью переносятся на товары или услуги. В Казахстане примерно одна половина налогов сборов приходится на прямые налоги, другая — на косвенные.
Основные налоги
1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога — в Швеции.
2. Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог. Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). В Казахстане ставка этого налога близка к той, что действует в ведущих развитых странах — до 30%.Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться : вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается, с точки зрения налогообложения, в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.
В зависимости от подхода к двойному
налогообложению распределяемой прибыли
национальные системы взимания налога
на прибыль предприятий можно сгруппировать
следующим образом:
• классическая система, при которой распределяемая
часть прибыли облагается вначале налогом
на прибыль предприятий ,а затем личным
подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды
и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а
также Россия);
• система снижения налогообложения на
уровне компаний при которой распределяемая
прибыль либо облагается по более низкой
ставке корпоративного налога (Австрия,
Германия, Япония), либо частично освобождается
от налогообложения (Испания, Финляндия);
• система снижения налогообложения
на уровне акционеров, при которой либо
акционеры частично освобождаются от
уплаты подоходного налога на получаемые
ими дивиденды независимо от того, удержан
или не удержан корпоративный налог с
распределяемой прибыли (Австрия, Дания,
Канада, Япония); либо налог, уплаченный
компанией с распределяемой прибыли, частично
засчитывается при налогообложении акционеров
(Великобритания, Ирландия, Франция);
• система полного освобождения распределяемой
прибыли от корпоративного налога на уровне
фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров
(Австралия, Италия, Финляндия).
3. Социальные взносы (социальные
налоги) охватывают взносы предприятий
на социальное обеспечение и налоги на
заработную плату и рабочую силу. Они представляют
собой выплаты, которые осуществляются
частично самими работающими, частично
— их работодателями. Они направляются
в различные внебюджетные фонды: по безработице,
пенсионный и т.д. Государство также принимает
участие в финансировании этих фондов.
Налоги на фонд заработной платы и рабочую
силу выплачиваются только работодателями.
В Казахстане взносы предприятий в государственные
внебюджетные фонды составляют около
20% от их затрат на заработную плату.
4. Поимущественные налоги — это налоги на имущество, земля и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.
5. Налоги на товары и услуги,
прежде всего таможенные пошлины и сборы,
акцизы, налог с продаж и налог на добавленную
стоимость. Последний схож с налогом с
продаж, при котором всю его тяжесть несет
конечный потребитель. Налогоплательщики,
которые в процессе работы добавляют стоимость
к поступившим в их распоряжение предметам
труда, облагаются налогом с этой добавленной
стоимости. Но каждый налогоплательщик
включает эту сумму в цену своего товара,
который движется по цепочке вплоть до
конечного потребителя. В Казахстане используется
несколько упрощенная, так называемая
косвенная модель исчисления добавленной
стоимости, т.е. не прямо с величины добавленной
стоимости, рассчитать которую непросто,
а исходя из величины реализации произведенной
продукции за минусом закупленных сырья,
материалов, полуфабрикатов и т.д. Налог на добавленную стоимость
взимается в Казахстане (по стандартной
ставке 15 %)и почти во всех развитых странах
по основной (стандартной) ставке, которая
колеблется, например, в ЕС, вокруг 15%. Однако
по некоторым товарам и услугам НДС не
взимается, а по другим взимается по повышенной
или пониженной ставке. В большинстве
регионов Казахстана взимается и налог
с продаж (по ставке до 15%) с ряда товаров
и услуг.
В Казахстане в местные бюджеты целиком
поступают налоги на имущество физических
лиц и земельный налог, налог на наследство
или дарение и некоторые незначительные
налоги, налог на имущество организаций,
налог на недвижимость, налог с продаж,
дорожный и транспортный налоги и ряд
менее значительных налогов. К Республиканским
налогам относятся налог на добавленную
стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий,
взносы во внебюджетные фонды, таможенные
пошлины.
3.Основные типы фискальной
политики.
Государство обладает возможностями
косвенно воздействовать на спрос со
стороны частных предприятий
и домашних хозяйств, сдерживая или
стимулируя его с помощью налогов и таких
трансфертных платежей, как пенсии, стипендии,
пособия. В макроэкономической финансово-бюджетной
политике принято разделять две генеральные
линии, складывающиеся в зависимости от
общей экономической ситуации в стране,
фазы колебательного цикла, в которой
находится экономика. В период экономического
бума, резкого подъема деловой активности,
бурного экономического роста фискальная
политика носит ограничительную направленность,
сдерживает параметры роста в допустимых
пределах. В более опасные периоды экономического
кризиса, обусловленного нарастающим
спадом производства, затуханием экономической
активности, государственная фискальная
политика носит расширительный характер,
то есть направлена на расширение производства
и других видов экономической деятельности,
преодоления спада, депрессии, постепенный
переход от спада к подъему.
Политика стабилизации
— это действия правительства по регулированию
финансовых потоков, денежного обращения
с целью приблизить объем валового национального
продукта страны к его возможному в данных
условиях, потенциальному уровню и с целью
удержать при этом в допустимых пределах
инфляцию, обеспечить высокий уровень
занятости. Политика стабилизации — наиболее
типичная форма проявления фискальной
политики, соответствующая более или менее
устойчивому состоянию экономики. Она
призвана, с одной стороны, предотвратить
переход в неустойчивое кризисное состояние,
для чего надо удерживать экономические
параметры в определенных пределах, и,
с другой стороны, улучшать сложившуюся
экономическую ситуацию, стремясь приблизить
макроэкономические показатели к оптимальным.
Принято различать автоматическую и регулируемую стабилизацию. Автоматические (встроенные) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах.
Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или во изменение постоянно действующих правил, норм, установлений хозяйственной жизни. Точно так же, как летчик, чувствуя, что автопилот не справляется с управлением самолета, берет штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционной политике. Применение разных дискретных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией.