Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 07:41, контрольная работа

Описание работы

Общемировая экономическая трансформация происходит на базе новейших технологий, концентрации производства и капитала, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов. Выдвижение высоких технологий на передний план в процессе экономического развития этих стран определило смену приоритетов в вопросах инвестирования и глобальной конкуренции. В развитых странах затраты на научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы составляют около 3% от ВВП.

Содержание работы

Тема 8. Государственное регулирование развития индустриального сектора экономики
Тема 9. Система государственных мер по эффективному использованию земельных ресурсов
Тема 10. Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики (ДКП)
Тема 11. Финансово-бюджетные методы регулирования
Тема 12.Региональная политика и госрегулирование социально-экономического развития регионов
Т ема 13. Роль производственной инфраструктуры в экономике страны
и регулирование ее развития в условиях рынка услуг
Тема 14. Государственное регулирование рынка труда, занятости и социальной защиты населения
Тема15. Государственное регулирование внешних экономических связей и международных интеграционных процессов

Файлы: 1 файл

ГРЭ 3-4.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления  дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы  материальной помощи, изменение налоговых  ставок и другие аналогичные инструменты  воздействия. Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счет служит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей.

 
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь место выпуск избыточной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами.

В условиях высокой экономической  конъюнктуры потенциальный избыток  бюджета (превышение государственных  доходов над расходами) может  быть направлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий. В периоды спада деловой активности органы государственной власти должны увеличивать совокупный спрос даже ценой бюджетных дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать затем экономические процессы. Чаще всего задачей государственной бюджетной политики становится преодоление бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема государственного бюджета и до 1—2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Так что в большинстве случаев бюджетная политика может быть ориентирована на поддержание и даже разработку, принятие подобного бюджета. Но если дефицит бюджета достиг десятков процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Политика государственных расходов призвана прежде всего удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Государственная; политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета. Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.

 

Тема12.   Региональная политика и госрегулирование социально-экономического развития регионов

Формирование и методы осуществления региональной политики государства. 
Методология и проблемы стратегического планирования регионального развития. 
Региональный аспект социально-экономической политики государства является сегодня самым слаборазработанным объектом научных исследований. Основными причинами являются: а) одновременный отказ от принципов и методов народнохозяйственных проблем; б) сведения на нет роли исследований по оптимизации размещения производительных сил страны; в) полная неразбериха в деле разграничения функциональных обязанностей центральных и местных органов управления хозяйственными и социальными процессами.

Так, в начале февраля 1995 г. Были официально приняты «важнейшие показатели социально-экономического развития в Республике Казахстан на 1995г.», где среди данных за 1993 -1995гг. полностью отсутствовали показатели по региональному разрезу. А в начале марта 1997г. Министерством экономики был подготовлен и разослан министерством, ведомствам, областным акиматом пакет документов по формированию среди срочного плана 1999-2005гг. с разбивкой на два периода: 1999 -2000 и 2001-2005гг. При этом ссылка делается на утвержденный Правительством РК (от 14 мая 1996г.,№596) «Порядок разработки и реализации индикативных планов социально-экономического развития РК», который изобилует явными недоработками и ошибками. Достаточно привести лишь один факт: в «Порядке» утверждается, что политика является «рычагом», рычаг является «инструментом», инструмент является «индикатором», индикатор является «показателем» и т.д. Если среднесрочный план на 1999-2005гг. разрабатывать на такой «методологической» базе, то ясно, что ход его выполнения невозможно контролировать, т.е. невозможно давать оценку деятельности государственных органов управления экономикой. 
9 сентября 1996г. постановлением Правительства была одобрена «Концепция региональной политики РК», основу которой составляет типология регионов с позиции формирования бюджетной, налоговой политики и с позиции их специализации.  
Методология и проблемы стратегического планирования регионального развития. 
Соблюдение принципа комплексности обеспечивается:

- ориентацией на показатели  республиканского (областного) плана,  разработанного на соответствующие  периоды; 

- определением и оценкой  параметров местных природно- экономических, материально-технических и интеллектуальных ресурсов;

- обобщение социально-хозяйственных  намерений предприятий, работающих  на базе частной собственности  ;

- сочетанием государственных  отраслевых и региональных интересов. 
 
«Неравномерность и несогласованность рыночных реформ по вертикали и горизонтали государственных и региональных структур управления не позволяют целенаправленно осуществлять единую государственную политику реформ». Содержание цитаты лишний раз доказывает, что основные причины низкого социального положения абсолютного большинства людей имеют субъективный характер. 

В ближайшей перспективе  основной линией децентрализации управления страной и ее экономикой должна быть передача ряда его функций местным  представительным и исполнительным органам. В их компетенцию , кроме конституционных полномочий входят вопросы муниципального характера:

-обеспечение комплексного  развития экономики соответствующих  территорий на базе самостоятельного  использования финансово-бюджеттных ресурсов и стимулирования вложения средств юридических и физических лиц; 
-осуществление мер по активизации предпринимательской деятельности, направленной на производство качественной продукции и оказания платных услуг с учетом местных особенностей природно-экономического, демографического, социально-культурного , интеллектуального характера;

-         принятие решений по стимулированию малой индустриализации села, которое позволит получить значительный эффект за счет сокращения потерь сельхоз. продукции и животноводства;

-создание условий  и механизмов привлечения иностранных  инвестиций с учетом местных  особенностей и интересов сбалансированного  развития экономики. 
Вопросы создания и функционирования специальных экономических зон решаются на основе Указов Президента РК, где оговариваются управленческие налогово-таможенные финанасово-кредитные и другие стороны жизнедеятельности. 
Основные направления функциональной деятельности центральных органов управления, направленной на решения проблем регионального характера. Они, на наш взгляд, сводятся к следующему:- последовательное осуществление Концепции общегосударственной региональной политики;

- использование всего  арсенала методов и механизмов  для создания режима наибольшего  благоприятствования для отсталых районов, депрессивных малых и средних городов республики;

- определение состава  функции центральных управленческих  органов с целью их передачи  местным представительным органам;

- научное обоснование  и установление уровня долговременных  нормативов распределения доходов между бюджетами;

- правильное определение  предпосылок создания СЭЗ с  учетом местных особенностей  природно-экономического, инфраструктурного  и социально-интелектуального характера.

 

Таковы некоторые основные соображения по рассматриваемой  проблеме.

 

Т ема13. Роль производственной инфраструктуры в экономике страны

и регулирование  ее развития в условиях рынка услуг

Инфраструктурное  обеспечение создает общие условия  для экономического роста, достижения непрерывности и сбалансированности. В системе народнохозяйственного комплекса различают многоуровневый способ существования инфраструктуры АПК, тесно связанный с особенностями сельского хозяйства (зависимость от почвенно-климатических условий, вовлечение живых организмов в производство, сезонность производства и так далее). В условиях перехода к рынку меняются требования к формированию производственной инфраструктуры АПК. Её становление потребует много времени и больших капитальных вложений, а также активной поддержки государства, о чем свидетельствует опыт развитых стран мира.

2. Инфраструктура  производственного обслуживания  формируется с учетом основных  факторов производства и классифицируется  по ряду признаков: по степени  влияния на производственный  процесс; по территориальному  признаку и отраслевому; по функциональному назначению. Находясь в составе ие-. рархической системы воспроизводства сельскохозяйственной продукции, она развивается в соответствии. с её конечной целью. Организационной формой функционирования инфраструктуры производственных услуг являются внутрихозяйственные подразделения и специализированные предприятия рыночного типа.

3. В результате  исследования предлагается классификация  инфраструктуры по пяти признакам  с учетом уровня развития производительных  сил и производственных отношений. С углублением разделения труда и с изменением системы управления состав инфраструктуры будет изменяться за счет новых видов деятельности, а ее значение в экономике будет усиливаться.

4. Развитие  рыночных отношений в АПК требует  коренного изменения в организационно-экономическом механизме функционирования производственной инфраструктуры в сельском хозяйстве, поскольку аграрный сектор экономики Республики переживает серьезный кризис. Доля продукции сельского хозяйства в структуре валового внутреннего продукта снизилась с 34% в 1991 г. до 10% в 2003 г., хотя на селе проживает 44% населения. Общий объем валовой продукции сельского хозяйства за этот период сократился на 41,1% и составил в 2000 г. 335 млрд. тенге. Наибольшее падение темпов производства произошло в отрасли животноводства - 72%, в том числе мяса - на 59%, молока - на 38,3, яиц - на 64,1 и шерсти - на 79,3%. Спад производства породил отрицательные тенденции и в инфраструктуре агропромышленного комплекса.

5. В ходе  аграрной реформы сельскохозяйственные товаропроизводители лишились значительной части ранее существовавшей инфраструктуры снабжения и ремонтно-технического обслуживания. Большинство хозяйств перешло на самостоятельное выживание, появились многочисленные посреднические организации и индивидуальные предприниматели, которые формально создают основу для развития рыночной конкуренции, но не обеспечивают комплексности поставок необходимых потребителям средств производства и сервисного обслуживания. Все это привело к спаду объемов производства продукции, удорожанию и -усилению физического и морального старения материально-технических средств на селе, к утере технического и кадрового потенциала специализированных служб и ухудшению финансового положения снабженческих, ремонтно-технических и агросервисных предприятий.

Наиболее  слабыми звеньями инфраструктуры являются оказание производственных услуг, прокат и лизинг техники, изучение и информационно-коммерческое обеспечение участников рынка, сервисное  обслуживание находящейся у товаропроизводителей техники.

6. В республике  создаются крупные формирования  агропромышленных структур: объединения,  союзы, корпорации агропромышленной  группы и зерновых компаний. Производственная  инфраструктура этих формирований  отвечает общим интересам участников, заключающимся в производстве продукции, её транспортировке, хранении, переработке и реализации потребителям. Экономический механизм позволяет совместно обновлять и строить подъездные пути, дороги, хранилища, улучшать материально-техническое обеспечение и сервисное обслуживание участников зерновых компаний и корпораций.

7. В целях  эффективного использования ограниченных  материально-технических ресурсов  и координации производственно-технического  и агро-сервисного обслуживания  сельских товаропроизводителей  предлагается создание центров агросервиса, их объединений и союзов на кооперативной основе на всех уровнях управления АПК: хозяйствующих субъектов, района (региона), области и республики. Интегрирование сельскохозяйственных формирований с обслуживающими учреждениями и организациями в виде кооперативов, ассоциаций и союзов позволяет обеспечить потребности, в производственно-технологических услугах, устранить противоречия в экономических интересах предприятий, решить проблемы неэквивалентного обмена между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, повысить эффективность материально-технических и финансовых ресурсов.

8. Развитие  производственной инфраструктуры  в сельскохозяйственных формированиях  в силу специфических особенностей  отрасли требует экономической  поддержки и усиления роли государственного регулирования на основе создания равных условий функционирования всех хозяйствующих субъектов, совершенствования механизма лизинговых отношений и финансово-кредитной системы на республиканском и местном уровнях.

Информация о работе Государственное регулирование экономики