Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 07:41, контрольная работа

Описание работы

Общемировая экономическая трансформация происходит на базе новейших технологий, концентрации производства и капитала, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов. Выдвижение высоких технологий на передний план в процессе экономического развития этих стран определило смену приоритетов в вопросах инвестирования и глобальной конкуренции. В развитых странах затраты на научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы составляют около 3% от ВВП.

Содержание работы

Тема 8. Государственное регулирование развития индустриального сектора экономики
Тема 9. Система государственных мер по эффективному использованию земельных ресурсов
Тема 10. Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики (ДКП)
Тема 11. Финансово-бюджетные методы регулирования
Тема 12.Региональная политика и госрегулирование социально-экономического развития регионов
Т ема 13. Роль производственной инфраструктуры в экономике страны
и регулирование ее развития в условиях рынка услуг
Тема 14. Государственное регулирование рынка труда, занятости и социальной защиты населения
Тема15. Государственное регулирование внешних экономических связей и международных интеграционных процессов

Файлы: 1 файл

ГРЭ 3-4.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема 14. Государственное регулирование рынка труда, занятости и социальной защиты населения

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей  силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

Большую роль в обеспечении занятости  играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

  • программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  • программы содействия найму рабочей силы.
  • правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице

Цели государственного регулирования рынка труда:

  • обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  • создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

  • активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
  • пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

  • стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
  • организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
  • развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
  • содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
  • государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
  • содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  • создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  • организация общественных работ.

Государственная поддержка  лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат —  обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Зависимость между безработицей и заработной платой

Важной основой регулирования  рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если допустить, что  существует одинаковое соотношение  между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может  быть преобразована в соотношение  между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие года кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Перечисленные направления  не исчерпывают всех мер воздействия  государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.

Биржа труда

Особое место в системе  государственного регулирования рынка  труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного  хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.

Основные направлениями деятельности бирж труда:

  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

Большинство экономистов  полагает, что проблема безработицы  и других диспропорций на рынке труда  может быть смягчена только с помощью  комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей  недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

 

Инструменты государственного регулирования

Можно указать  на следующие основные инструменты  государственного регулирования, так  или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. Во – первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокейнсианцев.

Во-вторых, среднесрочное  финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного  инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.

Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.

Целенаправленное  воздействие на организационной  аспект функционирования рынка труда  требует гораздо меньше бюджетных  средств, чем непосредственное поддержание  спроса на труд или связанные с  большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.

Одним из важнейших  направлений организационной деятельности государства выбрано создание служб  трудоустройства, первые из которых  появились в последней трети  ХIX века. Безработица и занятость, в первую очередь, зависят от состояния экономической коңюнктуры, определяющей инвестиционную активность и загрузку производственных мощностей.

 

 

Тема 15. Государственное регулирование внешних экономических связей и международных интеграционных процессов

      Государственное регулирование внешнеэкономических связей -это система

хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по

углублению  и расширению участия страны в  международном разделении труда  с

целью повышения  эффективности общественного производства и оптимизации

структуры потребления. Оно является составной частью механизма

воспроизводства национального экономического потенциала и представляет

собой один из основных объектов государственного регулирования  национальной

экономики наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и

территориальной ее структурой, научно-техническим  прогрессом, социальными

отношениями, окружающей средой и др. Глобальные цели государственного

регулирования внешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от

остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной

сферах. Это, например, преодоление кризиса экономики, необходимость

структурной перестройки производственного  потенциала, защита отечественного

производителя, увеличение занятости, оздоровление платежного баланса,

борьба с  инфляцией и т.д. Достижение поставленных целей и определяет

конкретные  направления, формы, масштабы государственного регулирования

внешнеэкономических связей. Существенное влияние при  этом оказывает внутри

- и внешнеэкономические установки государства, интегральный вектор

интересов субъектов  внешнеэкономической деятельности.

      Государственное регулирование  внешнеэкономических связей

осуществляется  при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных

средств, а  также политики в государственном секторе экономики.

      Сущность государственного регулирования  внешнеэкономических связей

заключается в приведении системы внешнеэкономических  отношений в такое

состояние, которое  обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных,

коллективных  и личных интересов субъектов  внешнеэкономической деятельности

в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права,

общепризнанных  международных норм и правил.

      Механизм регулирования международных  экономических связей представляет

собой определенную систему принципов, инструментов и  методов управления

отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности.

Эта система  включает три основных блока: принципы управления; совокупность

конкретных  методов и инструментов регулирования; институционно-правовые

структуры.

      Принципы управления внешнеэкономическими  связями характеризуют подход

к международным  экономическим отношениям. Различают  два главных принципа

международного  сотрудничества, которые определяют характер и формы

регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм  и свобода торговли.

      Протекционизм - это защита внутреннего рынка от иностранной

конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые

из-за рубежа товары, а также через такие  нетарифные ограничения, как

количественные  и валютные ограничения импорта  товара. Чрезмерный

протекционизм может привести к падению эффективности  производства

Информация о работе Государственное регулирование экономики