Государственные Финансы. Методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики. Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Тема, которую я захотела раскрыть в своей курсовой работе одна из самых спорных и важных тем в современной России. Уровень жизни, возникновение или отсутствие экономических кризисов, возможность для развития малого и среднего бизнеса – всё это большей частью определяет политика государства в области бюджетных расходов и доходов.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственные финансы. 5
1.1. Понятие и функции государственных финансов. 5
1.2. Содержание государственных финансов. 7
2. Финансовая система России. 10
3. Государственный бюджет РФ. 15
3.1. Общие сведения о государственном бюджете. 15
3.2. Расходы РФ. 15
3.3. Методы финансирования расходов государственного бюджета. 19
4. Бюджетно-налоговая политика РФ. 25
4.1. Доходы бюджета РФ. 25
4.2. Фискальная политика в России. 27
4.3. Проблемы фискальной политики и её стабилизация. 28
Заключение 36
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Министерство общего образования Российской Федерации.docx

— 105.93 Кб (Скачать файл)

Министерство  общего образования Российской Федерации

Уральский Финансово Юридический институт

Курсовая работа

Тема: ”Государственные Финансы. Методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики. Финансовая система  России ”.

Выполнила: студентка

Проверил  преподаватель:

Екатеринбург, 2009 год

Содержание 
Введение 3 
1. Государственные финансы. 5 
1.1. Понятие и функции государственных финансов. 5 
1.2. Содержание государственных финансов. 7 
2. Финансовая система России. 10 
3. Государственный бюджет РФ. 15 
3.1. Общие сведения о государственном бюджете. 15 
3.2. Расходы РФ. 15 
3.3. Методы финансирования расходов государственного бюджета. 19

4. Бюджетно-налоговая  политика РФ. 25

4.1. Доходы  бюджета РФ. 25

4.2. Фискальная  политика в России. 27

4.3. Проблемы  фискальной политики и её стабилизация. 28

Заключение 36 
Список литературы 37

Введение

Тема, которую я захотела раскрыть в  своей курсовой работе одна из самых  спорных и важных тем в современной  России. Уровень жизни, возникновение  или отсутствие экономических кризисов, возможность для развития малого и среднего бизнеса – всё это  большей частью определяет политика государства в области бюджетных  расходов и доходов. От правильных и  продуманных шагов правительства  в этой области зависит благополучие миллионов наших соотечественников. Поэтому данная тема не теряет актуальности и встречается шквалом писем, статей и докладов в различных  экономических журналах, где рассматриваются  проблемы расходования средств государственного бюджета и налогообложения. Существующие принципы налогообложения основаны на отыскании «золотой середины», такой, чтобы с одной стороны, налоги помогали государству осуществлять свой функции, то есть были достаточными, а с другой стороны, не подавляли  бы экономические инициативы граждан  непомерно высокими ставками, и сложностью взымания. Впервые разработку таких принципов можно встретить у Адама Смита в его работе «Исследования о природе и причинах богатства народов», и у Рикардо, а в дальнейшем все они нашли своё отражение в современном налоговом законодательстве. В настоящее время можно встретить много работ, посвящённых оптимизации фискальной политики. В своей курсовой работе я использовала статьи доктора экономических наук (д.э.н.), профессора Ясина, кандидата экономических наук (к.э.н), доцента Сидоровой, к.э.н. Астапова, государственного советника налоговой службы 2 ранга, д.э.н. Кашина, заместителя директора НИИРаНС МНС России к.э.н. Бобоева и многих других. Моей целью было разобраться во всём том, что происходит сейчас в России, и что ожидает её в будущем. Задачей, поставленной предо мной было рассмотрение основных черт государственной политики, касающейся государственных финансов, методов финансирования расходов, раскрыть сущность современной фискальной политики со всеми её противоречиями и возможность её стабилизации. Исходя из этого, я определила следующую структуру своей работы: в первой главе я дала общее определение государственных финансов и расходов Российской Федерации в частности. Для выяснения роли и значения расходов Р.Ф. в экономической жизни общества, я провела их классификацию и показала структуру расходов федерального бюджета в 2001-2003 годах, а затем перешла к рассмотрению основных методов их финансирования, сначала общие способы, основанные на их реструктуризации и повышении эффективности, а затем и экстренные меры, возникающие при финансировании расходов в условиях бюджетного дефицита. Воспользовавшись информацией с сайта Министерства финансов, я рассмотрела то, что ожидается для расходов как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе. Во второй главе я обратила внимание на то, что по своей сути все государственные расходы покрываются государственными доходами, рассмотрела их структуру и выяснила, что доходы большей частью - это деньги налогоплательщиков, то есть поступают они в бюджет благодаря налогам. Здесь пришло время дать определение фискальной политики, рассмотреть связанные с ней проблемы нашей страны (а их оказалось немало). После этого я рассмотрела возможность стабилизации фискальной политики и меры, которые для этого нужно предпринять как правительству, так и каждому сознательному гражданину Российской Федерации. В связи с этим очень хочется надеяться, что каждый из нас поймёт непреходящую важность этих проблем и вместе со мной задумается над происходящим.

1. Государственные  финансы.

1.1 Понятие и  функции государственных финансов.

Роль  современного государства в экономике (иными словами - в экономическом  кругообороте) огромна. Государство  активно участвует в регулировании  экономической жизни своей страны. Именно регулирование экономики  составляет суть государственной экономической  политики.

Для регулирования  хозяйственной жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические меры. С их помощью государство вмешивается  в экономические процессы, чтобы достичь стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры. Главные цели государственной политики были сформулированы в теме 2, когда рассматривалась роль государства в рыночной экономике.

Государство регулирует рыночные процессы, противодействуя  монополизму и поощряя конкуренцию. Во время кризисов вмешательство  государства в экономику смягчает их негативные последствия и ускоряет выход из них. Государство также  само участвует в таких видах  экономической деятельности, которые  жизненно необходимы для всего общества в целом, но из-за малой прибыльности (а иногда и убыточности) не привлекает частный капитал. Для снятия социальной напряженности государство участвует в процессе перераспределения доходов, оказывая помощь малоимущим слоям населения.

Прямое вмешательство оказывает непосредственное воздействие на экономику в целом - на совокупный спрос и совокупное предложение.

Наиболее важной формой прямого вмешательства в экономику является создание государственного сектора. Выражая интересы всех экономических субъектов, государство организует производство и реализацию продукции отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности.

Госсектор предназначен для обеспечения нормального  функционирования хозяйства в целом. Как правило, он менее эффективен, чем частный, и бывает убыточным. Поэтому ему выделяются дотации. В разных странах доля производства госсектора существенно различается (даже в одной стране она не остается постоянной в зависимости от экономической  конъюнктуры, а также от целей  и задач конкретного курса  правительства).

При использовании второй важной формы прямого вмешательства государства в экономику, перераспределения доходов, значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, например, в виде субсидий, оплаты научно-исследовательских работ, выплаты процентов по ценным бумагам, пособий по безработице.

Через третью форму своего прямого вмешательства, различные экономические программы, государство содействует серьезным структурным сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета.

Косвенные формы  государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение.

Первая из них - кредитно-денежная система - используется для воздействия на экономику через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования.

Посредством налоговой системы государство  влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулировали с налоговой ставкой. Кроме того, многие налоги выступают в качестве ценообразующих факторов и их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг.

В настоящем  разделе рассматривается влияние  на экономику государственных финансов - то есть совокупности денежных средств (ресурсов), которые государство  мобилизует для выполнения своих  функций.

Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство мобилизует для выполнения своих функций.

Термин "финансы" происходит от латинского корня "финис", что означает "денежный платеж". Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе: в каждой стране "свои" государственные финансы отражают особенности "своего" государства.

Суть первой из них - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении госсектором, программировании и т.п.).

Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.

Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

И наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют государственные финансы, является наиболее современной - это экологическая функция. Она заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.

Выполнение  этих четырех функций возлагается  на современную финансовую систему, структура которой в зависимости  от поставленных конкретных задач отражена на рис 3. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных  финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.

1.2. Содержание  государственных финансов.

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство (в лице соответствующих структур власти), предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев государство оказывает влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, решение отраслевых и территориальных проблем.

Важную  роль в составе государственных  финансов играют бюджетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, республиканском (субъектов федерации) и местном  уровнях. С помощью бюджетных  отношений в распоряжение государственных  структур мобилизуется значительная часть  национального дохода, перераспределяемого  финансовым методом. Бюджеты разных уровней - федеральный, республиканские, местные являются финансовой базой деятельности соответственно для федеральных, республиканских и местных органов власти и управления.

Для выполнения общих функций в границах федерации  Россия формирует федеральный (центральный) бюджет. Его ресурсы предназначаются  для финансирования государственных  целевых комплексных программ, обеспечения  государственных расходов, связанных  с выполнением Россией федеральных  функций, а также содержания вооруженных  сил и органов управления. В  системе бюджетных отношений  Российской Федерации особое звено  составляют республиканские бюджеты. Аккумулируемые в них финансы предназначены для выполнения республиками, входящими в Российскую Федерацию, своих государственных функций.

Важное  значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с повышением роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти. Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Они хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными властями, тем не менее организационно отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, другие целевые фонды государственного и регионального значения (инновационный, природоохранительный, регионального развития и т.д.). Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержание государственного кредита. Госкредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных расходов. Привлечение государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.

С помощью  госкредита ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке, направляются на финансирование потребностей экономического и социального  развития. Госкредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

2. Финансовая  система России.

Финансовая  система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:

1) государственную  бюджетную систему;

2) государственный  кредит;

3) внебюджетные  специальные фонды;

4) фонды  имущественного и личного страхования;

5) финансы  предприятий различных форм собственности.

1 Бюджетная система. В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990-е гг. концентрировалось 52—50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48—50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% — в местных бюджетах.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и рядом других законов и постановлений  Правительства Российской Федерации  государственная бюджетная система  России была коренным образом перестроена  и в настоящее время она  включает три звена:

1) республиканский  бюджет Российской Федерации  или федеральный бюджет;

2) бюджеты  национально-государственных и административно-территориальных  образований (к ним относятся  республиканские бюджеты республик  в составе Российской Федерации,  краевые, областные бюджеты, бюджеты  автономных областей, автономных  округов и городские бюджеты  Москвы и Санкт-Петербурга). Это  бюджеты субъектов Федерации;

3) местные  бюджеты.

Все эти  бюджеты функционируют автономно. Местные бюд-х<еты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Таким образом, структура бюджетной системы  Российской Федерации приближена к  структуре бюджетных систем западных стран.

Если  в 2005 г. 70% ресурсов поступили в федеральный  бюджет и 30% — в бюджеты территорий и местные бюджеты, то в 2008 г. это  соотношение соответственно составило 49 и 51%. Однако средств территориям  не хватает, поскольку расширены  их функции, связанные с расходами, и задача состоит в увеличении их собственной доходной базы.

2 Государственный  кредит — это особая форма кредитных отношений между государством или местными органами власти и юридическими и физическими лицами, при которых государство или местные органы власти выступают главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот Центральным банком России для покрытия бюджетного дефицита и явилось мощным инфляционным фактором. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых среди юридических и физических лиц.

Информация о работе Государственные Финансы. Методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики. Финансовая система России