Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 07:41, контрольная работа
Общемировая экономическая трансформация происходит на базе новейших технологий, концентрации производства и капитала, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов. Выдвижение высоких технологий на передний план в процессе экономического развития этих стран определило смену приоритетов в вопросах инвестирования и глобальной конкуренции. В развитых странах затраты на научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы составляют около 3% от ВВП.
Тема 8. Государственное регулирование развития индустриального сектора экономики
Тема 9. Система государственных мер по эффективному использованию земельных ресурсов
Тема 10. Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики (ДКП)
Тема 11. Финансово-бюджетные методы регулирования
Тема 12.Региональная политика и госрегулирование социально-экономического развития регионов
Т ема 13. Роль производственной инфраструктуры в экономике страны
и регулирование ее развития в условиях рынка услуг
Тема 14. Государственное регулирование рынка труда, занятости и социальной защиты населения
Тема15. Государственное регулирование внешних экономических связей и международных интеграционных процессов
В целях углубления земельной реформы, повышения эффективности использования и охраны земельных ресурсов в условиях многообразия форм хозяйствования и перехода к рыночным отношениям Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить Концепцию
рационального использования и
охраны земельных ресурсов
2. Министерствам и ведомствам республики, местным исполнительным органам всемерно поддерживать Государственный комитет Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству и его органы на местах по реализации основных положений настоящей Концепции.
Тема 10. Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики (ДКП)
Сущность денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
В экономической политике в зависимости
от целевой направленности выделяют
следующие виды ДКП:
Жесткая ДКП – денежно-кредитная
политика, направленная на поддержание
на определенном уровне денежной массы с помощью инструментов ДКП.
Гибкая ДКП – денежно-кредитная политика,
направленная на поддержание на определенном
уровне процентной ставки.Инфляционное
таргетирование – ДКП, направленная на
поддержание на определенном уровне индекса
инфляции.
Денежно-кредитная экспансия –
ДКП, направленная на расширение денежной
массы в стране.
Денежно-кредитная рестрикция – ДКП, направленная на уменьшение денежной массы в стране.
Выбор вариантов ДКП
зависит от причин изменения спроса
на деньги. Например, если рост связан с инфляционными ожиданиями,
то уместна жесткая ДКП.
Главная цель денежно-кредитной политики
– регулирование хозяйственной конъюнктуры
путем воздействия на состояние кредита
и денежного обращения, создание условий
достижения устойчивого роста производства,
стабильного уровня цен, высокого уровня
занятости и баланса внешнеэкономической
деятельности.
Рассмотрим инструменты денежно-кредитной
политики.
1. Обязательные резервы – это
часть суммы депозитов,
2. Другим инструментом ДКП является изменение
учетной ставки (ставки рефинансирования),
по которой Центральный Банк выдает кредиты
коммерческим банкам. Если учетная ставка
повышается, то объём заимствований у
Центрального Банка сокращается, а, следовательно,
уменьшаются и операции коммерческих
банков по выдаче ссуд. Изменение учетной
ставки Центральным Банком можно рассматривать
как индикатор политики Центрального
Банка. К примеру, повышение ставки рефинансирования
сигнализирует о начале ограничительной
ДКП.
3. Операции на открытом рынке – широко
используются в странах с развитым рынком
ценных бумаг. Этот инструмент денежного
регулирования предполагает куплю-продажу
Центральным Банком государственных ценных
бумаг. Когда Центральный Банк покупает
ценные бумаги у коммерческого банка,
он увеличивает сумму на резервном счете
этого банка, соответственно, в банковскую
систему поступают дополнительные деньги
«повышенной мощности», и начинается процесс
мультипликативного расширения денежной
массы. Масштабы расширения будут зависеть
от пропорции, в которой прирост денежной
массы распределяется на наличность и
депозиты.
Таким образом, воздействуя на денежную
базу через операции на открытом рынке,
Центральный Банк регулирует размер денежной
массы в экономике. Часто подобные операции
осуществляются Центральным Банком в
форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО).
В этом случае Центральный Банк, например,
продает ценные бумаги с обязательством
выкупить их по определенной (более высокой)
цене через некоторый срок
Основные направления
деятельности Национального Банка
по регулированию денежно-
В июле 2003 года в Закон Республики Казахстан
«О Национальном Банке Республики Казахстан»
был внесен ряд принципиальных изменений
и дополнений, касающихся проведения Национальным
Банком денежно-кредитной политики, которые
вступают в силу с 1 января 2004 года.
Так, если по действующему законодательству основной задачей Национального Банка является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, то согласно последним изменениям основной целью Национального Банка станет обеспечение стабильности цен.
Основной причиной данных
изменений является необходимость более точной формулировки
основной цели Национального Банка в рамках
объявленного перехода к стандартам Евросоюза
и к принципам инфляционного таргетирования,
одним из условий которого является смещение
акцентов в политике Национального Банка
от ориентиров по обменному курсу к обеспечению
стабильности цен. Соответственно, любые
другие задачи и ориентиры, которые могут
возникать в ходе осуществления денежно-кредитной
политики, являются второстепенными.
Главной особенностью принципа инфляционного
таргетирования является его «направленность
в будущее», а именно, принятие параметров
денежно-кредитной политики на ближайшие
годы с учетом прогноза их влияния на инфляцию
в средне- и долгосрочном периоде.
В условиях усиления ответственности за целевые показатели по инфляции Национальный Банк, как и некоторые страны, использующие принцип инфляционного таргетирования, будет в дальнейшем устанавливать ориентиры по инфляции исходя из индекса «базовая инфляция», который будет отражать основные направления инфляционных тенденций. Правительство Республики Казахстан совместно с Национальным Банком разработает методику определения базовой инфляции.
Начаты работы по разработке модели
трансмиссионного механизма, которая
позволит оценивать изменение базовой
инфляции под воздействием основного оперативного
показателя, в качестве которого будет
принята ставка по операциям репо. Такая
модель позволит обеспечить строгое соблюдение
обязательств по инфляции и будет способствовать
повышению доверия к проводимой денежно-кредитной
политике.
Для выполнения основной цели Национальный
Банк продолжит реализацию следующих
задач:
1) разработка и проведение денежно-кредитной
политики государства;
2) обеспечение функционирования платежных
систем;
3) осуществление валютного регулирования и валютного контроля;
4) содействие обеспечению
стабильности финансовой
Исходя из этих задач, на 2004-2006 годы
определены следующие приоритетные
направления деятельности Национального
Банка.
В области денежно-кредитной политики приоритетным направлением будет максимальное приближение денежно-кредитной политики к мировым стандартам, в частности, к евростандартам.
Основной целью
денежно-кредитной политики на
предстоящие 3 года будет удержание
среднегодовой «базовой
Основными инструментами
денежно-кредитной политики будут
операции открытого рынка – продажа и покупка
ценных бумаг, и прежде всего, операции
репо и выпуск краткосрочных нот. Кроме
того, Национальный Банк будет осуществлять
регулирование официальных ставок и рефинансирование
банков путем переучета векселей, предоставления
банкам краткосрочных кредитов (дневных
и овернайт), а также приема депозитов
для регулирования краткосрочной ликвидности
банков.
В плане подготовки к планируемому переходу
к инфляционному таргетированию Национальный
Банк в 2004 году продолжит реализацию мер,
направленных на усиление регулирующей
роли своих официальных ставок. В предстоящие
3 года будут активно приниматься меры
по расширению регулирования ликвидности
операциями открытого рынка, в частности,
содействие развитию вторичного рынка
ценных бумаг. Будут приняты меры по увеличению
портфеля ценных бумаг Национального
Банка и развитию новых финансовых инструментов,
что позволит увеличить регулирующие
возможности Национального Банка и повысить
гибкость финансового рынка.
Для поддержания ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках Национальный Банк намерен сохранить режим плавающего обменного курса тенге, который обуславливает колебания курса в зависимости от спроса и предложения денег. Соответственно, Национальный Банк не будет устанавливать ориентиры по обменному курсу тенге, и вмешиваться в его формирование, осуществляя минимальное присутствие на внутреннем валютном рынке только при необходимости предотвращения спекулятивных скачков обменного курса тенге.
Будет продолжена работа по развитию вексельного обращения: формирование списка первоклассных эмитентов векселей, совершенствование нормативной правовой базы вексельного обращения и разработка процедуры учета векселей через центральный депозитарий.
Золотовалютные резервы Национального Банка будут поддерживаться на уровне, обеспечивающем покрытие более 3 месяцев импорта товаров и услуг. В 2004-2006 годах ожидается рост золотовалютных резервов Национального Банка более чем в 1,3 раза.
Годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранение высоких темпов экономического роста. За трехлетний период ожидается рост денежной базы и денежной массы в 1,8 раза, что выше темпов экономического роста за этот период. Таким образом, наблюдаемая на протяжении последних 3-4 лет тенденция роста монетизации экономики сохранится. При этом, опережение темпов роста денежной массы не будет представлять угрозу усиления инфляционных процессов, если рост производительности труда будет превышать темпы роста заработной платы, особенно в секторах, не связанных с добычей нефти.
В 2004 году Правительством
будет продолжена активная социальная
политика, которая предусматривает
повышение заработной платы работникам
бюджетных учреждений, а также
государственных служащих. По оценке
Национального Банка, в 2004 году доля наличных денег в структуре
денежной массы может вырасти до 25%, а затем
будет постепенно снижаться до 22%-23% в 2005-2006
годах.
Будет продолжена работа по совершенствованию
денежно-кредитной статистики и бухгалтерского
учета. Планируется составление обзора
финансового сектора на консолидированной
основе с включением счетов кредитных
товариществ и ипотечных компаний, а также
других финансовых институтов. Также предполагается
совершенствование финансовой отчетности
и установление требований к Главной бухгалтерской
книге и вспомогательному учету организаций,
регулирование деятельности которых возложено
на Национальный Банк.
Кроме того, в соответствии с международными
стандартами формирования статистики
платежного баланса и внешнего долга будут совершенствоваться статистический
учет операций и методологические подходы
формирования частного долга.
С целью совершенствования денежно-кредитной политики будет активизирован мониторинг предприятий реального сектора.
В области валютного регулировани
В целях дальнейшего
В области обеспечения функционирования
платежных систем приоритетным направлением на предстоящие 3 года
будет более полное их приближение к стандартам
Европейского союза. Будут развиваться
новые виды платежных инструментов.
Особое внимание будет уделено созданию
единой национальной сети по обслуживанию
платежных карточек путем внедрения и
развития Национальной межбанковской
системы платежных карточек на основе
микропроцессорной технологии. В рамках
ее внедрения в 2004 году начнет свою практическую
деятельность по обслуживанию межбанковских
транзакций по платежным карточкам ЗАО
«Процессинговый центр».
В последующие годы будет
рассмотрена возможность
В области содействия обеспечению стабильности
финансовой системы. Денежно-кредитная
политика будет способствовать сохранению
стабильности финансового рынка. Особое
внимание будет уделено дальнейшему развитию
страхового рынка, рынка ценных бумаг
и укреплению устойчивости банковской
системы, созданию условий для дальнейшего
роста кредитования банками реального
сектора экономики, а также совершенствованию
накопительной пенсионной системы.
Дальнейшее развитие финансового рынка
в соответствии с Концепцией развития
финансового сектора Республики Казахстан
на предстоящие 3-4 года будет проводиться
в направлении приближения всех его сегментов
к международным стандартам. Будет продолжено
формирование устойчивой и эффективно
функционирующей финансовой системы,
удовлетворяющей потребностям реального
сектора экономики.